Урок добра, посвященный международному дню инвалидов. Урок Добра, посвящённый Международному Дню инвалидов Отчет всероссийский урок доброты ко дню инвалида

Методическая разработка занятия.

Тема: « Доброта спасет мир».
Цель занятия:
Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.
Обогащение словаря учащихся и формирование навыков словообразования:
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие умения редактировать текст.
3. Развитие высших психических функций - внимание, восприятие, логическое мышление.
Оборудование:
- птица « Счастья»;
- карточки с терминами
- сердечко (на каждого ученика)
- музыкальный материал: В.Я Шаинский « Если добрый ты», музыка для релаксации.
- белые ленточки на каждого
Основные понятия темы:
инвалид, инвалидность, инвалидность по зрению,
инвалидность по слуху

Доброта спасет мир.

1. Организационный момент (слайд 1)
2. Вступительное слово:
Классный руководитель: Сегодня к нам на занятие прилетела Птица, но необычная, а « Птица счастья». (слайд 2) Она летает по земле и сеет добро, среди людей, которые нуждаются в тепле, доброте, внимании и поддержке. И вот сегодня, она приглашает нас отправиться в одно из таких мест.(звучит релаксационная музыка)
Кл. рук: Закройте глаза и представите, что мы взлетаем. Все ваше тело становится невесомым. Это означает, что мы уже летим Летим за «Птицей счастья». И вот мы тихонько опускаемся на землю. Откройте глаза.
Воспитатель:- Как вы думаете, в какое место нас перенесла птица «Счастья»? Где необходима наша поддержка, забота и тепло?
(детский дом, там проживают дети сироты, в дом престарелых)
3. Основная часть
Кл. рук: Правильно вы говорите, всем им необходимо внимание и поддержка со стороны окружающих, но сейчас птица «Счастья» перенесла нас в « Общество инвалидов». Сегодня,
3 декабря – особенный день. 3 декабря Международный день поддержки инвалидов.
(слайд 3)
Кл. рук: Они так же нуждаются в добром, внимательном отношении. А как вы, понимаете слово инвалид? (звучат ответы детей)
Кл. рук: В энциклопедическом словаре это слово объясняется так (на доске запись, которую читают дети). Инвалид (от латинского слова) – слабый, немощный. Инвалидность - стойкое нарушение
(снижение или утрата) общей трудоспособности, в следствие заболевания или травмы.А как понимаете словосочетание
«Общество инвалидов» (группа людей с ограниченными возможностями) (слайд 4)
Кл. рук: К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким.
(слайд 5) «Травмы в школе и дома»
Кл. рук: Посмотрите на этот слайд. О чем он нас предупреждает? (ответы детей). Правильно баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам.
Кл. рук: Прежде чем продолжить разговор дальше, предлагаю посмотреть на следующий слайд. Кто это? (слайд 6)
Кл. рук: Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница - слепая)
Кл. рук: Таких людей называют « инвалид по зрению»
Внешне, они мало отличаются от нас с вами. Но им живется намного сложнее, чем нам, ведь они не видят окружающие нас предметов, различные ориентиры на дороге и дома.
Кл. рук: Прочитайте слово, написанное на доске (дети читают «зрение»)
-Какой части речи это слово? (существительное). (слайд 7)
Кл. рук: Образуйте от этого существительного прилагательное (зрительный)
-А теперь составьте словосочетание (зрительный зал)
- Составьте предложение с этим словосочетанием. (Ребята сидели в зрительном зале)
Кл. рук: Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которых отсутствует зрение? (ответы детей)
Кл. рук: Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть. А как вы думаете, могут ли они работать? (ответы детей)
Кл. рук: Есть « Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления
(крышки, выключатели, розетки) и даже могут читать книги, но специальные для слепых.
Кл. рук: Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»
Кл. рук: Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси ее ко мне.
- Рефлексия. Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
Кл. рук: Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.
Кл. рук: А сейчас, предлагаю вам, прочитать отрывок из произведения (на доске текст с пропущенными словами) (слайд 8)
« Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве. дятел. На болоте.лягушки. Возле цветка. шмель. В траве.. саранча».
Прочитай слова для справок: жужжит, стучит, стрекочет, квакает.
Кл. рук: К какой части речи они относятся. Вставьте глаголы по смыслу в текст. Прочитайте вслух, что получилось
. О чем текст? (о звуках природы).
Кл. рук: Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют инвалиды по слуху (на доске карточка – инвалид по слуху)
Кл. рук: Ответьте,что может привести к потери слуха.? Что нужно делать, чтоб этого избежать? (ответы детей)
Кл. рук: Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.
Динамическая пауза
Кл. рук: Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто.
Предлагаю: Встать на ноги повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.
Рефлексия
Кл. рук: Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.
- А ещё есть люди, у которых нет каких либо конечностей (рук, ног). Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках.
-А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите. Сейчас ребята из нашего класса расскажут об этих чудесах. (выступление подготовленных детей по статьям о людях – инвалидах. (слайд 9-11)
Кл. рук: Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
Рефлексия
Кл. рук: Что испытывали? Что хотелось сделать?

4. Заключительная часть
Кл. рук: Ребята сегодня вы прослушали информацию, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам.
Ученица читает стихотворение «Я-Инвалид».
Я думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.
Ученица читает стихотворение «День инвалидов»
Кл. рук: Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. А для этого мы сейчас разделимся на группы.
градостроители. (слайд 12-13)
Им нужно придумать, что можно изменить в строительстве города, чтобы облегчить жизнь инвалидам.
Затем дети озвучивают, что у них получилось.
1 ряд – сделать вход и выход, из магазинов, транспорта,
предназначенным, для инвалидных колясок.
Итог занятия
Кл. рук: О ком и о чем говорили? Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир» Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры.
Если вы хотите сеять добро вокруг себя вместе с птицей счастья, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам.Вы можете воспользоваться надписями на слайде или придумать свой вариант (слайд 14) Кл. рук: У кого сердечки будут готовы, прикрепите их рядом с птицей на доску. Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.
В этот день принято каждому неравнодушному человеку надевать белые ленточки в знак поддержки и помощи инвалидам. (слайд 15-16). Давайте и мы проведем мини- акцию и вручим всем присутствующим белые ленточки.
Кл. рук: Делайте добро, ведь это так прекрасно. Сегодняшний классный час мы закончим песней «Если добрый ты». (всем раздаются слова и включается минусовка)
РЕФЛЕКСИЯ: на доске нарисовано солнышко. Каждый ребенок, выходя из класса, должен нарисовать воздушный шарик. Если понравилось, то как можно ближе к солнцу, а не понравилось – дальше от солнца.

Урок добра, посвященный Международному Дню инвалидов Цель: Знакомство детей с Международным Днем инвалидов. Задачи: ­ создать комфортную, доброжелательную обстановку; ­ развивать психо­физические способности детей, эмоциональную сферу; ­ формировать эстетическую культуру; ­ воспитывать в детях чувства сопереживания, милосердия, толерантности к инвалидам. Ход мероприятия Добрый день, ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. И сегодня я вам тоже пожелаю доброго дня и отличного настроения! ­ Давайте поздороваемся ладошками друг с другом, обязательно глядя в глаза и улыбаясь другому человеку. Встаньте в круг парами, лицом друг к другу, поздороваемся в парах, поменяйтесь, сделав шаг влево. Ведущий ­ У кого­то сегодня плохое настроение, кто­то встал не с той ноги. Но все же, давайте, попытаемся все плохое оставить за дверью. Звучит песня « Мы просто другие» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова) Мы прослушали песню, которая посвящена всем людям, которые не хуже и не лучше, чем мы с вами. Эти люди просто другие. Может быть они умеют делать не все как мы с вами, а многого просто совсем не могут сделать. Но и мы с вами не идеальны. Разница просто в том, что мы, если постараемся, приложим усилие, проявим желание сможем это сделать, а они нет. Им нужна помощь посторонних людей. Сегодня мы отмечаем день инвалида.

2 Чтец День инвалидов - необычный день. Торжественный, но с отблеском печали. Нет­нет и набежит на лица тень. Такое мы не раз все замечали. Но ведь у вас такие же сердца, такие точно мысли, Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки. И вы достойны тех же прав, что есть у всех на свете, Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете. И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться, Куда идти, куда летать, и чем же наслаждаться. Так пусть же каждый новый день несет в себе участье, Поддержку жизни на земле, добро, любовь и счастье. 3 Чтец В их глазах не всегда отражается небо, Их слова не всегда, точно стилус, остры, Но у каждого сила духовная скрыта, Каждый хочет опоры, надежды, любви. И они покоряют вершины и дали, Где обычный теряется вмиг человек, Их упорство достойно, их нервы – из стали. Преклоняю колени пред ними навек. Вы такие же люди, как каждый на свете, Пусть же будут добры к вам всегда небеса, Начинание каждое ­ счастьем согрето, Оглашают ваш дом пусть друзей голоса. 5 Чтец Когда от слез болит душа, Не говори напрасно, Что жизнь не стоит не гроша, Она всегда прекрасна. Порой седые облака Надолго солнце скроют.

И жизнь бывает нелегка Под черной полосою. Но надо верить, надо ждать. Рассеет ветер тучи, и сквозь туман сверкнет опять Надежды яркий лучик. Он над тобой и надо мной, Сияет в небе ясном. И жизнь под этою звездой, Воистину прекрасна. Ведущий Что такое инвалидность? (Ответы детей) Инвалидность ­ состояние, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. И конечно в мире живут миллионы людей с ограниченными возможностями. Они проживают каждый день в борьбе за свою жизнь, превозмогают свои ограничения, преодолевая себя каждый день. Это настоящие герои, которые совершают подвиг каждый день своей жизни. Международный день поддержки инвалидов. Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия. Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни. Цели, ради которых этот день был провозглашен, - полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества. Они так же нуждаются в добром, внимательном отношении. А как вы, понимаете слово инвалид? (звучат ответы детей) В энциклопедическом словаре это слово объясняется так (на доске запись, которую читают дети). Инвалид (от латинского слова) – слабый, немощный. Инвалидность ­ стойкое нарушение

(снижение или утрата) общей трудоспособности, в следствие заболевания или травмы.А как понимаете словосочетание «Общество инвалидов» (группа людей с ограниченными возможностями). В этот день мы хотим пожелать людям с ограниченными возможностями, чтоб они не падали духом, ставили перед собой определённую цель и добивались её, пусть это даже будет самое элементарное дело, но это уже будет их достижение, их успех! Мы желаем удачи, уважения и помощи со стороны окружающих людей. Что такое инвалидность? (Ответы детей) Инвалидность ­ состояние, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. И конечно в мире живут миллионы людей с ограниченными возможностями. Они проживают каждый день в борьбе за свою жизнь, превозмогают свои ограничения, преодолевая себя каждый день. Это настоящие герои, которые совершают подвиг каждый день своей жизни. К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из­за невнимательного отношения к самому себе и близким. (на доске плакат «Травмы в школе и дома») Посмотрите на этот плакат. О чем он нас предупреждает? (ответы детей). Правильно баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам. Ведущий Послушайте притчу. Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую­то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком: - Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

Простите меня, мистер, - ответил мальчик. - У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат - инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились. Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил многие годы на этой машине, и всякий раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень. Ведущий Почему же сегодня стремление делать добро считается чудом в нашем обществе? Почему на улице не каждый подойдет к человеку, которому требуется помощь? Как много вопросов, а ответа пока нет. Почему многие из нас не знают слова сострадание? 1 Чтец Как мало надобно для счастья ­ Чтобы ребёнок был здоров! Как много нужно соучастья, Чтоб счастлив стал, кто занемог... А мы проходим мимо боли, И, опуская в пол глаза, Тихонько скажем: "Бог поможет..." А разве Бог ­ это не Я? Побудьте Богом хоть минутку! Услышьте тех, кто молит Вас! Без благодарности и шума Побудьте Ангелом сейчас. Продлите детство, но с улыбкой, И подарите шанс на жизнь ­ Она бывает очень зыбкой, Когда нет веры в то, что жив... Как мало надобно для счастья... Ведущий Что, значит, быть милосердным и добрым? Какими качествами должен обладать хороший человек? Что является основой человеческого счастья?

Доброта ­ особое состояние души, когда человек способен прийти на помощь. Но не каждый может почувствовать чужое горе и пожертвовать чем­то для людей. А без этого не может быть ни доброты, ни милосердия. Добрый человек притягивает к себе, как магнит, он не жалеет тепла своей души для окружающих. А ведь согласитесь, каждому из нас нужно хотя бы немного любви и тепла. 2 Чтец Не секрет, что болеют детишки, И диагноз у каждого свой, Что они верят в чудо из книжки Той, что мама читает порой. Они верят и ждут с нетерпеньем, Что волшебник однажды придёт И коробочку ко дню рожденья Со здоровьем с собой принесёт. Верят в то, что добро побеждает, И от зла может дружба спасти, То, что слабому трусость мешает, Что счастливый конец впереди! После грома всегда светит солнце И по радуге можно пройтись В ту страну чудес за горизонтом, Где б мечты в одночасье сбылись. Они верят, вы слышите, ВЕРЯТ! Тихо плачут, но всё­таки ждут, Что коробочку с чудом подарят, Потому что ведь сказки не врут! Ведущий И многие из этих детей, не стали ждать волшебника, который придет и вылечит его. А просто стали жить на все 100% и стараться достичь всего, чего могут достигать здоровые люди Вот только несколько примеров, когда люди имеющие ограниченные возможности добивались многого. И остается только удивляться их силе духа, терпению, их умению добиваться поставленной цели. Один из таких примеров великий изобретатель Тома Эдисон.

До 12 лет он не умел читать, И в детстве его считали отсталым в развитии. Но именно этот человек стал известным во всем мире своими открытиями. Вот некоторые из них­ электрическая лампочка, телеграф, батареи, телефон, цемент и многое другое. Всем известны произведения Людвига Бетховена. В свое время он был популярным музыкантом. Но глухота, которая у него была треть его жизни не помешала стать автором великих музыкальных произведений. Нельзя не вспомнить великого советского и российского артиста театра и кино Зиновия Гердта. Чьим голосом говорит капитан Врунгель в любимом детском мультфильме.

Во время Великой Отечественной войны он был тяжело ранен в ногу осколком танкового снаряда. После операций ногу врачи должны были укоротить на 8 см. Артист стал сильно прихрамывать. Но сила духа и воли помогли ему стать настоящим великим артистом. И этот список очень большой. Подводя итоги сегодняшней встречи, мы участники этого мероприятия очень хотели бы, чтобы вы стали добрее, внимательнее, отзывчивее. Ребята, вспомните, как мы приветствовали друг друга в начале встречи (здоровались ладошками и дарили улыбки). ­ Я предлагаю вам взять ладошки, нарисовать на них добрые улыбки и приклеить на плакат. (Самостоятельная работа детей. Звучит песня «Улыбайся») ­ Вот видите, как нас много!!! Вы сегодня познакомились с новыми друзьями. Улыбка – это приобретение нового друга. Каждая ладошка излучает радость и доброту. Мы надеемся, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам. 4 Чтец Говорил всем известный кумир: Красота..."Красота спасёт мир!"

Только спорю я с ним вновь и вновь ­ Мир спасут доброта и любовь! Кто с добром и любовью живёт, Тот в ответ тоже самое жнёт. Потому утверждаю я вновь: Мир спасут доброта и любовь! Звучит песня «Любовь и доброта» в исполнении ансамбля Непоседы.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «ТВОРИ ДОБРО», ПОСВЯЩЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ИНВАЛИДОВ.

Занятие провела: педагог

Дополнительного образования детей

Игуменцева Людмила Васильевна

Санкт-Петербург

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Цель: Воспитание гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Задачи:

Обучающие: Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни. Познакомить детей с понятием и значением слов «люди с ограниченными возможностями»

Развивающие: Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья, через «проживание» подобного опыта. Развивать творческую индивидуальность, эмоциональное восприятие, фантазию, пополнение активного словаря.

Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни

Воспитывать чувство нравственности по отношению к людям с ограниченными возможностями; информировать о моделях поведения с инвалидами при встрече с ними на улице; повышать сознательность в сохранении собственного здоровья.

Методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение занятия:

Форма занятия: Открытое познавательное занятие.

Приемы и методы: Групповые, практические, наглядные, словесные.

Оборудование и материалы: Компьютерная презентация «Твори добро», разработка занятия, карточки, бусинки, нитки, ромашка повязка на глаза, мультимидийная доска, ноутбук.

Ожидаемые результаты:

После этого занятия ученики:

1. Понимают важность и необходимость ведения здорового образа жизни.

2 Знакомы с некоторыми проблемами людей-инвалидов.

3.Сопереживают, сочувствуют людям с ограниченными возможностями.

Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Ход занятия:

Здравствуйте,ребята! Сегодняшнее наше занятие я бы хотела посвятить - Международному дню инвалидов.

Но прежде я предлагаю провести игру-приветствие.

Сейчас я подойду к каждому из вас и вы выберете ту бусинку, которая вам нравится.

Когда вы возьмете бусинку в руки, вы будете называть свое имя, так как бы вы хотели чтобы к вам обращались (дети берут бусинку, называя свое имя)

А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.

(Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик- семицветик»)

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по моему вели.
Вели, чтобы…

(дети отвечают на вопросы)

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя )

Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушк а).

Чем был необычен этот цветок ? (Мог исполнить любое желание).

И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).

Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?

Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.

Не всякая болезнь излечима, а следовательно много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.

Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?

О каких людях я спрашиваю?

Правильно, о людях с ограниченными возможностями

Встречаются люди с физическими недостатками или с тяжелыми заболеваниями, которые не обязательно являются врожденными.а могут стать следствием травм,или перенесенных заболеваний.

Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке.

Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске. люди с нарушением интеллекта.)

Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?- (сострадания., эмпатия, сопереживание, великодушие )

В 1992 году в конце Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983-1992) Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов.

Проведение Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия.

Ребята, мы сейчас с вами создадим цветик- семицветик с правилами толерантного человека.

Давайте попросим Ксюшу рассказать, что такое толерантность.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: в русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”.

Я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности (по ходу формулирования правил создаётся цветик-семицветик).

Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение)

Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.

Ребята давайте с помощью сценки, рассмотрим ситуацию. Когда человек нуждается в помощи…

В этом нам помогут Паша, Надя и Дима.

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

Спасибо, леди, спасибо...

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

(дети отвечают на вопросы)

  1. Почему молодой человек отказался помочь?
  2. Как бы вы поступили в этом случае?
  3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
  4. Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Итог : Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете сделать, чтобы человек отвлекся от своих проблем?

Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.

Сейчас Петр прочитает нам стихотворение, которое написал Сергей Ольгин.

«С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ»

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час - паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь и жить не устаем.

Порой бывает - жизнь сдается черной,
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все, же остаемся на плоту.

Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей.
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас, трудная дорога.
Лютуй зима. Грозой гроза греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не могут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда к нам на подмогу
Надежда, вера, мудрость и любовь!

Мы увидели, что люди с ограниченными возможностями сильные, умные, независимые, выносливые и т.п.

Крепится 3 лепесток - «понять» проблему человека.

А как можно понять проблему другого?

Нужно представить себя в ситуации, в которой оказываются люди с инвалидностью.

А сейчас я хочу вам предложить поиграть в игру, в которой вы сможете почувствовать, что испытывает человек имеющий проблемы со здоровьем.

Мне нужны два добровольца, один играет роль незрячего, другой - его помощник.

Задание незрячему: «Закрой глаза, ни в коем случае не подглядывай. Ты должен встать с места, подойти к доске, нарисовать мелом любую картинку и вернуться на своё место».

Задание помощнику : «Ты - помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы незрячий не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем - либо. И ещё следи, чтобы твой товарищ не подглядывал».

После выполнения задания участникам задаются вопросы.

Давайте подведем итоги: (дети отвечают на поставленные вопросы)

Вопросы к «незрячему»:

  • Что ты чувствовал?
  • Трудно ли было? Если трудно, то когда? Что было труднее всего?
  • Вопросы к помощнику:
  • Хотелось ли тебе помочь?
  • Если хотелось, то когда?

Вопросы к классу:

  • Что вы видели?
  • Когда ему больше всего требовалась помощь?
  • С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением.?

Как вы думаете незрячему человеку легко в жизни? легко в быту? Ребята как вы можете отличить человека с нарушением зрения, по каким признакам? (белая трость, собака-поводырь)

Какие приспособления вы знаете, которые помогают в жизни людям с нарушение м зрения? (звуковые светофоры)

Итог: Вот видите, ребята, какие трудности испытывают люди с инвалидностью. Но им тоже очень хочется научиться красиво рисовать, петь и играть на муз. инструментах, танцевать, им хочется заниматься спортом. - А как вы думаете, могут ли люди с инвалидностью научиться этому?

Недостатки одного органа чувств компенсируются другими органами (Например: глухие умеют читать по губам, у слепых тоньше развит слух и более чувствительная кожа и т. д. У людей с ограниченными возможностями совершенствуется то, что у здоровых людей развито в меньшей степени.) А мы с вами можем им в этом помочь.

Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким какой он есть, осознать достоинства человека.

Отнестись к нему, как к равному человеку.

Крепится 5 лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.

(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).

Сейчас мы послушаем сообщения о героизме людей с ограниченными возможностями.

Сейчас вы узнаете о человеческой стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями. (дети представляют свои сообщения )

Женя нам сейчас расскажет о

ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО . "Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но покорить свою вершину", - сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров и др. и покорили горную вершину высотой 5895 м, доказав тем самым не только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия.

НИНА МАЛЕР - психолог из Швейцарии. Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.

МЭРИ ВЕРДИ - девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала группу "Танцующие колеса".

Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.

Как называются спортивные соревнования, для людей с ограниченными возможностями.

ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ . Надя расскажи нам пожалуйста..

Вы наверное знаете о паралимпийских играх –международных спортивных соревнованиях для инвалидов. Они традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992годя – в тех же городах. Летние паралимпийские игры проводятся с 1960года, а зимние – с 1976года (они проводятся регулярно раз в четыре года)

Название «параолимпийские» образовано от греческой приставки «пара» - «около, наряду»; имеется в виду параллелизм и равноправие данных соревнований олимпийским соревнованиям.

Какие виды спорта входят в паралимпийские игры?

Алена, расскажи пожалуйста.

Карточки

Летние виды спорта:

тяжелая атлетика, легкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипедный спорт, теннис на колясках, фехтование, футбол 7x7, футбол 5x5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, голбол, настольный теннис, гребля, парусный спорт.

Зимние виды спорта:

лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, хоккей с шайбой, керлинг.

Наталья Януто. Можно позавидовать её стойкости и воле. Она родилась и живёт в посёлке Белозёрском Московской области. После несчастного случая девочка, прикованная к постели, сжала кулаки и стала биться за своё право быть счастливой. Сначала увлеклась бисероплетением, а спустя несколько лет на Чемпионате Европы дважды поднялась на самую высокую ступеньку пьедестала по армспорту. Она плакала от бессилия, болей, равнодушия окружающих. Но жизненные трудности лишь закалили её характер. Она завоёвывала золотые, серебряные, бронзовые медали в упорной борьбе. И перед чемпионатом Европы она твёрдо решила: не уступлю. Днём и ночью она качала бицепсы, доставая гирю из под своей подушки. Наташа соревновалась с титулованными спортсменами, но сумела всем доказать, что если есть желание и упорство, то можно добиться всего. Она победила. Две золотые медали, два хрустальных кубка, два диплома и звание Чемпионки Европы по армспорту. А ещё она мечтает попробовать свои силы в марафоне. Она верит, что ей покорится любая дистанция, ведь, её возможности неограниченны

Крепится 6 лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен.

Крепится 7 лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.

Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.

Итог занятия:

Счастье – это когда тебя понимают. Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно. Чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности;

Окружающие люди его уважали.

У нас вырос новый цветик-семицветик. Такого волшебного цветка найти вряд ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.

Валерия прочитай стихотворение.

Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живем на земле.

А еще ребята есть хорошее выражение «Что посеешь, то и пожнешь». Если вы будете правой рукой раздавать сочувствие, внимание, помощь, сострадание дружбу, то в левую руку будет возвращаться тоже самое.

Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого занятия. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Откройте глаза. Подходите по одному ко мне, будем бусинки нанизывать на одну нитку. Оставайтесь стоять со мной.

Что у нас получилось?

Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в то же время каждая бусинка существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго.

Я предлагаю вам взяться за руки и спеть песню «Твори добро»

Спасибо вам ребята, за работу на сегодняшнем мероприятии. Я предлагаю вам похлопать друг другу.


“Дорогою добра” сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова):

1 куплет.

Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, 2 раза
Хоть этот путь не ведом.
Иди мой друг, всегда
Иди дорогою добра

2 куплет.

Забудь свои заботы.
Падения и взлёты.
Не хнычь,
Когда судьба тебя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо, 2 раза
Не уповай на чудо.
Спеши к нему всегда,
Иди дорогою добра

3 куплет.

Ах, сколько будет разных,
Сомнений и соблазнов.
Не забывай что эта жизнь
не детская игра!
Ты прочь гони соблазны, 2 раза
Усвой закон не гласный,
Иди мой друг,
Всегда иди дорогою добра.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТВОРИ ДОБРО

Лети,лети,лепесток, Через запад на восток, Через север,через юг, Возвращайся,сделав круг. Лишь коснешься ты земли- Быть по моему вели. Вели,чтобы …

Люди с ограниченными возможностями

3 декабря-Международный день инвалидов В 1992 году в конце Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным Днем инвалидов.

Толерантность В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам и ошибкам»

С Вами Вера, Надежда и Любовь…

Герои Килиманджаро

Нина Малер

Мэри Верди

Наталья Януто

Иди мой друг, всегда иди дорогою добра…


Классный час ко дню инвалидов «Дарите людям доброту!»

Цель:

  1. Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества;
  2. Обучение контролю над собственными эмоциями.
  3. Развитие высших психических функций: внимание, восприятие, логическое мышление.

Оборудование: части бумажного человечка, магниты, карточки с терминами; сердечко (на каждого ученика); воздушные шарики;

музыкальный и видеоматериал: Диана Гурцкая « Волшебное стекло», музыка для релаксации, «День инвалидов», социальный видеоролик, «Твори добро», «Доступная среда».

Основные понятия темы :

инвалид, инвалидность, инвалидность по зрению,

инвалидность по слуху

Ход классного часа.

  1. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня (перечисляются имена учащихся). А что вы хотите пожелать мне? Глубоко вдохните и выдохните.… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам успехов, хорошего здоровья и бережного отношения друг к другу.

2. Вступительное слово:

Ребята, тему сегодняшнего классного часа мы узнаем, когда выполним задание.

Что прикреплено к доске? (части тела бумажного человечка).

Давайте, соединим их и посмотрим, что у нас получится.

Сколько рук у человека?

Сколько ног у человека?

У нас получился человек? Это полноценный, здоровый человек. Так ли это?

А теперь соединим оставшиеся на доске части человеческого тела.

Чего не хватает у человека?

Можно ли этого человека назвать полноценным (здоровым)?

А как его можно назвать?

Прочитаем словарную статью из толкового словаря С.И. Ожегова

ИНВАЛИД - человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие ранения, болезни или старости.

Итак, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (об инвалидах).

III. Основная часть.

К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким.

«Травмы в школе и дома»

Посмотрите на этот плакат. О чем он нас предупреждает? (ответы детей). Правильно баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам.

(звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении Дианы Гурцкой)

Кто исполняет эту песню? Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница - слепая)

Таких людей называют « инвалид по зрению»

Прочитайте слово, написанное на доске (дети читают «зрение»)

Какой части речи это слово? (существительное).

Образуйте от этого существительного прилагательное (зрительный)

А теперь составьте словосочетание (зрительный зал)

Составьте предложение с этим словосочетанием. (Ребята сидели в зрительном зал.

Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которых отсутствует зрение? (ответы детей)

Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть. А как вы думаете, могут ли они работать? (ответы детей)

«Общество инвалидов» (группа людей с ограниченными возможностями)

В г. Лабинске есть « Общество слепых», где люди не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления

(крышки, выключатели, розетки) и даже могут читать книги, но специальные для слепых.

Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»

Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси ее ко мне.

Рефлексия. Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.

« Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве …. дятел. На болоте ….лягушки. Возле цветка …. шмель. В траве …. саранча».

Прочитай слова для справок: жужжит, стучит, стрекочет, квакает.

Вставьте слова по смыслу в текст. Прочитайте вслух, что получилось?

О чем текст? (о звуках природы).

Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха - их называют инвалиды по слуху (на доске карточка - инвалид по слуху)

Рассмотрите внимательно плакат и скажите, что может привести к потери слуха.? Что нужно делать, чтоб этого избежать? (ответы детей)

Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.

Динамическая пауза

Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов.

Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых - издаются специальные книги, для не ходящих - организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры.

А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях? Как они называются? Да, верно, паралимпийцами.

Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

Рефлексия

Что испытывали? Что хотелось сделать?

Ребята сегодня вы прослушали информацию, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает - отношение людей к нам.

Социальный видеоролик «Твори добро»

Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь.

Видеоролик «Доступная среда»

А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. А для этого мы сейчас разделимся на две группы.

1 ряд - будут градостроители.

Им нужно придумать, что можно изменить в строительстве города, чтобы облегчить жизнь инвалидам.

2 ряд - выбирают карточки, на которых написано действия, которые вы можете сделать сами в помощь инвалидам .

Дети в течении 1 -2 минут выполняют задание. (в это время звучит релаксационная музыка). Затем дети озвучивают, что у них получилось.

1 ряд - сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенных, для инвалидных колясок.

2 ряд - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.

IV . Заключительная часть

Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них то, что ближе вашей душе то, что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. (на доске записано: я - хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту), а теперь прикрепите сердечки с пожеланиями к воздушным шарикам, которые мы потом отпустим в небо, чтобы передать нашу доброту всем людям.

Итог занятия.

О ком и о чем говорили? Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, ни о чем не прошу, просто будьте добры.

И закончить наш классный час я хочу словами великого русского писателя: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других»

Литература.

1.Н.В.Романычева, Г.М. Печерина Воспитание толерантности. Краснодар. Традиция 2011.

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.

3. Я иду на урок в начальную школу: Сценарии школьных праздников. - М.: Первое сентября, 2001.

МБОУ Творишинская СОШ

Гордеевского района Брянской области

Подготовила и провела во 2 классе

Жорова Наталья Ивановна

Урок Добра, посвящённый

Международному Дню инвалидов.

Цель:

    Сформировать представление об "особом ребенке".

    Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

    Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

    Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

    Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, вырезанные сердечки (по количеству детей), фломастеры, 2 ленты, 2 платка.

Учитель: "Здравствуйте!" Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.

Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе.

Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик- семицветик". А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать.

Сколько лепестков было у волшебного цветка?

Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).

К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм.

Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида.

Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.

Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)

Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".

А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей станице таких людей много. Это и взрослые и дети.

В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".

Вопросы для обсуждения:

Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)

Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей)

- Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

- И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

А есть врачи, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям.

Всего два месяца было маленькой пациентке Краснодарской детской больницы Сонечке Куливец, когда из-за неправильно сделанной инъекции, девочке пришлось ампутировать ручку. Эта трагедия потрясла всю страну. И, чтобы такое не повторялось, вы должны очень хорошо учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и ваши судьбы, и судьбы других людей.

А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

Практические упражнения

1. - Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Рефлексия:

Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).

2. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

3. Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.

Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которые не видят глазами? (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.

4. Предлагаю выполнить ещё одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»

Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси её мне.

Рефлексия:

Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

Учитель: - Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? (ответы детей)

Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).

Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей).

Учитель: - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе Эмилии Леонгард в "Центре слуха" города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить. Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук.

Динамическая пауза - Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: Встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.

Рефлексия

Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.

Учитель : - Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Практические упражнения

5. - Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

6. Приглашаются ещё 4 человека.

Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

Рефлексия:

Что испытывали? Что хотелось сделать?

Учитель: -А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите.

Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью.

Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?

За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?

Учитель: - Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».

Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды - Ангелы земли
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли
Сколько раз,они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы,-это Грех?
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, недобрых, немощных людей
Немощны они не телом бренным..
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом злобным
Не грустите матери не надо
Ваши дети- ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло.

Ну а тех кто их не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных
Но не все на свете равнодушны,
Больше тех кто хочет им помочь.
Открывая душу им радушно
Горе помогают превозмочь.
Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской
Чтобы на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, царил покой
Чтоб ни войн и не землетрясений
Ни цунами страшных, НИКОГДА
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА...
- Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.

Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. (ответы детей: – сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок; - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.)

Итог классного часа.

Что такое здоровье? Что означают слова "особый ребенок", "дети с ограниченными возможностями здоровья", инвалид? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?

Вывод: Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

Рефлексия занятия.

Слайд № 24 - Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»? Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске Слайд № 25 или придумать свой вариант. (на доске записано: я- хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту). У кого сердечки будут готовы, прикрепите их на доску.

Слайд № 26 - Я думаю, то, что вы все на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром.