Тучков мост ударение в слове. Где находится тучков мост спб. Страница в истории

Тучков мост - мост в Санкт-Петербурге, соединяющий Петроградский и Васильевский острова. Является разводной переправой через реку Малая Нева.

Первый наплавной мост на этом месте был построен в 1758 г. С 1835 г. - деревянный мост на свайных опорах. В 1839 г. у моста был положен первый в России асфальт. В 1870 г. мост сгорел из-за брошенной на него непотушенной папиросы. В 1920 г. - здесь построен новый деревянный мост. С 1948 г. - металлический мост. Современный вид мост обрел в 1965 г.

Существует две версии названия моста. Одна: мост назван в честь строителя первого деревянного моста инженера А. В. Тучкова. Другая: мост носит имя купца Авраама Тучкова, чьи складские помещения размещались на набережной рядом с мостом, и который по некоторым историческим данным был одним из подрядчиков строительства моста.

Рядом с мостом расположены достопримечательности: Князь-Владимирский Собор, Петровский парк, стадион Петровский, СК Юбилейный, Клуб-музей "Котельная Камчатка".

Прогулка по мостам продолжается.

Еще один большой мост, Тучков, перекинут через Малую Неву. Он связывает в одно целое Большой проспект Петроградской стороны с Васильевского острова.

Откуда взялось название?

В истории постройки этого моста были два человека с такой фамилией.

В 1758 году четверо предприимчивых купцов обратились с запросом в Сенат о передаче им в вечное пользование нескольких мостов Питера. А взамен они обещали построить на свои деньги новый мост с Васильевского на Петроградскую сторону. Это было достаточно удобное место для купцов, потому что один из них, Авраам Тучков, был хозяином складов леса как раз на набережной Малой Невы. Вот и первый Тучков.

А был еще в том же XVIII и инженер А.В.Тучков, который этот мост и спроектировал.

Так что оба Тучковы вполне могли бы назвать мост своим именем.

Но этому мосту при постройке дали имя Никольский. Это был самый длинный мост Петербурга в XVIII веке - 900 м. У берегов на мелководье он стоял на сваях, а в центральной своей части лежал на плашкоутах, как большинство из Питерских мостов того времени. Находился он несколько ниже по течению Невы. Там, где на набережную выходит Малый проспект, тогда стоял Никольский собор, разрушенный в конце ХVIII века. К этому собору и шел Никольский мост.

В тридцатых годах XIX века старый мост был разрушен и поставлен новый выше по течению. Это был полностью свайный деревянный мост с разводной центральной частью. Украшен он был чугунными узорчатыми решетками.

На этом мосту в 1839 году впервые в России было опробовано чудо цивилизации - асфальтовое покрытие.

А в 1870 году непотушенная сигарета стала причиной страшного пожара на этом мосту.

Целых 50 лет не было у властей времени и возможности его восстановить. И лишь в 1920 году был поставлен новый деревянный мост на 20 пролетах.

В XVIII веке Тучков мост был самым длинным в Северной столице, его длина составляла 890 метров. Для сравнения, сейчас его длина значительно уменьшилась и составляет 226 метров.

В настоящее время это один из самых красивых мостов в Санкт-Петербурге: его архитектура отличается стремлением к строгости и смелостью конструктивных решений.

Первоначально мост находился у выхода из станции метро Спортивная, название которой в проекте значилось как «Тучков мост». В 2015 году был открыт второй выход станции «Спортивная», находящийся на противоположном берегу - на Васильевском острове. Для этого под Невой (!!!) был прорыт горизонтальный тоннель с траволатором (эскалатор, который проложен горизонтально). По сути этот пешеходный тоннель дублирует Тучков мост, только под водой и под землей. Он особенно полезен в непогоду - там всегда примерно постоянная температура, нет дождя, снега и ветра. Кроме того, подводный траволатор сам по себе стал достопримечательностью Санкт-Петербурга .

Из истории

Первая деревянная переправа через Малую Неву, соединившая Васильевский остров и Петроградскую сторону, была возведена в 1758 году. В глубокой части русла она была плашкоутной, а на мелководье - свайной. Мост был назван Никольским и располагался в створе Малого проспекта Васильевского острова.

Название моста

Сохранилось две версии происхождения названия переправы:

  • В 1758 году четыре купца обратились в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких переправ в Санкт-Петербурге. При этом они обязались на собственные средства возвести новый мост через Малую Неву. Построенную переправу и назвали в честь одного из купцов, Авраама Тучкова, лесопромышленника и владельца складов древесины
  • По второй версии переправа получила свое имя по фамилии инженера А.В. Тучкова, построившего эту переправу.

Постоянный деревянный мост

В 1833-1835 году переправу перестроили, она располагалась в створе Большого проспекта Петроградской стороны, при этом была сооружена земляная дамба от Малой Невы до Александровского проспекта (сейчас это проспект Добролюбова).

Это был постоянный многопролетный деревянный мост на свайных основаниях, два его пролета были судоходные и один был разводным.

Двукрылый разводной пролет состоял из четырех деревянных рам и разводился в ручную с помощью лебедок. На открылках (крыльях устоев) установили перила в виде чугунных решеток художественного литья.

Управа Санкт-Петербурга постоянно следила за состоянием всех городских переправ и в 1899 году в газете «Петербургский листок» было отмечено, что очередь на капитальный ремонт дошла и до Тучкова моста. «Не только он сам требует больших переделок, но необходимо расширить и укрепить ту дамбу, в которую он упирается».

Всего же Управа просила Думу выделить 112 500 рублей на ремонт и 25 500 рублей на расширение дамбы.

В Советское время Тучков мост, как и многие другие переправы, хотели переименовать. Но народом был пущен слух, что переправа носит имя героя войны 1812 года и правительство решило сохранить это привычное для всех название.

Для справки: В России, действительно, был старинный род Тучковых, пять братьев которых Николай и Павел, Сергей и Александр дослужились до генералов, причем четверо из них приняли участие в Отечественной войне 1812 года, а двое отдали свою жизнь за Отечество. От ран умер старший брат Александр Алексеевич и младший из братьев – Николай Алексеевич.

В послевоенное время деревянные пролеты строения были заменены на металлические. Деревянные рамы разводного пролета также сменили на металлические, а ручную лебедку – на электрическую.

Переправа имела 20 пролетов, ее длина составляла 257 метров, а ширина - 19 метров, левобережные опоры были каменными, а правобережные – деревянными.

Тучков мост 1965 года

С завершением строительства Волго-Балтийского канала по Неве стали ходить большие суда, увеличилась нагрузка и на саму переправу. Ее грузоподъемность и габариты перестали соответствовать требованиям наземного и водного транспорта, необходимо было ее реконструировать.

Проект сооружения был разработан инженерами и архитекторами института Ленгипроинжпроекта под руководством В. В, Демченко и Б. Б. Левина, П. А. Арешева, Л. А. Носкова, строительные работы велись с 1962 по 1965 год.

В настоящее время Тучков мост железобетонный, трехпролетный. Во время строительства была расширена дамба за счет засыпки части русла реки Ждановки. Со стороны Васильевского острова набережную Макарова увеличили до 42 метров и создали небольшую предмостную площадь.

В 2003 году была выполнена подсветка переправы и ночью теперь она похожа на взлетающую с воды чайку.

Характеристики

  • Длина переправы - 226,2 метров, в том числе между гранитными устоями – 216 метров
  • Разводной пролет центральный, двукрылый шириной 50 метров
  • Ширина между перилами – 36 метров, в том числе проезжей части – 28 метров, тротуары – 4 метра
  • Угол раскрытия крыльев – 69 градусов.

Тучков мост, имеющий простую и четкую форму, прекрасно вписывается в водные просторы и панораму невских набережных.

В истории имени моста существуют две, равноправные по мнению историков, версии:

  • Название моста произошло от фамилии купца Авраама Тучкова.

В 1758 г. компания купцов из четырех человек обратилась в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге, обязуясь при этом построить новый мост через Малую Неву с Васильевского острова на Петроградскую сторону. Среди них был купец Авраам Тучков, владелец складов леса на набережной Малой Невы. Так и был этот мост назван по фамилии одного из компаньонов, подрядчика Авраама Тучкова.

  • Название моста от фамилии инженера А. В. Тучкова строившего мост в XVIII в..

Первый мост на этом месте был построен в 1758 г. в створе Малого пр. В.О. Васильевского острова. Этот мост был деревянным и состоял из плашкоутной части в глубокой части русла и свайной - на мелководье. Он был длиной 900 метров и был самым длинным петербургским мостом XVIII в. Тогда он носил название Никольский.

В 1833-1835 гг. он был перестроен и стал деревянным многопролётным мостом на свайных опорах, с двухкрылым разводным центральным пролётом. Мост был сооружён в створе Большого пр. П.С. с устройством земляной дамбы от Малой Невы до будущего Александровского проспекта. Разводной пролёт состоял из 4-х деревянных рам и разводился с помощью ручных лебедок. Проезжая часть была деревянная, составленная из поперечин и двойного дощатого настила. На открылках моста были установлены перила из чугунных решеток художественного литья с прямоугольными тумбами.

В 1839 г. у Тучкова моста впервые в России уложен искусственный асфальт.

В 1870 г. мост сгорел от непотушенной папиросы

В 1920 г. мост был перестроен в 20-пролётный.

В 1948 г. деревянные пролёты были заменены металлическими, деревянные рамы в разводном пролёте заменены на металлические, а ручные лебедки на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролёта на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой.

К 1960 г. мост имел 20 пролётов, из которых один был разводным и два - судоходными; его длина составляла 257 м, ширина - 19 м. Левобережный устой был каменным на свайном основании, опоры разводного пролёта - металлическими, а остальные опоры - деревянными, брусчатого типа, на свайном основании.

В связи с окончанием строительства Волго-Балтийского канала который заменил устаревшую Мариинскую систему в 1964 г. в Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Габариты и грузоподъемность моста не могли удовлетворять требований наземного и водного транспорта. Поэтому встал вопрос о реконструкции моста.

В 1962-1965 гг. мост был коренным образом перестроен инженерами «Ленгипроинжпроекта» В. В. Демчненко и Б. Б. Левиным по проекту архитекторов П. А. Арешева и Л. А. Носкова. Именно тогда Тучков мост и приобрёл современный вид - трёхпролётный железобетонный мост с разводным пролётом посередине.

В 1997-1998 гг. был выполнен капитальный ремонт с заменой дорожного покрытия, ремонтом ортотропной плиты на разводном пролёте и трамвайных путей.

В 2006 г. проводились работы по ремонту стационарных пролётных строений.

В 2008-2009 гг. выполнены работы по ремонту опор разводного пролёта. (текст из Википедии с сокращением)

Тучков мост

Тучков мост

Соединяет 1-ю линию Васильевского острова с Большим проспектом Петроградской стороны. Длина моста 226,2 м, ширина - 36 м.

Впервые здесь, на трассе, соединяющей Васильевский остров и Петербургскую сторону, мост через Малую Неву был сооружен в 1758 г. и назван Никольским. Он был деревянным и состоял из плашкоутной части в глубокой части русла и свайной на мелководье через проток, отделявший от Петербургской стороны остров Тучков Буян, и через сам остров. Это был самый длинный (890 м) из всех петербургских мостов XVIII века. Располагался он возле островов Пеньков Буян и Ватного (ближе к устью). Здесь находились склады древесины купца Авраама Тучкова (в 1967 г. на этом участке возведен Дворец спорта «Юбилейный»).

Строительство моста велось на средства Компании, в которую входили четыре купца, получивших за это от правительства привилегию «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге. Возглавлял Компанию богатый лесопромышленник Авраам Тучков, в честь которого мост и получил свое название. С названием моста связаны также Тучков переулок, проходящий от Двинского переулка до набережной Макарова, а также бывшая Тучкова набережная, которая с декабря 1952 г. называется набережной Макарова. Мост при советской власти тоже хотели переименовать, но кто-то из историков ввел в заблуждение партийных чиновников, сказав, что мост назван в честь одного из героев Отечественной войны 1812 г., и название моста оставили в покое.

Мост многократно перестраивался. Так в 1833–1835 гг. он был заменен деревянным многопролетным мостом подкосной системы на свайных опорах, с двукрылым разводным пролетом.

В 1850 г. у моста на правом берегу начались работы по устройству насыпи с целью устройства здесь парка, но началась война, и проект остался неосуществленным.

К концу века мосту потребовался капитальный ремонт. Газета «Петербургский листок» от 26 сентября 1899 г. писала:

«Состояние мостов через реки и каналы все еще тревожит управу, и она продолжает входить с различными представлениями о переустройстве и капитальном ремонте то того, то другого из заподозренных в неблагополучии мостов. Очередь дошла и до Тучкова моста… не только он сам требует больших переделок, но необходимо расширить и укрепить ту дамбу, в которую он упирается.

Всего же на перестройку моста управа просит Думу ассигновать 112 500 рублей и на уширение дамбы - 25 500 рублей».

Мост использовали не только для переправы. Вот что писала газета «Новое время» от 26 октября 1908 г.:

«Полицейским обходом была обнаружена под Тучковым мостом приютившаяся там компания из шести человек детей в возрасте от 8 до 12 лет. Дети расположились под мостом на ночлег, натаскивая себе для постели старых рогож и сухих листьев. При опросе несчастных оказалось, что за исключением только одного, дети местожительства своих родителей не знают и занимаются нищенством. Один мальчик передан полициею своим родителям, которые вместе с тем привлекаются к ответственности. Остальные дети переданы в Комитет по призрению нищих…».

В 1948 г. деревянные пролетные строения заменили металлическими двутавровыми балками. К I960 г. мост имел 20 пролетов, из которых один был разводным и два судоходными. Длина его составляла 257 м, ширина - 19 м. Левобережный устой был каменный, а остальные опоры - деревянные, брусчатого типа, на свайном основании. Опоры разводного пролета были металлическими.

Новый мост соорудили в 1962–1965 гг. по проекту инженеров В. В. Демченко, Б. Б. Левина и архитекторов П. А. Арешева, Л. А. Носкова. Он представляет собой трехпролетную железобетонную конструкцию с 50-метровым разводным пролетом по середине реки. Разводной пролет предусмотрен двукрылым, раскрывающейся системы, с неподвижной осью вращения и жестко прикрепленными противовесами. В разведенном положении хвостовые части крыльев размещаются в пределах габаритов опор, где для них устроены специальные колодцы. Боковые пролеты перекрываются постоянными пролетными строениями из предварительно напряженного железобетона. Опоры покоятся на высоких свайных ростверках. Ростверки и тело опор железобетонные, их лицевые поверхности облицованы гранитными плитами толщиной 15–25 см.

Ось нового моста смещена ниже по течению на три метра по отношению к оси ранее существовавшего моста. Тучкова дамба расширена в сторону реки Ждановки, при этом русло ее было сужено с 54,5 до 48,8 м. Вынос стен набережной Макарова в Неву на 42 м по отношению к передней грани устоя нового моста позволил создать небольшую предмостную площадь. Все это дало возможность значительно увеличить пропускную способность моста.

Из архитектурного оформления обращают на себя внимание перила из металла квадратного сечения, переплетенные таким образом, что создают на всем протяжении моста необычную объемную картину. Небольшой круглый мостовой павильон расположен на правом берегу реки с верховой его стороны. От него отходят лестницы, ведущие к воде.

На период строительства постоянного моста был сооружен временный обходной деревянный мост.

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Из рода Тучковых. Генерал-губернатор Павел Алексеевич Тучков (1803–1864) Во времена Суворова и Румянцева жил в Москве их боевой соратник, известный своим правдолюбием инженер-генерал-поручик Алексей Васильевич Тучков, чей дворянский род шел от новгородского боярина Василия

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Тучков переулок См. статью «Двинский переулок».

автора Смыслов Олег Сергеевич

Глава первая Тучков 1Эти дни в апреле 1957-го стояли холодные, но ясные. В Центральном госпитале МВД СССР, куда его госпитализировали совсем недавно, ему была выделена отдельная палата. Но, несмотря на такое почти привилегированное положение, дела его были плохи, а дни уже

Из книги Богоборцы из НКВД автора Смыслов Олег Сергеевич

Глава седьмая Тучков 1О чём думает человек, когда знает, что скоро умрёт? Видимо, у каждого свои мысли, свои воспоминания. Евгений Александрович, например, частенько вспоминал своё прошлое, пытаясь его как-то осмыслить… Его видная роль в борьбе с церковью, практически

автора Антонов Борис Иванович

Певческий мост Мост пересекает реку Мойку у Дворцовой площади (бывшей площади Гвардейского штаба). Длина моста 24 м, ширина - 72 м. Назван по расположенной рядом Певческой капелле.Здесь в 1834 г. был построен деревянный мост по проекту архитектора О. Монферрана. Он

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Зеленый мост Мост расположен в створе Невского проспекта. Длина моста 39,8 м, ширина - 38,67 м. Современное название возвращено мосту в ноябре 1997 г., а до этого, с октября 1918 г., назывался Народным в честь народа, совершившего революцию.Впервые здесь в 1717–1718 гг. был сооружен

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Красный мост Мост находится на пересечении реки Мойки с Гороховой улицей. Длина моста 42 м, ширина - 16,8 м. Название мост получил по цвету окраски, существующей с 1808 г. (до этого назывался Белый, также по цвету окраски).Первый деревянный мост на этом месте был зафиксирован

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Синий мост Мост расположен у Мариинского дворца по продолжению Вознесенского проспекта. Длина моста 35 м, ширина - 97,3 м. Название мост получил по цвету окраски.На месте нынешнего моста с 1737 г. существовал деревянный подъемный мост, построенный по проекту инженера Г. ван

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Фонарный мост Мост расположен в створе Фонарного переулка. Название моста происходит от фонарных мастерских, находившихся в этом районе в начале XIX века. К концу того же столетия название моста (и переулка) имело двусмысленное значение, так как в этом районе к тому времени

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Почтамптский мост Мост пересекает реку Мойку против Прачечного переулка.Длина моста 49,1 м, ширина - 2,2 м. Название мост получил по расположенному неподалеку Главному почтамту, а на участке дома 61 по Большой Морской улице, расположенном напротив моста, в 1840-х гг.

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Поцелуев мост Мост расположен на продолжении улицы Глинки. Длина моста 41,5 м, ширина - 23,5 м. Свое романтическое название мост получил от совсем даже не романтического заведения - кабака «Поцелуй», располагавшегося поблизости, в доме купца Поцелуева.С 1738 г. здесь был

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Краснофлотский мост Мост расположен у Поцелуева моста, ниже по течению. Длина моста 29,8 м, ширина - 2,8 м. Название моста происходит от расположенных поблизости морских казарм, где в 1920-1930-е гг. жили краснофлотцы - матросы военно-морского флота СССР, который в те времена

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Храповицкий мост Мост расположен в створе улицы Писарева, недалеко от Новой Голландии. Длина моста 43,4 м, ширина - 20 м. Мост получил название по фамилии секретаря Екатерины II А. В. Храповицкого, особняк которого в конце XVIII века располагался рядом с мостом.В 1737 г. здесь уже

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Боровой мост Мост находится на продолжении Боровой улицы. Длина моста 38 м, ширина - 18,5 м. Наименование моста происходит от того, что в старину в этом районе имелся сосновый бор.До 1961 г. здесь находился пятипролетный деревянный мост на свайных опорах длиной 52 и шириной

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Рузовский мост Деревянный мост построен в 1905 г. в створе Рузовской и Рыбинской улиц. Название получил по городу Руза Московской области.Новый деревянный мост построен в 1985 г. по проекту инженера С. Н. Шилкина. Длина моста 30,5 м, ширина -