Трезини разрабатывает несколько проектов жилых домов в один иди в два этажа, причём габариты дома и размер участка определялись имущественным и социальным положением человека

Прославленный архитектор Доменико Трезини, проектировавший Петербург в эпоху правления императора Петра Великого, скончался 282 года назад. Творца не стало 2 марта 1734 года.

Архитектор, получивший образование в Италии, приехал на службу в Россию из Дании без каких-либо рекомендаций. Однако спустя короткое время Трезини благодаря своим личностным и профессиональным качествам добился расположения императора и стал основоположником так называемого «петровского барокко».

сайт подобрал пять самых известных проектов швейцарца, доживших до наших дней.

Петропавловский собор

На берега Невы Трезини прибыл в феврале 1704 года. На тот момент там не было практически ничего - болота, вода и древесина. Петропавловская крепость возвышалась тогда в своем первоначальном варианте - из глины и дерева.

Доменико Трезини сперва направили на укрепление Кронштадтской крепости. Вернувшись, специалист стал главным архитектором новоиспеченной Канцелярии городовых дел. Петр I задумывал, что новое ведомство будет руководить перестройкой одной только Петропавловской крепости - из земляной в каменную. Это было главным занятием Трезини в течение четырех последующих лет.

Каменный Петропавловский собор был заложен в мае 1712 года. На сегодняшний день он является одним из самых значительных и знаменитых творений швейцарца.

Самая примечательная часть собора - устремленная вверх колокольня. Она увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как доминанта в ансамбле строящегося города.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещен во временной часовне внутри еще строящегося на тот момент собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764-м Ивана VI, место захоронения которого неизвестно до сих пор.

Работа над Петропавловским собором стала для Трезини одной из первых в России. Фото: www.globallookpress.com

Здание Двенадцати коллегий

В период с 1722-го по 1733 год Трезини создал еще одно свое знаменитое сооружение, известное сегодня во всей стране - здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, оно имеет двенадцать секций. Каждая из них оформлена как самостоятельный дом.

Здание расположено на Университетской набережной Васильевского острова. В XVIII веке его занимали высшие органы государственного управления. Когда петровские коллегии расформировали, их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.

Здание Двенадцати коллегий строилось для государственных нужд. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin

Летний дворец Петра I

Одно из старейших зданий Петербурга, сохранившееся и по сей день, проектировалось архитектором в течение четырех лет - с 1710-го по 1714 год. Трезини сделал Летний дворец Петра I весьма скромным - 14 комнат и две кухни. Это, прежде всего, было связано с тем, что здание предполагалось использовать лишь в теплое время года. Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером. Петр I посещал дворец до самой смерти.

В годы Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, но затем провели масштабную реставрацию. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею. В настоящий момент оно вновь закрыто на реставрацию и должно открыться в следующем году для посетителей.

Петр I любил проводить летние месяцы в своём дворце. Фото: www.globallookpress.com

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Трезини руководил и разработкой проекта архитектурного комплекса Александро-Невской лавры в 1715 году. Архитектор видел монастырь как симметричный ансамбль каменных строений, занимающих участок между Невой и Черной речкой. По мере возведения монастыря у его стен вырос городок, были разбиты огород и сад. Появились здесь кузница, столярная мастерская, конюшенная и скотный двор.

Впоследствии в стенах Невской лавры было подготовлено не одно поколение архиереев. Многие представители епископата Русской церкви XVIII-XIX вв. в то или иное время служили в этом монастыре.

Император Петр Великий впервые посетил монастырь, спроектированный Трезини, 29 мая 1723 года. Царь повелел перенести мощи князя Александр в Петербург из владимирского Рождественского монастыря. Останки прибыли в новую столицу 30 августа 1724 года. В память об этом в РПЦ ввели праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - место, куда Петр I попросил перенести мощи князя. Фото: www.globallookpress.com

Дом Трезини

По адресу: Университетская набережная, 21, находится здание, именуемое как дом Трезини. Именно здесь, согласно открытым данным, жил известный архитектор.

Император Петр I отдал место для возведения дома для градостроителя, которому доверял настолько, что стал крестным его сына. Утверждается, что проект здания выполнил сам Трезини. Дом представлял собой образец того самого «петровского барокко».

Возведение шло достаточно медленно: фундамент был заложен в 1723 году, но в 1726 году дом еще не был подведен под крышу. В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьей. В двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того как архитектор в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове и детям.

В течение веков здание неоднократно перестраивалось. В 2005 году дом расселили и провели реконструкцию. Теперь здесь размещена гостиница. Два года назад перед домом установили памятник Доменико Трезини, еще раз увековечив архитектора в истории города.

Дом Трезини сегодня является гостиницей. Фото: Commons.wikimedia.org / Надежда Пивоварова

Имперская столица России своим внешним видом обязана итальянцам — именно они со своими ордерными системами, барокко и любовью к камню спроектировали большую часть парадного Петербурга. Начал эту “итальянскую традицию” еще тогда никому неизвестный итальянский архитектор при датском дворе Доменико Андреа Трезини.

Биография

В 1670 г. в семье обнищавших итальянских аристократов Трезини родился сын Доменико. Семья жила в маленьком городе Астано в Швейцарии, жители которого традиционно добывали и обрабатывали камень. Еще в детстве Доменико познакомился с этим ремеслом. Но сидеть всю жизнь в горах он не собирался. Мальчика устроили учеником в мастерскую родственника — проектировщика и архитектора. Такая практика была широко распространена: ребенка отправляли учиться к родне, где он постепенно осваивал профессию, продвигался от ученика к мастеру, а затем открывал собственную мастерскую и принимал в ученики своих кузенов.

Судя по сохранившимся письменным источникам, Доменико Трезини получил необходимые знания и навыки в Венеции, которая на тот момент являлась одним из ярчайших образцов итальянского Возрождения и центром художественного образования в Европе. Но в Италии он не остался, и после женитьбы в родном Астано на Джованне ди Вейтис уехал в Данию в поисках лучшей жизни. Там он получил работу фортификатора — инженера оборонительных сооружений — и в конце концов дослужился до архитектора крепостей. Но ни денег, ни славы эта работа ему не принесла. Пока в 1703 г. судьба не свела его с Андреем Измайловым. Измайлов был русским послом при датском дворе и знал о планах Петра по созданию новой столицы Российского государства. И эта столица нуждалась в неприступной крепости.

Ознакомившись с работами Трезини, 1 апреля 1703 г. Измайлов заключил с ним договор, согласно которому архитектор получал 20 червонных (около 117 тыс. рублей в пересчете на современные деньги) ежемесячно за свою работу на службе у русского царя. Конечно честолюбивый архитектор согласился не раздумывая, оставил жену на попечение родителям и отправился в Россию. Ему предстояло заложить архитектурные основы города на Неве.

Величайшие работы первого архитектора Петербурга

Петропавловский собор

По замыслу Петра город должен был начинаться с крепости, поэтому именно дату закладки первого камня в основание Петропавловской крепости — 27 мая 1703 г. — считают днем рождения Санкт-Петербурга. Еще продолжалась Северная война и шведы могли попытаться вернуть свои территории, поэтому на Заячьем острове была устроена крепость, а на Васильевском установили артиллерию, которая должна была остановить врага еще на подступах к городу. Крепость соответствовала последним достижениям военно-инженерной науки, хорошо оборонялась и была почти неприступна.

Однако детище Петра так и не поучаствовало ни в одном сражении. Через 2 месяца после начала строительства крепости на ее территории возвели небольшую церковь из дерева в честь покровителей Петра I — апостолов Петра и Павла. В 1712 г. хрупкое бревенчатое сооружение снесли и на его месте построили большой собор по проекту Доменико Трезини. Петр I так и не увидел Петропавловский собор во всем его великолепии, так как умер за 10 лет до окончания строительства, которое завершилось при императрице Анне Иоанновне в 1735 г. Первый российский император был похоронен под сенью своих небесных покровителей и заложил традицию для всех своих потомков. Вся династия Романовых, начиная от Петра I, была похоронена в Петропавловском соборе, кроме Петра II и Иоанна VI.

Петропавловский собор кардинально отличается от всего, что было до него. Итальянец, выросший в окружении лучших образцов Ренессанса, не стал возводить русский православный храм с крестово-купольной системой сводов и центральным круглым куполом. Собор стал первым базиликальным не центричным сооружением православной России. Вместо купола он имеет высокую вытянутую башню, прямоугольную в сечении, которая расположена на центральной оси здания, но не в его композиционном центре. Башню венчает шпиль с фигурой ангела. Он не имеет аналогов в мире, его видно всегда и при любой погоде. Кажущийся простым фасад здания, начинает мерцать тем сильней, чем ближе вы к нему подходите. Такой эффект достигается благодаря тонким валикам и филенкам, которые обрамляют стены собора.

Летний дворец Петра I

В 1711 г. началась постройка Летнего дворца Петра I. Зная вкусы своего заказчика, Трезини спроектировал здание, которое вовсе не похоже на дворец в привычном понимании. Это небольшое двухэтажное здание с 14 комнатами и 2 кухнями некоторые воспринимают павильоном Летнего сада. Высокое предназначение выдают в нем только барельефы между первым и вторым этажами, окаймляющие собой все здание. На них аллегорически изображены победы России в Северной войне — главной победе Петра.

Зная любовь Петра I к воде, Трезини располагает дворец на небольшом полуострове так, что вода подступает прямо к стенам дворца. Нева и Фонтанка создают природные водные границы, с третьей же стороны выкапывается гаванец, предназначенный для хозяина дома и его гостей. В последующие годы, когда берега рек подсыпали, дворец оказался отодвинут от воды. Вскоре и гаванец оказался засыпан.

Александро-Невская Лавра

Строительство святыни, посвященной Александру Невскому, задумывалось Петром еще на стадии осмотра болотистых шведских территорий, вскоре ставших столицей России. В 1710-ых гг. архимандрит Феодосий начинает обустройство монастыря по правую сторону Черной речки.

Изначально Монастырка была частью Чёрной речки, пока в 1829 году был построен восточный участок Обводного канала, разделивший реку на две части. Северная часть стала называться Монастыркой, а направление течения реки изменилось: она стала вытекать из Невы и впадать в Обводный канал.

Архитектурный проект будущего духовного центра страны берет на себя Доменико Трезини, который создает симметричный ансамбль в духе классицизма. Монастырь работал с первого же дня его основания, поэтому все строительные работы проводились также и его настоятелями и монахами, обрастая все новыми и новыми постройками, в том числе бытового и утилитарного характера. Работы были закончены в 1723 г.

Кронштадт

Первой работой итальянского архитектора в России было создание знакомых ему оборонительных сооружений. Царь не желал отдавать новоприобретенные территории Швеции, а потому было необходимо остановить врага до подхода к строящемуся Петербургу. Доменико Трезини было поручено разработать проект форта на острове Котлин. Уже через пару месяцев новый форт Кроншлот успешно отразил атаку врага, а иностранный архитектор заслужил почет и уважение. К сожалению, до наших дней форт Кроншлот не сохранился.

Здание Двенадцати коллегий

Васильевский остров, по задумке Петра I должен был стать центром Санкт-Петербурга. На нынешней стрелке Васильевского острова причаливали иностранные корабли, это были, по сути, морские ворота города. К концу первой четверти 18 в. вся панорама острова состояла из здания Кунсткамеры и различного предназначения временных бараков порта. Было решено возвести здание, которое бы служило фоном для причала и символизировало реформу государственной власти.

Трезини разработал проект здания Двенадцати коллегий по образцу Дома для именитых. Оно состоит из двенадцати отдельных зданий, соединенных галереями. У каждого ведомства был собственных вход, сейчас эти двери заложили. На фасаде разделение зданий можно увидеть по крышам — каждая коллегия имеет собственную завершенную крышу. Это государственное учреждение, но его архитектурное решение имеет определенную прелесть в сочетании яркого красного цвета стен и умеренного классицистического декора.

Существует много легенд про то, почему здание Двенадцати коллегий выходит боковым фасадом к Неве, тогда как все остальные постройки Петра I ориентированы на Неву. Но на деле так как это здание служило фоном для панорамы Васильевского острова с причала, то его логично развернули лицевым фасадом к прибывающим кораблям.

Захоронения Трезини и Растрелли на Сампсониевском кладбище

В 1709 г. Петром I была заложена Сампсониевская церковь в честь победы в Полтавской битве. Тогда же при церкви появилось православное кладбище, а чуть позже и кладбище для иноверцев. Именно здесь была похоронена большая часть иностранных архитекторов, художников и военачальников, работавших в России и в ней умерших. В том чиле и 2 великих итальянца Петербурга — Доменико Трезини и Бартоломео Растрелли. Спустя века кладбище заросло культурным слоем. Летом 2018 г. компания ООО «Нейшлотский, 3» приняла решение построить на этом месте жилой многоквартирный дом. После археологических исследований и раскрытия культурного слоя стройку отложили. Останки, найденные на месте бывшего Сампсониевского кладбища для иноверцев, подлежат перезахоронению.

Память о Доменико Трезини

Дом Трезини

В 1723 г. началась постройка дома первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Это были не только личные апартаменты зодчего и его семьи, в здании также находились мастерские, где он работал со своими учениками. Дом стал образцом петровского барокко и украсил собой Университетскую набережную. После кончины Доменико Трезини здание перешло во владение его вдовы и детей. В течение 19 и 20 вв. он неоднократно менял владельцев, пока совсем не опустел. Лишь в начале 21 в. дом Трезини отреставрировали и в нем открылся пятизвездочный отель “Дворец Трезини”.

Памятник

Собственный памятник Трезини получил в конце 20 в. совершенно случайно. В 1995 г. молодой скульптор П.П. Игнатьев разработал его в рамках своего учебного задания. Работой скульптора заинтересовались власти и из учебного задания вырос большой проект. Из-за большого количества доработок и нехватки средств процесс создания монумента итальянскому зодчему все время тормозился, пока наконец в 2014 году он не был торжественно открыт в присутствии правительства Санкт-Петербурга и представителей генконсульств Швейцарии и Италии. Архитекторв в бронзе стоит перед собственным домом на площади Трезини. Он одет по моде своего времени, в шубу и парик, в его руках — чертежи и инженерный циркуль.

Площадь Трезини

Площадь была названа в честь первого архитектора Санкт-Петербурга в 1995 г., до этого площадь не имела названия. Сейчас на ней находятся отель “Дом Трезини” и памятник самому архитектору.

Астероид Трезини

13 октября 1990 г. в Крымской астрофизической обсерватории астрономы Л. Карачкина и Г. Кастель открыли астероид, который получил имя великого архитектора.

Памятник “Первостроителям Санкт-Петербурга”

17 октября 1995 г. на территории бывшего Сампсониевского кладбища, где был похоронен Трезини и многие другие великие “русские немцы”, открыли памятник “Первостроителям Санкт-Петербурга”, посвященный Д. Трезини, Б. Ф. Растрелли, А. Шлютеру, Ж.-Б. Леблону и Б. К. Растрелли. Памятник неоднократно подвергался актам вандализма.

  • Доменико Трезини был трижды женат. Первая его жена Джованна ди Вейтис осталась в Швейцарии с детьми, в России Трезини был женат еще дважды. Последняя жена Мария Карлотта родила ему 5 детей — 4 мальчиков и 1 девочку.
  • В России Трезини получил имя Андрей Петрович Трезин (Трецин).
  • Одна из самых известных легенд о расположении здания Двенадцати коллегий гласит, что в отсутствие Петра I генерал-губернатор Санкт-Петербурга князь А.Д. Меншиков решил развернуть здание боком к Неве, чтобы освободить больше места для территорий своего дворца. Вскоре император вернулся в столицу и, увидев столь чудовищное нахальство, заставил Меншикова бежать вокруг здания Двенадцати коллегий 12 кругов.

Последний получил титул барона и дом на Васильевском острове. Это было каменное здание, предназначавшееся для Трезини. Оно стояло на берегу Большой Невы, на углу 12-й линии. Еще в 1718 году Петр «указал» Трезини построить дом, «образцовый» для застройки набережной и самому в нем поселиться. Предписывая указом 1721 года отдать уже готовый дом Остерману, Петр повелел выстроить для Трезини новый «в полтора кирпича... на десяти саженях» здесь же, на набережной.

Это здание сохранилось до нашего времени. У моста Лейтенанта Шмидта вглубь острова уходят 4-я и 5-я линии. Второй дом на набережной от угла 5-й линии в сторону 6-й (Университетская набережная, 21) - дом Трезини. Он надстроен на два этажа (кроме мезонина), но и сейчас видны его основные членения. Был он двухэтажным и тоже представлял собой один из вариантов жилых домов, разработанных Трезини для застройки набережных.

Венчал здание небольшой мезонин в три окна. Крыша была высокая, шатровая. Между окнами первого и второго этажей - филенки простого рисунка. Углы дома и центральная его часть были подчеркнуты лопатками. К входной двери вело крыльцо с двумя лестничными маршами. Крыльца, столь типичные для древнерусских палат, стали неотъемлемыми в строительстве петербургских домов и даже общественных зданий. Они украшали их, подчеркивали центральную часть дома и вход в него со стороны набережной или улицы. Спуски к Неве как бы продолжали движение их линий, словно указывая на роль Невы в жизни горожан.

Строительство дома Трезини продолжалось почти пять лет, до 1725-1726 годов. За работами следили сам архитектор и его ученик Михаил Земцов. К этому времени он выполнял многие работы самостоятельно, М. Г. Земцову было в это время более 30 лет. Он выполнял работы в Летнем саду, по его проекту строилось там «зало славных торжествований» на том месте, где позже была установлена замечательная решетка, на берегу Невы, у Лебяжьей канавки. В выполнял он работы Канцелярии от строений, проектировал здания для Петергофа и Ревеля.

В доме на набережной Большой Невы Трезини прожил до конца своих дней.

Строиться Трезини было нелегко: не хватало времени для себя, да и личных средств его было недостаточно. Сохранилось письмо, в котором архитектор обращается за помощью к кабинет-секретарю Петра I А. В. Макарову и к У. А. Сенявину, а через них к императору, находившемуся тогда в Москве: «И прошу покорно вашего превосходительства, ежели благополучный час улучится, замолвить о мне доброе слово Его Величеству с превосходительным господином директором Ульяном Акимовичем, понеже определенным жалованьем истинно пробавляюся с своею фамилиею с немалою нуждою, как о моей работе и нужде известно моему государю, отцу У. А., о чем я к его милости послал челобитную».

А рхитектор Доменико Трезини родился в Швейцарии, учился в Италии, работал в Дании. Однако признание он получил в России, где прославился как первый и главный архитектор Петербурга и основоположник раннего русского барокко.

«Договор с господином Трецином»: переезд в Россию

Доменико Андреа (по другим сведениям - Доменико Джованни) Трезини родился в 1670 году в семье небогатых итальянских дворян, живших в швейцарском городе Астано. О ранних годах его жизни почти ничего неизвестно. Учился он в Венеции - в то время это был один из центров европейского художественного образования, наравне с Римом. В годы учебы Трезини застал расцвет венецианского искусства, которое основывалось на традициях и ценностях Ренессанса. Это оказало заметное влияние на стиль молодого архитектора.

Известно, что после учебы Доменико Трезини вернулся в родной город, где обвенчался с Джованной ди Вейтис. Однако вскоре ему пришлось уехать: нужно было кормить семью, и в поисках заработка Трезини отправился в Данию. Трезини удалось получить работу фортификатора и со временем стать «архитектонским начальником в строении крепостей» , но желаемого дохода ему это не приносило.

Форт Кроншлот. Архитектор Доменико Трезини. 1704. Изображение: artcyclopedia.ru

Нарвский замок. Основан датчанами. 1256. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

На работы Доменико Трезини обратил внимание русский посол при датском дворе Андрей Измайлов. 1 апреля 1703 года он заключил с «господином Трецином» договор, который содержал следующие условия:

«За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети.
Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить.»

Предложенное жалованье по тем временам выглядело совершенно сказочным. Трезини не раздумывая согласился и вскоре оказался в Петербурге .

Одной из первых российских работ архитектора стал форт Кроншлот. До наших дней он не сохранился, но остались эскизы, позволяющие восстановить его внешний облик. Оборонительное сооружение представляло собой восьмигранную башню и очертаниями напоминало традиционную русскую колокольню, но более приземистую и широкую.

Всего через 2 месяца после окончания строительства Кроншлоту пришлось выдержать первое «боевое испытание»: на форт напала шведская эскадра. И крепость выдержала штурм без особых повреждений.

«Первейшая из главных работ - Санктпетербургская фортификация»

В 1706 году Петр I задумал перестроить Петропавловскую крепость : из земляной ее следовало превратить в каменную. Работа была масштабная. Требовалось своевременно заготовить и доставить к крепости огромное количество материала для строительства - леса, кирпича, извести - найти достаточно рабочих. Для управления строительством Петр основал Канцелярию городовых дел. Начальником ее стал Ульян Сенявин, а Доменико Трезини (на русский манер его звали Андрей Якимович Трезин) был назначен его главным помощником.

Петропавловская крепость. Архитектор Доменико Трезини. 1706-1740. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

Петропавловский собор. Архитектор Доменико Трезини. 1712-1733. Фотография: Дмитрий Яковлев / Фотобанк Лори

Уже спустя 2 года закончилось строительство каменных пороховых погребов обновленной крепости и началось возведение солдатских казарм и бастионов. Ворота крепости первоначально были деревянными. Однако позже вышел особый указ царя - «по Большой Неве и большим протокам деревянного строения не строить» - и ворота заменили на каменные.

К 1716 году крепость достроили. Доменико Трезини приступил к возведению Петропавловского собора на ее территории. Самой высокой точкой архитектурного ансамбля стала Петропавловская колокольня с ее знаменитым иглоподобным шпилем.

Сам Трезини считал строительство крепости главной своей работой и до конца жизни список своих проектов начинал с фразы «Первейшая из главных работ - Санктпетербургская фортификация» .

Первый архитектор Петербурга

Петропавловская крепость стала далеко не единственной работой Доменико Трезини в Петербурге. Когда ее достроили, в ведение Канцелярии городовых дел перешел общий архитектурный облик новой столицы. Так Трезини стал главным архитектором Петербурга.

С 1710 по 1714 год он занимался проектированием Летнего дворца Петра I . Резиденция вышла довольно скромной по тем временам - в точном соответствии со вкусами первого российского императора: в ней было всего 14 комнат и 2 кухни. Фасад здания украшали аллегорические барельефы на тему событий Северной войны.

Летний дворец Петра I. Архитектор Доменико Трезини. 1710-1714. Фотография: Igor Lijashkov / Фотобанк Лори

Александро-Невская Лавра. Архитектор Доменико Трезини. 1713. Фотография: Овчинникова Ирина / Фотобанк Лори

В 1715 году Трезини создал проект Александро-Невской Лавры - симметричный архитектурный ансамбль, расположенный между Невой и Черной Речкой. Монастырь строили до 1723 года, и все это время он «обрастал» рабочими поселениями, садами и огородами.

В 1717 году Петр I велел Доменико Трезини построить «образцовый дом для зажиточных» - городской каменный особняк. Они должны были заменить неэстетичные строения, которые возводились первое время для жителей молодого города. Архитектор собирался поселиться в в новом доме - красивом и удобном - и подать пример остальным. Место для строительства император выбрал сам: угол Двенадцатой линии Васильевского острова. Трезини исполнил указ императора, однако по неизвестным причинам сам в особняке жить не стал, и Петр передал здание во владение барону Остерману.

Домом Трезини в современном Петербурге называют другое здание, оно расположено на Университетской набережной. Этот дом архитектор также спроектировал самостоятельно, а затем и поселился в нем вместе с семьей, учениками, личным писарем и прислугой.

Еще одна знаменитая петербургская постройка Доменико Трезини - Дом двенадцати коллегий. Его возводили в 1722-1742 годах. В то время в нем располагались высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий здание передали во владение Главному педагогическому институту, а в наши дни оно принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету.

Дом Трезини на Университетской набережной. Архитектор Доменико Трезини. 1721-1723 . Фотография: Сергей Васильев / Фотобанк Лори

Дом двенадцати коллегий. Архитектор Доменико Трезини. 1722-1742. Фотография: A.Savin / wikipedia

Кроме прочего, Доменико Трезини спланировал архитектурный облик большей части Васильевского острова в том виде, какой сохранился и поныне: строгие геометрические линии в планировке улиц, сдержанная роскошь в оформлении фасадов. Именно Трезини стал основоположником стиля, который именуют петровским барокко.

Доменико Трезини умер в 1734 году и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Петербурге. Могила его не сохранилась до наших дней. Именем Трезини названа площадь в Василеостровском районе Петербурга, на которой установлен памятник великому архитектору.

Трезини разрабатывает несколько проектов жилых домов в один иди в два этажа, причём габариты дома и размер участка определялись имущественным и социальным положением человека.

Трезини, Меншиков и Пётр I

В числе типовых проектов были варианты дома:

– для «подлых»

– для «зажиточных»

– для «именитых»

– загородных усадеб для застройки участков, прилегавших к рекам.

Дома для подлых предназначались для второстепенных улиц города и могли быть мазанковыми. Сторона участка равнялась длине фасада (10 метров) и ворот (3-4 метра).

Дом для «подлых»

Дома для «подлых» вдоль Фонтанки

Дома для зажиточных предназначались к застройке на крупных улицах столицы. Они имели до 20 метров по фасаду и были разделены на две половины – мужскую и женскую.

Дом для «зажиточных»

Подобными домами в 1720-е годы застраивалась набережная Васильевского острова.

Проект дома для «именитых» имел рекомендательный характер. Если позволяли средства, можно было проявить фантазию и построить шикарный дом, предварительно согласовав рисунок фасада дома в Канцелярии городовых дел.

Дом для «именитых»

На проектах загородных усадеб, в основном, представлены одноэтажные дома с мезонинами. Детально и с вариантами предложены архитектурные украшения садов.



Проекты загородных усадеб Д. Трезини

Проекты были гравированы, напечатаны и в таком виде выдавались застройщикам. На каждом оттиске были нанесены габариты участка, план дома, фасад с воротами и краткое пояснение, в котором указывались размеры участка и дома.

Материал разрешалось выбрать любой, и, хотя старались возводить в основном каменные здания, строили дома и мазанкового типа, и деревянные. Обязательным было лишь соблюдение этажности и общих размеров постройки, а также правильное расположение на участке.