Размыв так и не покорился метростроевцам. Площадь мужества

Расположена на границе 2-х районов Петербурга: Выборгского и Калининского. Имеет важное историческое значение. Во время Великой Отечественной войны через ее территорию провозили тела погибших людей на Пискаревское кладбище.

История

Изначально у площади не было названия. Она расположилась на пересечении проспекта Непокоренных и улицы Карбышева, проспекта Тореза и Политехнической улицы. В 1960 году площадь назвали Спасской . Еще через 5 лет ее переименовали в Площадь Мужества.

В названии площади увековечили подвиг и память о храбрости защитников города, его сильных граждан в страшные блокадные дни

Архитектура

На месте современной площади раньше располагалась деревянная Преображенская часовня, история которой началась еще в XIX веке.

В 60-х годах XX века площадь претерпела существенные изменения. При ее оформлении выпрямили 2 улицы и снесли несколько домов.

Архитектурный ансамбль был оформлен в 70-80-е годы. Его создателями были Л. Л. Шретер и Л. И. Шимаковский. Монументальность площади добавляют башенные дома, которые попарно выстроили на проспекте Шверника. В сторону Пискаревского кладбища тянется проспект Непокоренных. В его начале были возведены большие жилые дома с удивительными фасадами, благодаря этому создается уникальная цельная композиция.


В 1979 году на площади установили мемориальную композицию «Блокадный колодец» – женщина с ребенком, а в ее руках ведро, стоят они над чашей с водой. Во время блокады водопровод перестал работать, и люди приходили к колодцам, чтобы набрать воды.

На проспекте Шверника располагается кинотеатр «Выборгский». Недалеко, на Болотной улице сохранился старинный дом из дерева. Здесь в 1917 году вела свою деятельность Лесновско-Удельнинская управа. Сейчас в этом здании располагается мемориальный музей Выборгский стороны «Заседание ЦК РСДРП(б) 16 октября 1917 года».

С юга-востока к площади присоединяется территория завода «Красный Октябрь»


Корпус бани цилиндрической формы с юга построили в 1926-1927 годах по проекту Никольского

Площадь Мужества – крупная транспортная развязка. В 80-х годах создали план подземного перехода, но в жизнь его так и не воплотили. Темой станции метро является героизм жителей города в военное время. Такое решение было принято, потому что станция ближе всех расположена к Пискаревскому мемориальному кладбищу.

На перроне станции есть надпись «СЛАВА ГЕРОЯМ ТЕБЯ ЛЕНИНГРАД ОТСТОЯВШИМ», а на стене находится огромная звезда из металла. Освещается станция светильниками, которые имитируют чаши Вечного огня.

К 60-летию Победы был проведен ремонт. Южную сторону стену обшили металлопластиковыми панелями, а надпись отреставрировали и покрыли золотом.

Что находится рядом

  • 2 высотки – высота каждого дома 18 этажей. Это было фактически уникальное решение для эпохи Ленинграда в 70-80 гг. Сверху на зданиях установили цифры: начало и конец войны.
  • Станция метро Площадь Мужества. По мере застройки территории возле станции, ее павильон скрылся из-за жилого дома.
  • Круглые бани.
  • Дом купца Д. А. Котлова. Дом выполнен в стиле модерн с элементами средневекового замка. В 2018 году начались реставрационные работы.
  • Мемориальная композиция, состоящая из пушки «Зис-3» и 4-х противотанковых «ежей». Высаженные цветы образуют надпись «Помни».
  • Сквер блокадников. Это название получила безымянная зеленая зона в 2010 году.

Памятник Мужеству Ленинградцев отстоявших город находится в Сквере Блокадников

Где находится

Адрес

На пересечении проспекта Непокоренных и улицы Карбышева, проспекта Тореза и Политехнической улицы

В нынешнем году у первой, или «красной», или, говоря по-старому, Кировско-Выборгской линии петербургского метрополитена два юбилея. Радостный и грустный. Радостный: 23 апреля 1975 года были открыты станции «Выборгская» и «Лесная», голубые экспрессы устремились на север города. Грустный: 1 декабря 1995 года из-за аварии было прекращено движение на участке «Площадь Ленина » - «Академическая». После этого на протяжении восьми с половиной лет жители огромных массивов испытывали серьезные транспортные трудности. В полном объеме движение на линии восстановили лишь в конце июня 2004-го.

ИДТИ НАПРЯМУЮ!

А началась вся эта история весной 1974 года. 8 апреля в ходе строительства новых станций на площади Мужества случилась беда. В тоннели прорвался плывун - колоссальное вместилище воды с мельчайшим песком, внутри которого давление достигает девяти атмосфер. И когда он врывается в забой, то, как абразивный круг, режет любую сталь.

Наш город стоит на болоте, а потому метростроители постоянно сталкиваются с разными проблемами. Вот и между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» обнаружилась подземная река, протекавшая на глубине девяносто метров. Как выяснилось впоследствии, это было древнее русло Невы - так называемый Ковенский размыв.

Известный петербургский журналист Игорь Лисочкин не раз публиковал материалы о строительстве ленинградского метрополитена, был свидетелем многих событий. Вот что он рассказывал:

Размыв, преградивший путь метростроителям в районе площади Мужества, был хорошо изучен специалистами. Разведывательные, исследовательские работы тут продолжались пять лет. Для его преодоления рассматривались разные варианты: пройти над гигантской хлябью тоннелем мелкого заложения, «нырнуть» под нее и пройти через влагонаполненные пески: в этом случае вместо станций «Площадь Мужества» и «Политехническая» появилась бы только одна, необычайно глубокая. Но в итоге остановились на третьем варианте - идти прямо через размыв. Проектировщики предложили заморозить размыв и провести через него две полукилометровые трубы диаметром шесть метров. Ничего подобного в мировом тоннелестроении еще не знали.

Почему был выбран именно этот вариант? Нынешние руководители «Метростроя », куда корреспонденты «Комсомолки» обратились за комментарием, от разговора уклонились: они вообще не любят вспоминать эту не самую радостную страницу в истории городского метростроения. По словам Игоря Лисочкина, во главу угла тогда поставили экономические факторы. Но есть и другая, неофициальная версия: только так можно было сдать участок к XXVI съезду КПСС , который открывался 24 февраля 1976 года.

ОБОШЛОСЬ БЕЗ ЖЕРТВ

Для заморозки использовали фpеоновые моpозильные yстановки. Они обеспечивали температуру десять - двенадцать градусов. Линию строили необычным способом. Как правило, тоннели идут параллельно. А в этом случае один располагался над другим: для того чтобы сократить площадь замораживания.

В тот день, когда произошла авария, я работал на верхнем тоннеле, - рассказал «Комсомолке» в прошлом бригадир проходчиков Константин Татаринович, который недавно отметил свое восьмидесятилетие. - Вдруг примерно в 16.30 ко мне подбегает начальник участка. Говорит: «Константин Станиславович, быстро спускайся вниз со всей бригадой. Там ЧП». Спустились, я услышал треск породы. Тех, кто работал в нижнем тоннеле, уже не было: они успели эвакуироваться. Включил мотор, чтобы закрыть затвор, а он не работает. Мой коллега подцепил к электровозу трос, рванул - и затвор закрылся. Тут же пошла вода с песком.

По словам бригадира, после этого он с другими рабочими поднялся в верхний тоннель. До самого утра в авральном порядке метростроевцы сооружали бетонные пробки, чтобы вода не пошла дальше, не затопила «Лесную».

Слава богу, обошлось без жертв, - говорит ветеран метрополитена. - Ни у кого не было даже царапины.

Но на этом дело не закончилось. Под землей образовались пустоты, начались подвижки грунта. На Политехнической улице вздыбились трамвайные рельсы. Но «веселее» всего было на территории научно-производственного объединения «Аврора».

Вспоминает Сергей Орлов , очевидец тех событий:

По одному из зданий пошли крупные трещины, потом оно начало медленно разваливаться… Из дома в панике выбегали люди.

В дальнейшем разрушенную середину убрали, а два уцелевших крыла оставили, соорудив глухие стены. В таком виде здание и стоит до сих пор.


СДЕЛАЛИ НЕВОЗМОЖНОЕ?!

Итак, авария произошла. Сразу возник вопрос: что делать дальше? Рассматривались разные пути. Первый - начать строительство обходных туннелей по прежней трассе, но выше или ниже подземного потока. Второй - обойти опасный участок, в этом случае потребовалось бы строить новую станцию на Светлановской площади.

Строительство трассы ниже зоны размыва потребовало бы устройства двух эскалаторных маршей и дополнительных подземных вестибюлей для перехода с одного марша на другой. Станции «Лесная» и «Площадь Мужества» получились бы чрезвычайно глубокими.

Перегон выше зоны размыва привел бы к необходимости создания на поверхности широкой полосы отчуждения: пришлось бы сносить здания, перекладывать инженерные сети.

Кроме того, в обоих случаях стройка бы чрезвычайно затянулась. Доводилось слышать, что министр транспортного строительства СССР Иван Соснов специально прилетал в наш город и пытался уговорить первого секретаря Обкома партии Григория Романова отложить пуск этого участка хотя бы на год. «Хозяин Ленинграда » отказался. Как бы то ни было, строительство продолжили по старой трассе. На этот раз было решено использовать для заморозки жидкий азот. Впервые в мировой практике.

Руководители Ленинграда добились того, что союзные власти выделили городу шесть тысяч тонн жидкого азота.

Это материал стратегический, данные о его выработке не публиковались, но тогда говорили о трети или половине от объемов производства в СССР, - утверждает Игорь Лисочкин.

Фактически в поставке жидкого азота была задействована вся страна, - образно выразился в разговоре с корреспондентами «Комсомолки» эксперт Владимир Валдин.

Отметим, что на размыве работали пятнадцать замораживающих станций, были пробурены тысячи специальных скважин, а длина трубопроводов достигла 350 километров!

З1 декабря 1975 года участок «Лесная» - «Академическая» был сдан. На митинге говорили, что сооружение построено на века, что покорение размыва продвинуло технику метростроения на десятилетия вперед. Председатель государственной комиссии тогда заявил:

Сделали то, что по науке сделать было невозможно.

Отметим, что постоянного «подмораживания» грунта даже не планировалось. Ибо это сделало бы эксплуатацию перегона слишком дорогой.


В ТОННЕЛИ ХЛЫНУЛА ВОДА

Вначале поезда шли по увешанным датчиками тоннелям с очень маленькой скоростью. За первые пять лет сооружение осело на девяносто миллиметров от проектного положения. Но с сентября 1984 года ситуация стабилизировалась, даже были сняты ограничения на скорость движения составов.

Казалось бы, все хорошо. Смелое решение советских инженеров оказалось абсолютно верным. Увы… В конце 1994 года в тоннелях вдруг стали появляться вода и песок. С каждым месяцем все больше. Тоннели оседали, прорывы возникали то тут, то там Ремонтники устанавливали анкеры, резали и варили металл, вводили в трещины быстротвердеющий раствор. В мае 1995-го ситуация начала принимать угрожающий характер. За один только месяц туннели просели на 35 миллиметров - гораздо больше, чем прежде за год. Причем верхний проседал быстрее. Поступление воды возросло настолько, что ранее включавшиеся только на ночь тоннельные насосы, работали теперь круглосуточно, уже не успевали ее откачивать. Между рельсами побежал грязный бурный ручей, возникла угроза размыва полотна.

Я считаю, что специалисты «Метростроя» и «Метрополитена» были настроены необоснованно благодушно, - говорил тогда коллегам Игорь Лисочкин. - Выбросы воды измерялись уже тысячами, песка - десятками кубометров, а приходилось слышать: «Вода в шахте - дело обычное», «В Москве везде течет, и ничего».

Осенью 1995 года по выходным поезда на «красной» линии стали ходить только до станции «Площадь Ленина». А 1 декабря этого же года было принято решение прекратить движение от «Площади Ленина» до «Академической»: дальнейшая эксплуатация тоннелей грозила обернуться страшной катастрофой.

Полностью достоверных версий случившегося нет.

Работы велись ускоренными темпами, с нарушением технологии, - утверждает Петр Новиков , в прошлом главный технолог «Метростроя». - Например, сварщики работали в метре друг от друга и не только слепили товарищей, но и вынуждены были гнать халтуру.

Нас, рабочих, естественно, не спрашивали, как и где строить, - говорит Константин Татаринович. - Но, когда решили идти через размыв, я слышал от спецов: эта конструкция просуществует не более двадцати лет.

Две недели шла борьба за тоннели, которая не увенчалась успехом. 16 декабря было принято решение затопить их.

Конец 1995 года - начало 1996-го стали тяжелым испытанием для городских властей. Шутка ли, огромные жилые массивы лишились метро. О масштабах бедствия свидетельствует хотя бы тот факт, что уже вскоре на Гражданке пошли вниз цены на недвижимость.

Специалисты-транспортники мучительно искали пути выхода из транспортного коллапса. В конце концов, остановились на следующем варианте: между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» пустили бесплатный автобусный маршрут. А на участке «Площадь Мужества» - «Девяткино » возобновили движение голубых экспрессов. По расписанию.

Как восстанавливали движение на «красной», самой старой линии петербургского метрополитена - тема для отдельной публикации. После долгих дебатов решили провести новые тоннели примерно в двухстах метрах в сторону от трассы и на двадцать метров выше аварийных.

Из-за отсутствия у отечественных производителей проходческого оборудования, рассчитанного на работу в условиях высокого горного давления и проходку в сильно обводненных слабоустойчивых грунтах, был объявлен конкурс среди иностранных фирм. Его выиграл итало-шведский концерн. Участок хотели, но не успели сдать к 300-летию Петербурга .

По некоторым данным, общая стоимость работ составила более 145 миллионов долларов, половину из которых внес федеральный бюджет, половину - городской. Владимир Валдин считает, что размыв надолго затормозил развитие городского метрополитена. Какие деньги заработали за этот период маршруточники, возившие людей от «Лесной » на Гражданку, подсчитать невозможно.

Движение возобновилось лишь 26 июня 2004 года. Среди первых пассажиров были президент России Владимир Путин и тогдашний губернатор Петербурга Валентина Матвиенко .

КОНКРЕТНО

ЗАКАТ КАРЬЕРЫ ПЕРВОГО МЭРА

По мнению экспертов, когда случилась авария, петербургские власти сделали все возможное, чтобы облегчить жизнь попавших в беду людей. Тем не менее ряд политологов считает, что размыв стал одной из причин поражения первого и единственного мэра Петербурга Анатолия Собчака на состоявшихся в июне 1996 года губернаторских выборах.

КИНОПОСТРАДАВШИЕ

В 1986 году на экраны вышел художественный фильм «Прорыв», основанный на событиях апреля 1974 года. Киношники нагнали жути. Так, в одном из кадров под землю проваливается троллейбус. На самом деле ничего подобного не было. Но тут же появились «очевидцы», которые «своими глазами» видели провал троллейбуса.

Реальный размыв обошелся, повторим, без пострадавших, чего не скажешь о киношном. Во время съемок некоторых эпизодов актерам пришлось работать в холодной воде. Из-за этого простудился и тяжело заболел актер Александр Суснин.

ХРОНИКА РАЗМЫВОВ

1. В 1950 году, еще до открытия ленинградского метрополитена, пришлось бороться с плывуном под площадью Восстания.

2. В 1954 году методом рассольного замораживания ликвидировали последствия катастрофы при строительстве станции «Автово».

3. Из-за затопления тоннеля на «Пушкинской» вход на станцию достраивали уже после торжественного пуска первой линии, состоявшегося в ноябре 1955 года.

4. При строительстве перегона между станциями «Елизаровская » и «Ломоносовская» в тоннель прорвался плывун из смеси воды и песка.

По месту где расположена современная площадь Мужества с начала XVIII века проходила дорога от Выборгского шоссе (проспекта Энгельса) к Муринской дороге. В середине XVIII века здесь появилась Спасская дача. Она стала первым поселением в районе площади. Усадьба включала в себя жилые дома, скотный двор, два пруда, пашню, лесные угодья и сад.

С 1788 года Спасская дача принадлежала офицеру Ивану Ивановичу Кушелеву, близкому к императорскому двору. Он приобрёл усадьбу из-за её близости к землям Ланских, находившихся по другую сторону Выборгской дороги. При Кушелеве дачу стали именовать мызой (отдельно стоящая усадьба с сельскохозяйственными постройками). Здесь был построен новый большой жилой дом, сад переделан в парк с прудом, аллеями, гротом и беседками. В 1790-х годах в саду были установлены колонна в память "щедрот" Екатерины, обелиск в честь любимой собачки Екатерины II, памятник единственному сыну Кушелевых, погибшему на войне в Грузии.

К концу XVIII века здесь сформировался перекрёсток нескольких улиц. С начала XIX века на углу Большой и Малой Спасских улиц находилась деревянная Преображенская часовня.

После смерти Кушелева в 1817 году Спасская мыза отошла к его вдове, в 1822 году к сенатору Молчанову, в 1831 году к его зятю и дочери Беклешовым.

С 1830-х годов территория вокруг перекрёстка развивалась как дачная местность. Ещё при вдове Кушелева жилой дом и хозяйственные постройки начались сдаваться в наём. Сдавались они и при сенаторе Молчанове, при Беклешовых. С 1840-х годов сад Спасской мызы стал именоваться "Беклешовским".

В 1864 году Преображенская часовня была реставрирована и расширена. В праздник Преображения сюда устраивался крестный ход.

К концу XIX - началу XX веков район перекрёстка стал одним из центров общественной жизни всего близлежащего района. Местные жители часто называли его "пятачком", это название иногда встречается и в настоящее время. В начале ХХ века здесь находилась аптека Шлезингера, булочная купца Сотова. 2-й Муринский проспект , выходящий на перекрёсток был главным проспектом всего района Лесного. В 1910-х годах пролегающие здесь улицы были замощены.

В начале 1910х годов на Старо-Парголовском проспекте (ныне проспекте Тореза) рядом с площадью по проекту Н. И. Товстолеса был построен особняк для купца Дмитрия Алексеевича Котлова. Это здание местные жители часто называли "дачей Шаляпина", хотя оно не имеет никакого отношения к великому русскому певцу.

В 1927-1929 годах по проекту А. С. Никольского здесь было построено здание общественной бани . По форме здания её стали называть "круглой".

К 1940-м годам перекрёсток продолжал быть центром жизни района. Здесь располагались булочная, два продуктовых магазина, промтоварный магазин "Вузовец", книжный магазин, почта, парикмахерская, фотоателье, аптека и кинотеатр "Миниатюр". Это место называли и "пятачок", и "у трамвая", "на Спасской". Кроме всего прочего здесь располагался магазин "Молокосоюз", где кроме молока продавали большое количество разных сортов колбасы и копчёностей. До конца 1920-х годов у кинотеатра "Миниатюр" часто собирались беспризорники, чьи родители погибли во время Гражданской войны.

Площадь на месте перекрёстка была распланирована в 1950-х годах. В проектной документации она упоминается как Спасская или Муринская. 16 января 1964 года Большую Спасскую улицу объёдинили с Пискарёвской дорогой и назвали проспектом Непокорённых. 17 августа 1964 года Старо-Парголовский проспект был переименован в проспект Тореза, руководителя Французской коммунистической партии. 15 мая 1965 года новую площадь назвали площадью Мужества. В это же время Малая Спасская улица была названа улицей Карбышева, в честь генерал-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева.

Проект застройки площади разрабатывался в 1959-1960 годах архитектором Логином Людвиговичем Шретером. Она задумывалась как архитектурный центр всего района, въезд из центра города к Пискарёвскому мемориалу. Из-за сложного грунта не удалось выполнить замысел архитектора полностью. Не были построены все задуманные 16-этажные здания.

Из-за нестабильности грунтов под площадью при строительстве метро в 1970-х годах здесь произошёл их размыв. По этой причине трамваи не стали проходить под площадью, на которой так и не был установлен памятник, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне.

В 1975 году с северной стороны площади между Политехнической улицей и проспектом Тореза в честь 30-летия Победы был заложен "блокадный" сквер. 31 декабря 1975 года открылась станция метро "Площадь Мужества". Она, вместе со станцией "Политехническая", стала первой в СССР односводчатой станцией метрополитена глубокого заложения.

Дома №40 и 51 по 2-му Муринскому проспекту были построены к 1982 году.

В 1985 году обелиск "Городу-герою Ленинграду" предполагалось установить именно здесь, но в результате он оказался установленным на площади Восстания . В настоящее время рассматривается вопрос о его перемещении на площадь Мужества.

В 2004 году в "блокадном" сквере предполагалось строительство ресторана быстрого питания "Блин-Дональдс", однако из-за массового протеста жителей района это не было сделано.

9 мая 2005 года на площади установили два закладных камня. Первый - в "блокадном" сквере. Второй - у пересечения улицы Карбышева и 2-го Муринского проспекта на месте будущей часовни, там же где ранее находилась Преображенская часовня.

Введение

У нашего города богатая история. С 1703 года, даты основания Санкт-Петербурга, и до наших дней город пережил немало событий. Северная война, правление Екатерины II, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, три революции, блокада. Память об этих и других событиях хранит, в основном, центральный район города. Издавна считается, что на окраинах и в спальных районах Санкт-Петербурга смотреть нечего, памятных мест нет. Мы хотели бы разубедить вас в этом.

Мало, кто задумывается об истории района, в котором живёт. Как район сформировался, что было на этом месте во времена Николая II или Александра III, в индустриальные 1920-е или блокадные годы. Проходя мимо разных зданий на работу, в школу или магазин, люди редко задумываются об их истории, о людях, которые в них жили. Гуляя по улицам мы не обращаем внимания на их названия, не задумываемся, почему они так названы, в честь кого они так названы.

Задавая себе подобные вопросы, мы решили взять один микрорайон, и исследовать его. Мы выбрали Площадь Мужества - мемориал и часть архитектурно-исторического ансамбля города, посвящённого Блокаде Ленинграда, и состоящего из Площади Мужества, Пискарёвского кладбища и дороги между ними – Проспекта Непокорённых. Мы считаем, что подобные исследования актуальны сегодня, как никогда. Не далее, как два месяца назад, вся Россия отпраздновала 70-летие снятия Блокады Ленинграда. А уже в следующем годы мы будем праздновать 70-летие Победы Советских войск над фашистскими захватчиками, и это значит увеличение интереса к истории

Великой Отечественной войны и Блокады, и необходимость получения новой информации об этом периоде города.

В процессе исследования мы нашли много объектов вблизи площади Мужества, так или иначе связанных с Блокадой. История каждого из них уникальна. Чтобы наше исследование принесло пользу не только нам, мы создали путешествие по местам, которые нашли. Таким образом, любой желающий может прикоснуться к истории нашего района.

Места памяти на Площади Мужества

Проект мы начали с прогулки по площади Мужества со списком тех мест, история которых может быть особенно интересна петербуржцам. Дальше мы начали искать информацию об этих объектах. Наше путешествие мы решили спланировать так, чтобы участники его обошли площадь Мужества по кругу, начав от станции метро с одноимённым названием. Первым объектом нашего путешествия был мемориальный «Блокадный колодец». Памятник посвящен колодцу пресной воды, находившемуся здесь в блокадные годы. Памятник состоит из двух частей – чащи с водой, расположенной у самой стены дома, и, располагающегося над ней барельефа с изображением женщины с ребенком на руках и с ведром с водой. Текст на памятнике гласит: "1941-1945. ЗДЕСЬ В СУРОВЫЕ ГОДЫ БЛОКАДЫ БЫЛ КОЛОДЕЦ - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ".

Следующим объектом изучения являлся завод «Красный Октябрь». Он был основан в 1891 году и назывался Электротехническим заводом «В.Савельев и К о" ». Завод, ставший одним из первых предприятий электротехнической отрасли, был национализирован почти сразу после революции. После Гражданской войны, с 1921 по 1924 год, завод участвовал в строительстве первенца советской энергетики - электростанции «Красный Октябрь» в Петрограде, которая и сейчас дает свет и тепло городу. 5 сентября 1925 года завод получил название «Красный Октябрь». В 1927 году было принято решение о слиянии завода с мотоциклетным заводом имени Зиновьева (бывший завод «Русский Рено»), в результате чего в 1930 году здесь начинается первый серийный выпуск отечественных мотоциклов Л-300

«Красный Октябрь». В 1940 году производство мотоциклов было передано в Ижевск и Серпухов, где они выпускались под другими марками. До Великой Отечественной войны, в соответствии с планами индустриализации, на заводе создавались новые производства. Так, в 1928 г. было освоено производство подъёмно-транспортного оборудования, которое впоследствии было отделено от предприятия и дало начало заводу ПТО им. Кирова. С 1932 года завод приступает к производству различных узлов и агрегатов (коробки передач, карданы, запасные части и многое другое) для танков и тракторов. Однако вскоре основной продукцией предприятия становятся авиамоторы и двигатели.

В годы блокады завод не только не останавливает производство, но и расширяет его, производя боеприпасы. За успешное выполнение планов Правительства завод был награжден орденом Трудового Красного знамени. После войны завод производил двигатели для большинства отечественных серийных вертолётов и самолётов. В наши дни основным продуктом завода «Красный Октябрь» остаются авиадвигатели.

Ещё одним из найденных нами памятников войне стали Круглые бани. Они были построены в 1927-1929 гг., архитектором А. С. Никольским, в стиле конструктивизм. По проекту архитектора здание должно было быть круглым, во дворе должен был разместиться бассейн, а на крыше - солярий. Внутренний двор предполагалось накрыть стеклянным куполом. Баню должна была окаймлять кольцевая шахта, в которой должны были располагаться все коммуникации. Для минимизации потерь тепла, здание предполагалось углубить в землю. К сожалению, проект не был реализован полностью: стеклянную крышу не смогли построить по техническим причинам, а углублять здание Никольскому просто запретили. В бане одновременно работало 4 зала – 2 мужских и 2 женских. Все банные принадлежности можно было взять напрокат. При бане были открыты буфет и парикмахерская, что было особенно важно, так как других парикмахерских в округе не было. Осенью 1941 года бани закрылись из-за отсутствия воды и электричества. Но уже в апреле 1942 года бани вновь открыли свои двери, что стало очень заметным событием в блокадном городе. В бани подавалась только горячая вода, а холодную нужно было приносить с собой из колодца по соседству, о котором мы писали ранее. Женщины и мужчины мылись вместе, на что в блокадном городе просто не обращали внимания. Директор бани - демобилизовавшийся моряк-радист, чтобы хоть как-то морально поддержать людей, установил по всему зданию динамики, из которых лилась музыка. Из-за этого их прозвали «Бани с музыкой». Круглые бани работают по назначению и сегодня.

За Круглыми банями проходит улица Карбышева, а на доме № 8 установлена мемориальная доска генералу Д. М. Карбышеву. Текст на доске гласит "Улица названа в память Дмитрия Михайловича Карбышева (1880-1945), Героя Советского Союза, выдающегося советского военного инженера, генерал-лейтенанта, ученого и педагога. Замучен в фашистском лагере смерти Маутхаузен". Генерал Д.М. Карбышев известен многим горожанам как герой, который погиб, не желая сотрудничать с фашистами, но вероятно не все знают, что Дмитрий Михайлович был также теоретиком военной инженерии. Дмитрию Михайловичу Карбышеву принадлежит наиболее полное исследование и разработка вопросов применения разрушений и заграждений, а также форсирования рек и других преград. Его статьи и пособия по вопросам теории инженерного обеспечения боя и операции, тактике инженерных войск были основными материалами по подготовке командиров Красной Армии в предвоенные годы. В 1940 году ему было присвоено званиегенерал-лейтенантаинженерных войск, а годом позднее - учёная степеньдоктора военных наук. Войну Карбышев встретил в штабе 10-й армии. Уже 27 июня штаб оказался в окружении. 8 августа 1941 года при попытке выйти из окружения генерал Карбышев был тяжело контужен и в бессознательном состоянии взят в плен. Генерал содержался в немецких концентрационных лагерях: Замосць, Хаммельбург, Флоссенбюрг, Майданек, Аушвиц, Заксенхаузен и Маутхаузен. Неоднократно от администрации лагерей получал предложения сотрудничать, но всегда отвечал отказом. При этом Дмитрий Михайлович во всех лагерях был одним из активных руководителей лагерного движения сопротивления. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен в Австрии, в числе других 500 заключённых генерал Карбышев после зверских пыток был облит водой на морозе и погиб. Тело генерала было

сожжено в печах Маутхаузена… Геройски погибший Д. М. Карбышев стал символом несгибаемой воли и стойкости, примером для молодежи прошлого и настоящего.

Следующим объектом нашего исследования стал особняк Котлова. Участок, на котором находится дом, принадлежал купчихе Медведевой с 1888 года, пока, в 1911 году, его не купил купец Котлов. Новый владелец решил построить здесь загородный дом. Н. И. Товстолес спроектировал небольшой, двухэтажный дом с приданием ему черт средневекового замка. Постройка дома заняла год, с 1913 по 1914 год. Купец Котлов слыл заядлым театралом, был вхож в артистический круг. Возможно, поэтому его дом в народе прозвали «Дачей Шаляпина», хотя неизвестно, был ли здесь когда-либо великий русский певец. После 1917 года особняк был национализирован, и до 1930 года, здесь располагалась начальная школа. Затем особняк был передан библиотеки имени А. С. Серафимовича, которая просуществовала здесь до 1967 года. Самой важной страницей истории здания стали блокадные годы. Всю войну работники библиотеки охраняли её от мародёров, ремонтировали и укрывали здание, поддерживали своих читателей. В те тяжёлые годы библиотека стала центром жизни для всего близлежащего района. Сюда приходили не только за книгами, но и для того, чтобы просто пообщаться и отогреться. Именно поэтому, местные жители прозвали библиотеку «огонёк в Лесном» (Лесное – название близлежащего района). В наше время особняк Котлова находится в частных руках, и не отапливается уже второй год. Будущее дома под вопросом.

Последним объектом в нашем путешествии является «Сквер блокадников». Так назвали небольшую рощицу рядом с площадью Мужества, на углу проспекта Тореза и Политехнической улицы. Свое название сквер получил потому, что в его основании и благоустройстве принимали участие жители блокадного Ленинграда. Территория сквера занимает площадь более 1.000 квадратных метров. Здесь высажено большое количество деревьев и установлены удобные скамейки для отдыха. В центре установлен закладной камень, надпись на котором гласит: «Камень заложен в честь 60-летия Великой

Победы над фашизмом. Здесь будет памятник славы, мужеству, героизму, стойкости Ленинградцев отстоявших великий город».

Не стоит забывать, что и сама площадь Мужества – место памяти Блокады Ленинграда. Помимо описанных объектов на площади сохранилось немало памяти стойкости и мужеству жителей блокадного Ленинграда и войнам Великой Отечественной войны. Центром площади является лужайка с парой деревьев, в центре которой расположено армейское орудие и три противотанковых ежа, похожие на те, которые защищали подступы к Ленинграду. На двух высотных зданиях справа и слева от улицы Карбышева, расположены надписи – «1941», «1945». Раньше на двух других зданиях были ещё две надписи, которые не сохранились - «Городу-герою Ленинграду – Слава!», «Подвиг ленинградцев будет жить в веках!». 31 декабря 1975 года здесь была открыта станция метрополитена с таким же названием - «Площадь Мужества», в подземном вестибюле которой находится мемориальная надпись, посвященная подвигу ленинградцев.

Заключение

В наши дни немногое напоминает о том, что здания площади Мужества – это места памяти о войне и блокаде, только мемориальные доски у колодца и на улице Карбышева, и орден Трудового Красного знамени на стене завода «Красный Октябрь». Мы хотели бы сохранить эту память, рассказать об этих памятных местах другим, поэтому сделали путешествие по этим местам. Нам понравилось заниматься исследовательской работой. Мы все работали над путешествием, и это была по-настоящему командная работа, требовавшая не только нашей заинтересованности, но и терпения. Мы многое узнали, сделали для себя много важных открытий. Большим открытием для нас стала история библиотеки в годы войны, важно было узнать, как люди помогали друг другу выжить в нечеловеческих условиях; не смогла ставить равнодушными идея

директора бани, пытавшегося поддержать людей, и судьба Дмитрия Михайловича Карбышева, показавшего пример стойкости и отваги русского генерала - такие люди вселяют уважение и гордость. Мы надеемся, что это путешествие будет также интересно людям, как было интересно нам заниматься исследовательской работой и созданием маршрута «Площадь Мужества – сердце Выборгской стороны».

2.2. «Их именами названы…». Места памяти о героях войны вокруг станции метро «Лесная»

Введение. Почему Лесной – место памяти?

Лесной -исторический район на севере Петербурга, получивший свое название в начале XIX века, когда в 1811 году сюда из Царского Села было переведено Практическое лесное училище, которое сейчас называется Лесотехническая академия. Историческое название сохраняется в названии Лесного проспекта, станции метро «Лесная» и храма Преображения Господня в Лесном.

Наш проект представляет собой маршрут по тем уникальным историческим объектам, которые связаны с Великой Отечественной войной и пятой дивизией Народного ополчения, которая была создана жителями района, а именно:

Здание по адресу Лесной проспект, 65 - штаб формирования Народного ополчения;

Школа имени М.С. Харченко - военный штаб пятой дивизии Народного ополчения и госпитальные палаты для раненых фронтовиков;

Школа №123 по адресу улице Александра Матросова, 11 - музей посвященный боевому пути пятой дивизии Народного ополчения;

Бомбоубежище времен войны на улице Александра Матросова;

Здание по адресу Лесной проспект, 61 (Дом специалистов) - в этом доме во время войны жили многие известные горожане.

Многие изученные нами объекты связаны с историей легендарной Пятой дивизии Народного ополчения, которая входила в состав ЛАНО (Ленинградская армия Народного ополчения) – оперативного войскового объединения Народного ополчения во время Великой Отечественной войны. Она изначально называлась четвертой гвардейской дивизией Народного ополчения, была переведена на положение запасной и являлась источником пополнения для других добровольческих частей. Позднее она была пополнена, переформирована и, получив название пятой дивизии Народного ополчения, переброшена на оборонительные рубежи под Ленинградом. Для нас стало важным то, что в составе этой дивизии было много добровольцев - жителей Выборгской стороны.

Места памяти в Лесном

Много улиц в Лесном, в том числе рядом со станцией метро «Лесная», названы именами героев войны: улица Грибалевой - она была членом ВЛКСМ, сержантом и знаменитой девушкой – танкисткой, мемориальная доска с именем которой находится в районе бывшего танкодрома, улица Харченко хранит память о Герое Советского Союза, который был командиром партизанского отряда, а улица Александра Матросова - память о красноармейском стрелке-автоматчике, который посмертно получил звание Героя Советского Союза за героический подвиг, когда он закрыл своей грудью амбразуру немецкого дзота. Пройдя по улицам Лесного, вглядываясь в дома, читая надписи на мемориальных досках мы словно пролистываем Книгу памяти о героях и простых лесновцах – жителях района, которые совершали ежедневный подвиг в годы войны и блокады. Давайте перелистаем страницы истории…

Дом по адресу Лесной проспект, 65

В прошлом этот дом был студенческим городком Политехнического института (1921-1932 годы, архитекторы М. Д. Фельгнер, С. Е. Боровцев, А. В. Петров). Во время войны в этом доме находился штаб пятой дивизии Народного ополчения, о чем свидетельствует мемориальная табличка: «Здесь в суровые дни июля-сентября 1941 года находился штаб формирования Народного ополчения Выборгского района.»

Школа №104 по адресу улица Харченко, 27

История школы неотделима от истории нашего города и всей нашей страны. Здание было заложено в 30-е годы ХХ века, когда все больше и больше требовались трудолюбивые, преданные своему делу люди. В 1930 году по адресу Антоновский переулок, 37 на болотистом пустыре был заложен фундамент здания для Суворовского училища, на закладке которого присутствовал С.М. Киров, но позже было принято решение отдать построенное здание в качестве школы для ребят Выборгского района. Архитектором здания был В. О. Мунц. Сейчас здание школы находится под охраной ГИОП как памятник сталинской архитектуры.

Существует легенда, что здание школы проектировал кораблестроитель, а потому она по его идее должна была быть «пароходом» с уютными классами-каютами, длинными коридорами-палубами, салоном-столовой и прочими пароходными службами и многочисленными жизнерадостными пассажирами-учениками, отправившимися в свое первое путешествие в неведомый мир – в страну непознанного. В 1941 году в здании школы располагался военный штаб пятой дивизии Народного ополчения, а позднее классы были превращены в госпитальные палаты для раненых фронтовиков.

В школе, которая вновь открылась после войны, всегда помнили о героических страницах истории школьного здания, а в 70-е годы прошлого века в школе сложилась традиция: каждый год, 10-го февраля, в день рождения героя Харченко, школа встречает гостей – родную сестру Харченко – Я. А. Семенову и бойцов II Ленинградской партизанской бригады. О героическом прошлом напоминает мемориальная доска на здании школы с портретом М.С. Харченко, чье имя теперь носит школа № 104.

Школа №123 по адресу улица Александра Матросова, 11

Как и здания по адресам улица Харченко, 27 и Лесной проспект, 65, это здание также имеет отношение к пятой дивизии Народного ополчения. В годы войны здесь располагался госпиталь, а сейчас в здании школы располагается музей, посвященный боевому пути пятой дивизии Народного ополчения Ленинграда.

Бомбоубежище на улице Александра Матросова

Рядом со зданием школы № 123 сохранилось уникальное сооружение времен войны и блокады - бомбоубежище. В блокадные дни Ленинград почти ежедневно подвергался артобстрелам – об этом вспоминают жители города – блокадники, напоминают нам фотографии, а также мемориальные надписи «Граждане! Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстрелах» на немногочисленных зданиях и доски с указанием количества снарядов и бомб, упавших на город на Исаакиевском соборе, постаменте одной из скульптур Аничкова моста… В каждом районе Ленинграда в подвалах были оборудованы бомбоубежища, где люди стремились укрыться, услышав по радио вой сирены, которая предупреждала о начале авианалета. В Лесном было много отдельно стоявших бомбоубежищ, которые были скрыты в скверах или небольших садах, как то, что находится на улице Александра Матросова. Со временем почти все бомбоубежища были ликвидированы, поэтому оставшиеся единичные объекты уникальны – они являются свидетелями героической и трагической эпохи жизни города.

Мы прочитали на одном из сайтов, что «бомбоубежище находится в хорошем состоянии, гермодвери, санузел, свет функционируют», но в действительности это не так: оно в плачевном состоянии, и мы бы хотели, чтобы в преддверии Юбилея Победы уникальный памятник стал мемориалом.

Здание по адресу Лесной проспект, 61

Этот дом на Лесном проспекте является примером зданий «нового типа», строительство которых началось по решению руководства города превратить Ленинград в «образцовый социалистический город». Дома проектировались для работников разных отраслей экономики, науки, культуры, городского хозяйства и других направлений, и строились в модном тогда стиле «конструктивизм». Все эти дома отличаются яркой индивидуальностью архитектурных решений, и существенно обогащают облик нашего города.

Дом на Лесном проспекте, известный многим жителям района как «Дом специалистов», был построен в 1934-1937 годах по проекту архитекторов Г. А. Симонова, Б. Р. Рубаненко и Л. К. Абрамова, при участии скульптора Г. А. Шульца, который отвечал за декор здания. Дом предназначался для ученых, организаторов производства и специалистов предприятий и организаций - НИИ и заводов, преимущественно Выборгской стороны. На здании можно увидеть символы труда: колосья, серп, отбойный молоток, шестеренку, а также красивые лепные розетки в проходах-арках.

Название «Дом специалистов» здание получило не случайно: с 1930-х годов в нем проживало большое количество известных людей разных специальностей, и некоторые из них не покинули свой дом в страшные годы блокады. Память о некоторых из них дом хранит – мемориальные доски украшают его стены, но о некоторых жителях блокадного времени информацию можно найти только в литературе…

Во время войны и блокады в Доме специалистов жили:

Натан Исаевич Альтман (1889-1970) художник - авангардист (кубист), который был также скульптором и театральным художником, в 1968 году получивший за свое творчество звание Заслуженный художник РСФСР. На доме установлена мемориальная табличка в память о нем, авторами которой были архитектор С. Однавалов и скульптор Н. В. Никитин. Альтман жил в этом доме 1937-1941 гг.

А.Г. Громов - один из организаторов блокадной «Дороги жизни», после войны ставший директором ВНИИ телевизионной техники.

Шамов Владимир Николаевич (22.05(03.06).1882 - 30.03.1962) - врач, академик, генерал-лейтенант медицинской службы, он был нейрохирургом армии во время Великой Отечественной войны. В 1939-1958 годах Владимир Николаевич был заведующим кафедрой госпитальной хирургии Военно-медицинской академии, директором институтов нейрохирургии в Москве и Ленинграде, Ленинградского института переливания крови, был одним из основоположников трансплантологии в СССР.

Шифрин Семен Маркович (1899-1980) - доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники, профессор, с 1945 по 1980 год заведовал кафедрой канализации Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ). В 1931-35 - директор НИИ Водоснабжения, канализации и инженерной геологии. С 1935 работал в Ленсовете: в 1935-36 - начальник управления благоустройства, в 1936-39 - заместитель начальника архитектурно-планировочного отдела, с 1939 по апрель 1942 - председатель архитектурно-строительного экспертного совета. С апреля 1942 по 1951 год - главный инженер управления «Водоканал». В годы войны руководил работой по ликвидации разрушений водопроводов и канализации. В доме жил с 1934 по 1975 год.

В этом доме, правда, до войны – в 1939 году, жил еще один известный человек, имя которого связано и с войной и с послевоенной историей города и страны - Игорь Васильевич Курчатов (1903-1960) - академик, выдающийся советский физик, «отец» советской атомной бомбы, основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 по 1960 годы.

На фасаде здания сохранена надпись в память о блокадных годах: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Дом пострадал от бомбардировок во время войны. Всего таких табличек осталось в городе 4: на стенах дома № 14 по Невскому пр., дома № 7 по 22-ой линии Васильевского острова, дома № 6/2 на ул. Калинина и на Доме специалистов (Лесной пр. 61).

Заключение

В процессе изучения истории района мы узнали о том, что Лесной имел огромное значение для города во время войны: здесь находились бомбоубежища для защиты жителей блокадного Ленинграда, был центр развития и пополнения пятой дивизии Народного ополчения, находился танкодром, на котором испытывали технику и учились управлять грозной машиной девушки, вставшие на защиту города и заменившие своих братьев и отцов, ушедших на фронт. Одной из самых известных стала Валентина Грибалева, чье имя носит улица. Здесь во время войны проживали многие известные ученые, деятели искусств, врачи и должностные лица, внесшие свой вклад в историю района, люди, достойные нашей памяти. Нельзя забывать также об огромном архитектурном наследии, которое подарил нам Лесной – Место нашей памяти. Недопустимо, если столь значимое место в истории города уйдет из нашей памяти, поэтому следует знать, чтить и уважать памятные места в Лесном.

2.3. «Наука для победы!». Места памяти рядом с «Политехнической»

Введение

В этом году исполнилось 70 лет со дня полного освобождения Ленинграда от нацистской Германии, и в связи с этой датой в нашей школе проходили мероприятия памяти. На уроках истории нам рассказывали о жизни нашего района во время Блокады. Многие наши родственники родились и выросли недалеко от станции метро «Политехническая», и поэтому после рассказов на уроке, мы решили спросить своих дедушек и бабушек, что они помнят о блокадных днях нашего района. Еще больше заинтересовавшись историей мест памяти вокруг станции метро «Политехническая», мы стали искать новую информацию в Интернете. Наша команда нашла несколько очень интересных объектов, связанных с Блокадой: мемориальные доски, посвященные выдающимся ученым Политехнического университета военного времени, стела и колодец в Политехническом парке, памятник Чапаеву. Это не просто памятники - это места памяти нашего города, и нам кажется, что многие люди должны знать о них.

Места памяти рядом с «Политехнической»

Найдя фотографии и информацию о памятниках войне в Интернете, мы решили поехать на станцию метро и посмотреть на эти объекты «вживую». Свой маршрут мы начали с главной аллеи Политехнического парка. Наше внимание не мог не привлечь гранитный памятник, расположенный перед главным корпусом Политехнического университета. Он выглядел очень величественно и мощно. Время ничто не щадит и исторические объекты не исключение, поэтому было очень трудно разобрать надпись на памятнике. Однако мы живем в то время, когда достаточно выйти в интернет, чтобы узнать все, нас интересующее. Воспользовавшись всемирной паутиной, мы выяснили, что это гранитная стела, спроектированная архитектором О.Н. Башинским. На стене выбиты буквы «Политехникам за Родину, за коммунизм жизнь свою отдавшим в Великую Отечественную войну 1941-1945. Дела и ратные подвиги ваши бессмертны в памяти поколений». Мы заинтересовались жизнью политехников во время войны и решили узнать о них подробнее.

Для того, чтобы узнать о героях Политехнического института времен войны и блокады, мы посетили здание университета. Конечно, нас никто просто так бы не пустил в здание университета, однако, нам повезло. Едва войдя в главный корпус, мы разговорились с пожилой сотрудницей и выяснили много интересного. Мы узнали, что в годы Великой Отечественной войны более трех с половиной тысяч студентов и сотрудников ЛПИ ушли на фронт. Три политеховца были удостоены звания Героя Советского Союза. С особой гордостью женщина рассказала нам о создании «Книги памяти политехников» силами студенческого военно-исторического клуба.

При выходе из Политехнического университета мы увидели мемориальные доски. Изучив их, мы поняли, что многих из великих людей, которым посвящены эти доски, потратили немало своих сил, усердно работая в институте во время войны.

Одна из самых заметных досок хранит память об Абраме Федоровиче Иоффе – российском и советском физике. В начале Отечественной войны он был назначен председателем Комиссии по военной технике, а в 1942 году был председателем военно-инженерной комиссии при Ленинградском горкоме партии. По приказу И.В. Сталина он дал старт советской атомной программе.

Рассматривая остальные мемориальные доски, мы увидели такие известные имена как Борис Павлович Константинов, который был старшим научным сотрудником института во время его эвакуации в Казань - именем этого ученого названа улица недалеко от Политехнического университета, Михаил Полиевктович Костенко – он был электротехником, и во время войны, находясь в эвакуации в Ташкенте, трудился в Среднеазиатском индустриальном институте.

Немало еще памятных досок висит на разных корпусах Политехнического университета. Эти мемориальные доски действительно места памяти: они напоминают нам о великих ученых, которые сделали очень много для развития науки, для приближения нашей победы в войне.

Сразу напротив входа во второй корпус Политехнического университета мы увидели необычный памятник, выполненный из куска стекла. На нем находится мемориальная доска со следующей надписью: «На этом месте, в блокадную зиму 1941-1942 гг. находился артезианский колодец, снабжавший водой семьи сотрудников Политехнического института и два расположенных поблизости военных госпиталя». Этот и другие колодцы обеспечивали водой эвакогоспиталь, мастерские, лаборатории, жителей близлежащих районов, они спасли многие человеческие жизни. Памятник блокадному колодцу является очень важным памятным знаком, поэтому мы так же решили включить его в наш проект путешествия.

Далее мы прошли к Академии Связи, которая находится по адресу Тихорецкий проспект, дом 3. Перед входом в знание расположен памятник В.И. Чапаеву. Эта скульптурная композиция, спроектированная художником М.Г. Манизером, стала одним из самых крупных памятников в СССР. В высоту памятник Чапаеву достигает четырех с половиной метров, а общий вес бронзы, потраченный на отливку монумента, превышал 12 тонн.

Мы решили упомянуть этот памятник в нашей работе, потому что его история показалась нам интересной и, что самое главное, является местом памяти о Великой Отечественной войне. Памятник был установлен зимой 1942-1943 года. Горожане считали, что Василий Иванович Чапаев, герой Гражданской войны, - пример героизма и патриотизма. За проявленную в годы Первой мировой войны, а потом и гражданской войны храбрость он был награжден тремя Георгиевскими крестами, а также, орденом Красного Знамени. Жители блокадного города считая Василия Ивановича героем, установили ему памятник, чтобы он вдохновлял их на борьбу с врагом. Об этом памятнике известно немного, но история сохранила один занимательный факт: скульптору позировал Чапаев, правда, не сам герой, а его сын. Еще нам показалось интересным то, что этот памятник не единственный в своем роде, точно такой же стоит в Самаре. Всю скульптурную группу отлили еще в 1932 году на заводе «Монументскульптура» и поставили на площади Чапаева в Самаре. Однако в 1933-34 годах по личной просьбе Кирова была произведена повторная отливка изваяния для его установки в Ленинграде, но установили памятник только в блокаду. Не у каждого памятника есть такая история и такое прошлое, и мы думаем, что сделали правильно, включив памятник в наш проект.

Этот памятник действительно необычный: фигуры представлены в динамике. Общая композиция памятника представляет собой эпизод атаки на врага. Василий Иванович сидит на коне, вокруг него изображены еще семеро солдат в полный рост. Памятник интересен и с точки зрения композиции, и изображения деталей.

Если пройти вглубь Политехнического парка, то вы выйдете к комплексу зданий - это ЛФТИ - Ленинградский физико-технический институт (современное название - ФТШ – Физико-техническая школа).История этого здания также связана с Великой Отечественной войной.

В июле 1941 года при Ленинградском ГК ВКП(б) была создана комиссия во главе с академиком Н.Н.Семеновым для формирования и реализации предложений по обороне Ленинграда. В Комиссию вошли А.Ф.Иоффе, Я.Б.Зельдович, Ю.Б.Харитон, другие ученые и специалисты города. Только за два первых месяца войны Комиссия рассмотрела 847 предложений, многие из которых были реализованы. Так деревянные чердачные перекрытия многих домов были обработаны специальным раствором, препятствующим возгоранию от зажигательных бомб, состав которого был разработан учеными ЛФТИ.

В 1936 году А.Ф.Иоффе встречался с адмиралом Н.С.Исаковым, командующего Балтийским флотом, который рассказал ученому об опасности для кораблей магнитных мин и о необходимости найти способ справиться с ними. За 3 года ЛФТИ была создана и испытана система размагничивания кораблей. Она компенсировала магнитное поле корабля с помощью уложенного на палубе кабеля с током. Эти исследования очень пригодились через два года… В первые дни войны фашисты забросали с самолетов магнитными минами Финский залив и бухты Севастополя с целью запереть наш флот на базах, но все корабли, которые были оборудованы физтеховцами «системой ЛФТИ», выходили на задания без потерь. В 1934-1941 годах в ЛФТИ также велась разработка системы радиолокационного обнаружения самолетов и кораблей, которую также будут использовать в годы войны.

Имя Ленинградского физико-технического института связано и с функционированием «Дороги жизни». В первые две недели после организации «Дороги жизни» по льду Ладожского озера в ноябре 1941 года было потеряно около 100 машин. В ФТИ быстро разработали и изготовили прибор для автоматической записи колебаний льда - «прогибограф». Используя этот прибор ученые разработали правила движения автомашин по льду замерзшего озера: скорость движения, интервалы между машинами и колоннами. Дорога функционировала без аварий до 24 апреля 1942 года, даже когда толщина льда во многих местах была 10 сантиметров!

Создание «Препарата П» для лечения газовой гангрены был разработан во ФТИ С.Е.Бреслером (Казанский филиал ФТИ) и М.В. Гликиной (Ленинградский филиал ФТИ). Его выращивали из почвенных бактерий в Ленинграде по методу Хугэрхейда (США). В 1942 году «Препарат П» был рекомендован к применению в эвакогоспитале №1170, что снизило смертность в два раза.

Таким образом, ЛФТИ (ФТШ) внес огромный вклад в великую победу, о чем не должны забывать не только учащиеся ФТШ, но и все жители города, и особенно – жители Выборгской стороны.

Заключение

Мы нашли все объекты, хранящие память о войне и блокаде, рядом со станцией метро «Политехническая» и внимательно их изучили. Помимо истории этого района в блокадные годы, мы узнали много нового о деятельности Политехнического университета, в котором учились родители некоторых из нас и учатся многие ребята из нашей школы, которым мы рассказали о героическом прошлом их ВУЗа и о музее в одном из корпусов, в котором, как оказалось, были далеко не все студенты.

Так как для нас это было очень занимательное исследование, нам захотелось привлечь к нему других людей, рассказать им, что около станции метро «Политехническая» есть объекты, хранящие память о блокаде. Тогда наш преподаватель истории предложил нам сделать квест по району вокруг «Политехнической». В этот квест были включены все объекты, описанные в работе, кроме здания ФТШ. Мы не включили здание ЛФТИ (современное ФТШ) в наш квест, потому что оно находится достаточно далеко от остальных объектов. Несмотря на это, его можно будет включить в любой другой квест, поэтому информация о нем будет интересна и важна.

Теперь благодаря этому квесту, ребята всего города могут в увлекательной и игровой форме изучить блокадную историю такой теперь дорогой для нас станции метро «Политехническая».

2.4. «Вдоль по Выборгской дороге…». Память о войне и блокаде рядом со станцией метро «Выборгская»

Введение

Часто ли мы задумываемся о том, что нас окружает? В каком городе, районе живём и какая у него история?

Да, всем известно, что Петербург заложил Пётр I в 1703 году, все знают о блокаде Ленинграда во время II Мировой войны, но так ли известна и популярна среди современных людей история тех мест, где они живут или жили? Хотя, казалось бы, это первое, что должен знать интеллигентный, образованный человек. Какие интересные здания есть недалеко от дома, когда они были построены, кем и для чего, как они использовались во время Блокады? Существует даже особое направление, зародившееся в 70-х годах, как микроистория – это наука, занимающаяся рассмотрением маленьких, локальных событий для конкретного места, конкретной группы людей.

На Площади Мужества обострилась борьба между жителями района и строителями. Сегодня на пересечении 2-го Муринского проспекта и улицы Карбышева жильцы близлежащих домов – блокадники и активисты общественных организаций - перекрыли дорогу и чуть не избили одного из водителей, попытавшего прорваться через живую цепь. Сегодня же о проблеме говорили в Смольном.

На Площади Мужества обострилась борьба между жителями района и строителями. Сегодня на пересечении 2-го Муринского проспекта и улицы Карбышева собрались жильцы близлежащих домов – блокадники и активисты общественных организаций. Они перекрыли 2-й Муринский проспект и чуть не избили одного из водителей, попытавшего прорваться через живую цепь. Сегодня же о проблеме говорили в Смольном.

Губернатор города Валентина Матвиенко на сегодняшнем заседании правительства распорядилась в дальнейшем не согласовывать постановления правительства о строительстве объектов на месте скверов, парков, а также в местах отдыха горожан.

"Нам не нужно напряжение на голом месте! - заявила губернатор на заседании правительства, имея в виду скандал вокруг строительства коммерческого центра на площади Мужества. - Есть факты, когда строят там, где не надо строить, где надо прислушаться к мнению жителей. Либо инвестор должен убедить граждан в том, что строительство необходимо, и снять все претензии горожан, либо пусть строит в другом месте. Ну не хотят жители магазин, устраивают акции протеста, ну постройте его на соседней улице! Зачем нам лишнее напряжение?" -обратилась губернатор к главе комитета по строительству Роману Филимонову. Ответственные за городские стройки чиновники не стали с ней спорить.

Журналистам они заявили, что помогут петербуржцам, недовольным строительством на площади Мужества, оформить исковое заявление в суд. Об этом сообщил глава комитета Роман Филимонов. По его словам, "мы окажем правовую поддержку гражданам для их обращения в суд". При этом Филимонов подчеркнул, что строительство полностью санкционировано, у компании-застройщика имеется вся разрешительная документация.

"Ни одного документа о том, что на этом месте нельзя проводить строительство, я не видел. Если граждане представят такие документы в суд, и суд сочтет, что строительство незаконно или может быть опасно, то мы запретим стройку. Все должен решить суд. На наш взгляд, шансов на то, что суд в этом вопросе встанет на сторону граждан, мало, так как вся разрешительная документация у застройщика в порядке".

Напомним, что история борьбы со строителями началась 11 сентября 2006 года, когда жители домов 2-го Муринского проспекта и улицы Карбышева увидели необычную картину. На уже казалось бы навсегда освобожденной от «уплотниловки» площади Мужества вновь красовался строительный вагончик – началось строительство торгового комплекса на месте Блокадной часовни. Естественно, люди пошли жаловаться во все мыслимые и немыслимые инстанции с требованиями прекратить то, что они считают кощунством по отношению к памяти погибших. Трудились активисты не зря, вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров уже несколько раз заявлял, что действительно строительство на этом месте вестись не должно. Так как пока дальше слов дело не пошло, люди в очередной раз вышли на улицу. Репортажи с места «боевых действий» на этой неделе вновь заняли телеэфир.

Активисты сегодня дежурили около синего строительного забора с 9 утра. Бабушки - блокадницы, дедушки – блокадники, представители общественного объединения «Площадь Мужества» энергично готовились к выступлениям. Кто-то писал на заборе уже избитую фразу со словом «позор», кто-то расклеивал листовки, кто-то держал или переносил плакаты. Главными лозунгами митинга стали уже традиционные: «Восстановим Преображенскую часовню. Нет торговому комплексу», «Это наш город», «пусть сияют над площадью Мужества 1941-1945 как символ Всенародного горя и Великой Победы», «Ветераны, вы защитили город от фашистов, мы спасем площадь Мужества». К половине десятого подошли нацболы и попытались поднять флаг. Но старики отказались от помощи национал-большевиков. До драки не дошло, но неприятный осадок от перепалки остался.



Решение о перекрытии 2-го Муринского проспекта принимали всем миром и также дружно пошли «на дело». Один разгоряченный товарищ вообще хотел идти перекрывать движение по самой площади, однако его уговорили, приведя вполне разумный довод – там нет светофора, и машины едут почти без остановки- жертв будет не избежать. Правда, без жертв все равно не обошлось. Водитель небольшого грузового автомобиля попытался проехать сквозь толпу, но не тут-то было. Разгоряченный активист – манифестант попытался ударить мужчину, благо тот догадался не выходить из машины, через открытое стекло. Удары оказались не сильными и пришлись в лицо и руку, больше пострадала машина – от нее оторвали зеркало заднего вида. Переругавшись с ничего не понимающими водителями, активисты зашли на тротуар. Дальше митинг шел спокойно.


Напомним, что на месте строительства торгового центра раньше находилась деревянная Спасо-Преображенская часовня. В 60-е годы ее разобрали, а 9 мая 2005 года там был установлен закладной камень церкви в честь погибших во время блокады ленинградцев. Затем должно было начаться строительство самого храма. Активистам удалось вчера прорваться на место строительства. Там были обнаружены кости. Однако в прокуратуре района уже заявили, что это не человеческие останки, несмотря на то, что на проведение экспертизы требуется не менее месяца.

Также активисты говорят, что стройка идет в зоне риска – в 50 метрах от места обрушения здания НПО «Аврора» и над веткой метро. Строительство ведет ООО «Концептгрупп» и ООО «Регион». Инвесторы и строители заявляют, что вся эта борьба – ничто иное как попытка рейдерского захвата лакомого участка, а блокадники – марионетки (и сами того не подозревающие) в руках захватчиков.

Площадь Мужества уже один раз отстояли. Напомним, что в 2006 году в Выборгском районе, проспект Мориса Тореза, участок 1 (севернее пересечения с площадью Мужества) возник проект «БлинДональтса», разгорелся скандал, по городу прокатились акции протеста. Однако 5 мая 2006 года стало известно о решении губернатора пересмотреть все спорные проекты. Строительство ресторана быстрого питания было остановлено.

Мария Цыганкова,
Надежда Зайцева,
фото Марии Цыганковой
Фонтанка.ру