Проект доступное дополнительное образование для детей. Федеральный приоритетный проект «доступное дополнительное образование для детей. Наименование, руководитель и иные сведения об организации, определенной региональным модельным центром дополнительного

ЦЕЛИ ПРОЕКТА - повышение охвата учащихся школ и воспитанников детских домов качественными и разнообразнымиуслугами дополнительного образованияпутем внедрения образовательных программ нового поколения, направленных на формирование у детейвысокой мотивации, способности к самостоятельной познавательной деятельности, функциональных компетенций в области IT технологий, основфинансовой грамотности; - повышение качества и доступности профориентационнной подготовки школьников и воспитанников детских домов посовременным программам («путеводитель по профессиям», навигаторы, про...

ЦЕЛИ ПРОЕКТА - повышение охвата учащихся школ и воспитанников детских домов качественными и разнообразнымиуслугами дополнительного образованияпутем внедрения образовательных программ нового поколения, направленных на формирование у детейвысокой мотивации, способности к самостоятельной познавательной деятельности, функциональных компетенций в области IT технологий, основфинансовой грамотности; - повышение качества и доступности профориентационнной подготовки школьников и воспитанников детских домов посовременным программам («путеводитель по профессиям», навигаторы, профтренажеры) с целью подготовки к осознанному выбору профессии. СУТЬ ПРОЕКТА Учащимся школ, воспитанникам детских домов и приемных семей (2-11 классов) предоставляется бесплатный доступ к дистанционному дополнительному образованию по современным развивающим и предметным программам, которые позволяют выбирать и планировать собственные образовательные траектории, развивать компетентностные знания и умения, навыки предпринимательской деятельности. Зарегистрировавшись на сайте Национальной Академии предпринимательства (далее – Академия), школьник становится студентом Академии и еженедельно получает обучающие материалы и задания по программам, в основе которых заложен деятельностный подход. Обучение студентов обеспечено поддержкой педагогов. Обучение в Академии бесплатно и продолжается с 2 по 11 класс.В течении года студенты принимают участие в метапредметных и предметных олимпиадах, разрабатывают и реализуют бизнес проекты. Знакомятся с основами финансовой грамотности. Стоимостьучастия в олимпиадахот 100 до 150 рублей. Для воспитанников детских домов и приемных семей – бесплатное. Выпускники получают сертификат Академии. В рамках профориентационнойподготовки студентов 5-11 классов разработанапрограмма «Профтренажер», включающая видеотренажеры, видео тренинги, в рамках которой школьники знакомятся с особенностями разных профессий. Программа даетвозможностьобучаться через практическую деятельность (видеотренажеры), знакомиться сактуальными профессиями, позволяет школьникам сделать правильный выбор профессии. Программарегулярно обновляет контент, чтообеспечиваетактуальностьперечня предлагаемых профессийи возможность пополнения рынка труда востребованными специалистами. Реализуемая модель дает возможность сетевого взаимодействие государственных и негосударственных образовательных организаций основного и дополнительного образования; возможность партнерского сотрудничества, объединения своих ресурсов дляразрешенияобщих задач:методическую поддержку педагогов, усыновителей в приемных семьях, проведение совместных мероприятий, профессиональное творческое общение педагогов.

Минпросвещения России обеспечивает разработку системы мер по развитию дополнительного образования детей.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» к 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.

К началу 2020 года появятся более 110 детских технопарков «Кванториум» с охватом от 385 тыс. детей, не менее 15 мобильных технопарков для детей из сел и малых городов и не менее 15 центров дополнительного образования в образовательных организациях высшего образования с ежегодным охватом от 6 тыс. детей; региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи откроются еще в 16 субъектах Российской Федерации.

Для формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития детских способностей и талантов к 2024 году будет организована работа региональных центров по трем направлениям (наука, спорт, искусство) во всех субъектах страны. Важная задача таких центров - воспитание молодых талантливых ребят, их мотивация к активному участию в развитии своего региона. Региональные центры станут координаторами взаимодействия с образовательными организациями, в которых обучаются одаренные дети, чтобы помочь каждому ребенку выстроить индивидуальную образовательную траекторию и оказать тьюторскую поддержку.

Путем тиражирования опыта открытых уроков «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего» и других аналогичных мероприятий Минпросвещения России обеспечивает развитие механизмов ранней профессиональной ориентации детей и их обучения по индивидуальным учебным планам в соответствии с избранными ими профессиональными компетенциями.

Минпросвещения России обеспечивает утверждение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования, в рамках которой, в частности, пройдет внедрение системы персонифицированного финансирования и учета детей в дополнительном образовании и общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам. Это поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями.

Физическая культура и спорт

Одна из приоритетных задач Минпросвещения России - создание условий для обеспечения здорового образа жизни, развитие массового спорта, формирование системы мотивации у детей и подростков к здоровому образу жизни. Современная система школьного и массового спорта, дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности имеют ведущее значение в процессах воспитания личности ребенка и обладают широкими возможностями, направленными на социализацию и личностное развитие детей и молодёжи, способствуют повышению личных показателей физической подготовленности, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, развитию двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Массовый спорт является одним из инструментов физического воспитания детей и молодёжи. В первую очередь массовый спорт представлен во внеурочной деятельности в школах и в деятельности организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Для решения этой задачи созданы условия по развитию школьных спортивных клубов, которые включают систематический подход в рамках урочной и внеурочной деятельности физкультурно-спортивного направления в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей.

Ежегодно Минпросвещения России совместно с Минспортом России и Минобрнауки России утверждает Всероссийский сводный календарный план мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в школах, организациях дополнительного образования, колледжах и вузах.

Все мероприятия по развитию массового спорта Минпросвещения России проводит во взаимодействии с всероссийскими федерациями по видам спорта и физкультурно-спортивными общественными организациями.

Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия на внутришкольном, муниципальном и региональном этапах представлены соревнованиями, спартакиадами, спортивными праздниками, днями здоровья и спорта, тематическими неделями, конкурсами и акциями.

Число учреждений дополнительного образования детей, объединений и научных обществ:

  • 12 353 всего
  • из них 5 192 школы
  • из них 2 871 центра

Численность занимающихся в организациях:

  • 10 232 036 всего
  • из них 2 017 049 в школах
  • из них 4 068 675 в центрах

Туристические базы и детские оздоровительные учреждения:

  • 374 всего
  • из них 172 центра
  • из них 21 школа
  • из них 92 спортивных школы и 14 спортивных школ олимпийского резерва

Сегодня, 29 марта, состоялось заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Мероприятие провёл председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев. Участие в заседании приняла Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева.

В рамках заседания участники обсудили ход реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей". Д.А. Медведев отметил, что цель проекта - «охватить внешкольными программами как можно больше детей в возрасте от 5 до 18 лет».

Задача - сделать программы такого образования максимально разнообразными и интересными для юного поколения. Уже сегодня почти 50 тысяч детей обучаются в технопарках «Кванториум» на постоянной основе. 400 тысяч - активные участники различных мероприятий и проектов, которые проходят в современных комплексах. К концу 2017 года 51 «Кванториум» был создан в 37 регионах, - сообщил Д.А. Медведев.

Дмитрий Анатольевич также рассказал, что экспертное сообщество «высказывается за формирование пакета мер по развитию дополнительного образования» в регионах страны.

За год активной работы в рамках проекта мы пришли к целому ряду решений, которые могут быть тиражированы. В частности, можно более эффективно использовать для дополнительного образования имеющуюся в стране инфраструктуру. Многие учебные организации работают лишь половину дня - это известный вопрос, который мы тоже с вами обсуждали, - а остальное время вообще не используется по назначению, то есть для учёбы, образования. Поэтому нужно радикально упростить взаимодействие между музыкальными и художественными школами, между вузами и колледжами, между вообще любыми образовательными организациями. Это позволит привлечь большее количество детей и не создавать дополнительных затрат по созданию новых зданий, новых сооружений для этих целей, - подчеркнул Д.А. Медведев.

Также на заседании обсудили вопросы финансирования и улучшения инфраструктуры учреждений для дополнительного образования детей.

ДЛЯ СПРАВКИ

Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. № 11 утвержден паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Включение приоритетного проекта по дополнительному образованию в портфель Правительства Российской Федерации демонстрирует важность задач по развитию именно этого уровня образования.

Паспорт проекта

Цель проекта

Обеспечение реализации «майских указов» Президента Российской Федерации в части охвата не менее 70 - 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, качественными программами дополнительного образования.

Описание проекта

Главным результатом реализации приоритетного проекта должно стать создание в каждом регионе Российской Федерации современных региональных систем дополнительного образования детей.

Проектом выделяется следующие характеристики современных региональных систем дополнительного образования детей:

В структуре сети организаций допобразования детей в каждом регионе в качестве ядра определен региональный модельный центр, обеспечивающий реализацию соответствующих программ, а также функции методического и ресурсного центра;

Применяются механизмы сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов, в том числе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, организаций спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики при реализации дополнительных образовательных программ;

Сформированы механизмы и условия для обеспечения детям из сельской местности доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам;

В системе допобразования детей работают механизмы непрерывного развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников системы, в том числе родителей;

Применяются современные организационные и финансово-экономические механизмы управления и развития региональной системы дополнительного образования детей;

Функционирует общедоступный информационный портал с региональными и муниципальными сегментами по дополнительным общеобразовательным программам; этот портал позволяет семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивающий возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка.

Реализуемые мероприятия

Проект реализуется в 6 этапов и завершается в ноябре 2021 года. Мероприятия приоритетного проекта проводятся в соответствии со сводным планом проекта, утверждаемым проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование».

Источник Минобрнауки РФ

Основные положения приоритетного проекта

«Доступное дополнительное образование для детей».

Напомним, принятие проекта ранее анонсировала Ольга Васильева на III Всероссийском съезде специалистов дополнительного образования детей.

Напомним, ранее в октябре Правительство Российской Федерации также утвердило паспорта четырех приоритетных проектов развития сферы образования в России. В частности, были утверждены паспорта для таких проектов, как «Создание современной образовательной среды для школьников», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учётом современных стандартов и передовых технологий», "Вузы как центры пространства создания инноваций».

Приоритетные проекты разрабатываются под руководством Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, созданного летом этого года.

Ключевой целью проекта «Доступное дополнительное образование для детей» стало обеспечение к 2020 году охвата не менее 70 - 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными , в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей.

Заявленный срок реализации проекта: с 2016 года по 2021 год.

В результате реализации проекта во всех субъектах Российской Федерации заработают современные системы дополнительного технического и естественно-научного образования для детей, при этом эти программы будут учитывать как интересы детей и их родителей, так и потребности социально-экономического и технологического развития страны.


В 2018 году планируется переоснастить порядка 400 тыс. учебных мест дополнительного образования, из них 150 тыс. в сельской местности, а к 2025 году – более 1,8 млн учебных мест, из них 600 тыс. в сельской местности.

Уже в 2019 году программами дополнительного образования будет охвачено на 1,5 млн детей в возрасте от 5 до 18 лет больше, чем в 2017 году.

Новеллы приоритетного проекта.

Региональная система дополнительного образования

В документе впервые четко определена система дополнительного образования детей в регионе, ключевыми взаимодействующими элементами которой становятся региональные модельные центры, муниципальные опорные центры на базе ведущих организаций и организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы или участвующие в их реализации в сетевой форме. Региональные системы ДОна основе лучших практик обеспечивают реализацию современных, и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, в том числе технической и естественно-научной, соответствующих интересам детей и их родителей, региональным особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития страны.

Организации дополнительного образования.

Организации дополнительного образования формально (и, видимо, окончательно) теряют статус и полномочия "монополиста" системы дополнительного образования детей при переходе отразвитию сети организаций к развитию сети программ дополнительного образования.

Региональная система основывается на реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях разных типов, в том числе профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях , а также организациях спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики, в том числе с использованием механизмов сетевого взаимодействия.

Образовательная организация дополнительного образования упоминается в тексте единожды - в качестве муниципальных опорных центров дополнительного образования. Муниципальные опорные центры - это ведущие образовательные организации муниципалитетов), обеспечивающие реализацию современных дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществляющие внедрение новых практик дополнительного образования в деятельность муниципальных образовательных организаций, координацию информирования семей и детей в систему дополнительного образования детей.

Муниципальные опорные центры взаимодействуют с региональным модельным центром, а также образовательными организациями, реализуют разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы.

Навигатор по дополнительным общеобразовательным программам.

На федеральном уровне будет создан общедоступный навигатор по дополнительным общеобразовательным программам - информационный портал с региональным и муниципальным сегментом. Навигатор содержит постоянно обновляемые сведения о дополнительных общеобразовательных программах, реализуемых в конкретном субъекте Российской Федерации и муниципалитете, информация о реализующих их организациях, а также результаты независимой оценки качества деятельности соответствующих организаций семьями детей, осваивающих соответствующие , и результаты мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством дополнительных общеобразовательных программ. С его помощью родители смогут выбрать образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями, обеспечивающий возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка.

Результативность и конкурсные мероприятия.

Кроме того, будет создана система многоэтапных и разноуровневых конкурсных, выставочных и других мероприятий для детей, призванная помочь выявить выдающиеся способности и мотивировать раскрывать и развивать способности каждого ребёнка, а также формировать их профессиональную ориентацию. Мероприятия включают в себя выставки, олимпиады, конкурсы и соревнования (в т. ч. командные), направленные в том числе на формирование навыков и командной работы, скоординированные с системой выявления детей, проявивших выдающиеся способности, их сопровождения и мониторинга дальнейшего развития, нацелены на решение задач раскрытия способностей каждого ребенка с различными образовательными возможностями и потребностями, обеспечивают формирование устойчивой мотивации детей, выявление способностей каждого ребенка. Созданные механизмы учета достижения детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, в многоэтапных и разноуровневых конкурсных мероприятиях в ГИС "Контингент" обеспечивают обратную связь для образовательных организаций и семей, что позволяет оказать адресную поддержку и сопровождение детей, учесть достижения детей при выборе их образовательных и профессиональных траекторий.