Последний этап в структуре обсуждения исследовательского урока. Особенности организации урока-исследования в начальных классах. Кафедра начального образования

Применение методов исследования на уроках

Наш математик тратил много часов, приучая нас делать правильные выводы из минимума данных. Он воспитывал класс за классом, в которых ребята проявляли острую наблюдательность, замечая, как снашиваются носки башмаков у поденщиц и у викариев.…При этом школа славилась успехами в математике.

Д.Френсис «Фаворит»

С чего начинается исследование? С рождения, как своеобразный социальный ген выживания. Но не все заложенные в индивидууме способности реализуются в ходе его жизни. Одним из наиболее серьезных помощников в генезисе исследовательских способностей человека становится (по мере обоюдного взаимодействия в системе ученик – образовательное учреждение) общеобразовательный комплекс предметов, по-простому называемый «школа».

В советской педагогике активно внедрялся замечательный тезис о всестороннем развитии, общеразвивающем обучении, который во многом сходил на нет за счет существовавшего догматического деления на физиков-математиков и лириков-гуманитариев. В современный период этот водораздел вылился в появление целого ряда специализированных классов, лицеев и гимназий с узкой квалификацией их выпускников. Данный процесс одновременно сопровождался критикой, особенно «специалистов от СМИ», необходимости изучения широкого круга предметов: «Голова у ребенка не резиновая, …. Большие перегрузки,… Этот предмет мне в жизни ни разу не понадобился …». Всё становилось четко и ясно: «Ребенок не умеет решать задачи, значит, он - гуманитарий». Простите, а историческую задачу или литературоведческую проблему как такой человек будет решать, не говоря о необходимости разрешения бытовых вопросов? Одновременно умение подставлять формулу в заранее заданные типы задач тоже не означает умения исследовать.

Развитие умения решать задачу, проблему выводит ученика и его учителей на межпредметный уровень. Иначе, наши ученики будут грамотными только на уроках русского языка и литературы, знать стороны света – только на уроках географии, законы Ньютона – только на уроках физики и так далее. К сожалению, всё это - данность, а не пессимистический прогноз. Учащиеся, имеющие отличные отметки по истории России, не способны не то чтобы проанализировать события, а просто грамотно представить данные по Великой Отечественной войне. Неудивительно, если их «образование» строилось на заданиях типа «прочитай и перескажи параграф», «заучи», «найди в параграфе предложения, дающие ответ на вопрос».

Представьте себе ученика на уроке алгебры, который вместо решения задачи зазубривает её готовое решение, сделанное учителем. Нонсенс? Если бы! Пройдитесь по книжному ряду и увидите целый набор готовых «Решений задач по учебнику…», мало чем по способу подхода к предмету отличающихся от «Сборника лучших сочинений».

Таким образом, проблема подготовки ученика к исследованию заключается не в различии между математикой, физикой, химией и т.д., с одной стороны, и историей, литературой, МХК и т.д., с другой стороны. Отличие в предмете изучения не означает различия в методах работы с материалом. И если это не хотят понять педагоги, «страшно далекие от школы», то давно и прекрасно поняли и применяют сами учащиеся, которые вполне сознательно, по линии меньшего сопротивления и напряжения сил, переносят облегченные от исследования методы разрешения ситуации из предмета в предмет.

Для преодоления этой пагубной тенденции необходима не школа как образовательное учреждение, а коллектив учителей-единомышленников, воспринимающих весь общеобразовательный курс как непрерывный процесс исследовательской деятельности вне зависимости от их специализации, но с учетом специфики предмета. Такой подход, а не догматическое деление (пришедшее из циркуляров Министерства народного просвещения и духовных дел 2 половины XIX в.) отличает МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», идущую по пути гуманизации образования, а не выделения дополнительных часов на предметы какого-либо цикла.

В данном случае понятие «гуманизация образования» подразумевает широту и глубину не просто знаний, а умения их применять в любой области. И в таком случае этот термин тождественен исследовательской деятельности, применяемой во всем спектре наук. Умение систематизировать знания, полученное в ходе изучения всех школьных предметов, несомненно, гораздо важнее, чем навык решения системы уравнений. Составление и применение алгоритма решения типовых задач на уровне автоматического действия (например, алгоритм характеристики крестьянских войн) достигается постоянной работой, а не ожиданием специальной темы в курсе уроков информатики. Итого, поднявшись не просто над рамками одного параграфа или одной темы, а, создав межпредметные связи, мы и выходим на уровень генезиса способности исследовать и применять результаты на практике.

Поднятая проблема не нова, и её, конечно, нельзя решить одним административным махом. Можно предложить для её разрешения на начальном этапе следующие меры:

Изучение программ с целью совместной проработки и реализации межпредметных тем;

Регулярные рабочие «пятиминутки», проводимые учителями одной параллели для корректировки работы в течение учебного года;

Выделение материала, знание которого можно использовать в рамках других школьных курсов; сделать это использование должным для учащихся;

Домашнее задание проблемного и/или творческого характера, которое потребует обращения к знаниям из различных областей; в первую очередь приведет учащегося к пониманию универсальности приемов мышления, методов работы; станет основой освоения в процессе их решения алгоритмов исследовательской деятельности;

Периодическое участие учащихся в публичных выступлениях (от дискуссии в ходе урока до конференций различного уровня). При участии в конференциях одним из условий можно ввести самостоятельное формулирование темы или подзаголовка;

Регулярное создание ситуации выбора, которая позволяет развивать самостоятельность работы учащихся, создает мотивацию самостоятельного исследования.

В качестве примера такой работы можно привести опыт МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского». Соотнесены изучение тем и списки дополнительной художественной литературы по истории, обществознанию и литературе. Основные проблемы работы в данном направлении связаны с системой концентрического изучения истории, поэтому более ярко учащиеся проявляют себя при характеристике исторической обстановки на уроках литературы. Зато изучение в курсе обществознания основ философии поднимает извечные вопросы, отраженные в художественных произведениях, и переносит в единое пространство дискуссии по ним. Также в Сергиево-Посадской гимназии отработана взаимосвязь курсов обществознания и биологии по таким вопросам как: проблема субстанции, детерминизм (одновременно связь с курсом физики), философия космизма, глобальные проблемы современности (одновременно связь с курсами географии, ОБЖ), учение о ноосфере и т.д. Имена Фалеса Милетского, Платона, Аристотеля, Ньютона, Декарта звучат в ходе изучения курсов математики, физики, обществознания, истории. Параллельно идет изучение ряда вопросов в курсах географии и истории (карты, социально-экономическое и политическое развитие стран в современный период), географии и права (формы государства), географии и истории религии (религиозная карта современного мира), географии и экономики (размещение предприятий) и т.д. Одной из основ гуманитарного цикла является математическая логика для начального этапа изучения проблем; далее происходит переход к диалектическому подходу, в том числе и при изучении технических наук. Активно осваивают гимназисты компьютерные технологии на всех предметах цикла обучения, но чаще всего они отрабатывают и закрепляют навыки, создавая презентации, мультимедийные проекты, таблицы, тестовые задания для иллюстрации своих знаний по литературе, иностранному языку, истории. И каждое учебное задание подобного типа предполагает свое мини-исследование. Количество подобных примеров взаимосвязи наук и взаимодействия наших учителей слишком велико, чтобы была возможность их все здесь перечислить и разобрать.

Наиболее ярко результаты данной работы мы можем наблюдать при создании обязательных для учащихся самостоятельных творческих работ (далее СТР), выполнение которых и становится проявлением уровня их исследовательских способностей. Выбор тем гимназистами показывает: во-первых, предпочтение, отдаваемое проблемным, дискуссионным вопросам и, во-вторых, всё более увеличивается процент работ, созданных в жанре исследования и проекта при отказе от чисто реферативного исполнения СТР.

Так и идет путь в мир исследования: выбор темы и жанра, выбор руководителя, разработка темы, представление результатов, дальнейшее использование СТР новыми поколениями гимназистов в качестве дополнительного материала.

Причем в процесс исследования активнейшим образом включен и учитель, и не только как научный руководитель, но как лицо, имеющее исследовательскую, ярко выраженную мотивацию изучения темы. Дело в том, что выбранные гимназистами темы зачастую требуют не столько руководителя-предметника, сколько старшего товарища-исследователя, готового расширять свои познания в заинтересовавшей его теме. Руководство же разработкой СТР ведется в плане развития навыков научной организации труда надпредметного уровня.

Для подтверждения вышеизложенного можно привести примеры тем СТР:

Мультимедийный проект «Отечественная война 1812 г.»

Шпаргалка – друг человека

Опыт восстановления родословной на примере моих предков, дворян фон Эттинген

Анализ языка английских газет и специфика информации

Языческие мотивы в домовой резьбе Сергиево-Посадского района

Крылатые выражения, жаргон и сленг в речи учеников и учителей гимназии

Сны и их роль в художественной литературе

Узоры и арифметика

Гарри Поттер и логические задачи

История гимназии в числах и задачах

Физика горных лыж при резанных поворотах

СТР глазами гимназистов

Физический анализ пословиц, поговорок, загадок

И один из главных результатов, достигнутых Сергиево-Посадской гимназией на данном этапе своего развития (гимназия начала работать в сентябре 1994 г.) – это действительность, в которой эти примеры не являются отдельными фактами, а выстроены в единую систему, получившую в концепции развития гимназии название «гуманизация образования» и подкрепленную работой всего коллектива.

А сам процесс обучения, таким образом, и становится начальной фазой активизации и развития исследовательского гена у гимназистов, преодоление стереотипного изучения отдельного параграфа или темы в рамках одного предмета школьной программы. Нет предметов, связанных с отдельными уроками или параграфами, есть система наук, объединенная культурой мышления исследователя, а не потребителя.

Коуч:

Рыбак Светлана Михайловна – учитель 1 уровня

школы-гимназии № 9 города Павлодара

Тема занятий:

« Lesson study как одна из форм исследования урока »

Руководство учителя 1-2 уровня,

Видеоматериалы ресурсов. См.приложение

Общие цели:

Создать условия для знакомства с понятием «Lesson Study »как форме исследований специалистом-практиком . Подготовить учителей к принятию идей исследования в действии и как его разновидность – «Lesson Study» , пониманию его задач, способности реализовывать в своей деятельности.

Результаты обучения:

Учителя будут знать, что такое «исследование в действии», понимать его задачи; перечень основных основные этапов исследования в действии и отличия «Lesson Study» .

Сформируют позитивное отношение к рефлексии своей педагогической деятельности, инструментом которой является «исследование в действии» и Lesson Study.

Пересмотрят свои педагогические методы работы так, чтобы активно включаться в практику преподавания и обучения с целью осуществления изменений, сопровождающихся систематическим сбором доказательств влияния данных изменений.

Ключевые идеи:

Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Исходя из этого, назначением преподавателя является собственное вовлечение в процесс саморефлективного исследования для того, чтобы суметь понять и усовершенствовать собственную практику.

Материалы и оборудование

Компьютеры для каждой группы, проектор, экран, маркеры, стикеры, постеры, видеоролики, раздаточный материал

Этапы проведения занятия

Время

Действия коуча и действия участников

Введение

Формирование коллаборативной среды .

- Поприветствуйте друг друга, как это делают жители разных стран мира. (Слайды). Заключительное приветствие поклон, как в Японии

Целеполагание

А) Приглашаю Вас на урок в Японскую школу.

-Посмотрите видеофрагмент, сделанный в японской школе.

Запишите свои наблюдения в таблицу:

1. Деятельность учеников. 2. Деятельность учителя. 3. Методики

Что необычное заметили? Обмен мнениями «Свободный микрофон»

А)Выход на тему: Это урок – исследование - Lesson Study

В) Что Вы знаете о Lesson Study. Таблица ЗУХ

Изучение теоретических вопросов

Группам предоставляются электронные и бумажные ресурсы:

Задание в группы:

Создайте презентацию в формате Microsoft PowerPoint о Lesson Study:

1группа. Что это такое? (История)

2 группа. Зачем использовать именно ее? (Каковы цели LS)

3 группа. Каковы этапы процесса?

Практическая часть

    Каждая группа загружает свою презентацию на компьютер

    Группы проходят по кругу, просматривая все презентации

    При просмотре презентаций секретари групп делают заметки того, что есть в презентациях других групп, но отсутствует в их собственных презентациях

    Группы возвращаются к своим презентациям, вносят поправки или добавляют то, чему они научились после просмотра презентаций других групп

(Каждый член группы распечатывает презентацию своей группы и включает ее в свое портфолио)

- Презентации коуча, как этап самоповерки и самооценки

- Формативное оценивание стикером, который нужно наклеить на на ПК.

Рефлексия

1.Заполнение ЗУХ 2-3 графа.

2. Две звезды и пожелание.

Ресурсы:

Ресурс для коучинга

Lesson Study

Lesson Study -коллаборативный подход к обучению учителей и развитию практики.

Аналогично исследованию в действии, предполагает ряд циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока » или «изучение урока », в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность новых подходов.

Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, группа берет на себя ответственность за него и любое оценивание преподавания и занятия в целом относится к работе всей группы, а не отдельного учителя.

Процесс

Подход Lesson Study первоначальным этапом предполагает совместное детальное его планирование. Затем исследовательский урок проводит один из членов группы, а остальные члены - наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить Lesson Study большую эффективность.

Имеется ряд шагов в процессе Lesson Study , которые становились и утверждались с течением времени:

    Группа Lesson Study согласует систему правил, которые обеспечивают результативность ее работы, в процессе которой все члены относятся друг к другу с уважением.

    Группа согласует ключевую идею исследования, которая, как правило, оформлена в виде вопроса и определяет, чему учить и кого, например, «Как мы можем научить X более эффективно использовать возможности Y для того, чтобы улучшить их обучение».

    Члены группы исследуют литературу, чтобы найти ответ, касающийся их ключевой идеи исследования и обобщают их результаты, чтобы использовать их в планировании.

    Группа решает, какой класс и какие три «исследуемые ученика» будут в центре исследовательского урока и будут представлять группы класса с высоким, средним и низким уровнем успеваемости.

    Группа планирует исследовательский урок, акцентируя особое внимание на предстоящем его усвоении «исследуемыми учениками»

    Один учитель ведет исследовательский урок, в то время как другие – наблюдают и делают заметки с обращением особого внимания на трех «исследуемых учениках (А,В,С)»

    Учителя интервьюируют нескольких учеников для выяснения их мнения об исследовательском уроке.

    Группа обсуждает исследовательский урок сразу после его окончания. Обсуждение следует установленной структуре:

    наблюдения за обучением «исследуемых учеников» в сопоставлении с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, и установление причин произошедших различий;

    обучение класса в целом;

    ход исследовательского урока и процесс преподавания;

    постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного;

    совместное планирование группой следующего Lesson Study.

После цикла Lesson Study (как правило, три или больше) группа согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут предприняты и популяризированы

План проведения коучинга по теме
«Исследование в действии. Lesson Study»
Тема занятий: «Исследование в действии. Lesson Study»

Общие цели: Создать условия для знакомства с понятием «исследование в действии» как форме исследований специалистом-практиком. Подготовить учителей к принятию идей исследования в действии и как его разновидность – «Lesson Study», пониманию его задач, способности реализовывать в своей деятельности.
Результаты обучения: Учителя будут знать, что такое «исследование в действии», понимать его задачи; перечень основных основные этапов исследования в действии и отличия «Lesson Study».
Сформируют позитивное отношение к рефлексии своей педагогической деятельности, инструментом которой является «исследование в действии» и Lesson Study.
Пересмотрят свои педагогические методы работы так, чтобы активно включаться в практику преподавания и обучения с целью осуществления изменений, сопровождающихся систематическим сбором доказательств влияния данных изменений.
Ключевые идеи:

Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Исходя из этого, назначением преподавателя является собственное вовлечение в процесс саморефлективного исследования для того, чтобы суметь понять и усовершенствовать собственную практику.

Этапы проведения занятия Время

90 минут Действия коуча и действия участников

Введение 3 мин Формирование коллаборативной среды.
Разминка «Наш день» (в парах проговаривают друг другу главные события школьного дня)
Рассаживание в группы по цвету стикера-пожелания.
— Что интересного произошло сегодня у Вашего коллеги?
— Каким событиям Вы порадовались вместе?
— Чему очень удивились?
Целеполагание 10 мин А) Рефлексия одного из уроков школьного дня.
Прошу вас ответить ответить на вопросы:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что ____________________________
Наиболее успешными были______________, так как _
Не вышли на результат______________________, так как________
Удачными были формы организации деятельности________.
Самыми действенными приемами были_____________________
Изменить в следующем уроке надо_________________.
Б) «Мозговой штурм»:
-Какое действие нами было произведено сейчас?
-Почему учитель рефлексирует постоянно после проведения урока?
В)Выход на тему
Каждый учитель, практически ежедневно, встречается с различными проблемами, которые вынужден решать и преодолевать самостоятельно. В результате меняется практика учителя и он выбирает наиболее действенные приемы, методы, формы проведения занятий и становится успешным учителем. Но этот процесс исследования собственной практики не является достоянием других педагогов. Каждый проходит этот путь в одиночку. Мировой опыт предлагает сделать исследование в действии практикой каждой школы и делать результаты достоянием всех.
В) Определение своего уровня знаний (прием «2 Яблони» (стикеры-яблоки зеленого, желтого, красного цвета).
Г) Подведение итогов для формирования целевого пространства и мотивации к деятельности.
— На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (запись вопросов на стикерах)
Изучение теоретических вопросов 30 мин 1. Знакомство с иформацией по теме из различных источников:
Слайд-программы, инфомационные бюллютени, ресурс Интернет
Задание в группы:
1. Изучить материал об исследовании в действии, оформить постер.
2. Изучить материал о Lesson Study, представить в книжке-малышке.
3. Изучить материал об исследовании в действии, подготовить сценку, демонстрирующую особенности процесса.
4. Изучить материал о Lesson Study, написать сказку о процессе.
2. Защита постера и книжки-малышки
— Какие общие черты имеют оба исследования?
— Какой процесс является более общим? Какой- частным случаем общего?
3. Показ сценки и чтение сказки об исследованиях, определение верности и точности представления иформации.
4. Подведение итогов

Практическая часть 20 мин — Что является самым сложным в ИД и LS? (в группе обсуждаются ответы на вопросы)
Определение темы исследования с помощью ответов на вопросы

 Я бы хотел знать…

 Самой эффективной обучающей средой для учащихся является
-Обсудите и выделите те темы, которые являются наиболее общими в группе.
Рефлексия 15 мин Размышление над обучением, работа с доской обратной связи:
1. Как изменилось ваше понимание исследования в действии?
2. На какие вопросы вы получили ответы, на какие необходимо получить в следующем коучинге? (разбор вопросов на доске, заданных в начале занятия; определение задач на следующий коучинг)
3. Что Вам мешало в тренинге?
Подведение итога личностного роста- определение места положения «2 яблони» (стикеры-яблоки)

Исследование в действии
Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Учителя часто озадачены проблемами, возникающими на занятиях и активно пытаются решить их. В тот момент, когда учитель включается в практику, чтобы осуществить изменения в ней, при этом систематически собирает доказательства влияния данных изменений, он погружается в исследование в действии.
Однако во всех случаях присутствует единое намерение, суть которого заключается в том, чтобы изменить практику в ответ на проблему, обозначенную исследователем-практиком. Еще одной важной особенностью исследования в действии является то, что оно всегда осуществляется членом или при участии своих членов в организации или сообществе, а не командой исследователей извне, обычно изучающей преподавателей или учеников в действии.
Исследование в действии для преподавателей является действенным способом продолжения роста и обучения, при использовании практического опыта. Исследование в действии начинается буквально там, где в настоящий момент находится преподаватель и совершенствует его на столько, на сколько он этого желает.
Таким образом, исследование в действии:
процесс выполнения действий с целью совершенствования преподавания и обучения совместно с систематическим исследованием практических действий и их последствий;
в значительной степени разрабатывается и проводится специалистами-практиками, анализирующими данные по итогам своей работы с целью ее совершенствования;
вид прикладного исследования, в процессе которого исследователь активно задействован в деле, ради которого проводится данное исследование;
рассматривается в контексте богатых традиций качественного исследования, сформировавшегося в области антропологии, социологии и этнографии и др.
КАК ПРОВОДИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ?
Первым шагом проведения исследования в действии является сознательное принятие обязательств по его выполнению. Необходимо определить достаточный объем времени для обдумывания применяемой в классе практики. Согласно подходу Кембриджского университета в центре трактовки понятия профессионализма находится способность к исследованию, т.е. — способность к постановке вопросов в ситуациях, воспринимающихся другими как само собой разумеющееся, например: «Что дает результат в Вашем классе, в Вашей методике преподавания?», «Кто учится?», «Кто исключается из процесса?», «Как учебный план способствует обучению?», «Когда Вы осознаете, что не управляете ситуацией?» и мн.др.
Задавать вопросы подобного рода не совсем комфортно. Ответы на них могут создать
еще больший дискомфорт. Но до тех пор, пока учителя не решат сложные вопросы, улучшить ситуацию в классах будет невозможно. Одним словом, исследование в действии —
способ, позволяющий учителю познать себя в этой роли, воспринять самого себя как
критического мыслителя, сопровождающего учеников в мире познания и развития.
В самом начале процесса, в соответствии с подходом Кембриджского университета, от учителей требуется серьезное отношение к процессу, в ходе которого они иногда будут испытывать дискомфорт. Кроме того мы обращаемся к учителям с просьбой каждый день уделять по 10 минут своего времени для описания своих уроков на бумаге. Данная работа требует дисциплины и работоспособности, но мы считаем, что данный процесс развивает новый навык.
Цель ИД- выяснение причин, негативно влияющих на эффективность практики, и поиск путей их устранения.
Реализация процесса- практика, основанная на обдумывании и рассуждении.
Сущность- Учитель участвует в исследовании в действии, а так же использует результаты внешнего экспертного оценивания, применяя различные формы сотрудничества с коллегами
Этапы ИД:
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМЫ
2.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
3.СБОР ДАННЫХ
 Информация из классных журналов. Анкетирование.
 Изучение личных дел.  Исследование различных ситуаций.
 Протоколы встреч, совещаний.  Образцы работ учащихся.
 Опрос.  Аудиозаписи.
 Видеозапись.  Фотографии.
 Отчетная информация по успеваемости, посещаемости учеников.  Конспекты
 Самооценивание.  Материалы работы фокус-группы
 Интервьюирование.  Наблюдение.
 Проекты, выступления.  Проверочные листы.
 Портфолио.  Ситуативные записи
4.ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
 Наблюдается ли в действительности улучшение и подтверждают ли этот факт полученные данные?
 Если нет улучшений, то, какие необходимо внести изменения в действия для получения лучших результатов?
Lesson Study
Lesson Study -коллаборативный подход к обучению учителей и развитию практики.
Аналогично исследованию в действии, предполагает ряд циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность новых подходов.
Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, группа берет на себя ответственность за него и любое оценивание преподавания и занятия в целом относится к работе всей группы, а не отдельного учителя.

Процесс
Подход Lesson Study первоначальным этапом предполагает совместное детальное его планирование. Затем исследовательский урок проводит один из членов группы, а остальные члены — наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить Lesson Study большую эффективность.
Имеется ряд шагов в процессе Lesson Study, которые становились и утверждались с течением времени:
1. Группа Lesson Study согласует систему правил, которые обеспечивают результативность ее работы, в процессе которой все члены относятся друг к другу с уважением.
2. Группа согласует ключевую идею исследования, которая, как правило, оформлена в виде вопроса и определяет, чему учить и кого, например, «Как мы можем научить X более эффективно использовать возможности Y для того, чтобы улучшить их обучение».
3. Члены группы исследуют литературу, чтобы найти ответ, касающийся их ключевой идеи исследования и обобщают их результаты, чтобы использовать их в планировании.
4. Группа решает, какой класс и какие три «исследуемые ученика» будут в центре исследовательского урока и будут представлять группы класса с высоким, средним и низким уровнем успеваемости.
5. Группа планирует исследовательский урок, акцентируя особое внимание на предстоящем его усвоении «исследуемыми учениками»
6. Один учитель ведет исследовательский урок, в то время как другие – наблюдают и делают заметки с обращением особого внимания на трех «исследуемых учениках (А,В,С)»
7. Учителя интервьюируют нескольких учеников для выяснения их мнения об исследовательском уроке.
8. Группа обсуждает исследовательский урок сразу после его окончания. Обсуждение следует установленной структуре:
наблюдения за обучением «исследуемых учеников» в сопоставлении с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, и установление причин произошедших различий;
обучение класса в целом;
ход исследовательского урока и процесс преподавания;
постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного;
совместное планирование группой следующего Lesson Study.
После цикла Lesson Study (как правило, три или больше) группа согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут предприняты и популяризированы.

ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что __________

Наиболее успешными учениками были_______, так как__

Не вышли на результат________________, так как____________________________

Удачными были формы организации деятельности________________________.

Самыми действенными приемами были_________

Изменить в следующем уроке надо__________

ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что _________________________
Наиболее успешными учениками были ______, так как ____

Не вышли на результат____________, так как________

Удачными были формы организации деятельности ________________________.

Самыми действенными приемами были____

Изменить в следующем уроке надо________

ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что __________________

Наиболее успешными учениками были_______, так как___________

Не вышли на результат_____________, так как_____________________

Удачными были формы организации деятельности________________________
Самыми действенными приемами были________________
Изменить в следующем уроке надо_______________

 Единственное, что я хотел бы изменить — это …

 Моя практика могла бы быть улучшена посредством…

 Учащимся, с которыми я работаю, необходимо …

 Я бы хотел знать…

 Мне интересно знать, почему…

 Самое важное в преподавании — это …

 Мне необходимо изучить, как …

 Единственное, что я хотел бы изменить — это …

 Моя практика могла бы быть улучшена посредством…

 Учащимся, с которыми я работаю, необходимо …

 Я бы хотел знать…

 Мне интересно знать, почему…

 Самое важное в преподавании — это …

 Самой эффективной обучающей средой для учащихся является..

 Мне необходимо изучить, как …

Комитет по образованию и науке Волгоградской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия последипломного образования»

(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)

Кафедра начального образования

МАСТЕР- КЛАСС

Тема: «Элементы исследовательской деятельности на уроке в рамках реализации ФГОС»

Выполнил: слушатель

учитель начальных классов

МКОУ «Очкуровская СОШ»

Николаевского района

Никишина Ольга Ивановна

Проверил: Гончарова Е.М., доцент

Волгоград – 2015

Тема: «Элементы исследовательской деятельности на уроке в рамках реализации ФГОС»

Цель:

1. Рассмотреть методы и приёмы организации исследовательской деятельности на уроках;

2. Осмыслить необходимость применения технологии в организации активной и эффективной деятельности учащихся;

3.Показать особенности уроков с формами организации исследовательской деятельности.

4.Приобрести практический опыт использования некоторых приёмов и методов исследовательской деятельности на уроках.

5. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Оборудование: Раздаточный материал: Логико-смысловая модель (ЛСМ)

«Дидактический исторический процессор», Презентация с использованием мультимедийной аппаратуры (Приложение). Характеристика качеств «идеального» ученика, ЛСМ «Ученик на уроке», «Документ».

План:

I. Стадия вызова

II. Стадия осмысления

III. Стадия рефлексии

Ход мастер – класса:

Делимся на проектные команды

В аудитории сформировано несколько отдельных рабочих зон (по количеству участников, из расчета в группе 4- 6 человек). У каждой группы на столе распечатки материалов (Приложение 1 и Приложение 2), а также открытка.

Каждый участник, входя в аудиторию, получает фрагмент открытки, его задача найти в какую группу он попал, воспользовавшись целыми открытками, расположенными на столах.

I .Орг.момент.

Уважаемые коллеги! Давайте начнём наш мастер-класс с упражнения «Поздоровайся глазами».(слайд №1) Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь, но не словами, а молча- глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения).

С этого упражнения вы можете начинать любой урок. Также на этом этапе можно использовать и метод «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имя одноклассника, сказать доброе слово. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Давайте познакомимся.

Здравствуйте те, которые работают по ФГОС,

Здравствуйте те, которые осваивают УУД,

Здравствуйте те, которые провели уже мониторинг УУД,

Здравствуйте те, которые используют современные технологии,

Здравствуйте те, кто использует элементы исследовательской деятельности на уроках. Позвольте мне представиться. Меня зовут Никишина Ольга Ивановна, я учитель начальных классов Очкуровской средней школы Николаевского района.

II . Основная часть

1) Сообщение темы, введение в неё

Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Тема моего мастер – класса «Элементы исследовательской деятельности на уроке в рамках реализации ФГОС» .

Перед началом мне бы хотелось, чтобы вы записали свои ожидания от сегодняшнего занятия.

Сегодня главной задачей учителя является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

2) Актуализация Мастер класса

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

- Как вы думаете, каков был ответ? Почему?

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

- Какова роль учителя на современном этапе обучения? (научить ребенка учиться)

В наших с вами руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции учащихся, а формировать их, опираясь на технологию исследовательской деятельности, значительно проще.

Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков обучающихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес обучающихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.

Надо отметить, что первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос.

Задача же учителя - в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.

Познавательное развитие обозначено как способ формирования у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью.

Немалую роль в решении данной проблемы может сыграть исследовательская деятельность школьников, основной функцией которой и должно являться инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Итак, мы должны помнить, чтоисследовательскую деятельность школьников можно организовать как на уроках , так и во внеурочное время .

Основные задачи моей педагогической работы :

– научить самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации;

– сформировать навыки самоконтроля;

– создать условия для развития и проявления ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей;

– ориентировать учащихся на развитие критического мышления, их рефлексивных способностей, умений представить результаты своей работы;

– сформировать навыки работы в команде.

Система занятий

При организации учебного исследования школьников на уроках и во внеурочное время я обычно включаю такие основные элементы:

Условия, для проявления познавательной деятельности:

    создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

    создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

    включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

    использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

    использование проблемных ситуаций;

    практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик взаимодействовал с внешними образовательными областями с помощью трех основных видов деятельности:

1) познание объектов окружающего мира;

2) создание учеником личностного продукта образования;

3) самоорганизация предыдущих видов деятельности – познания и созидания.

При осуществлении этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности:

1) когнитивные качества, необходимые в процессе п ознания учеником внешнего мира;

Формы организации занятия когнитивного типа: наблюдение, эксперимент, исследование объекта, конструирование понятий (правил, закономерностей, гипотез, теорий, картины мира) и т.д.

2) креативные качества, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности;

Формы организации занятия креативного типа : диалог, дискуссия, диспут, эвристическая беседа; занятие-противоречие, парадокс, фантазия; поисковое занятие, постановка проблем и их решение; изобретательство, моделирование, эвристическая ситуация, сочинение, деловая игра, урок наоборот (ученик в роли учителя), защита творческих работ.

3) методологические (оргдеятельностные) качества, проявляющиеся при организации образовательной деятельности ученика.

Формы организации занятия оргдеятельностного типа : целеполагание, нормотворчество, разработка и защита коллективных и индивидуальных проектов, рецензирование, взаимоконтроль, самооценка, рефлексия; конференция, творческий отчет; рефлексия.

Ведущим средством развития детей является создание эвристической образовательной ситуации. Эвристическая образовательная ситуация характеризуется образовательным напряжением, возникающим спонтанно или организуемым учителем, требующим своего разрешения через эвристическую деятельность всех ее участников. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены.

Цикл эвристической образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию, проблематизацию деятельности, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, рефлексию результатов.

Методы обучения:

метод вживания – ученик пытается «вселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри. Применим для изучения объектов окружающего мира;

метод эвристических вопросов . Применим для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте. Задаются семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

метод сравнения применяется для сопоставления версий разных учеников с культурно-историческими аналогами;

метод эвристического наблюдения . Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдения;

метод эвристического исследования . Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования – факты об объекте – опыты – новые факты – возникшие вопросы и проблемы – гипотезы – рефлексивные суждения – результаты;

метод конструирования понятия . Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт;

метод «Если бы …» – ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например, исчезнут все окончания в словах или сами слова, хищники станут травоядными, все люди переселятся на Луну.

общий алгоритм работы в мастерской:

Структура урока - исследования

Первый шаг «Индуктор» - прием, обеспечивающий «наведение на проблему».

"Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Это должно быть нетрудное задание вокруг слова, звука, музыкального или видеофрагмента, предмета или рисунка.

Цель индуктора – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование, пробудить желание включиться в учебный процесс.

Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям:

– Актуализация личного жизненного опыта каждого ученика.
– Доступность, “нетрудность” задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению.
– “Открытость” задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения.
– Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность.

III. Имитационная игра с взрослыми

1. Слушателям предлагается раздаточный материал «Характеристика качеств «идеального» ученика.

Задание: Из предложенного списка выберите, на ваш взгляд, наиболее актуальные, значимые черты современного ученика, не более 5-и.

Слушатели работают индивидуально. На выполнение задания даётся 3-4 минуты: - ум

Грамотность

Сообразительность

Способности

Кругозор

Продуктивность

Энергичность

Заинтересованность

Общительность

Гибкость

Сотрудничество

Быстрота

Выносливость

Критичность

Креативность

Независимость

Оригинальность

Инициатива

Самооценка

Самостоятельность

Выступления слушателей предполагается.

Обращается внимание на то, что характеристика представлена тремя группами качеств:

Эффективности усвоения знаний (1);

Активности учащегося в учебной деятельности (2);

Самореализация «Я» учащегося (3).

Перестройка структуры урока, при которой ученик становится субъектом познавательной деятельности, открывает большой простор для применения различных форм исследовательской деятельности, позволяя решать задачу раскрытия личностного потенциала учащегося. Таким образом, формирование исследовательских навыков позволяет ученику в самореализации своего «Я» как на уроке, так и в личном и, в дальнейшем, профессиональном плане.

Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:

    Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

    Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

    Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

    Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.

    Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.

    Определение последовательности проведения исследования.

    Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.

    Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

    Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

    Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

    Обсуждение итогов завершенной работы.

Мы чаще всего задаём себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не просто и практически не рассматривается в специальной педагогической литературе. Добавим также, что учить этому детей у нас вовсе не принято.

При кажущемся обилии научного материала по развитию творческого мышления учащихся, приходится признать, что конкретного методического и дидактического материала, позволяющего строить обучение младших школьников с учетом развития творческого мышления нет.

«Урок русского языка» - «Состав слова»

На уроке решается кроссворд, по вертикали которого получается слово «Состав».

1) Группа учеников одного и того же года обучения или комната для занятий в школе;

2) Сильный холод, стужа, при которой вода замерзает, а температура воздуха ниже нуля;

3) Любимое время года А.С.Пушкина. Унылая пора! Очей очарованье… Наступает после лета;

4) Сшитые листы чистой бумаги в области для письма, бывает в линейку и клетку;

5) Ребенок мужского пола, подросток;

6) Движение потока воздуха в горизонтальном положении.

Класс, мороз, осень, тетрадь, мальчик, ветер.

Какое слово лишнее? Почему?

Какое слово получилось в вертикальном столбике? (Состав)

Выясним в словаре, какие бывают составы.

1) Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.

2) Продукт смеси, соединения чего-либо.

3) Сцеплённые друг с другом железнодорожные вагоны, поезд.

Состав чего мы с вами будем исследовать?

Что входит в исследование?

В исследование входит: цель, объект, гипотеза.

Цель нашего исследования: сформировать представление о возможном составе слова.

Что входит в состав слова? (Окончание, основа, корень, суффикс, приставка).

Эти части слова и будут объектами нашего исследования.

Справка: Объектом называют предмет, на который направлена деятельность.
- Помогать при исследовании будут научные книги: учебники, словари и наши знания.

Работа по теме урока

Исследовать тему предлагаю по этапам.

Каждой группе я предлагаю разные объекты.

Работа в творческих группах

К каждому объекту мы выдвигаем гипотезу.

Справка: Гипотеза – это научное предположение, достоверность которого не доказана опытным путем.

Вот сейчас мы с вами выдвигаем гипотезу для каждой группы.

Что такое окончание? Основа? Корень? Приставка? Суффикс?

Вы знаете определения и с помощью заданий, предложенных в листке исследователя, вы должны или опровергнуть, или признать верным правило.

Объект №1 «Окончание»

Что такое окончание?

Чеснок.

Объект №2 «Основа»

Осина, позолота, берёзка, убор.

Пронаблюдайте, из чего состоит основа?



Объект №3 «Корень»
Устрани лишнее слово:

Поле, полочка, полевой, полюшко.

Что такое корень слова? Какие слова называют однокоренными?

Объект №4 «Приставка»

Задания для группы «Приставка».

Езда – выезд, приезд, подъезд, отъезд, съезд.

Расскажите о приставке по плану:

    где стоит приставка в слове?

    для чего служит она?

Объект №5 «Суффикс»

Задания для группы «Суффикс».

Сад - садовый, садовник, садик.

Какие части слова помогают образовать новые слова?

Расскажите о суффиксе по плану:

    где стоит суффикс в слове?

    для чего служит он?

Подтверждение гипотезы

Отчет групп с дальнейшим выполнением заданий.

Внимание на экран

1 объект. Что такое окончание?

Чеснок.

В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель. Добрая слава у чеснока.

Какой вывод можно сделать? Для чего служит окончание?

2 объектом нашего исследования является основа.

В задании встретились мало употребляемые слова в современной речи. Объясним их значение с помощью словаря, внимание на экран-слайд 7 (показ на экране).

ВОЗЫ - колёсная повозка или сани с грузом

Возница - человек, который правит лошадьми в упряжке

Возок - в старину: крытая зимняя повозка; сани со спинкой

Повозка - перевозочное средство, в которое запрягается животное

Запишем все слова, выделим, окончание, основу, корень (1 ученик на доске)
- Пронаблюдайте, из чего состоит основа? (Основа состоит из корня и двух частей слова, которые стоят до корня и после корня)
- В каких словах основа состоит только из корня?
- Может ли быть основа без корня?
- Сделаем вывод, из чего может состоять основа?
- Вы у меня просто молодцы, сами вывели это правило. Настоящие учёные!
- А теперь нам нужно отдохнуть.

3 объект. Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 3)

Ваше мнение коллеги? Слово корень - многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значения слова. (Корни бывают у растений, у зуба есть корень, корень слова)
- Как вы думаете, что интересует нас на исследовании? (КОРЕНЬ СЛОВА)
- Что такое корень слова? (корень слова - главная, основная часть слова)
- Действительно, корень является сердцевиной слова. От него растут слова.

Я вам расскажу одну историю. Много-много лет назад появилось слово – САД. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?» Посадили люди слово САД, стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий, много появилось ростков от слова САД. Все они похожи на него, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. (Слайд 4 с деревом и словами)
- Что общего во всех словах? (общий корень)
- Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) - после этого щелчок и над словами появляется корень
- Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова от слова САД, выделите корень.
- Внимание на экран, 2 этап.

Исследуем такое понятие как однокоренные слова. (Слайд 5)
-Вы кто такие?
Я - Гусь. Это – гусыня. Это – Наши гусята. А вы кто? - А я ваша родственница – гусеница!
- Назовите однокоренные слова.

Работа с учебником. Страница 55, упражнение 109

Можно ли эти слова назвать однокоренными?

Почему вы так считаете, докажите.
- Сделайте вывод, что такое однокоренные слова?

4 и 5 объект - Словообразующие морфемы

Как вы думаете, почему я объединила эти объекты?

Какие части слова помогают образовать новые слова? (Приставка и суффикс)

Садик, садовый, посадка, посадил, рассада.

Итог исследования.

IV . Рефлексия

Перед началом вы записали свои ожидания

Они оправдались? Запишите своё отношение к увиденному.

Можно использовать метод «Пометки на полях» или «Инсерт»

Следующий метод позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания или текста. Технически он прост. Пометки могут быть следующие:

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

V . Подведение итогов

Где вы можете это использовать..

Литература:

1. Леонтович, А. В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. – 2008. – №4. – С. 24-36.

2. Новейший педагогический словарь /ред.Е. С. Рапоцевич – М.: Современная школа, 2010. – 228с.

3. Шумакова, Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011 – 158 с.

Приложение: №1

Урок – исследование

этап урока

деятельность учащихся

деятельность учителя

Организацион-ный

Настрой на предстоя-щее исследование. Осознание проблемы.

Настрой учащихся на предстоящее исследование.

Объявление учебной проблемы урока.

Познавательно- информационная беседа

Общение с опорой на личный опыт. Изложение подготовленного сообщения. Поиск ответов на вопросы в учебнике.

Введение новой информации в рассказе, беседе.

Заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Организация обсуждения вопросов в учебнике

Анализ инфор-мации с целью открытия ново-го знания

Наблюдения с опорой на реальные объекты и иллюстрации. Выявление известных и неизвестных знаний о материале Изучение инструкции.

Работа с дополнитель-ными источниками ин-формации Формулирование задачи исследования

Обсуждение найденных решений, выбор опти-мального решения, обобщение.

Подбор материалов и инструментов.

Обращение к личному опыту учащихся.

Подведение учащихся к выявлению и осознанию учебной проблемы (например, свойства материала). Организации обсуждения выявленных решений, подведение к оптимальному решению.

Подведение и выбору необходимых (наилучших в данной ситуации) материалов, инструментов.

Планирование самостоятель-ного исследова-ния учащихся

Ответы и постановка вопросов на понимание

Краткое инструктирова-ние по организации опыта, исследования.

Практическая работа

Подготовка рабочих мест к проведению опытов, исследования. Наблюдение и фикса-ция наблюдаемых явлений (письменная, уст-ная). Обсуждение полу-ченных результатов. Обобщение, выводы. Уборка рабочих мест.

Раздача объектов ис-следования. Проведение поэтапного исследования совмест-но с учащимися. Стимулирование взаи-мопомощи учащихся. Обсуждение наблюдае-мых явлений. Подведение к обобще-ниям.

Оценка деятельности учащихся на уроке

Оценка и самооценка:

    качества исследова-ний и наблюдений;

    полноты и точности полученных резуль-татов.

Оценка выполненных работ (совместно с уча-щимися) по следующим критериям:

    качество проведён-ных исследований и наблюдений;

    полнота и точность полученных резуль-татов;

    самостоятельность (при помощи учите-ля, под наблюдением учителя, в группе, самостоятельно);

    умение работать

с текстом учебника, инструкцией, допол-нительной информа-цией.

КУЛАГА ОЛЬГА СЕМЕНОВНА

учитель 1-го (продвинутого) уровня

КГУ «Средняя школа с ДМЦ имени

Кудыса Абсаметова, Героя Социа-

листического Труда»

«Исследование урока»- необходимый подход

в повышении профессионального мастерства.

Человек не может по-настоящему

усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим.

Диккенс Ч.

Система образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении. Учителя сегодня нуждаются в обучении и поддержке, в частности в углублении понимания вопросов планирования конкретных уроков, которые связаны с высокой познавательной потребностью и потенциальными проблемами управления классом при использовании методов, ориентированных на учеников

Задача каждого учителя в современной школе – это повышение своего профессионального мастерства. Повышаем свое профессиональное мастерство через обмен опытом с коллегами, посредством посещения семинаров и тренингов, через внедрение в практику подхода «Исследование урока»

(Lesson Study). Ключевыми характеристиками «Исследования урока» являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность используемых подходов. Данный подход по существу, является коллаборативным подходом в обучении учителей и развития их практики преподавания и обучения, поскольку предполагает ряд исследовательских циклов. Центральное место в данном подходе имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса; Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения?(Руководство для учителя, стр 146, 147, 2012). Работая в небольшой группе, учителя сотрудничают друг с другом, совместно обсуждают цели обучения, планируют фактически урок (так называемый "урок исследования»), чтобы наблюдать, как это работает на практике, а затем пересмотреть и доложить о результатах для того, чтобы другие учителя могли

извлечь из этого пользу.

«Исследование урока»- это профессиональный подход к обучению, который предполагает:

понимание сущности процесса обучения;

методику взаимодействия с коллегами;

способы поддержки коллег.

В процессе исследования урока, учителя работают вместе, планируют урок, корректируют, подбирают методы и стратегии, наблюдают, анализируют урок и работу учащихся А,В,С. на уроке, обучение класса в целом, опрашивать исследуемых учащихся, с целью изучения их реакции на применяемый метод.

Чаще всего учитель самостоятельно работает над разработкой урока, подборе методов и стратегий, что не всегда бывает верным, наблюдать во время урока, это не всегда получается, анализировать ситуацию- то что запланировано может не давать в реальности результата.

Внедрение подхода «Исследование урока» процесс сложный- нет возможности в школе с 6-ти дневным обучением, двухсменными занятиями- прервать процесс и назначить день для проведения урока из данной серии, еще есть причина сложности- наполняемость учащихся в классе от 25 до 35 учащихся- а это формирование 6 и более групп, а это значит нет возможности у учителя сосредоточить внимание на конкретном ученике – вот тут то и помогут наблюдатели- коллеги.

А совместное планирование и сотрудничество помогает учителям развивать и совершенствовать педагогические подходы для удовлетворения потребностей учащихся и своего профессионального роста, так как все аспекты обучения рассматриваются не только со своей позиции, но и глазами коллег.

Для реализации подхода «Исследование урока» (Lesson study) необходимо следовать следующим правилам:

1. Относится к друг другу с уважением.

2. Согласование ключевой идеи исследования. Чему учить и кого?

3. Изучение исследовательской литературы.

4. Определение конкретного класса и кандидатуры 3 «исследуемых» учеников с высоким, средним, низким уровнем успеваемости.

5. Планирование исследовательского урока, акцентируя внимание на том, как материал будет усвоен тремя «исследуемыми» учениками.

6. Наблюдение учителей за «исследуемыми» учениками и фиксирование их результатов.

7. Интервьюирование нескольких учеников класса для выяснения их мнения об эффективности исследовательского урока.

8. Обсуждение исследовательского урока после его окончания. (Lesson Study, руководство, Пит Дадли, 2011 год, стр 11-12).

Первым этапом реализации данного подхода мы начинали со знакомства учителей с данным подходом на коучинг-сессии, на которой учителя уже отметили положительные стороны данного приема в повышении профессионального мастерства. Затем продолжили с формированием группы учителей, осуществляющих внедрение данного подхода в образовательный

процесс, выбор класса в котором будем проводит исследование урока, предмет. Учитель добровольно проводит исследовательский урок. Мы решаем своей командой как будем наблюдать, как будем собирать информацию об учащихся, как проведем беседу, какие зададим вопросы наблюдаемому. Закрепляем конкретно каждого ученика А,В,С за конкретным учителем. Кроме наблюдения за учениками каждый учитель оценивает весь ход урока, фиксируя положительные и отрицательные моменты (то есть что особенно удалось на уроке, а что необходимо изменить при разработке плана для последующего урока). И так, мы приступаем к разработке урока- наша задача рассмотреть все этапы урока- вызов, осмысление, рефлексия, продумать, подобрать стратегии, которые соответствуют целям и задачам урока, ведь мы работаем над повышением качества знаний учащихся и повышением мотивации к процессу обучения. Значит методы, которые мы подобрали должны нести в себе научность и которые будут в дальнейшем разрабатываться и совершенствоваться; в то же время урок для ребенка, с любым уровнем знаний, должен быть захватывающим, интересным, чтобы не возникло желания у ребенка отвлечься от темы, чтобы его не охватила скука, а значит нужно учитывать возрастные особенности детей, их умения работать в группе.


Второй этап- это проведение урока, наблюдение за учениками А,В,С, беседа с учениками, определить, что получилось на уроке, что не удалось и почему.

Учитель –наблюдатель, использует специальную карту для наблюдений, где фиксирует все моменты.

исследовании урока подхода ? Совершенствование…

Какова цель обучения на данном исследовании урока . Разработка какой методики обучения является целью данного подхода ? Совершенствование…

Текущие достижения и критерии успеха

Опишите результаты в рамках конкретных аспектов, которые Вы ожидаете от учеников по окончании

Исследуемый ученик А (В,С) ..........................

Критерии успеха для данной фокусной группы

ЭТАП СЕРИИ УРОКОВ

Каким мы ожидаем ответ ученика

Как он (она, они) отвечают в результате

Этап_____примерное время

Этап____примерное время

Заключительны этап

Примерное время

Что учащиеся смогли сделать? (какого прогресса они достигли, и каковы тому подтверждения?)

Предварительные идеи

Что тебе больше всего понравилось на уроке?

Чему ты научился?

Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде?

Что ты можешь сделать лучше?

Насколько лучше?

Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна?

Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем


Для беседы с учеником А,В,С используем следующие вопросы







Следующий этап исследования урока- анализ проведенного первого урока, анализ наблюдений за учениками А,В,С, обсуждение опроса учащихся по окончании урока, с целью определить их мнение о том, что было для них полезно, что, по их мнению, они узнали, и как, на их взгляд, можно было бы изменить урок, сделать его еще более эффективнее, если бы он проводился повторно, в другом классе, «+» и «-« урока. Цель обсуждения состоит не в том, чтобы оценить урок, а исправить точку зрения учителей и углубить рефлексию каждого участника. Во время обсуждения мы используем стикеры разного цвета. Команда обсуждает результаты и оценивает прогресс в обучении обучающегося. Планирование второго урока, проводить будет второй учитель начальных классов.



Проводится второй урок- один член команды обучает уроку, в то время как остальные наблюдают и собирают данные по обучению учащегося.

Последний этап внедрения подхода «Исследование урока» - обсуждение урока- в результате которого согласуем изменения в подходах обучения, которые будут предприняты и популяризованы в дальнейшем. Стратегии и методы, которые были наиболее эффективны на данном уроке. Методика подхода «Исследование урока» эффективна, поскольку помогает учителям:


Увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;

Увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

Понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся.

«Исследование урока» – это разумное соотношение цены и качества, если мы действительно создаем возможность для внедрения результатов этой методики в практику как учителей, занимающихся исследованием, так и других коллег в школе. (Lesson Study, руководство, Пит Дадли, 2011 год, стр 4).

Используемая литература: 1) «Руководство для учителя» (1-го продвинутого

уровня), АОО «Назарбаев Интеллектуальные

школы», 2012 год

2) Lesson Study, руководство, Пит Дадли, 2011 год,

3) «LESSON STUDY» КАК СПОСОБ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ

Методическое пособие,Национальная академия

образования им. И. Алтынсарина, Астана, 2014 год