Первые гостиные дворы. Большой гостиный двор. Малый Гостиный двор

Гостиный двор в Петербурге - это не только станция метро и величественное здание универмага, занимающее целый квартал. Первые гостиные дворы появились почти в одно время с основанием города, разрушались и строились на протяжении трёхвековой истории Северной столицы. До наших дней сохранилось несколько таких торговых зданий. Рассказываем, что непременно нужно знать о гостиных дворах каждому петербуржцу.

Первый Гостиный двор


Первый Гостиный двор сразу после основания города. Находился он на бывшей Троицкой площади, примерно на том месте, где сейчас находится Государственный музей политической истории России. В 1710 году деревянный рынок, располагавшийся здесь, полностью сгорел. Уже в 1712–1713 годах на его месте был построен первый двухэтажный мазанковый, крытый черепицей Гостиный двор. Внутри на первом этаже располагались лавки, а второй использовали для хранения товаров. Кроме того, на территории Гостиного двора находились деревянное здание Ратуши, биржа, таможня и аукционная камера. В 1737 году торговля в Гостином дворе была прекращена, его стали использовать как склад для хранения военной амуниции.

Портовый двор на Васильевском острове


В XVIII веке на территории Петербурга было построено несколько Гостиных дворов, почти все они были в разное время уничтожены пожарами. Тогда приняли решение строить такие комплексы из камня. Первый каменный торговый двор был построен архитектором Доменико Трезини на Васильевском острове в 1722 году. Строился он 13 лет, был складом экспортных товаров и назывался Портовым. Розничных лавок там не было, так как торговля в нём носила оптовый характер. По существу это были обширные складские помещения, занимающие целый квартал. В начале 1910-х годов их разобрали, а освободившуюся территорию застроили. Случайно уцелела лишь крохотная часть Старого Гостиного двора. В наши дни это дом № 1 по Тифлисской улице. Здание в настоящее время занимает библиотечный фонд Библиотеки Академии наук.

Новый Гостиный двор на Васильевском острове


В начале XIX века на Васильевском острове Джакомо Кваренги построил ещё один двухэтажный Гостиный двор с большой аркадной галереей. В XIX - начале XX века этот Гостиный двор использовался в основном для торгово-технических целей, преимущественно в качестве складского помещения. После революции до начала 1930-х годов в здании располагались склады ленинградской милиции. Позднее здание было передано историческому факультету ЛГУ, начавшему работу 1 сентября 1934 года, который располагается здесь и поныне вместе с философским факультетом и Медицинским колледжем СПбГУ.

Апраксин двор





После пожара, который произошёл в 1780 году и уничтожил все деревянные лавки, расположенные на Невском проспекте, на Садовой улице возвели Щукин и Апраксин дворы и Никольские ряды. К середине XIX века в Щукином и Апраксином дворах была сосредоточена почти вся букинистическая торговля Петербурга. По указу Николая I в 1833 году Апраксин и Щукин дворы были объединены в один обширный рынок. На 24 деревянных линиях торговали тканями и галантереей, кожевенными товарами и мебелью, обувью и хозяйственными товарами. После пожара 1862 года началась плановая застройка территории. Основные корпуса торгового двора были возведены в 1870–1880-х годах. Построенный комплекс имел не только торговое, но и развлекательное и культурное назначение, а кроме того, он хорошо вписывался в архитектуру города.

Перед Первой мировой войной по оптовому товарообороту рынок стал одним из самых больших в Европе. После революции некоторые корпуса остались бесхозными и в них разместились склады. В советские годы Апраксин двор был крупным центром комиссионной торговли. В настоящее время здесь расположено более 50 корпусов.

Никольские ряды


Никольские торговые ряды были построены в 1789 году на участке земли по Садовой улице между Фонтанкой и речкой Кривушей. Это место сочли удобным из-за близости двух водных транспортных артерий: Екатерининского и Крюкова каналов. Сначала рынок назвали Очаковским, поскольку его строительство было завершено в один день со взятием турецкой крепости Очаков русскими войсками под руководством А. В. Суворова. Здание было возведено на средства купеческого общества, то есть был частным. Первый этаж предназначался для торговых помещений, во втором размещались конторы и склады. Объединялись все торговые помещения открытой галереей первого этажа.

В 1825 году Никольский рынок пострадал от пожара, но его быстро восстановили. В 1880-х годах с Сенного рынка на Никольский перенесли «Обжорный ряд». Здесь за 12–15 деревянными столами под навесом питались сезонные рабочие: каменщики, плотники, маляры, штукатуры. После 1917 года в здании Никольского рынка разместилось производственно-промышленное объединение по изготовлению эмалированной посуды, в послевоенное время - «Металлопосуда». Сейчас здание бывших торговых рядов находится в запустении.

Гостиный (Мытный) двор

Когда народонаселение на Адмиралтейской стороне стало возрастать и торговля стала сосредоточиваться здесь, каменный Гостиный (Мытный) двор был возведён архитекторами Г. И. Маттарнови и Н. Ф. Гербелем в 1719 году на берегу реки Мойки, у нынешнего Зелёного моста. Когда при пожаре 1738 года он сгорел, было принято решение не восстанавливать старое строение, а строить новый Гостиный двор ближе к границе города.

Малый Гостиный двор


Здание Малого Гостиного двора находится между Гостиным двором, Университетом экономики и финансов и Центральными железнодорожными кассами, в одном квартале с зданием Городской столичной думы. Оно было построено в 1790-х годах архитектором Джакомо Кваренги с тем же силуэтом, что и Большой Гостиный двор. Торговля здесь велась как в розницу, так и оптом. Комплекс имел свою специализацию: в этом здании было размещено множество мебельных магазинов. Торговля велась только в светлое время суток, был запрет на использование свечей, связанный с противопожарной безопасностью здания.

В 1860 и в 1880 году корпуса здания были перестроены, но свои функции комплекс сохранял вплоть до революции, а после прихода новой власти в здании разместился учебный комбинат, который готовил специалистов книжной торговли. Впоследствии в здании находился библиотечный техникум. После войны в здании находились городская художественная школа и художественно-производственные мастерские Театра драмы и комедии. Позднее в здании дополнительно разместились различные учреждения, кафе, ночные клубы и бары, прославившие «барную» Думскую улицу.

Большой Гостиный двор





В 30-х годах XVIII века началась эпопея постройки Большого Гостиного двора. Когда-то на его месте располагались купеческие лавки из дерева, которые были снесены. Первый проект, созданный архитектором Антонио Ринальди, был готов к концу 1740-х годов, но из-за недостатка финансирования приняли более простой - зодчего Жан-Батиста Валлен-Деламота. Произошло это в 1761 году, но окончательный вид Большой Гостиный двор принимает в 1785-м.

Для предохранения от пожаров здание построили из камня и железа. Каждая сторона здания, оформленного неправильным четырёхугольником, представляла собой двухъярусную аркаду, опоясанную гранитными ступенями. По сторонам строения располагались линии, что и давали названия каждой стороне. Вдоль Невского проспекта пролегала Суконная линия, здесь торговали парфюмерией, галантереей и книгами. Вдоль нынешних улиц Перинной и Ломоносова проходили Большая и Малая Суровские линии, где горожанам предлагали приобрести неотделанные ткани, вдоль Садовой раскинулась Зеркальная линия с зеркалами, ювелирными изделиями и предметами роскоши.

Большой Гостиный двор неоднократно перестраивался, но в основном сохранил неизменный облик. Самой значимой была реконструкция, осуществлённая в 1967 году. Тогда открыли станцию метро, из вестибюля которой можно перейти на Невскую и Садовую линии.

Фото: excava.ru, photoprogulki.narod.ru, petro-barocco.ru, kudago.com, visit-petersburg.ru, cityspb.ru, livejournal.com, expert.ru, cs605518.vk.me, ok-inform.ru, citywalls, kommersant.ru, citywalls.ru, wikimapia.org, geometria.ru, hellopiter.ru, etoretro.ru, 2do2go.ru, ilovepetersburg.ru

В главном антикварном смотре на Ильинке, 4, примут участие около 200 российских галерей

Организатор мероприятия - компания «Экспопарк выставочные проекты» - разработала для этого Салона особое экспозиционное решение. В Гостином Дворе появятся «улицы» антиквариата, ювелирного искусства, винтажа и квартал «Арт&Дизайн».

Центральное место на Салоне займут галереи «Элизиум», «Кардашиди Арт», «Русский авангард 10–30-х гг.», «Времена», «Кутузовский, 24», «Альтруист», «На Патриарших», «Антикварная торговля А. Э. Лелянова», «Антикварные сезоны», Антикварная галерея «Петербург». Здесь будут представлены полотна Ивана Шишкина, Василия Поленова, Ильи Репина, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой, Александра Дейнеки, Анатолия Зверева, скульптуры Паоло Трубецкого, Евгения Лансере.


Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров представит на Салоне некоммерческую выставку «Тренды коллекционирования в России». В экспозиции более 50 произведений из частных коллекций, рассказывающих об основных направлениях собирательства, сформировавшихся в нашей стране. Это музейного уровня российское искусство: иконопись, русская живопись XVIII–XIX веков, «русский импрессионизм» и авангард, живопись советского периода и нонконформистов. Отдельная часть экспозиции расскажет о коллекционировании европейского искусства.


Особое место на Салоне займут галереи, подготовившие тематические экспозиции. Так, старейшая антикварная галерея «Петербург» представит шедевры русской живописи середины XIX - первой трети XX века из 20 знаковых произведений. В центре экспозиции - живописное полотно «Натурщица», созданное Ильей Репиным в 1920-е годы. Для этой картины позировала Мери (Марианна) Хлопушина, которая в то время поселилась недалеко от усадьбы Репина Пенаты и на протяжении нескольких лет была моделью художника. В произведениях позднего периода творчества Репина, к которым относится «Натурщица», особенно ярко проявляется интерес к выражению тонкого психологизма в портрете средствами экспрессивной, обобщенной живописи.

На стенде галереи «Антикварные сезоны» развернется экспозиция «Классика на века». В нее вошли произведения выдающихся русских художников XIX–XX веков: Ивана Шишкина, Василия Поленова, Юлия Клевера, Гавриила Кондратенко, Ивана Вельца, Александра Гине, Николая Дубовского, отражающие сюжеты отечественной истории, а также воспевающие красоту русской природы.

Галерея «Русский модерн» рассказывает на своем стенде о путешествиях художников, произведения которых были созданы в период конца XIX - первой половины XX века, как, например, жанровая сценка «Каменистая река. Рыболовы» Александра Егорнова 1901–1902 годов или парижский пейзаж Климента Редько с изображением модного автомобиля 1920-х годов.

В центре тематической выставки «Русский стиль», подготовленной Галереей «Альтруист», разместятся посвященные истории Древней Руси пять монументальных декоративных панно, созданные Михаилом Яковлевым в 1913 году, после окончания Строгановского и Тенишевского училищ. Произведения относятся к раннему периоду творчества мастера.

«Женщины в искусстве и искусство женщин» - так называется экспозиция Галереи «Веллум». На стенде будут представлены как образы женщин - «Молодая баба на фоне церкви» Филиппа Малявина и «Юпитер в образе Дианы и нимфа Каллисто» Карла Беггрова, так и живописные произведения известных художниц: Ольги Делла-Вос-Кардовской, Ольги Остроумовой-Лебедевой, Александры Коноваловой.

«Галерея Валентина Рябова» выставит великолепный пейзаж Константина Коровина «Ночной Париж» 1923 года из серии «Огни Парижа». Другая картина из той же серии - «Париж. Ночное кафе» 1929 года - войдет в экспозицию выставки Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД).

Рисунки Наталии Гончаровой - эскизы костюма испанки 1920–40-х годов и вечернего платья «Иерофанта», 1920–30-х годов - покажет галерея «Элизиум». После эмиграции во Францию художница создавала эскизы декораций и костюмов для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, в том числе испанских платьев для балета «Болеро» Брониславы Нижинской. В 1920-е годы Гончарова сотрудничала с известными кутюрье: Коко Шанель, Надеждой Ламановой и модным домом Mybor Марии Куттоли.

«Галерея Форма» представляет персональную экспозицию советского художника-реалиста Владимира Токарева, выпускника Ростовского художественного училища и Института им. И. Е. Репина.

Впервые на Антикварном Салоне отдельный квартал «Арт&Дизайн» будет посвящен новейшему искусству и коллекционному дизайну. В нем участвуют такие известные галереи, как: «Эритаж», «Арт-Бокс/Е.К.Арт-Бюро», «Тираж 1/1» PA Gallery. Здесь же разместятся представительства российских дизайнеров: Ольги Солдатовой, Анастасии Панибратовой и Марии Романовой.

Организаторы 45-го Российского Антикварного Салона подготовили насыщенную деловую и просветительскую программу, в которую вошли: юридический форум, посвященный обороту движимых культурных ценностей, лекция «Трехликие Троицы: история парадокса» Сергея Зотова, соавтора бестселлера «Страдающее Средневековье», конференция «Ювелирные бренды как национальная гордость России», дискуссия от школы Masters и Public Talk дизайнера Марии Романовой.

Обычные (без льгот) билеты на Салон стоят 500 рублей.

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА 45-го РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО САЛОНА

27 ноября 2019 года. 12:00–16:00. Конференция «Ювелирные бренды как национальная гордость России. Формирование премиального рынка ювелирных брендов России. Инвестиции в драгоценности» Организаторы: Ассоциация «Национальные ювелирные бренды России», Фонд развития ювелирного искусства России.

27 ноября 2019 года. 17:00–19:00. Public Talk «Искусство в интерьере не роскошь, а необходимость. Как эффективно взаимодействовать всем участникам арт-рынка».

28 ноября 2019 года. 12:00–15:00. Юридический форум «Права и обязанности сторон при обороте культурных ценностей». В рамках форума предполагается обсудить правоприменительную практику закона о ввозе и вывозе культурных ценностей, а также актуальные вопросы реализации законодательства об авторском праве, включая право следования и исключительные права. Организатор: Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.

28 ноября 2019 года. 18:00–19:30 Лекция «Трехликие Троицы: история парадокса». Лектор: Сергей Зотов - культуролог, стипендиат университета Гумбольдтов (Берлин), лауреат премии «Просветитель», соавтор бестселлера «Страдающее Средневековье: парадоксы христианской иконографии». На лекции Сергей Зотов расскажет о том, какой была иконографическая цензура в Новое время и сравнит российскую ситуацию с западной на примере двух уникальных работ - духовной картины фламандской школы конца XV века и русской иконы конца XVIII века. Сегодня, спустя много веков, эти произведения наконец входят в историю искусства не как курьезы или диковинки, но как шедевры своей эпохи, наравне с более известными памятниками живописи.

30 ноября 2019 года. 14:00–16:00 Дискуссия «Антиквариат, коллекционный дизайн и современное искусство в коллекциях». Организатор: школа Masters.

30 ноября 2019 года.17:00–18:00 Презентация издания «Открытые письма Общины св. Евгении». Издательский дом «Крепостновъ» (3 тома). Издание презентуют: Арсен Мелитонян, президент Союза филокартистов России, вице-президент Союза коллекционеров России, кандидат исторических наук, и Александр Сенкевич, доктор филологических наук, член Союза писателей Москвы. Организатор: Союз филателистов России.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Санкт-Петербург - город, построенный в дельте Невы на многочисленных островах, соединенных великолепными мостами. К строительству Петром I были привлечены лучшие архитекторы всей Европы, и новая столица стала поистине главной жемчужиной в «императорской короне». Для сырьевого обеспечения и развития торговли со всеми странами в Питер привлекалось огромное количество купцов. Поэтому было необходимо создать для них торговые площади. Тогда-то и было решено возвести Гостиный двор. Санкт-Петербург начал стремительно развиваться, и вопрос об упорядочении рынка вышел на государственный уровень.

Идея создания торгового здания

Центр города заполонили многочисленные деревянные лавки, разные по своей форме и назначению. Это не вписывалось в стратегический план развития столицы, и после нескольких пожаров в сороковых годах XVII века было принято решение перенести торговлю на окраины. Для этого выделили пустующее место с перспективой постройки большого торгового комплекса, который теперь называется Гостиный двор. Санкт-Петербург, как столица великой империи, требовал больших финансовых вливаний и в другие проекты, поэтому строительство торгового здания затянулось на несколько десятилетий. Первый указ сената о переносе торговли датируется 1735 годом. А полностью каменное здание закончили строить в 1785 году.

История постройки Гостиного двора

После вытеснения купеческих лавок из центра стал вопрос об упорядочении торговли, и было принято решение строить Гостиный двор. Санкт-Петербург развивался рваными темпами из-за войны и недостатка финансирования. Кроме того, строилось большое количество казенных объектов, где были задействованы все строители. Поэтому многочисленные императорские указы не смогли сдвинуть дело с мертвой точки. Все изменило повеление императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. Расходы по строительству были возложены на купцов с последующей передачей в пожизненное родовое пользование торговых мест. Однако торговцы откровенно саботировали это решение и всячески затягивали снос своих деревянных лавок. Из-за всех этих субъективных и объективных причин строительство затянулось на четверть века и было закончено только к 1785 году.

Архитектурное решение

Здание Гостиного двора в Санкт-Петербурге имело несколько проектов. Первый был разработан обер-архитектором Растрелли Ф.Б. Проект знаменитого итальянца предполагал строительство двухэтажного здания с часовой башней, которая должна была быть увенчана статуей Меркурия, бога торговли. Из-за дороговизны и отсутствия казенного финансирования проект был отклонен. Стали рассматриваться другие варианты, в итоге приняли проект Валлен-Деламота, который предусматривал вписать здание в форме неправильного четырехугольнику в перспективу запланированных улиц.

Универмаг "Гостиный двор" (Санкт-Петербург)

Современный торговый комплекс немного утратил свое первоначальное предназначение, когда можно было купить «всякую всячину всякому люду». Санкт-Петербург принимает огромное количество туристов. При осмотре города приезжие посещают ТЦ "Гостиный двор" (Санкт-Петербург), и большинство товаров рассчитано именно на них. В универмаге большой выбор разнообразной посуды из стекла и фаянса. Мелкие магазинчики с сувенирами скромно теряются между бутиками известных брендов, которые предлагают одежду, обувь и разнообразные аксессуары. Также здесь можно приобрести минимальный набор продуктов, алкоголь и другие напитки.

Станция метро «Гостиный двор»

Санкт-Петербург не мог обойтись без метрополитена, и одну из станций Невско-Василеостровской линии решили построить в районе Гостиного двора. Надземные вестибюли плохо вписывались в сформировавшийся исторический облик города. Поэтому было принято решение один из вестибюлей встроить в дом Энгельгардта, а второй - в здание Гостиного двора с выходом в торговые залы. Работы производились по проекту А. К. Андреева и окончательно были завершены в 1972 году.

Реконструкции Гостиного двора

В 1780 году от пожара было уничтожено почти все торговое здание, кроме каменного фасада на Невском. Екатерина II разрешила купцам построить временные деревянные лавки «дабы не прекращать торговлю». С этого момента императорским указом началось строительство полностью каменного здания с запретом разводить «будь какой огонь». При реконструкции учли и парковочные места для карет и телег, поэтому строение было немного сдвинуто. В 1837 году после долгих переговоров купцов с властями Гостиный двор оборудовали паровым отоплением и масляным освещением. Несколько раз предпринимались попытки перестройки комплекса и территорий перед ним, которые были отвергнуты под натиском торговцев. В годы Великой Отечественной войны и осады Ленинграда пострадал весь центр города, в том числе и Гостиный двор. После окончания войны реставраторы максимально восстановили первоначальный облик этого памятника архитектуры.

Последняя реконструкция проводилась с 1955 по 1972 год. Без изменений исторического фасада были модернизированы складские помещения, технические коммуникации, обустроены надземные вестибюли метро. Кроме того, после реконструкции оборудовали сквозной проход по всему периметру торгового комплекса, чтобы посетителям было удобней заходить в Гостиный двор.

Санкт-Петербург всегда встречает своих гостей чем-то новым и удивительным. Приезжие могут не только полюбоваться красотами северной столицы. Они могут посетить современные выставки и показы модных дизайнеров. Затем пройтись по брендовым магазинам, а Гостиный двор является именно тем местом, где это можно сделать приятно и с пользой.

Гостиные дворы издавна являются неотъемлемыми атрибутами крупных русских городов. Но что такое «гостиный двор» и почему он так называется? Прежде всего, напомним, что старорусское слово «гость» имело значение отличное от современного. Гость – это купец, продавец, торговец.

В здании гостиного двора находились не только лавки с различными товарами, но и помещения для их хранения, таможня, трактиры, постоялые дворы, гостиницы, отделения банков, кофейни, развлекательные заведения.

До сегодняшнего для в Санкт-Петербурге дошло несколько Гостиных дворов:

  • Новый, расположенный на Васильевском острове;
  • Апраксин двор и Никольские ряды на Садовой улице;
  • Большой Гостиный двор - считается наиболее знаменитым.

Первый Гостиный двор Петербурга

Первые Гостиные дворы появились почти в одно время с основанием города. Один из них находился на Троицкой площади, примерно там, где сейчас – Государственный музей политической истории России. Это здание было деревянным и полностью сгорело в 1710 г. Но уже в 1712-13 гг вместо него построили двухэтажное строение, крытое черепицей. На первом этаже были устроены лавки, на втором – хранилища товаров. Также на территории Гостиного двора размещались здание Ратуши, таможня, биржа, «аукционная камера». В 1737 г. торговля в этом комплексе была прекращена и его стали использовать как склад военной амуниции.

Гостиные дворы Петербурга в XVIII-XIX веках

В XVIII веке на территории Петербурга было построено несколько Гостиных дворов, почти все они были в разное время уничтожены пожарами. После приняли решение строить такие комплексы из камня.

Архитектор Доменико Трезини приступает к строительству большого каменного торгового двора на Васильевском острове в 1722 г. Строился он 13 лет, был складом экспортных товаров и звался Портовым. Розничных лавок там не было, ибо торговля в нем носила оптовый характер. До наших дней от его корпусов дошла часть проема наружной галереи.

После пожара, который произошел в 1780 г. и уничтожил все деревянные лавки, расположенные на Невском, на Садовой улице возвели Апраксин двор и Никольские ряды. В начале XIX века были построены Новый гостиный двор на Васильевском острове. Ныне в его стенах располагается один из факультетов Санкт-Петербургского государственного университета.

В середине XIX века построили торговый комплекс Пассаж. Его основа – сквозная галерея, соединяющая Невский проспект с Итальянской улицей и перекрытая крышей из стекла. Кроме магазинов и банков здесь открылись гостиницы, кофейни, бильярдные, панорамы, различные мастерские, музеи: восковых фигур и анатомический.

Большой Гостиный двор

В 30-х годах XVIII века началась эпопея постройки Большого Гостиного двора. Когда-то на его месте располагались купеческие лавки из дерева, которые были снесены. Первый проект, созданный архитектором Антонио Ринальди, был готов к концу 1740-х годов, но из-за недостатка финансирования приняли более простой – зодчего Жана-Батиста Валлен-Деламота. Произошло это в 1761 году, но окончательный вид Большой Гостиный двор принимает в 1785.

Для предохранения от пожаров здание построили из камня и железа. Большой Гостиный Двор неоднократно перестраивался, но в основном сохранил неизменный облик. Самой значимой была реконструкция, осуществленная в 1967 году. Тогда открыли станцию метро, из вестибюля которой можно перейти на Невскую и Садовую линии.

Гостиный двор и Пассаж по-прежнему остаются не только основными торговыми центрами, но и одними из многочисленных достопримечательностей Санкт-Петербурга и его главной улицы – Невского проспекта.

Благодаря последовавшим строгим мерам торговцам пришлось согласиться на слом лавок. Но принимать проект Растрелли они не торопились, посчитав его слишком дорогим. За поддержкой они обратились к графу И. И. Шувалову, фавориту императрицы. В предоставленном 6 июня 1760 года Шувалову "приговоре" было сказано, что два этажа для Гостиного двора будут лишними, верхние лавки доходу приносить не будут. Предлагалось строить здание Гостиного Двора в один этаж, на что купцы были готовы согласиться.

Проект Франческо Бартоломео Растрелли представлял из себя здание с пышным фасадом в стиле барокко. К тому времени зодчий уже создал свои самые знаменитые постройки, имел окончательно сформировавшиеся взгляды на архитектуру. Потому и предложенный им вариант здания Гостиного Двора оказался очень похож на дворец. Общая концепция совпала с проектом Ринальди, но внешнее оформление стало гораздо богаче. В центре главного двухэтажного корпуса архитектор предлагал устроить башню, возвышаюшуюся над зданием на один ярус. Башня Гостиного Двора должна была быть увенчана скульптурой бога торговли Меркурия и иметь часы. Остальные три корпуса предлагалось оставить одноэтажными.

В 1760 году проект Растрелли был отвергнут. 25 мая 1761 года Елизаветой Петровной был издан указ: "Гостиный Двор строить о двух этажах и таким манером, как на сочинённом архитектором Деламотом плане назначено ". К этому времени мода в архитектуре сменилась, на место стиля барокко пришёл классицизм, представителем классицизма и был Ж. Б. Валлен-Деламот . По его проекту фасады здания были значительно упрощены, башня не предусмотрена.

В мае 1761 года в Гостином Дворе произошёл пожар. Сенатом было издано распоряжение о строжайшем запрете разведения здесь огня. В июле 1761 года наконец началось строительство нового каменного здания. Но продвигалось оно крайне медленно, многие торговцы до последнего держались за свои старые лавки. Долгое время здесь фактически существовало два торговых здания.

До прихода к власти в 1762 году Екатерины II Валлен-Деламоту приходилось отстаивать своё право на работу над Гостиным Двором. Купцы жаловались Шувалову на промедления в строительстве, подвергалось сомнению авторство проекта. В начале 1762 году Петром III архитектор был отстранён от работ. Возможно, способствовал этому Антонио Ринальди, чей проект ранее был отвергнут. С воцарением же Екатерины положение Валлен-Далемота упрочилось, он пользовался доверием императрицы. 26 марта этого же года зодчим был представлен ещё один проект фасада, который утвердили 28 августа.

В 1767 году была завершена часть здания, выходящая фасадом на Невский проспект. Завершить строительство архитектор не смог, в 1768 году он был отстранён от работ. В 1775-м году Валлен-Деламот уехал из России.

В 1780 году в Гостином Дворе снова произошёл пожар. Сгорели все деревянные лавки, уцелел только корпус на Невском проспекте. В дальнейшем купцам предложили строить лавки в разных кварталах города, дабы будущие возможные пожары не причинили огромного вреда городской торговле. В строящемся Гостином Дворе Екатериной II было запрещено применять деревянные конструкции. Даже двери предполагалось делать только из железа, а печи устраивать только по схеме инженера Амосова. Впоследствии о запрете использования в строительстве дерева забыли. Завершено строительство каменного Гостиного Двора было в 1785 году. Оно стало самой ранней (по дате начала строительства) постройкой в Санкт-Петербурге в стиле классицизма.

Здание отошло от красной линии Невского проспекта, здесь главная улица Санкт-Петербурга стала иметь наибольшую ширину - 58 метров. Сделано это было для возможности останавливать у лавок экипажи и повозки не занимая место на проспекте. Вдоль Невского проспекта длина фасада Гостиного Двора составила 230 метров, а общий периметр здания - больше километра. Весь наружный фасад стал двухэтажным, внутренний же имеет три этажа. Новый Гостиный Двор сразу же был назван Большим.

Рядом с основным зданием Гостиного Двора со стороны Думской улицы было построено специальное здание, где торговали женщины. Это здание стало именоваться Перинными рядами, им управляли купцы Гостиного Двора.

Вдоль Невского проспекта образовалась Суконная линия. Здесь продавали галантерейные, канцелярские и парфюмерные товары. На Большой и Малой Суровских линиях (вдоль Перинных рядов и улицы Ломоносова) торговали женскими товарами. На Зеркальной линии (вдоль Садовой улицы велась торговля изделиями из золота, серебра и бронзы. Разделение по видам торговли не оказалось устойчивым. Вскоре оно перестало действовать, хотя названия линий оставались прежними.

В конце XVIII века в Гостином Дворе началась торговля книгами. Несмотря на небольшой спрос на книжную продукцию, здесь насчитывалось до пятнадцати книжных лавок. В числе первых книготорговцев оказались Глазуновы, Заикин, Сопиков, Зотов и Свешников. В лавке №16, принадлежащей Герасиму Зотову, в 1790 году оказалась в продаже книга А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву".

У русских купцов в Гостином Дворе были свои принципы торговли. Как правило, у входа в лавку стояли зазывалы, приглашающие покупателей. Внутри начиналась торговля, причём никаких ценников на товарах не было. О цене продавец и покупатель договаривались устно. С приходом в Гостиный Двор иностранных торговцев, такие обычаи постепенно стали забыты. Голландцами была введена система твёрдых цен, что помогло им приобрести популярность у клиентов.

Жечь свечи в Гостином Дворе было запрещено. Во дворе был вырыт пруд, чтобы в случае пожара была возможность воспользоваться водой из него. В 1820-х годах было построено внутреннее каре корпусов, в котором работали склады и конторы.

В январе 1824 года купцы обратились к санкт-петербургскому генерал-губернатору М. А. Милорадовичу с просьбой "об исходотайствовании всемилостивейшего дозволения на устройство лавок Гостиного двора удобными к отоплению и освещению... особенно во время длинных и жёстких наших зим". Милорадовичем был организован конкурс на проведение соответствующих работ. Однако, генерал-губернатором задача ставилась гораздо шире, предлагалось коренным образом перестроить здание. В архитектурном конкурсе участвовали архитекторы Михайловы 1-й и 2-й , К. Росси , В. П. Стасов и А. И. Мельников. Проекту последнего по ходатайству президента Академии художеств Оленина было отдано предпочтение. Купцы же не приняли планы перестройки Гостиного Двора, для них главной оставалась проблема отсутствия здесь отопления и освещения.

В 1837 году в Гостином Дворе была устроена пневматическая топка, освещение осуществлялось масляными фонарями. В ноябре 1842 года встал вопрос о устройстве газового освещения, к концу года вопрос был решён. Но купцы и здесь проявили консерватизм, затянув устройство в своих лавках газового освещения на несколько лет.

В январе 1843 года статским советником Александром Павловичем Башуцким был представлен план постройки нового торгового корпуса на участке Невского проспекта перед Гостиным Двором. Фасад старого здания предлагалось сломать, оба корпуса соединить чугунными перекрытиями, образовав таким образом современную торговую галерею. В качестве причин проведения таких строительных работ Башуцким были названы изменение характера торговли, возможность устройства новых больших витрин, неудобство в зимнее время открытых аркад. Проект расширения Гостиного Двора составили архитекторы Н. Е. Ефимов и Р. А. Желязевич.

Весь год велись переговоры между Башуцким, городскими властями и купцами. Торговцы вновь оказались против представленного плана, сославшись на возможную тесноту в старых лавках и затруднённый к ним подвоз товаров. К тому же между организованным Башуцким товариществом на паях и купеческим товариществом начали возникать споры о владении новым корпусом. В итоге 11 января 1844 года правительством перестройка Гостиного Двора была отменена.

В 1853 году идея застройки пространства перед Гостиным Двором вновь возродилась. На этот раз её стал продвигать отставной подпоручик Иван Аркадьевич Нелидов. Он вообще отказался от переговоров с купцами, решив построить здесь отдельное здание. Император Николай I, рассмотрев прошение Нелидова на строительство, отослал его за разрешением к купцам Гостиного Двора. Естественно, ими оно не было дано.

Разговоры о перестройке Гостиного Двора не прекращались. До капитальной реконструкции дело так и не дошло, хотя мода конца XIX века на изменение фасадов мимо главного торгового центра Санкт-Петербурга не прошла. Проект перестройки фасада был составлен архитекторами А. Н. Бенуа и Ивановым. И вновь начались длинные переговоры с купцами, в которых участвовал и Александр III. В конце концов императором была дана резолюция "мне всё равно, как они хотят, пусть так и делают". 8 августа 1885 года проект изменения фасада Гостиного Двора был утверждён. В результате на фасаде здания появилась лепнина и скульптура. Над главным корпусом появился купол, на углах также разместились вазы и фигуры, державшие щиты с гербом Санкт-Петербурга.

С Гостиным Двором связан ряд петербургских легенд и анекдотов. Одна из историй рассказывает о великом князе Николае Николаевиче, когда тот был страстно влюблён в дочь купца, содержавшего лавку в Гостином Дворе. По обычаям того времени он пошёл просить разрешение на брак у императора. Александром III был дан следующий ответ: "Я состою в родственных связях со многими дворами Европы, но с Гостиным не состоял и не буду".

Гостиный Двор живо реагировал на важные политические события в столице. "Кровавое воскресенье" 1905 года торговый центр встретил закрытым, с заколоченными досками витринами. Такую же картину он представлял собой и в 1917 году. Многие купцы не рассчитывали на долгую жизнь советской власти, потому прятали свои сбережения прямо в лавках. Так, 26 октября 1965 года при ремонте одного из помещений был найден клад - восемь слитков золота.

После октября 1917 года все магазины были опечатаны, товары описывались и отвозились на грузовике в распределительные пункты Комитета городского хозяйства. С 1918 по 1922 года в Гостином Дворе никакой торговли не велось. В 1924 году на фасаде здания был укреплён один из двух уличных репродукторов. В часы передач у него собиралось по несколько тысяч человек чтобы послушать новости или концерт.

В 1930-х годах находящийся перед Гостиным Двором бульвар был снесён, на его месте устроили площадь для стоянки машин. В эти годы велись работы по составлению проекта новой перестройки здания. Одной американской кампанией предлагалось даже снести Гостиный Двор, а на его месте построить первый в СССР небоскрёб. Всем этим планам помешала Великая Отечественная война.

Гостиный Двор постоянно подвергался немецким бомбардировкам. Огромный ущерб зданию был нанесён во время авианалёта 22 сентября 1941 года, когда фугасная бомба разрушила девять секторов дворового корпуса. Такая же бомба попала в здание и 24 сентября. Один из снарядов разрушил четырёхэтажный дворовой корпус. Во время всех этих событий гибло множество служащих арендаторов Гостиного Двора. С 23 января 1942 года по 5 января 1944 года Гостиный Двор неоднократно подвергался артиллерийским обстрелам.

Большой ущерб зданию Гостиного Двора нанёс пожар в марте 1942 года от немецкой зажигательной бомбы. Водопровод не работал, тушить здание было нечем. Пожар продолжался более недели.

Так как торговый центр продолжал свою работу во время блокады, немецкие удары приходились именно в этот район. Поэтесса В. М. Инбер писала в своём дневнике 9 августа 1943 года:

"Снаряды с дьявольской точностью ложились в центре города, главным образом на перекрёстке Невского проспекта и Садовой у трамвайной остановки. А там в это время кишело народом - воскресный день. Первый же снаряд попал в трамвай номер двенадцатый... там было двадцать восемь убитых и шестьдесят раненых".

Несмотря на все эти события конкурс на лучший проект реставрации здания Гостиного Двора был проведён уже зимой 1942/43 года. Восстановительные работы начались в 1944 году по проекту О. Л. Лялина. В ходе реставрации были устранены изменения фасада произведённые в 1880-х годах. Таким образом Гостиный Двор снова приобрёл вид, заданный ему Ж. Б. Валлен-Деламотом. В 1947-1948 годах перед Гостиный Двором на Невском проспекте вновь была высажена липовая аллея, существующая здесь до сих пор.

Новая реконструкция Гостиного Двора началась в 1955 году. Эти работы велись с целью превращения "гостинки" в центральный торговый центр Ленинграда. Проект перестройки был составлен архитекторами И. А. Ваксом и Л. С. Катониным. Внешний вид здания остался прежним, а его внутреннее содержание полностью было переработано. Именно в ходе этих работ отдельные лавки планировалось соединить в одну большую анфиладу торговых помещений. В каждом вестибюле были устроены широкие лестницы. Для транспортировки товаров внутри торгового центра предусматривалось создания парка электрокаров (до двухсот штук). Для работников Гостиного Двора проект предусматривал создание столовой, библиотеки, комплекса помещений бытового обслуживания. Многое из запланированного так и не было реализовано.

6 февраля 1957 года в Гостином Дворе открылся крупнейший в Ленинграде детский магазин. Во всех вновь открываемых помещениях было устроено люминесцентное освещение. Полностью объединить все помещения так и не удалось, в Гостином Дворе осталось 65 изолированных друг от друга магазинов. В 1950-е годы здесь широко велась торговля товарами в кредит. Если желаемый товар отсутствовал, то его можно было заказать. О приходе товара в универмаг покупателю сообщали открыткой.

В 1967 году по проекту архитекторов А. К. Андреева и С. Г. Майофиса здесь была открыта станция метро "Гостиный Двор". Реконструкция здания была завершена к 1972 году. В 1977 году в вестибюле станции метро был установлен витраж работы художника А. Л. Королёва, изображающий расстрел демонстрации 3 июля 1917 года на углу Садовой улицы и Невского проспекта.

К концу 1980-х годов здание Гостиного Двора снова оказалось в плохом состоянии. Денег на новую реконструкцию к началу 1990-х годов уже не было, торговля продолжала вестись в помещениях с недостаточной вентиляцией и низкими потолками. Первые коммерческие магазины появились в Гостином Дворе как раз в это время. В 1991 году торговый центр пережил покупательский бум: из-за резкого обесценивания рубля многие ленинградцы стремились купить на свои деньги хоть что то, пока они совсем не обесценились.

С 1990 по 1998 года на реконструкцию закрывалась Невская линия. После неё здесь был открыт сквозной проход по всему периметру универмага. В 2001 и 2012 годах перед Гостиным Двором были высажены новые липы.