Новые изменения в рабочих программах по фгос. Структура рабочей программы по фгос. Литература и средства обучения

Требования
к рабочей
программе
2016-2017 учебный год
Page 1

Рабочие программы по учебным предметам
(курсам)
составляются на учебный год
Каждый учитель составляет свою Рабочую
программу с учетом собственной специфики и
специфики конкретных учащихся
Программы для параллельных классов
составляет группа учителей МО, которые
пользуются этой программой
(сменный контингент)
Page 2

Отличия Примерной и Рабочей программ:
Примерная
программа
составлена на основе:
Рабочая
программа
составлена на основе:
- ФГОС ООО
- примерной программы
Page 3

Право составителя рабочей программы

расширять перечень изучаемых тем, понятий в пределах
учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем
конкретизировать и детализировать темы
распределять время, отведённое на изучение курса, между
разделами и темами
конкретизировать требования к результатам освоения
ООП обучающимися
включать материал регионального компонента по предмету
выбирать, исходя из стоящих предметом
задач, методики и технологии обучения
Page 4

Документы Федерального значения

Федеральный закон №273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования от 05.03.2004 №1089;
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования,

06.10.2009г. № 373;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 №69
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004
года №1089
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010г. № 1897
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012г. № 413
Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный
учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Page 5
Министерства образования Российской Федерации от 09.03. 2004 №1312.

Документы ОУ
Page 6

Функции рабочей программы

Нормативная
Информационно
- методическая
Организационно
- планирующая
Page 7

Требования к оформлению рабочей программы

Текст набирается в редакторе Word
Шрифт Times NewRoman
Кегль 12
Заголовки кегль 14 выделяем жирным шрифтом
Межстрочный интервал одинарный
Выравнивание по ширине
Поля «Обычные» Верхние - 2, Нижние - 2, Левое - 3, Правое – 1,5
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств
Word
Таблицы вставляются непосредственно в текст
Титульный лист считается первым, но не нумеруется также как и листы
приложения
Страницы нумеруются арабскими цифрами, знак номера ставится вверху
страницы и выравнивается по центру
Список литературы строится в алфавитном порядке
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы
Листы формата А4
Рабочая программа прошивается и заверяется печатью ОУ
Page 8

Структура рабочей программы
Титульный лист
Поясняющая
часть
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Описание места предмета в учебном плане

Предметная
часть

Критерии и нормы оценивания по предмету
Описание материально-технического и учебнометодического обеспечения;
Календарно-тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности;
Page 9

Титульный лист

Page 10

Поясняющая
часть
Пояснительная записка
Характеристика класса
(постоянный контингент)
Всего, соотношение мальчиков и девочек, средний возраст
Численный
состав класса:
Наличие детей более старшего или более младшего
возраста
Общий уровень дисциплины, степень управляемости
детским коллективом со стороны преподавателя
Общий уровень
успеваемости,
степень
мотивированнос
ти на учебу.
Указать количество обучающихся по группам здоровья
(для учителей физической культуры)
Наличие одаренных детей, требующих индивидуального
сопровождения
Наличие детей, требующих особого внимания со стороны
учителя
Page 11

Степень активности на уроке
Степень
работоспособнос
ти на уроке
Способность работать самостоятельно и в группах
Отношение к творческой деятельности
Отношение к домашнему заданию
Page 12

Специфика МДЦ «Артек» (сменный контингент)

Спецификой
школы ФГБОУ
«МДЦ «Артек»
является то, что
обучающиеся
обладают
следующими
особенностями:
Обучающиеся из различных учебных заведений
России: гимназий, лицеев, специализированных
школ, школ-интернатов, детских домов и т.д.
Обучались до «Артека» по разным
УМК
линиям
Владеют разным уровнем учебных достижений
Обучаются
в
условиях
процесса
формирования временного детского коллектива
в условиях МДЦ «Артек»
Кратковременность пребывания в «Артеке» (21
день) – кратковременность обучения в школе
Обучение без домашних заданий
Page 13

Поясняющая
часть
Цели изучения
данного
предмета (курса)
Каждый учитель
задает цели
конкретно для
себя и своих
учеников.
Не нужно
описывать цели,
в которых не
уверен и которые
не понимаешь!
Пояснительная записка
формирование системы … знаний
познание на конкретных примерах
многообразия…
познание сущности и динамики главных
процессов…
понимание
главных особенностей…
формирование навыков и умений…
воспитание уважения, сознательного
отношения
к…
развитие интеллектуальных
и творческих
способностей учащихся посредством…
развитие… компетенций, посредством…
формирование качеств мышления,
необходимых
для… интереса к…
развитие устойчивого
формирование у школьников умений
применять… знания для…
приобретение опыта разнообразной
деятельности в…
Page 14

Поясняющая
часть
Краткое (в одномабзаце) описание
сути изучаемой науки
Второй абзац может
указывать на
актуальность
данного курса для
данного возраста
учащихся
Общая характеристика учебного
предмета (курса)
… - учебный предмет в основной
школе, фундаментом которого являются
научные знания о….
Школьный курс … - это…
Курс … является частью науки о ….
Поэтому…
В современном мире необычайно
актуальны знания о …. Поэтому…
Подростковый возраст отличается….
Поэтому…
Особенно необходим этот раздел для
дополнительных, кружковых, элективных,
профильных и иных «нетрадиционных» курсов!
Page 15

Поясняющая
часть
Описание места предмета (курса) в
Учебном плане ОУ
В какой момент начинают изучать курс
Краткое описание
взаимодействия
данного предмета
(курса) с другими
предметами учебного
плана
Является ли он продолжением изучения
данного предмета в начальной школе
Сколько времени отводится на изучение
данного предмета (курса)
Как распределяется учебное время по
классам средней школы
В какую образовательную область
входит предмет (курс)
Какие иные предметы (курсы)
поддерживают данный предмет (курс)
Возможность внеурочного изучения
отдельных тем курса, СОМ,
факультативы
Вся поясняющая часть пишется простым языком, чтобы мог понять
неподготовленный читатель (родитель, учащийся и пр.)!
Page 16

Предметная
часть
Результаты освоения учебного предмета
По ФГОС
По ФК ГОС
Личностные, метапредметные
и предметные результаты
описаны отдельно для
каждого предмета
Результаты освоения
предмета на базовом или
повышенном уровнях
Стандарт – это закон!
Примерная программа – документ
рекомендательный!
Page 17

Предметная
часть
Планируемые результаты изучения
учебного предмета, курса
(ФГОС 1- 6 классы)
Основу для написания данного раздела Рабочей программы
составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО»,
где планируемые результаты расписаны по предметам
Графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в
графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть
значительные изменения
Выпускник научится
Выпускник получит возможность
научиться
Page 18

Планируемые результаты освоения рабочей программы

«Выпускник научится»
«Выпускник получит
возможность научиться»
Page 19

Планируемые результаты изучения
учебного предмета, курса
(ФК ГОС 7-11 классы)
В результате
изучения …
обучающийся
должен:
Знать
Понимать
Уметь
Page 20

Предметная
часть
Содержание учебного предмета (курса)
Основу данного раздела составляет:
содержание, тематическое планирование
Содержание учебной темы (основные вопросы, понятия)
Графы тематического планирования

Название
разделов и тем
Количество учебных
часов
Всего
1
Связь организма с
окружающей средой
10
Итого
34
Формы контроля
Из них
практических
5
Фронтальный опрос,
письменный опрос,
практическая работа,
контрольная работа и т.д.
В этом разделе Рабочей программы описываются
ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса!
Page 21

Критерии и нормы оценивания по предмету

Отметка за устный ответ
Отметка
знаний
обучающихся:
Отметка за практическую
работу
Отметка за письменную
контрольную работу и т.д.
(в соответствии со
спецификой предмета)
Page 22

Предметная
часть
Описание материально-технического
учебно-методического обеспечения
Все описания оснащения того или иного курса, данные
в Примерных программах по предмету, носят
рекомендательный характер.
В своей Рабочей программе каждый учитель
описывает РЕАЛЬНОЕ оснащение его предмета в
данном образовательном учреждении.
Это то, с помощью чего он планирует достичь
результата.
Page 23

Литература и средства обучения

Page 24

Предметная
часть
Календарно-тематическое
планирование
Это структурный элемент Рабочей программы
предназначен для хронологического выстраивания
единиц содержания, которые были описаны в
предыдущем разделе.
Тематическое планирование составляется учителем!
ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!
Тематическое планирование разрабатывается
учителем на каждый учебный год
Page 25

Календарно-тематическое планирование по ФГОС
(1-6 классы)

Тема
Количест
Основной
ДАТА графы
Необходимые
во часов
вид
План
Факт
учебной
деятельно
сти
Формиро
вание
УУД



УУД: личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные




Page 26

Календарно-тематическое планирование по по ФГОС
(1-6 классы)

Тема
Коли
че
ство
часов
1
Размножение
организмов
1
ДАТА
План
Факт
11.09
(Пост.
конт.)
11.09
7.09 –
12.09
(См.
конт.)
11.09
Основной
вид
учебной
деятельнос
ти
Формирование
УУД
Сравнение
полового и
бесполого
размножения
Регулятивные:
определить цель
учебной
деятельности
Познавательные:
изучить процесс
размножения
Коммуникативные:
Слушать
одноклассников
Page 27


(7 – 11 классы)

Тема
Количе
ство
часов
ДАТА
План
Факт
Основной вид
учебной
деятельности
Предметные
результаты
Знать
Уметь
На или по отдельных предметах могут добавляться графы
Виды учебной деятельности: изучение, ознакомление, понимание,
применение, анализ, синтез, демонстрация, оценка и т.д.
Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ
ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ (основных, элективных,
факультативных, дополнительных, профильных) как в
рамках урочной, так во внеурочной деятельности.
Page 28

Календарно-тематическое планирование по ФК ГОС
(7 – 11 классы)

1
Тема
Размножение
организмов
Коли
че
ство
часов
1
ДАТА
План
Факт
11.09
(Пост.
конт.)
11.09
7.09 –
12.09
(См.
конт)
11.09
Основной
вид учебной
деятельност
и
Сравнение
полового и
бесполого
размножения
Предметные
результаты
Знать
Уметь
Способы
полового и
бесполого
размножен
ия
Приводить
примеры
вегетативн
ого
размноже
ния
Page 29

Рабочая программа

Педагогический работник предоставляет РП на заседание МО до
25 августа 2016г.
Сдается в электронном виде курирующему заместителю
директора по УР 29 августа 2016г.
Курирующий заместитель директора школы по УР согласует РП до
30 августа 2016г.
РП утверждается директором СОШ ФГБОУ «МДЦ «Артек» до 1
сентября 2016г.
Бумажный вариант хранится у педагогического работника и
предоставляется по требованию
Все программы находятся на SAMBA в папке «Рабочие
программы 2016-2017 учебный год»
Page 30

Презентация разработана на основе материалов Дратиной И.К.

Составители:
Лыскович З.Ф., Кравченко С.Н., Изохов В.А.,
Царькова Н.Н.
Презентация разработана на основе материалов
Дратиной И.К.

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) в связи с участившимися обращениями из субъектов Российской Федерации по вопросам составления рабочих программ учебных предметов сообщает.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.

В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников (далее - Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.

До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.

Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.

Директор Департамента А.В. Зырянова

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу составления рабочих программ учебных предметов.

Как показывает практика, педагогические работники при составлении своей рабочей программы копируют в полном объеме примерную основную образовательную программу (примерную рабочую программу учебного предмета). Объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Этот документ, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально составляется для администрации образовательной организации.

Чтобы снизить административную нагрузку на педагогов, планируется изменить требования к рабочим программам учебных предметов.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета (курса) в соответствии с подготовленными изменениями являются планируемые предметные результаты освоения предмета (курса), его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с отражением количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны включать личностные и метапредметные результаты освоения курса, его содержание с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование.

Минобрнауки России также предлагает расширить требования к учебникам. В их федеральный перечень хотят включать учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в т. ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с госстандарта.

До вступления в силу указанных изменений Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Федерации.

(3)

Рабочие программы – основной документ для учителя любого образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год, составляя который необходимо учитывать новые требования ФГОС и методические рекомендации, разрабатываемые для каждого предмета вариативной и инвариантной составляющей учебного процесса.

Сравнительно недавно учитель практически не имел права вносить какие-либо изменения в строго установленный план изучения предмета, ведь в рекомендуемых программах был расписан практически каждый урок. Новые рабочие программы, предложенные учителям в 2019-2020 учебном году, предполагают большую свободу учителя при составлении календарного планирования и разработке уроков.

Рабочая программа – основной нормативный документ, регламентирующий содержание учебного курса, количество часов, отведенных на изучение предмета, порядок и объем тем, а также количество проверочных работ.

В процессе реформирования системы образования на всех уровнях в 2015 году были разработаны новые стандарты. Вместо громоздких 8 пунктов теперь документ содержит всего 3 составляющие:

  1. Содержание учебного курса.
  2. Ожидаемые результаты обучения.
  3. Приблизительное тематическое планирование.

На практике же все рабочие программы по предметам на 2019-2020 учебный год дополняют пояснительной запиской, в которой подробно расписывают особенности курса, нормативные документы, согласно которых составлена программа, рекомендации учителям и другие важные аспекты.

Важно знать, что учитель имеет право не только использовать рекомендованные программы, но и писать свои собственные, что позволит реализовать индивидуальную стратегию достижения желаемого результата.

Суть нововведений 2019-2020 года

Каждый педагог, будь то учитель младших классов или предметник, имеет право выбрать один из доступных сегодня вариантов:

  1. Использовать рекомендованную программу, внеся в нее собственные корректировки.
  2. Взять за основу одну из существующих авторских программ.
  3. Работать по авторской программе, адаптировав ее к особенностям учебного заведения.
  4. Написать свою авторскую программу.

К сожалению, четвертый вариант учителя выбирают крайне редко, ведь составляя программу необходимо не только учесть все новые требования, предъявляемые к рабочим программам в 2019-2020 учебном году, но и пройти непростой путь ее утверждения.

Стимулировать учителей к творческой активности призваны нововведения. Которые будут актуальны и в грядущем учебном году, и именно:

  • уменьшение объема материалов, необходимых для официального утверждения новой программы;
  • отсутствие бюрократических границ, что позволит учителю в полной мере реализовать свои идеи и потребности учащихся;
  • интеграция в программу элементов внеурочной деятельности.

В процессе разработки уроков учителям рекомендуется как можно шире использовать возможности IT технологий, наполнять уроки аудио и видео-материалами, мультимедийными презентациями. Наряду с лекциями и практическими занятиями использовать нестандартные виды работы на уроке: конференции, круглые столы, дискуссии, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.

Структура программы в 2019-2020 году

Разработка новых программ может вестись педагогом индивидуально либо в составе творческой группы.

При написании рабочих программ по отдельным предметам в качестве опорной базы используют:

  • нормы ФГОС;
  • основная образовательная программа и учебный план школы;
  • примерную программу (авторскую или рекомендованную Минобрнауки РФ);
  • рекомендованную учебную литературу.

Подаваемая на рассмотрение программа должна включать такие структурные части:

  • Титульный лист с указанием основных реквизитов: данных автора (авторов), название предмета, наименования учебного заведения и т.д.
  • Задачи, которые ставит перед собой педагог и ожидаемые результаты.
  • Элементы адаптации программы для одаренных и отстающих учеников.
  • Примерное календарное планирование с рекомендациями.
  • Методы оценивания знаний.

Интеграция новых программ в учебный процесс

Если составленный документ учитывает нормы ФГОС и новые требования к рабочим программам, он будет утвержден к применению в 2019-2020 году. Это значит, что учитель сможет реализовать свою индивидуальную стратегию обучения, разработанную с учетом специфики учебного заведения и уровня подготовки учащихся.

Разрабатывать ли авторские программы, или пользоваться уже готовыми вариантами – выбор конкретного учителя и школы. Многие гимназии и лицеи гордятся тем, что их ученики имеют возможность обучаться по авторским программам, что дает им определенные преимущества перед учениками обычных школ. Как правило, индивидуальные учебные траектории разрабатываются для профильных дисциплин.

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России

Новый законопроект о добровольном изучении национальных языков в России может быть рассмотрен в первом чтении на заседании Госдумы 19 июня, сообщил глава комитета ГД по образованию и науке Вячеслав Никонов на расширенном заседании рабочей группы по этому вопросу.

«Комитет по образованию и науке готов рассмотреть проект 15 июня, чтобы вынести его на обсуждение в первом чтении на заседание Госдумы 19 июня», — цитирует депутата ТАСС. Никонов также сообщил, что помимо самого законопроекта, нижняя палата примет постановление, в котором будут прописаны поправки ко второму чтению, среди них — создание Фонда поддержки родных языков . Кроме того, после рассмотрения в первом чтении законопроект планируется отправить в регионы, чтобы у них была возможность ознакомиться с его доработанным вариантом и высказать свои предложения.

Напомним, что этот законопроект был внесен в нижнюю палату в апреле этого года группой депутатов от всех фракций. Одним из поводов для его появления стали обращения родителей школьников из Татарстана, где русский и татарский языки являются государственными и преподаются в равном объеме для всех учащихся вне зависимости от национальности.

«Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ», — говорится в пояснительной записке. Там же указано, что право на изучение родного языка народов России реализуется в пределах возможностей системы образования и с учетом потребностей обучающихся и их родителей.

«Предлагаемые изменения позволят сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике», — считают авторы законопроекта.

Напомним, что еще летом 2017 года Владимир Путин заявил, что недопустимо принуждать людей учить неродной язык.

Законопроектом предлагается уточнить, что преподавание родных языков национальных республик осуществляется на основе письменных заявлений родителей или законных представителей учеников. Если родной язык школьника русский, то он должен иметь возможность сосредоточиться именно на его углубленном изучении.

Данный законопроект вызвал серьезные дискуссии. Во время региональной недели депутаты Госдумы провели его обсуждение с органами законодательной власти субъектов Федерации и собрали их предложения. Целый ряд парламентов национальных республик выступил с замечаниями и возражениями. Например, некоторые сочли, что изучение их родных языков будет факультативным. Хотя авторы законопроекта, очевидно, не имели это в виду.

Отмечается, что учебный план школ состоит из обязательной части и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений. На вариативную часть в 1-4-м классах отводится 20% времени, в 5-9-м классах — 30%, а в старших классах — 40%. С момента утверждения учебного плана все включенные в него предметы становятся обязательными и для преподавания, и для изучения. Предметы вариативной части не имеют статуса факультативных (внеурочных). Для факультативов утверждаются отдельные планы внеурочной работы. Согласно подготовленному законопроекту, языки национальных республик остаются именно в вариативной части образовательной программы.

Тем не менее для учета замечаний региональных парламентов было принято решение о формировании рабочей группы, в которую вошли авторы законопроекта, депутаты Государственной Думы, представляющие национальные республики, руководство Комитета Госдумы по образованию и науке, руководитель Рособрнадзора, представители министерства просвещения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Составление рабочих программ в соответствии с ФГОС и утвержденными изменениями». Семинар 15.04.2016

2 слайд

Описание слайда:

1. «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 2. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373» 3. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»

3 слайд

Описание слайда:

«О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 1. «… В целях снижения административной нагрузки педагогических работников ОО Департаментом подготовлены изменения в ФГОС в части требований к рабочим программам учебных предметов.» 2. «… авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной ООП соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре ООП принимается на уровне ОО» 3. «… подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, … Предполагается, что в ФПУ будут включаться учебники, имеющие метод.пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета или воспитания; в т.ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС …»

4 слайд

Описание слайда:

Обязательные элементы рабочей программы отдельного учебного предмета, курса До 31.12.2015 С 01.01.2016 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 2) Содержание учебного предмета, курса 3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5 слайд

Описание слайда:

Обязательные элементы рабочей программы курсов внеурочной деятельности До 31.12.2015 (ФГОС НОО) С 01.01.2016 (ФГОС НОО и ФГОС ООО) 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) Тематическое планирование.

6 слайд

Описание слайда:

Как связаны различные компоненты? Разработка рабочей программы, тематического планирования, календарно – тематического планирования Подготовка к уроку (технологическая карта урока целевые установки = планируемые результаты) Проектирование (конструирование) контрольно - измерительных материалов (КИМ), подготовка к различным оценочным процедурам

7 слайд

Описание слайда:

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения (1- 4 классы, 5 – 9 классы), а не на учебный год Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся. Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!

8 слайд

Описание слайда:

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» . Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь. Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам. Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.

9 слайд

Описание слайда:

II. Содержание учебного предмета (курса) Основу данного раздела составляет содержание «Фундаментального ядра» Стандарта учебные программы ФГОС НОО и ФГОС ООО Содержание распределяется по смысловым блокам для каждого класса отдельно. Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса по классам!

10 слайд

Описание слайда:

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Примерное поурочное тематическое планирование (в авторских рабочих программах по учебным предметам) Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ в рамках УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Календарно - тематическое планирование Каждый учитель составляет собственное КТП с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся. Структура КТП (в соответствии с ФГОС) № Тема раздела Тема урока ПР (планируемый результат из раздела «Выпускник научится»)= код элемента содержания Домашнее задание

«Составление рабочих

программ в соответствии с ФГОС

и утвержденными изменениями».

15.04.2016 1. «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 2. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373» 3. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897» «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 1. «… В целях снижения административной нагрузки педагогических работников ОО Департаментом подготовлены изменения в ФГОС в части требований к рабочим программам учебных предметов.» 2. «… авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной ООП соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре ООП принимается на уровне ОО»

3. «… подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, … Предполагается, что в ФПУ будут включаться учебники, имеющие метод.пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета или воспитания; в т.ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС …»

Обязательные элементы рабочей программы отдельного учебного предмета, курса До 31.12.2015 С 01.01.2016 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 2) Содержание учебного предмета, курса 3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Обязательные элементы рабочей программы курсов внеурочной деятельности До 31.12.2015 (ФГОС НОО) С 01.01.2016 (ФГОС НОО и ФГОС ООО) 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) Тематическое планирование. Как связаны различные компоненты? Разработка рабочей программы, тематического планирования, календарно – тематического планирования Подготовка к уроку (технологическая карта урока целевые установки = планируемые результаты) Проектирование (конструирование) контрольно - измерительных материалов (КИМ), подготовка к различным оценочным процедурам

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения

(1- 4 классы, 5 – 9 классы), а не на учебный год

Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.

Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» .

Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.

Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.

Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.

Основу данного раздела составляет содержание «Фундаментального ядра » Стандарта

учебные программы

ФГОС НОО и ФГОС ООО

Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса

В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса по классам!

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Примерное поурочное тематическое планирование

Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ в рамках УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Календарно - тематическое планирование

Каждый учитель составляет собственное КТП с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.

Структура КТП (в соответствии с ФГОС)

Тема раздела

Тема урока

ПР (планируемый результат из раздела «Выпускник научится»)= код элемента содержания

Домашнее задание

Календарно -тематическое планирование

Предназначено для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе.

Календарно -тематическое планирование (КТП)составляется учителем ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ! ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!

Поэтому КТП должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы.

Поэтому у разных учителей могут быть разные по форме планирования (в Положении указать обязательные графы)

Таким образом, в школьном Положении о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО закрепляется наличие у учителя:

  • Авторская программа по предмету (курсу).
  • Авторская рабочая программа по предмету (курсу).
  • Собственное календарно – тематическое планирование содержащее КИМы или ссылку на них.

Рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. Рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. РП предмета может быть единой для всех работающих в школе учителей или индивидуальной. Она является основой для создания КТП.