Лютеранский михайловский собор. Лютеранская церковь святого михаила. Лютеранская церковь св Михаила по проекту Бульмеринга

Васильевского острова в середине XVIII века принадлежал англичанину В. В. Гому, затем купцу П. П. Шустину. Первоначально владение занимало большую территорию, а в начале 1820-х годов было разделено. Угловой участок выкупила купчиха В. Ф. Борисова (принадлежал ей до 1860-х годов). В 1872 году его приобрёл купец Я. Х. Пель. В это время здесь находился деревянный одноэтажный дом.

Изначально (с 1732 года), лютеранская часовня на Васильевском острове располагалась в здании Кадетского корпуса , организованного фельдмаршалом Минихом. Среди его воспитанников было много прибалтийский дворян, исповедовавших лютеранство. В 1839 году здание перестраивалось, а 12 мая 1842 года часовня была снесена, так как "загромождает двор". Николая I не устраивало частое присутствие гражданских лиц на территории воинской части. Поэтому из казны стали выделять по 5 000 рублей на аренду помещения в доме на углу Среднего проспекта и 3-й линии.

В июне 1872 года председатель совета евангелическо-лютеранского прихода церкви святого Михаила В. Лесгафт обратился в Генеральную консисторию с ходатайством о выкупе участка Пеля. 9 июня разрешение на такую покупку было дано.

В этом же году архитектором Р. Е. Бергманом был составлен проект храма в неоготическом стиле. Этот проект был отвергнут. 12 июля 1874 года Александром III была принята работа инженера К. К. Бульмеринга. Данный проект предусмотрел аналогичное стилевое оформление здания. Закладка храма на 800 человек состоялась 23 октября 1874 года. Церковь в формах немецкой неоготической архитектуры была освящена 19 декабря 1876 года. Строительные работы продолжались ещё год. Колокольня собора святого Михаила стала одной из высотных доминант Васильевского острова. Её высота равна 60 метрам.

Внутреннее пространство храма изначально было разделено на три нефа. Над входом находился орган и места для певчих. В 1886 году фасад здания был изменён по проекту Р. Б. Бернгарда. К 1909 году приход насчитывал 2 000 человек. Церковь содержала богадельню и два сиротских приюта.

Весной 1929 года здание передали лютеранской общине Иисуса Христа . Её пастором был Курт Мусс, которого 17 декабря арестовали по сфабрикованному делу и обвинили в антисоветской пропаганде. Спустя год он был приговорён к 10 годам лагерей. Для дальнейших служб, которые проводились на русском языке, община привлекала пасторов из других храмов. В июле 1933 года был запрещён колокольный звон, а спустя несколько месяцев власти решили снять и переплавить "на нужды индустриализации" единственный колокол весом 640 килограммов. Он всё-таки уцелел и в 1946 году был передан православной церкви на Смоленском кладбище.

1 августа 1935 года президиум Леноблисполкома принял решение о закрытии кирхи святого Михаила и передаче её здания под библиотеку . Однако, из-за протеста верующих закрытие храма было отложено на две недели. 15 августа храм был закрыт, а остатки общины перебрались в Петрикирхе .

Библиотека в здании церкви так и не появилась. С 1947 года бывший храм использовали как склад табачной фабрики. В 1952-1992 годах здесь размещался завод "Спорт", внутреннее пространство здания было поделено на три этажа. Завод занимался производством спортивного инвентаря.

В 1993 году храм был передан Христианскому евангелическо-лютеранскому объединению, после чего здесь возобновились богослужения. В настоящее время церковь святого Михаила реставрируется.

История евангелическо-лютеранского прихода Святого Михаила берёт начало с 1732 года, когда при Первом Кадетском корпусе на Васильевском острове (в бывшем дворце князя Меншикова) была основана домовая лютеранская церковь. Церковь предназначалась в первую очередь для кадет, офицеров, преподавателей и других служащих корпуса - выходцев из Эстляндии, Лифляндии и прочих российских подданных иностранного происхождения. Вход в неё был впоследствии разрешён также и жителям ближайших кварталов.

12 июня 1834 г. по Высочайшему разрешению императора Николая I церковь получает имя Святого Архангела Михаила.

В феврале 1841 г. здание, занимаемое церковью, вследствие его тесноты, решено было сломать, церковь устроить в помещении самого Кадетского корпуса специально для кадет, а прихожанам из числа гражданских лиц было предложено разойтись по другим приходам. Наибольшая часть (более 2 тысяч человек) пожелала сохранить свою общину и устроила себе церковь в доме архитектора Л.Я. Тиблена на 3-й линии Васильевского Острова (№8), в наёмном помещении, где 16 августа 1842 г. была освящена церковь Святого Михаила. Одновременно проводился сбор средств для покупки участка земли и постройки собственного здания.

В 1874 г. Церковный совет получил разрешение на постройку церкви на Васильевском Острове, на углу Среднего проспекта и 3-й линии. 23 октября 1874 г. состоялась закладка каменного здания церкви на 720 мест в готическом стиле по проекту инженер-полковника Карла Карловича фон Бульмеринка.

19 декабря 1876 г. церковь была освящена епископом Юлиусом фон Рихтером. В 1886 г. по проекту академика архитектуры Р.Б. Бернгарда был оформлен новый, более художественный фасад. Оба архитектора - Бульмеринк и Бернгард - были членами прихода Св. Михаила. Церковь была великолепно отделана внутри, имела замечательную акустику и один из лучших в городе органов. При церкви действовали сиротский приют с элементарной школой, вдовий приют и общество попечения о бедных.

В 1929 г. здание церкви Св. Михаила было передано русской лютеранской общине Иисуса Христа, в результате чего произошло объединение двух приходов - немецкого и русского. По указу Ленинградского Облисполкома от 15 августа 1935 г. церковь была закрыта, после чего в церковном здании располагалась спортивная база завода им. Калинина, затем - склад табачной фабрики им. Урицкого, а после войны - цех экспериментального завода «Спорт». Интерьер церкви был полностью перестроен и искажён, главный богослужебный зал разделён перекрытиями на три этажа.

С 1992 года церковь была возвращена русской лютеранской общине, возобновлены богослужения. Большую роль в возрождении прихода сыграл его настоятель Сергей Прейман (ум.2003). С 2004 г. и по настоящее время настоятелем церкви является Сергей Татаренко. В 2004-2010 гг. проводилась реставрация с элементами реконструкции внутренних помещений церкви, ремонт кровли и фасада.

Лютеранский приход Святого Михаила входит в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это. Виртуальные 3D туры по любому заведению на Google и Яндекс картах.

Церковь святого Михаила по праву считалась старейшей лютеранской церковью на территории Российской империи. Как и в Петропавловском храме, основу Михайловского прихода составляли выходцы из Прибалтики и германские подданные. Прихожанами храма являлись также члены московской шведской колонии, датчане и финны, проживающие в городе. Достоянием Михайловской церкви было множество церковных памятников, являвшихся летописью евангелических общин Москвы, разнообразная утварь - серебряные чаши конца XVIII - начала XIX веков, двухъярусное паникадило с гербом 1685 года, красивые металлические люстры, сундуки XVIII века и т.д. На стенах древней кирхи висели картины с изображением Лютера, пасторов Дитриха и Заверса. Церковная библиотека насчитывала более 3,5 тысяч книг. В храмовый комплекс входили трехэтажное здание мужского реального училища, лазарет и часовня.

История отпустила Михайловскому храму лишь десять лет жизни после революции. Несчастьем стало то, что рядом с кирхой обосновался Центральный аэродинамический государственный институт (ЦАГИ). Несмотря на то, что еще в 1925 году община пошла на уступки этой организации, институт стал настаивать на полной ликвидации церкви. Цель была вполне прозаической - завладеть церковной территорией. В январе 1928 года по ходатайству института Моссовет постановил закрыть церковь как “находящуюся на территории ЦАГИ” и мешавшую “надлежащим образом организовать охрану, так как хождение в церковь сопряжено с прохождением по территории ЦАГИ, что создает угрозу диверсии и шпионажа”. Почти одновременно, 29 марта 1928 года помощник директора ЦАГИ Южный и заведующий секретной части Рупай отправили во ВЦИК СССР Смидовичу срочную секретную депешу, в которой просили вывести лютеранскую церковь с территории ЦАГИ.

Верующие пытались активно бороться. Они отправили во ВЦИК несколько писем с сотнями подписей, содержащих настоятельные просьбы не закрывать храм. Председатель Высшего Церковного Совета епископ Мейер писал во ВЦИК: “Михайловская церковь, старейший лютеранский храм в нашем государстве, имеет для всех немцев-лютеран выдающееся историческое значение, и закрытие этой церкви явилось бы сильным нравственным ударом для всех немцев-лютеран СССР”. Все было напрасно, Президиум ВЦИК решением от 7 мая 1928 года отдал храм в распоряжение ЦАГИ, который вскоре и смёл древний памятник с лица земли.

Перед закрытием храма часть его ценностей была передана в один из центральных музеев Москвы. В июле - августе 1928 года музейные работники приняли, как следует из описи, “6 паникадил XVII века, изразцовую печь XVII века, 6 подсвечников, 20 бра XIX века, 1 старинную кованую дверь, 3 креста, 1 знамя рода Брюсов” и многое другое. Из храма было вывезено также 127 единиц упаковок архивных материалов.

Прихожане с остатками богослужебной утвари и оборудования алтаря перебрались в здание реформатской церкви, которое им было выделено на правах соаренды. Туда же были перенесены и портреты известных пасторов и членов церковного совета, а также церковные часы.

Фото: Лютеранская церковь Святого Михаила

Фото и описание

Евангелическо-лютеранский собор Святого Михаила – храм Санкт-Петербурга, находящийся в ведении Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Он находится на проспекте Среднем, на Васильевском острове, где во времена царя Петра I селились немцы, приехавшие на службу к российскому самодержцу. Именно это место предполагалось сделать центром града Петра.

В 1731 году здесь был расположен кадетский корпус, в одном из помещений которого для воспитанников-лютеран была создана отдельная община. Тремя годами позже, в 1734 году, она была освящена и стала носить имя архистратига Михаила.

В годы правления императора Николая I церковь была перенесена в другое здание, которое брали в наем у частных владельцев. Однако по приказу царя, деньги, взимаемые с общины за наем, возмещались из казны. В то же время лютеранская община разделилась на эстонскую и немецкую. Те, кто принадлежал к эстонской, посещали храм Святого Иоанна. Порядка двух тысяч немецких прихожан стали собираться в доме на 3-й линии у госпожи Тиблен. В августе 1842 года там состоялась церемония освящения церкви во имя Святого Архангела Михаила. Здание было небольшим и не могло вместить всех желающих присутствовать на службах. Поэтому после реконструкции, проведенной в кадетском корпусе, лютеранскую церковь вновь разместили там. Она была освящена в 1847 году в ноябре.

Обе церкви на Васильевском острове составляли один приход до 60-х годов 19 века. Позже, после того, как церкви в кадетском корпусе было дано соответствующее разрешение, при ней был создан собственный приход, который стал именоваться церковью Святого Михаила на Кадетской линии. В то же время верующие начали сбор средств на строительство нового храма на Васильевском острове. Начало ему было положено 23 октября 1874 года на Среднем проспекте, а обряд освящения состоялся в декабре двумя годами позже.

Собор рассчитан так, что единовременно там могли находиться 800 человек. Он был возведен по проекту инженера Карла Карловича Бульмеринга. Фасад перестраивался в 1886 году. Новый проект разработал архитектор Р.Б. Бернгард. Именно после этой реконструкции здание стало выглядеть так, как оно выглядит сейчас.

Собор построен в псевдоготическом стиле. На здании – остроконечный шатер с высоким барабаном, украшенный стрельчатыми окнами и башенками. Облицовка стен из песчаника.

После революции 1917 года приход упразднили, а само здание отдали под завод. Там была проведена серьезная реконструкция и перепланировка, в том числе и нефа, который поделили на три этажа.

В 1992 году здание собора Святого Михаила вернули верующим и Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. В 2002 году там начались серьезные реставрационные работы. И лишь в 2010 году со здания окончательно были сняты строительные леса. Однако работа не закончена. Пока не восстановлены готические решетки и башенки-пинтакли. Для этого нужны серьезные материальные вложения.

Большую роль в возрождении и храма и прихода сыграл настоятель епископский викарий и руководитель Русского пробства Сергей Прейман. После его скоропостижной смерти, прошла реорганизация Русского пробства и приход перешел в состав пробства Санкт-Петербургского.

В большинстве своем прихожане собора Святого Михаила - русские. Сейчас в приходе регулярно проводятся богослужения, причем там разрешено проведение служб и представителям других конфессий – адвентистам седьмого дня, методистам, последователям церквей «Часовня на Голгофе» и «Виноградник». Настоятелем и главой Санкт-Петербургского пробства в настоящее время является отец Сергей Татаренко.

На Среднем проспекте знаменитого Васильевского острова в старинной части города есть красивая островерхая церковь евангелическо-лютеранского вероисповедания. Она носит имя Святого Архангела Михаила. Знаменитый собор находится по адресу 18/3-я линия, 32. Архитектором церкви был военный инженер Карл Бульмеринг, а знаменитый фасад в псевдоготическом стиле создал архитектор Рудольф Бернгард.

История создания собора

В 1732 году на территории Кадетского корпуса, который располагался во дворце, ранее принадлежавшему князю Меньшикову, была открыта небольшая лютеранская церковь. Ее первыми прихожанами были кадеты, учителя и офицеры, служившие в корпусе. Свободный вход в маленькую домовую церковь разрешили также жителям окрестных кварталов.

С позволения Николая I церковь получила имя Святого Архангела Михаила. Это произошло в 1834 году. Время шло - приход рос, и уже в 1841 году старое здание было решено снести, потому что оно уже не вмещало всех прихожан. Для преподавателей, офицеров и кадетов открыли церковь в здании корпуса. Остальные прихожане, а их было больше 2000 человек, должны были разойтись по другим общинам. Но они поступили по-другому: сняли для своей общины частный дом, принадлежащий архитектору Льву Яковлевичу Тиблену. Прихожане несколько лет собирали деньги на покупку места для новой церкви и на ее строительство.

Только в 1874 году городские власти дали разрешение на возведение нового храма. Закладка фундамента произошла 23 октября 1874 года. Новую вместительную церковь доверили спроектировать архитектору Карлу Бульмерингу.

Строительство было завершено в 1876 году. Новый собор освятил епископ Юлиус фон Рихтер. Немного позже, в 1886 году, было решено переделать фасад, сделать его более нарядным. Его проект был заказан академику архитектуры Рудольфу Бернгарду, который был прихожанином церкви. Так церковь приобрела знаменитый псевдоготический фасад.

Историки отмечают, что церковь в то время отличалась роскошным внутренним убранством и имела отменную акустику. В храме играл один из лучших в Санкт-Петербурге органов. При церкви был открыт приют для сирот, где они могли учиться, а также существовало общество попечения неимущих и вдовий приют.

Первые существенные изменения затронули церковь в 1929 году, когда ее отдали русской общине имени Иисуса Христа и произошло слияние двух приходов: русского и немецкого.

Тяжелый период для церкви начался в 1935 году, когда приход был закрыт. Помещение отдали спортивной базе, принадлежащей заводу Калинина. Немного позже здание приспособили под табачный склад, а затем сделали производственным цехом предприятия “Спорт”. Из-за такого обращения сильно пострадал интерьер церкви. Ее внутренняя планировка была изменена: главный зал разделили перекрытиями на 3 этажа.

Жизнь церкви в наши дни

В 1992 году здание вернули лютеранской общине, и богослужения в храме возобновились. Сегодня лютеранский приход, который носит имя Святого Михаила, принадлежит Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии.

С 2004 года началась тщательная реставрация внутреннего убранства здания, а также ремонт фасада, стен и крыши. Ремонтные работы были закончены в 2010 году.

Значительную роль в возрождении собора сыграл настоятель этого прихода - Сергей Прейман. Сегодня церковь является настоящим украшением города. В ней проводятся богослужения, интересные встречи с писателями и музыкантами, бесплатные органные вечера.