Кто организовал высшие женские курсы. Открытие бестужевских высших женских курсов. Высшие женские курсы

высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 систематических «Публичных лекций» для мужчин и женщин. Эти лекции получили название «Владимирских курсов» (по имени Владимирского училища, где они помещались). За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и В. ж. к. профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В. ж. к. имели по 2 факультета: физико-математический и историко-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, который был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878-82).

После подавления революционно-демократического движения 70-х гг. царское правительство в 1881 решило закрыть В. ж. к. В 1886 по распоряжению министерства народного просвещения приём на В. ж. к. был прекращён. Возрождение В. ж. к. связано с революционным движением конца 19 - начала 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены некоторые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В течение 1905-16 В. ж. к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тбилиси, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ. В. ж. к. сыграли значительную роль в развитии женского образования (См. Женское движение в России и СССР) в России, особенно курсы Герье и Бестужевские курсы. Бестужевские курсы были по существу первым женским университетом в России.

На В. ж. к. учились многие деятельницы революционного движения, например на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках.

После Великой Октябрьской социалистической революции В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

Лит.: Лихачева Е., Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2, СПБ, 1893; Некрасова Е., Из прошлого женских курсов, М., 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878-1903 гг., 3 изд., (СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ, 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицынские сельскохозяйственные курсы, «Вестник высшей школы», 1958, № 10; Боброва Л. А., «Высшие женские курсы профессора Герье» в Москве (1872-1888), в кн.: Труды Московского историко-архивного института, т. 16, М., 1961.

  • - высшее специальное учебное заведение. Основано в Петербурге в 1904 Обществом содействия женскому сельскохозяйственному образованию...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - - частные женские высшие учебные заведения университетского типа. Одними из первых в 1869 по инициативе И.И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве, в 1872 -...

    Педагогический терминологический словарь

  • - в России частные высшие учебные заведения. Наиболее известны курсы профессора В.И. Герье в Москве и Бестужевские в Санкт-Петербурге...

    Современная энциклопедия

  • - В 1870 г. профессор Н. Ф. Здекауэр, Н. И. Козлов и А. Я. Красовский, сознавая крайне неудовлетворительную подготовку русских повивальных бабок и акушерок, почти бесполезных при нормальных родах и совершенно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Женское образование...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 ...
  • - стационарные курсы по подготовке преподавателей для средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из числа окончивших университеты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - одна из форм подготовки и повышения квалификации работников для сферы производства и управления, науки, культуры, просвещения, здравоохранения и бытового обслуживания населения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в России до 1917 высшие учебные заведения для женщин. Готовили врачей и учителей. Первые высшие женские курсы открыты в Санкт-Петербурге и в Москве в 1869...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Ср. Курсистка - проходящая эти курсы. Ср. "Люба... поступила на эти курсы... высшие, кажется, они называются... Это теперь начинает входить в моду"... Зачем это обеспеченной девушке из общества? Не понимаю.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - мн., Р. ку/рсов...

    Орфографический словарь русского языка

  • - КУ́РСЫ, -ов. Название нек-рых учебных заведений. К. стенографии. К. кройки и шитья. К. по повышению квалификации...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ку́рсы мн. Учебные группы, кружки, дающие знания по какой-либо узкой специальности...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - В"ысшие ж"енские к"...

    Русский орфографический словарь

  • - Курсы науки, ученія. Ср. Курсистка - проходящая эти курсы. Ср. «Люба... поступила на эти курсы... высшіе, кажется, они называются... Это теперь начинаетъ входить въ моду».....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

Часть третья ВЫСШИЕ КУРСЫ

Из книги Аплодисменты автора Гурченко Людмила Марковна

Высшие Курсы "Выстрел"

Из книги Рота, подъем! автора Ханин Александр

Высшие Курсы "Выстрел" – Зёма, где курсы "Выстрел"? – спросил я солдата, стоящего у ворот со стандартной выпуклой красной звездой и держащего в руках свежий выпуск армейской газеты.– Тут. Но тебе курсы или полк?– А какая разница? Это не одно и тоже?– На курсах учатся

Высшие литературные курсы Москва. 1920-е

Из книги Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы автора Педиконе Паола

Высшие литературные курсы Москва. 1920-е Сокурсница Тарковского по Высшим литературным курсам Юлия Нейман вспоминает:Арсик – так его тогда называли. Было ему тогда – восемнадцать. 1925 год. Осень. Это – время действия… Место?.. Скажешь: «Москва. Литературные курсы» – и

7. Высшие Литературные курсы

Из книги Вестник, или Жизнь Даниила Андеева: биографическая повесть в двенадцати частях автора Романов Борис Николаевич

7. Высшие Литературные курсы Темный зигзаг внутреннего пути пришелся на студенчество. После школы Даниил Андреев собирался поступить в университет, но даже к экзаменам "сына контрреволюционного писателя" не допустили. В 1924 году он поступил в Высший Литературно -

Курсы

Из книги Управление отделом продаж автора Петров Константин Николаевич

Курсы На курсы (повышения квалификации и переквалификации) обычно направляют руководящие кадры, бухгалтеров и специалистов, которым по роду деятельности надо повышать свой профессиональный уровень. Таких курсов много и они весьма разнообразны по специализации,

Из книги Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире автора Уилбер Кен

Высшие стадии, а также высшие состояния Какова же вторая ведущая роль религии в современном и постсовременном мире? Она состоит в том, чтобы не только открывать доступ к оранжевым и более высоким стадиям, но также и делать созерцательные состояния стержневым элементом

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В Петербурге в конце 50-х годов возникли кружки передовой студенческой молодежи, участницами которых становятся молодые прогрессивно настроенные женщины: М. В. Трубникова (дочь декабриста В. П. Ивашева), Н. П. Суслова,

Высшие военные курсы. Н. Н. Головин

автора Глазырин Максим Юрьевич

Высшие военные курсы. Н. Н. Головин 1924 год. Н. Н. Головин пишет труд «Мысли об устройстве будущей российской вооружённой силы: общие основания». Н. Н. Головин распространяет свой труд среди групп галлиполийцев по всей Европе.1925 год. Организовано 52 кружка «Курсов высшего

«Высшие военно-научные курсы» Н. Н. Головина

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

«Высшие военно-научные курсы» Н. Н. Головина 1931 год, 31 января. Начинаются чтения по «Высшим военно-научным курсам» Н. Н. Головина в Белграде под руководством генерала Генштаба А. Н. Шуберского.Первый выпуск состоится в 1936 году, 20 сентября, в Русском доме. Курсы окончили 77

Высшие военно-научные курсы

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Высшие военно-научные курсы Головин Николай Николаевич (1875–1944), ГШ генерал-лейтенант, профессор Николаевской академии Генерального штаба. Написал книги: «Авиация в минувшую войну и в будущую» (1922), «Тихоокеанская проблема XX столетия» (совместно с адмиралом А. Бубновым –

Высшие женские курсы

БСЭ

Высшие педагогические курсы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЫ) автора БСЭ

Глава 3. Выработайте высшие представления о себе, и высшие блага будут вашими

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Глава 3. Выработайте высшие представления о себе, и высшие блага будут вашими Включите себя в число тех, кого вы любите Если вам кажется, что стать достойным счастья и благополучия очень трудно – то вы ошибаетесь. Дело в том, что вы уже достойны счастья и благополучия. Как и

ВЫСШИЕ КРАСНОЗНАМЕННЫЕ КУРСЫ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ

Из книги ГРУ: вымыслы и реальность автора Пушкарев Николай

ВЫСШИЕ КРАСНОЗНАМЕННЫЕ КУРСЫ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ Группа молодых офицеров, прослуживших 2–3 года, была обязана пройти обучение особенностям военной разведки. Туда мы отправились на военной машине и прибыли в назначенный срок. На контрольно-пропускном пункте нас

954. Высшие женские курсы

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

954. Высшие женские курсы Зачем это надо вам перебираться в С.-Петербург? - Уж не слушать ли высшие курсы для красавиц!!! Это глупость из глупостей нашего времени. Если да; то решили ль вы, на кой вам ляд эти курсы. - Эти курсы из красавиц делают, что называется, ни рыба, ни мясо,

20 сентября 1878 года в Петербурге открыты Высшие Бестужевские курсы — первый женский университет страны. Здесь слушали лекции революционерка Надежда Крупская, писательница Ольга Форш, актриса Любовь Блок. Бестужевские курсы стали не только рупором женского образования, но и помогли появлению женщины нового типа — решительной, активной, имеющей одинаковые с мужчинами права.

Страх перед «учёной» женщиной

Невзирая на то, что девятнадцатое столетие славится всевозможными реформами на тему политики, экономики и образования, женщины по-прежнему не допускались к ученической парте, а, обнаруживая явным интерес к науке, вызывали со стороны консервативно настроенного общества недоумение и осуждение. Русский географ и историк Пётр Кропоткин вспоминал, что Александр II не только с недоверием относился к «учёным» женщинам, но даже боялся их. Особенно это было заметно, когда он, встречая девушку в очках и гарибальдийской шапочке, думал, что перед ним стоит настоящая нигилистка, пугался и ожидал, что она вот-вот «выпалит в него из пистолета».

Как бы то ни было, попытки создания специальных курсов были предприняты ещё в 1869 году, когда в Петербурге появились Аларчинские, а в Москве — Лубянские курсы. Годом позже в Петербурге попытались организовать подобие университета, который наравне с мужчинами смогли бы посещать женщины. Лекции получили название Владимирских курсов (по имени Владимирского училища, где они проходили). Для того, чтобы дать верный окрас разрешению, которое дало царское правительство на учреждение такого заведения, нужно отметить, что за деятельностью курсов сразу же установили полицейский надзор.

Александр II не только с недоверием относился к «учёным» женщинам, но даже боялся их. Фото: Commons.wikimedia.org

Первые попытки женщины получить образование

Свой вклад в развитие женского образования внёс военный министр Дмитрий Милютин, благодаря которому в 1872 году в Петербурге открываются курсы образования учёных акушерок при Медико-хирургической академии. Появление академии стало прямым следствием понимания, что без привлечения женщин жёсткая потребность в медработниках никогда не будет полностью удовлетворена.

Одновременно с созданием этого учреждения, набирало силу движение за создание высших женских курсов по университетской модели. Здесь своё активное участие проявили учёные Андрей Бекетов, Дмитрий Менделеев, Александр Бутлеров, Константин Бестужев-Рюмин, а также лидеры женского движения Анна Философова, Надежда Стасова, Ольга Мордвинова, Варвара Тарновская.

«Бесстыжевки» и «бестужевки»

«Курсистка», картина Н. А. Ярошенко (1880). На картине изображена А. К. Дитерихс, в пору написания картины — слушательница Бестужевских курсов. Фото: Commons.wikimedia.org

Подготовив таким образом почву для создания достойного учреждения, 20 сентября 1878 года в Санкт-Петербурге в здании Александровской гимназии на Гороховой улице состоялось торжественное открытие первого высшего учебного заведения для женщин в России — Высших женских курсов. Первым директором курсов стал историк Константин Бестужев-Рюмин, который руководил ими на протяжении четырёх лет. Именно в его честь курсы получили неофициальное название «Бестужевские», а ученицы, посещавшие их, стали «бестужевками». Однако не обошлось и без курьёзов: в народе, девиц, проявляющих склонность к получению образования «обласкали», назвав «бесстыжевками».

Так как идея женского образования так и не получила одобрения со стороны правительства, курсы стали частным учебным заведением, которое было не в праве рассчитывать на государственные дотации. Впрочем, Министерство народного просвещения выделяло ежегодно по 3 тысячи рублей на нужды курсов, которых, разумеется, не хватало. Основное финансирование происходило за счёт созданного «Общества для доставления средств Высшим женским курсам», деньги для которого выделялись из оплаты обучения.

Музыкальный и художественный критик Владимир Стасов, чья сестра, общественная деятельница Надежда Стасова, являвшаяся одним из инициаторов и создателей курсов, вспоминал те героические годы, когда активисты по рублю собирали деньги, чтобы позволить курсам стать не одной лишь бесплотной мечтой: «мы начинали действовать, имея на текущем счету немногим более 200 рублей, которые большие и малые, дала вся страна. Какое нужно было чудо, какая потребна была храбрость, чтобы с двумястами рублей в кармане затеять и выстроить дом в 200 000 рублей».

Нечего и говорить, что члены общества, преподававшие на курсах, не получали жалованья и работали, как сейчас говорят, «за интерес». Невзирая на столь немилосердные условия, на курсах сложилась своя школа долгожителей, которые работали, несмотря на отсутствие финансирования. Так Варвара Павловна Тарновская 25 лет исполняла обязанности казначея курсов, которому вменялся многообразный перечень обязанностей: бухгалтерский учёт и управление финансами Курсов, начинавшееся от сбора взносов со слушательниц до работы с банковскими закладными и процентными бумагами.

К слову, начиная с 200 рублей первоначального капитала и получая 3 тысячи рублей от правительства, курсы впоследствии доказали свою нужность и «окупаемость»: к концу 1903 года материальный актив курсов составлял миллион рублей, и к тому времени удалось построить три дополнительных корпуса, хорошую библиотеку, лаборатории и астрономическую вышку.

Группа первых деятелей по организации Бестужевских курсов: (слева направо, стоят) О. А. Мордвинова, А. Н. Бекетов, А. П. Философова, П. С. Стасова; (сидят) Н. А. Белозерская, В. П. Терновская, Н. В. Стасова, М. А. Менжинская. Фото: Commons.wikimedia.org

Чему учили на Бестужевских курсах

На Бестужевских курсах было открыто три отделения: историко-филологическое, юридическое и физико-математическое (с химическим курсом). Минимальный срок обучения составлял четыре года, но многие слушательницы увеличивали время пребывания на курсах для того, чтобы освоить дополнительные дисциплины. Бестужевки посещали лекции по богословию, психологии, истории древней и новой философии, истории педагогики, теории эмпирического познания, истории литературы, русского, французского, немецкого и английского языков. Студентки физико-математического отделения слушали лекции по математике, физике, химии, ботанике, зоологии, минералогии, кристаллографии и, физической географии. Также в число необязательных предметов входила латынь и хоровое пение.

Несмотря на то, что обучение было платным (за год вносилась плата в сто рублей), в желающих посещать лекции отбоя не было. Порядок поступления был следующим: девушки, которым сравнялся 21 год, должны были до 1 августа подать заявление, и приложить к нему документы: метрическое свидетельство, аттестат о полном среднем образовании и свидетельство о политической благонадёжности. Последний документ был актуален для слушательниц, которые поступали не в год окончания школы. В случаях, когда заявления не переставали поступать, а вакантных мест не хватало, устраивали конкурс аттестатов. К слову, чтобы поступить на обучение, вступительные экзамены не сдавали.

Химическая лаборатория Бестужевских курсов. Фото: Commons.wikimedia.org

Вместе с тем, положение слушательниц зачастую оказывало не самым сладким. Невзирая на пожертвования, поступавшие от меценатов, и, несмотря на то, что к 1885 году курсы обзавелись новым зданием, переехав на десятую линию Васильевского острова, курсистки из небогатых семей жили трудно. Мария Константиновна Цебрикова, русская писательница, литературный критик, и борец за равноправие женщин, посещавшая лекции, вспоминала: «Эти сырые и холодные углы, где набиваются по три, по четыре слушательницы, нередко одна постель на троих, которой пользуются по очереди; этот в трескучий мороз плед поверх пальто, подбитого ветерком; эти обеды грошовых кухмистерских, а зачастую колбаса с чёрствым хлебом и чаем; эти бессонные ночи над оплачиваемой грошами перепиской вместо отдыха…».

Полицейская слежка за курсистками

Также негативный осадок оставляла политика Александр II, проявившая себя в год учреждения Курсов. Император требовал от шефа жандармов Александра Дрентельна собирать сведения о политических настроениях среди женщин. Полицейский оправдал ожидания царя и представил отчёт, из которого следовало, что слушательницы не довольствуются одними лишь знаниями, а «стремятся подражать прискорбным уклонениям от правильного пути, которыми в последнее время отличается учащаяся молодёжь».

Царь отреагировал моментально: бестужевские курсы не давали своим выпускницам никаких, даже самых призрачных, надежд и прав на преподавание. Так, петербургский обер-полицмейстер Пётр Грессер ставил специальную печать на все аттестаты, в которых было написано, что их обладательница — курсистка. Таким образом Александр II контролировал, чтобы бестужевки не допускались к учительству.

Впрочем, отчёт полицейского едва ли можно было считать клеветническим. Уже в первый учебный год за принадлежность к «Народной воле» была арестована группа курсисток. Сестёр Юшиных задерживали по делу о покушении на Александра II, а по подсчётам Департамента полиции, за 1880-1885 годы из 1988 бестужевок 241 из них обратила на себя внимание полиции, что составило 12,07 % слушательниц. Таким образом, в 1886 году решением министра Ивана Делянова приём на курсы был прекращён «до особого рассмотрения вопроса о высшем образовании для женщин.

Слушательницы Бестужевских курсов (слева направо): Надежда Крупская, Ольга Форш и Любовь Блок. Фото: Коллаж АиФ

Жёсткие меры

Тремя годами спустя было опубликовано Временное положение о Санкт-Петербургских Высших женских курсах, из которого следовало, что количество слушательниц должно быть сокращено, а для зачисления требуется письменное разрешение родителей или опекунов. Помимо этого, плату за обучение повысили до 200 рублей в год. Также приём зависел от личного усмотрения директора, а сами курсистки имели право жить только дома или у родственников: наёмные квартиры исключались. Прежних преподавателей уволили, а некоторые дисциплины были исключены из списка предметов. Как ни странно, резкие реформы не только не запугали слушательниц, а, напротив, подтолкнули их к бунту: если до 1886 года ни одна курсистка не привлекалась по политической статье, то в конце 80-х годов это стало вещью обыкновенной.

Отношение к Курсам изменилось, когда Николай II взошёл на престол: в 1903 году царём было утверждено положение Опекунского совета о допущении к преподаванию лиц, с успехом окончивших Высшие женские курсы.

Последние годы

Первая мировая война внесла свои коррективы в благополучие «Бестужевки», относительно наладившееся за последние десять лет. Финансирование стало нестабильным, и здание, где располагались курсы, стали по частям сдавать под общежития. Однако проблема заключалась не только в этом. Бессистемность образовательного процесса и ухудшение дисциплины сделали своё: в 1918 году большевики закрыли Бестужевские Курсы. В здании, где они раньше располагались, открыли Третий петроградский университет, который войдя в 1919 году в состав Петроградского университета, позже превратился в Санкт-Петербургский государственный университет.

1. Первое женское высшее учебное заведение

20 сентября 1878 года. 18 часов. Здание Александровской гимназии на Гороховой улице в Санкт-Петербурге. Здесь, в это самое время состоялся молебен и торжественное открытие первого высшего учебного заведения для женщин в России – Высших женских курсов (ВЖК). Множество посетителей с трудом размещается в большой зале. Присутствуют первый директор Курсов – профессор К.Н. Бестужев-Рюмин, Университет представляет его ректор профессор А.Н. Бекетов, от Министерства народного просвещения – помощник попечителя Петербургского учебного округа К.П.Яновский. После «сочувственных речей и пожеланий» слушательницы разошлись по аудиториям, и первую лекцию прочел профессор древней истории Василий Васильевич Бауер.

Открытию Курсов предшествовала двадцатилетняя борьба, которая объединила в одном лагере поборников женского образования видных общественных деятелей, таких как А.П. Философова, Н.В. Стасова, О.А. Мордвинова, В.П. Тарновская, Н.А. Белозерская, Е.И. Конради, М.А. Менжинская, и профессоров Санкт-Петербургского университета: Бекетова, Менделеева, Сеченова, Бутлерова, Бестужева-Рюмина. Различные проекты и эксперименты по претворению в жизнь высшего женского образования на протяжении долгих лет наталкивались на сопротивление министерских инстанций и чиновничества. Пореформенная Россия с трудом усваивала перемены.

Предыдущие попытки открыть Курсы терпели крах из-за отсутствия административной поддержки, материального содержания, неопределенного правового статуса выпускниц.

Необходимость снизить накал общественной борьбы, развернувшейся из-за непоследовательности реформ Александра II, побудила правительство пойти на ослабление своих позиций в решении «женского вопроса» - в 1876 году было дозволено открыть Высшие Женские курсы в университетских городах России (Петербург, Москва, Дерпт, Казань, Харьков, Варшава, Киев, Новороссийск).

Открытие Курсов в столице, как и по всей Империи, было обставлено рядом трудностей, главные из которых недостаточное финансирование и поражение в правах. Министерство народного просвещения и Санкт-Петербургская Городская Дума выделяли пособие в размере 3.000 рублей в год, что не покрывало насущных нужд ВЖК. Основное финансирование шло по линии Общества для доставления средств Высшим женским курсам, специального фонда, учрежденного для того, чтобы общественность, сочувствующая делу женского образования, помогала ему выжить.

Между членами Педагогического совета Курсов и Общества царило взаимопонимание, а малейшие разногласия по вопросам курсовой жизни обсуждались на общих собраниях. Весь опыт по созданию женского университета, все силы и стремления организаторов были направлены на поддержание Курсов, а в трудные моменты истории учебного заведения - на его выживание. Члены Общества для доставления средств ВЖК, работавшие на курсах, считались общественными деятелями и не получали материального вознаграждения. Например, В.П. Тарновская 25 лет несла на себе обязанности казначея курсов, Е.В.Балабанова около 20 лет заведовала курсовой библиотекой, О.К.Нечаева 13 лет вела дела в общежитиях курсов. Это – энтузиасты и первопроходцы высшего женского образования в России. Рядом с ними всегда была передовая университетская профессура.

Высшие женские курсы просуществовали 40 лет. Они прошли через прокрустово ложе контрреформ 1880-х годов и не были закрыты подобно другим ВЖК в Российской империи. В 1918 году в качестве Третьего Петроградского университета Курсы были слиты с Первым Петроградским университетом. Благородная миссия ВЖК была логически завершена – равноправие женщин в области образования и применения своих знаний в жизни было прочно завоевано.

2. Юридический факультет Бестужевских курсов

Осенью 1906 года на Высших женских (Бестужевских) курсах открылся третий, самый проблематичный для власти факультет – юридический. Ведь нигде более не раскрывались так отчетливо изъяны тогдашнего российского государственного устройства и законодательства. В январе 1905 года грянула революция, и общественно-политическая дискуссия, усугубленная восстаниями и сражениями на баррикадах, развернулась со всем ожесточением. Среди важнейших вопросов внутренней политики, которые замалчивались правительством, находился вопрос о допуске женщин к юридическому образованию и последующей практической деятельности в сфере юриспруденции. Революция настоятельно потребовала дать на него ответ.

Та часть общественности, которая связывала будущее России с прогрессом образования и усилением роли женщин в обществе, ратовала за допущение женщин к юриспруденции уже в дореволюционную пору. Еще в 1903 году 47 слушательниц ВЖК обратились к Совету про­фессоров с ходатайством о введении специальных курсов по вопросам экономики и юридических наук. В. П. Тарновская, председательница Общества доставления средств ВЖК обратилась 14 мая 1904 года к директо­ру курсов с заявлением: «Ходатайство слушательниц совпадает с дав­ним желанием Комитета организовать наряду с уже существующими двумя отделениями… отделение юридических наук. Будучи уверены в Вашем и гг. профессоров сочувственном отношении ко всякому начина­нию в деле расширения преподавания на курсах и стремлению содейст­вовать полному уравнению курсов с университетом…».

Была созвана специальная комиссия в составе профессоров Д. Д. Гримма, А.С. Постникова, И. А. Ивановского, Л. И. Петражицкого, В. И. Сергеевича, И.А. Покровского, И. Я. Фойницкого, В. Э. фон Дена. Комиссия признала важность допущения женщин до юридического образования ввиду того, что они могут примять свои знания, оказывая юридическую помощь населению и занимаясь преподаванием. Однако судебная деятельность по-прежнему оставалась закрытой для лиц женского пола; высшие лица Российской империи, включая императорскую семью, высказывались против допущения женщин в адвокатуру и судебное производство. События 1905 года отодвинули разрешение вопроса о женском юри­дическом факультете на ВЖК. 12 марта 1906 года созванная ранее комиссия, пополненная рядом новых лиц, возобновила свою работу. 13 мая 1906 года было получено «высочайшее» разреше­ние на открытие юридического факультета на ВЖК.

Первоначально Юридический факультет открыл в составе одного (первого) курса, который с каждый следующим годом младшим курсом. Курс обучения был установлен четырехлетний. В отличие от других факультетов на юридическом была сохранена курсовая система: экзамены производились два раза в году – в мае и сентябре по сессионной си­стеме. Только экзамены по латинскому и иностранным языкам разреша­лось сдавать в течение всего года.

На факультете 18 предметов были обязательны: энциклопедии права, истории философии права, истории римского права, догме римского права, общему государственному праву, русскому государственному праву, истории русского права, политиче­ской экономии, статистике, финансовому праву, гражданскому праву, гражданскому судопроизводству, уголовному праву, уголовному судо­производству, полицейскому праву, церковному праву, международному и торговому праву.

Среди необязатель­ных специальных курсов были римское семейное и наслед­ственное право, децентрализация и автономия, самоуправление, история экономических учений, история германского права, граж­данское право прибалтийских губерний, история демократических доктрин и др. Участие в семинариях не было обязательным, но многие слушательницы юридического факультета участвовали в них, а некоторые даже одновременно в нескольких.

Увлечение слушательниц теоретическими проблемами частично объясняется тем, что на юридический факультет женщины шли главным образом, чтобы получить те основы общего образования, которые необходимы для участия в общественной и политической жизни, а также из особого интереса к теоретическим проблемам. Ведь о каком-либо прак­тическом применении специальных юридических знаний не было и ре­чи - путь к профессиональной деятельности был закрыт. Рассчитывать на применение своих специальных знаний по окончании юридического факультета могли только те курсистки, которые специализировались по статистике. Этот курс вел профессор А.А. Кауфман . Руководимый им статистический семинарий создал обобщающий портрет курсистки.

Занятия у М. И. Туган-Барановским . заключались в чтении I тома «Капитала» Маркса и дискуссиях, в которых активно участвова­ло около 50-60 человек. Серьезный круг слушателей собирался на семинарии по общей теории гражданского права у И. А. Покровского . После его увольнения из Университета чтения лекций по гражданскому праву принял на себя профессор Пергамент, а ведение практических занятий, заключавшихся в разборе казусов, – Д. Д. Гримм.

Блестящее ораторское мастерство привлекало множество слушательниц на специальный курс по истории демократи­ческих доктрин профессора М. М. Ковалевского .

Профессор М. А. Дьяконов руководил также очень интересным семинарием по истории русского права. Результаты работы этого семина­рия в 1906/07 учебном году - «Сводный текст крестьянских порядных, XVI в.» - были опубликованы в 1910 году.

Профессор В. М. Гессен читал лекции и вел практические занятия по административному праву. На его занятиях читались и обсуждались рефераты на разные темы, в том числе: о роли земства в деле народного образования,обохране детского труда, о свободе собраний и другие.

Исключительно интересные практические занятия, на которых разбирались подлинные дела из архива Окружного суда, изучался дореформенный процесс по делам 1789-1840 годов, читались доклады, реферировались монографии и, кроме того, посещались музей уголовного права и жен­ская тюрьма, вел профессор П. И. Люб­линский .

В последующие годы были введены лекции по судебной медицине, патологической психологии, по психиатрии в связи с судебной психопа­тологией. Проводились систематические занятия в психиатрических заведениях, в приютах, в колониях для малолетних пре­ступников.

Норма первого приема на юридический факультет была велика, но далеко не все ходатайства о приеме были удовлетворены. Такой наплыв желающих изучать юридические науки объясняется тем, что на этот новый факультет шли не только для того, чтобы изучать право, а что­бы приобщаться к основам общественной жизни.

В последующие годы прием на юридический факультет сократился с 600 до 500 человек, а в 1915/16 году - около 300. В условиях военного кризиса девушки были вынуждены во многом отказываться от борьбы за право работать по специальности и искать заработок. Так продолжалось до 1917 года, когда по решению Временного правительства женщины-юристы получи­ли доступ в адвокатуру и судебные органы. Тогда снова возросло количество желающих изучать юридические науки: на 1917/1918 учебный год были приняты уже 800 женщин. Большинство юристок-бестужевок были приняты в сословие адво­катов в качестве помощников присяжных поверенных.

Источник:
С. А. Красинская-Эльяшева, А. И. Рубашова-Зорохович. Юридический факультет. //
Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы, 1878 - 1918: Сборник статей /
Под ред. С. Н. Валка. Л.: Изд-во ЛГУ,1973. С. 148 – 163.

3. Из воспоминаний выпускницы юридического факультета ВЖК


М.М. Ковалевский

В 1915 г., когда я поступила на юридический факультет, вступительную лекцию для всех курсов читал в большом актовом зале Максим Максимович Ковалевский . После запрещения ему в 1887 г. чтения лекций по конституционному праву в Московском университете он провел 15 лет за границей, где занимался литературно-научной деятельностью, прерываемой чтением курсов в Оксфорде, Париже, Брюсселе, Чикаго, Стокгольме. … Нам, бестужевкам, Ковалевский дорог также тем, что он должен был стать мужем знаменитой С. В. Ковалевской. Их свадьба была назначена на лето 1891 г. Однако, возвращаясь из Генуи, где Софья Васильевна встречалась с Максимом Максимовичем, она простудилась и умерла от воспаления легких (29 января 1891 г.).

Естественно, что слушать М. М. Ковалевского пришли курсистки с разных факультетов. Зал был переполнен, сидели на подоконниках, на полу у кафедры. Мощная импозантная фигура лектора, белоснежные волосы, красиво откинутые назад, плавная речь, уверенные жесты опытного оратора, внушали уважение и почтение, гордость, что он, известный социолог, историк, юрист, общественный и государственный деятель, выступает перед нами. На курсах М. М. Ковалевский читал специальный курс по истории демократических доктрин.

Историю римского права на первом курсе (4 часа) и догму на втором (6 часов вместе с практическими занятиями) читал Давид Давидович Гримм - пожилой, сухонький, с ежиком седоватых волос, удивительно умными, проницательными голубыми глазами. Влюбленный в логически точные и краткие формулировки, самое звучание латыни, он с вдохновением читал и заставлял нас читать отрывки из Пандект. В своих лекциях Д. Д. Гримм показывал, как под влиянием исторических и экономических причин происходило развитие Рима из государства-города в мировую империю, как римские юристы, толкуя старое право, приспосабливали его к новым условиям, создавали новое, как они пришли к определению “право есть искусство доброго и справедливого”. На практических занятиях профессор наряду с чтением Пандект предлагал реферировать отдельные главы из 3-х томного труда Р. Иеринга «Дух римского права». Комментарии и заключения Д. Д. Гримма по рефератам были очень интересны. Особое оживление на семинаре вызывало реферирование брошюры Иеринга «Борьба за право». Д. Д. Гримм увлекался римским правом и сумел увлечь нас этим, казалось бы, сухим и мертвым предметом.<…>


Петражицкий Лев Иосифович

Большой популярностью в то время пользовалось имя профессора Л. И. Петражицкого , крупного ученого, создателя психологической теории права, преподававшего в Санкт-Петербургском университете. Он читал Энциклопедию и историю философии права. Непосредственно на Курсах Петражицкий в этом году не преподавал. Поэтому мне пришлось записаться вольнослушательницей в университет.

Для того чтобы быть допущенной к слушанию лекций Петражицкого, требовалось пройти специальное собеседование и показать свое знание его книги «Введение в изучение права и нравственности» (1905 г.), в которой ученый излагал основы психологии и логики, без чего считалось невозможным как изучение его 2-томного труда «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», так и слушание лекций. Преодолев все преграды, я стала два раза в неделю посещать университет. Это было на 2-м курсе.
Слушать Петражицкого было трудно, речь его была медленной и тихой, фразы весьма длинными, он как бы переводил с немецкого языка, на котором раньше писал свои труды. Кроме того, будучи поляком по происхождению, Петражицкий говорил с польским акцентом и употреблял какие-то особенные, только ему присущие выражения.

Лекции Петражицкого походили на импровизацию, надо было ухватиться за их логическую нить, чтобы понять, что он хотел сказать. Но затем логичность излагаемого покоряла своей оригинальностью и кажущейся неотразимостью. Аудиторию привлекали также высокие моральные начала, которые ученый считал руководящими принципами права.

Историю философии права нам читал В. Н. Сперанский . Самая большая аудитория не могла вместить всех слушателей, а количество желающих заниматься у него в семинаре было так велико, что приходилось вести занятия по отдельным группам, в разные дни. На семинары приходили слушательницы других факультетов, которых интересовали предлагаемые Сперанским темы: «Политические утопии древнего мира», «Проблемы кары у Достоевского», «Нравственная философия Канта», «Об исторической школе юристов».

Манера чтения лекций Сперанского несколько удивляла, но в то же время и привлекала. Это был стройный, элегантный, сравнительно молодой человек с красивым римским профилем, блестящими глазами и чуть седеющей гривой волос, которые он отбрасывал назад привычным жестом. Говорил он громко, приятным баритоном. Ни записок, ни портфеля. Цитаты наизусть из Метерлинка, А. Франса. Шопенгауэра, Ницше, Канта.


Библиотека Курсов
Он уклонялся от объявленной темы, декламировал Гете или Пушкина, вновь возвращался к теме и вновь от нее уходил. После лекций Сперанского у меня был полный сумбур в голове, почти ничего от основной темы и восторженное, взволнованное состояние от соприкосновения с великими умами человечества.

Деканом факультета был Михаил Яковлевич Пергамент , человек широко образованный и эрудированный. По окончании университета он готовился к профессорской деятельности в Берлине под руководством таких крупных романистов Германии, как Дернбург, Барон, а также ученых-цивилистов, олицетворяющих собой в начале XX в. передовую юридическую мысль. Все, что было ценного и передового в немецкой науке права, М. Я. Пергамент бережно доносил до своих слушательниц. На старших курсах он читал специальные курсы: «Гражданское право Германии и Швейцарии», «Французский гражданский кодекс», вел практические занятия по римскому и гражданскому праву. …Он пробуждал в нас живой интерес к истокам русского гражданского права. Нередко он с шуткой говорил: «Посмотрим, что сказал на этот счет наш друг Папиниан или наш друг Ульпиан». Такая манера чтения лекций Пергамента, его передовые взгляды очень нравились, возбуждали интерес к праву, к избранной профессии, и поэтому его лекции посещались безукоризненно. <…>

Семейное право в 7 и 8 семестрах читал, а также вел практические занятия приват-доцент Александр Григорьевич Гойхбарг . Мы с большим интересом посещали его лекции. Увы, царские законы осуждали женщину - мать, жену, дочь на подчиненное положение. … Со жгучим вниманием слушали мы взволнованную критику этих законов. В лекциях Гойхбарга затрагивались животрепещущие вопросы, обсуждавшиеся в печати, в студенческих кружках, за чашкой чая. Поэтому Александру Григорьевичу задавались бесчисленные вопросы, разрешаемые в дружеской, товарищеской обстановке взаимного понимания и единства взглядов. А. Г. Гойхбарга любили и уважали, считали старшим товарищем. Он был одним из тех юристов, которые горячо приняли Октябрьскую революцию.

На 4-м курсе исключительно интересно вел практические занятия по уголовному процессу проф. П. И. Люблинский . Мы разбирали подлинные дела из архива Санкт-Петербургского Окружного суда, изучали дореформенный процесс по делам 1789-1840 гг., реферировали монографии по уголовному процессу, был инсценирован процесс по «Анфисе» Леонида Андреева. Посещались Музей уголовного права, женская тюрьма, колония для несовершеннолетних преступников. Бестужевка Смоленская вспоминает, какое тяжелое впечатление произвело на всех посещение колонии.


Люблинский Павел Исаевич

Пиленко Александр Александрович

Курс лекций по международному частному праву читал проф. А. А. Пиленко . Его интересные обзоры международной жизни появлялись в газете «Новое время» - самой обширной, осведомленной, но реакционной газете. Свое сотрудничество в ней он оправдывал тем, что выполняет свой долг, поскольку, мол, другой сотрудник газеты вел бы отдел международной жизни с реакционных позиций.

Сейчас, на 82-м году жизни, я не могу не выразить глубокой признательности своим профессорам. Они научили нас сознательно и самостоятельно работать над книгой, дали широкий кругозор и пробудили чувство ответственности за порученное дело интерес к познанию. Каждый из них доносил до нас передовые идеи своей науки.

Из воспоминаний выпускницы юридического факультета
Высших Женских (Бестужевских) курсов
Е. Р. Изместьевой-Новожиловой
(опубликовано в Правоведении, 1977, № 6, с. 120 – 124.)

4. Воспоминания юристки первого выпуска

Окончив 8-й педагогический класс в гимназии М. Н. Стоюниной в Петербурге весной 1906 года, я стала мечтать о поступлении на юридический факультет. Но я прекрасно сознавала, что мои мечты останутся только мечтами, так как доступ в университет женщинам был закрыт. И вдруг неожиданно в газетах появилось извещение об открытии юридического факультета на Высших женских (Бестужевских) курсах в Петербурге. Мечта становилась явью… Несложные формальности в канцелярии курсов заняли немного времени, и я уже студентка I курса юридического факультета ВЖК. С волнением вхожу в самую большую аудиторию курсов -10-ю, где читаются лекции I курсу юристок - нас было принято несколько сот человек.

В этой же аудитории через несколько дней состоялся многолюдный митинг, на котором директор курсов В. А. Фаусек сообщил нам о смертной казни двух курсисток – Бенедиктовой и Мамаевой, так как ходатайство Совета профессоров перед генерал-губернатором об их помиловании было отклонено и приговор военного суда приведен в исполнение. На митинге я впервые услышала пламенные призывы к беспощадной революционной борьбе; митинг закончился скорбным пением «Вы жертвою пали в борьбе роковой».

Очень скоро по поступлении на курсы я полностью приобщилась к академической жизни. В числе наших профессоров был известный в то время историк права профессор В. И. Сергеевич. На первой же его лекции после вводных фраз, в которых он подчеркнул свое отрицательное отношение к революционной молодежи, поднялся такой шум и свист, что Сергеевич вынужден был уйти с кафедры и больше на курсах не появлялся. <…>

Очень скоро меня захватил полностью своими лекциями профессор Л. И. Петражицкий. <…> Студенты острили: «Он думает по-польски, пишет по-немецки, а лекции читает по-русски». Но всё же я пыталась записывать. Это было нелегко как из-за формы изложения, так и по существу: он вводил нас в глубины психологии. На базе эмоциональной психологии профессор строил свою теорию права. Меня начал увлекать логически совершенный ход мышления лектора.

Очень скоро вокруг Петражицкого у нас на курсах, как и в университете, образовался тесный кружок. Я записывала все его лекции и по просьбе некоторых однокурсниц составила программу к ним, по которой мы сдавали зачеты на II курсе, чем доставили профессору явное удовольствие (его печатный курс тогда еще не вышел).

Свою дань теории Петражицкого я отдала, представив на III курсе в семинарии профессора Жижиленко доклад на тему «Эволюция идей о целях наказания в истории». Эпиграфом к этой работе я взяла цитату из книги общей теории права Петражицкого, вышедшей к тому времени из печати. В ней, следуя учению Л. И. Петражицкого, я доказывала, что представление о целях наказания исторически меняется в связи с изменением общественной структуры. Эту курсовую работу, по предложению профессора А. А. Жижиленко, я представила, сдавая государственные экзамены в университете, в качестве дипломной. Увы, моя дипломная работа получила у профессора И. Я. Фойницкого оценку «удовлетворительно». Я потом узнала от профессора Жижиленко, что Фойницкий, как впрочем и большинство наших профессоров, критически относился к теории Петражицкого и не мог простить, что она была положена в основу моей работы. <…>

Мы были покорены сразу же и со всем пылом юности взялись за изучение догмы римского права. А когда И. А. Покровский на 2-й год наших занятий с ним объявил семинарий по теории гражданского права, обусловив прием в него знанием латыни и немецкого языка, вернее, умением читать в подлиннике Свод законов гражданских императора Юстиниана, нас не испугала трудность изучения латыни. Перед каждым семинарским занятием мы проводили вечера в Публичной библиотеке или в юридическом кабинете на курсах, изучая проект германского гражданского Кодекса (самого передового по тому времени) и мотивы к нему. Разве можно было забыть счастливые часы работы под руководством И. А. Покровского, его лекции, его напутствие нам после последней лекции. Это было более полувека назад, но и до сегодняшнего дня его напутственные слова слышатся мне. Он говорил, что представляет себе своих слушателей звездами большой и малой величины. Но даже самая маленькая звезда должна светить окружающим своим неотраженным светом, излучая людям добро, честность и знание.

Быстро пролетели 4 года обучения, и вот у нас в руках дипломы об окончании курсов. Естественным было желание применить свои знания на практике, но осуществить это было нелегко. Бесплатная работа по специальности нашлась сразу же в районных юридических консультациях, где первое время мы работали под руководством опытных мужчин-юристов. Кроме того, меня привлекли к чтению лекций для рабочих во 2-м обществе образования Нарвского района.

С платной работой было гораздо труднее, так как доступ в сословие присяжных поверенных был для женщин закрыт. На мое объявление в газете, где указывалось, что женщина с высшим юридическим образованием и знанием иностранных языков ищет работу по специальности, я получила, к своему удивлению, несколько предложений. Но что это были за предложения! Искали бонну к детям и из ряда претенденток предпочли меня, так как высшее юридическое образование за те же 25 рублей в месяц не мешало. Наконец, мне посчастливилось: в конце декабря 1910 года я получила работу в юридическом отделе правления общества Владикавказской железной дороги. Здесь в должности заместителя заведующего столом общих судебных учреждений, а позднее – заведующего я выполняла работу, где могла использовать свои специальные знания. <…>

Комнаты в общежитии, которое находилось в здании курсов.

В 1914 году, по предложению профессора Жижиленко, я была оставлена при курсах на кафедре уголовного права и в связи с этим принята в члены русской группы Международного союза криминалистов, где и участвовала на равных правах с мужчинами, членами группы, в работах съезда русской группы, происходившего до начала первой мировой войны. Мои впечатления на съезде были такими яркими, что и сейчас отдельные моменты всплывают в памяти. Я вхожу в помещение адвокатского клуба. Неожиданно ко мне подходит профессор, сенатор Н. С. Таганцев, автор многих трудов, по уголовному праву. Ласково улыбаясь, Таганцев спрашивает меня: «Вы действительно окончили университет или просто так надели университетский значок?» - «Нет, я действительно окончила университет», - смущенно отвечаю я. Таганцев горячо жмет мне руку, поздравляет и говорит об искренней радости видеть женщину-юриста, о той пользе, которую женщина может в этой области принести, когда, по русской пословице, «от тюрьмы и от сумы зарекаться не приходится». Его теплое отношение ко мне подняло мое настроение.

Таганцев был избран почетным председателем съезда, а меня вместе с юристкой-криминалисткой Е. Ю. Эрлих-Макаровой выбрали в секретариат. Я, конечно, понимала, что это избрание было данью не мне, а первым женщинам-юристам, но все же оно льстило моему самолюбию... <…>

С началом первой империалистической войны возросли мои общественные обязанности: я работала в городском попечительстве о бедных по оказанию помощи семьям призванных в армию, работала и в лазарете, открытом городом во вновь выстроенном курсами большом здании на Среднем проспекте; после рабочего дня через день я там проводила свои вечера. <…>

Только революция широко распахнула перед нами двери во все области государственной и общественной жизни. Весной 1917 года женщины-юристы в торжественной обстановке были приняты в сословие присяжных поверенных.

Хлытчиева, С. М.
Воспоминания юристки первого выпуска / С. М. Хлытчиева //
Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы (1878-1918 гг.)./
Под ред. С.Н. Валка. Л., 1965. - С. 249-255.

5. Статистический портрет студентки юридического факультета ВЖК

Материалы подобраны из книги:
«Слушательницы Санкт-Петербургских Высших женских (бестужевских) курсов: По данным переписи анкеты выполненной
статистическим семинаром в ноябре 1909 г. /Статистический семинарий С.-Петербургских Высших женских курсов.
С.-Петербург,1912.

Кауфман Александр Аркадьевич ,
руководитель Статистического семинария на ВЖК


Опросный лист Статистического семинария

Сословие родителей:

Оконченные средние учебные заведения:

Что оказало влияние на миросозерцание?

20 сентября (2 октября) 1878 г. в Санкт-Петербурге в качестве частного учебного заведения открылись Высшие женские (Бестужевские) курсы. Их организаторами были известные общественные деятели и учёные, профессора Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетов, Д. И. Менделеев , И. М. Сеченов, А. М. Бутлеров, К. Н. Бестужев‑Рюмин , а также лидеры женского движения А. П. Философова, Н. В. Стасова, О. А. Мордвинова, В. П. Тарновская, Н. А. Белозерская, Е. И. Конради, М. А. Менжинская.

В ходе борьбы за доступ женщин к высшему образованию в 1850-1870-х гг. в Петербурге открывались различные общественные организации, публичные курсы и лекции. Все они разрешались министерскими чиновниками с большой неохотой, а так же без выделения каких-либо государственных дотаций, и не давали никаких прав окончившим их лицам. Ещё в 1850-х гг. в Петербургском университете появились первые вольнослушательницы. В 1869 г. были открыты первые высшие женские курсы - Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве. В 1870 г. в Петербурге были организованы Владимирские курсы - публичные лекции для мужчин и женщин. В 1872 г. для образования учёных акушерок были открыты курсы при Медико-хирургической академии, переименованные в 1876 г. в Высшие врачебные курсы.

Наконец, 20 сентября (2 октября) 1878 г. в Санкт-Петербурге в здании Александровской гимназии на Гороховой улице состоялось торжественное открытие первого высшего учебного заведения для женщин в России - Высших женских курсов. Первым директором курсов был назначен историк К. Н. Бестужев-Рюмин ; в его честь курсы получили неофициальное название «Бестужевские».

Будучи частным учебным заведением, курсы получали лишь по 3 тыс. рублей в год в виде пособия от Министерства народного просвещения и Санкт-Петербургской городской думы и финансировались, главным образом, за счёт специально созданного «Общества для доставления средств Высшим женским курсам». Основным доходом общества была плата за обучение. Члены общества, работавшие на курсах, считались общественными деятелями и не получали жалованья.

В 1885 г. для Высших женских курсов на 10-й линии Васильевского Острова было построено собственное здание по проекту академика архитектуры А. Ф. Красовского при участии В. Р. Курзанова. В дальнейшем здание ВЖК стало разрастаться за счёт пристраивания к главному зданию флигелей и корпусов.

С 1889 г. в связи с уходом с курсов К. Н. Бестужева-Рюмина курсы стали именоваться Санкт-Петербургскими Высшими женскими курсами (неофициальное их название - Бестужевские - сохранилось без изменений).

На курсах существовало три факультета: историко-филологический, физико-математический (первоначально разделённый на физико-математическое и специально-математическое отделения) и юридический (открыт в 1906 г.).

После революции 1905 г. ВЖК получили автономию. Совету профессоров было разрешено выбирать директора из своей среды. Был реорганизован и учебный процесс. На Бестужевских курсах была введена новая система, названная предметной, позволившая слушательницам выбирать по желанию лекционные курсы, а преподавателям - разнообразить и расширить систему практических занятий и курсов.

В 1910 г. Государственный Совет признал Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к дипломам университета.

Высшие женские курсы просуществовали 40 лет, с 1878 по 1918 гг., а в 1918 г., в качестве Третьего Петроградского университета, были слиты с Первым Петроградским университетом.

За 32 выпуска Высшие женские (Бестужевские) курсы окончило около 6 тыс. 933 человек. Наибольшее количество выпускниц было на историко-филологическом факультете - 4 тыс. 311, физико-математический факультет окончило 2 тыс. 385 человек и юридический - 237. Основная часть выпускниц посвятила себя преподавательской деятельности, многие работали в библиотеках и других просветительских учреждениях. Из рядов бестужевок вышло немало выдающихся учёных, писательниц, деятелей общественного движения.

Бестужевские курсы вошли в историю русского просвещения как первое высшее женское учебное заведение университетского типа.

Лит.: Высшие Бестужевские курсы [Электронный ресурс] // Женщины Санкт-Петербурга. 2000-2005. URL : http:// www. women. nw. ru/ win/ bestugev. htm ; Высшие женские (Бестужевские) курсы: Библиографический указатель. М., 1966; Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы, 1878-1918. Л., 1973; Федосова Э. П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России (1878-1918 гг.). М., 1980; Юридический факультет Высших Женских (Бестужевских) курсов [Электронный ресурс] // Юридический факультет СПбГУ. Б. д. URL :

Хватит мечтать. Приходи на курсы "Стервологии" и начинай действовать!

Ты слышала такое утверждение: "Чтобы иметь то, чего никогда не имел, нужно делать то, чего никогда раньше не делал"?

Вот Ты хочешь, чтобы мужчины носили Тебя на руках, присылали корзины роз, осыпали подарками и комплиментами… Хочешь стать успешной женщиной в деловом мире, построить карьеру или даже создать своё дело…

Позволь уточнить: а что именно Ты для этого делаешь? И если это "что-то" до сих пор не сработало — так может быть, пора изменить стратегию и начать делать что-то другое?

Тебе когда-нибудь приходило в голову записаться на курсы "Стервологии" и принципиально изменить свою линию поведения? Нет? Значит это как раз то, что Тебе нужно!

Самый Небанальный курс "Стервологии" : 3 модуля + 2 практикума. Основное отличие курса — углублённый практический подход! Через трансактный анализ — разбираем жизненные сценарии, роли и внутренние установки. Учимся менять их по своему усмотрению. Никаких ритуалов, медитаций и эзотерики — только прикладная психология!

Что конкретно ты получишь на курсе:

  • чёткое понимание, какой должна быть Твоя жизнь, и как превратить желаемое в реальность;
  • осознание, как твоё поведение мешает Тебе строить отношения, которых хочешь Ты;
  • ответ на вопрос, какой мужчина Тебе нужен и где его искать;
  • понимание, какой внешний образ нужно создать, чтобы окружить себя поклонниками;
  • практическое знание, как соблазнять и удерживать интересных Тебе мужчин.

Ты получишь набор инструментов, с помощью которых построишь ту жизнь, о которой мечтаешь. Жизнь, где будут комплименты, поклонники, любимый мужчина и карьерные успехи.

Ты научишься:

  • быть уверенной в себе и независимой;
  • быть яркой, сногсшибательной и обаятельной;
  • вдохновлять и мотивировать мужчин к нужным Тебе действиям;
  • тонко и изящно управлять ситуациями;
  • быть сильной и мудрой женщиной;
  • уверенно и успешно решать сложные вопросы в жизни;
  • всегда оставаться при этом женственной.

Чем эта комплексная программа "Стервологии" отличается от других:

  • Наша программа-основанная на многолетнем опыте психолога Владимира Раковского, в которой используются теория и практика транзактного анализа Эрика Берна, основателя этого направления и автора мировых бестселлеров: "Транзактный анализ в психотерапии", "За пределами игр и сценариев", "Люди, которые играют в игры".
  • В основе программы — профессиональный подход и экспертный взгляд на взаимоотношения людей. Ведущий программы — профессиональный спасатель МЧС, профессиональный психолог, профессиональный "Мужчина", и, конечно, профессиональный "Стерволог". Богатый жизненный опыт, лучшее психологическое образование в России и 20-летний опыт работы позволяют ему великолепно разбираться в женской психике.
  • Уникальное сочетание теории, технологии и практики — примеры только из реальной жизни. Все действия и роли подробно разбираются и ты поймёшь, что изменить ситуацию в твоих руках.
  • Для Тебя создаётся новая модель поведения, которая и приведёт Тебя к нужным результатам.
  • На курсе освещаются все этапы отношений — от понимания, какой именно мужчина Тебе нужен, и его поиска, до построения таких отношений, в которых Ты будешь счастлива.
  • В отличие от большинства других тренингов по отношениям, здесь Ты ставишь перед собой чёткие цели и получаешь конкретные инструменты для их достижения.
  • Наш курс больше похож на бизнес-коучинг, ориентированный на личный результат.

Курс состоит из 3 модулей и 2 практикумов.

Модуль "Как относиться к себе и мужчинам"

В программе — как относиться к себе и мужчинам.

Ты разберёшься, какой мужчина нужен именно Тебе. Также разберёшься в себе, поймёшь, чего хочешь от жизни. И как Твоё поведение мешает это получить.

Пройдя модуль, Ты:

  • поставишь себе чёткие цели;
  • найдёшь то, что делает Тебя счастливой;
  • разберёшься, как эффективнее решать проблемы в жизни;
  • поймёшь, с каким мужчиной Тебе лучше строить отношения и как;
  • перестанешь нервничать, беспокоиться и обижаться из-за мужчин;
  • освоишь новые приёмы достижения желаемого;
  • начнёшь развивать качества, необходимые для успешной женщины.

Модуль "Я самая обаятельная и привлекательная"

В программе — как стать самой обаятельной и привлекательной.

Ты поймёшь, как мужчины воспринимают Твой внешний образ, как он влияет на отношения и как пользоваться своей женской привлекательностью на все 100%.

Пройдя модуль, Ты:

  • начнёшь притягивать восхищённые взгляды мужчин;
  • создашь образ, соответствующий твоему новому поведению;
  • научишься правильно подбирать аксессуары под разные костюмы;
  • научишься быть неотразимой с помощью причёски и макияжа;
  • станешь роскошной женщиной;
  • после этого модуля количество внимания к тебе будем таким, что кому-то придётся отказывать в свидании.

Этот модуль Владимир Раковский ведёт вместе со своей женой Евгенией Стешовой — моделью, стилистом и имидж-консультантом.

Модуль "Как соблазнять, влюблять и удерживать мужчин"

В программе — как влюблять в себя и удерживать мужчин.

Ты научишься соблазнять именно тех мужчин, которые Тебе интересны, и строить с ними отношения. Узнаешь, как вернуть пылкие чувства влюблённого в Тебя когда-то мужчину.

Пройдя модуль, Ты:

  • избавишься от внутренних негативных установок в отношениях;
  • научишься не только привлекать мужчин, но и удерживать их рядом;
  • научишься развивать отношения и закреплять возникшие чувства;
  • начнёшь получать от мужчины всё, что захочешь;
  • мужчины будут счастливы радовать Тебя и носить на руках.

Практикум "Школа соблазнения"

Пройдя практикум, Ты:

  • начнёшь производить на мужчин желаемое впечатление;
  • научишься мягко, деликатно, изящно и незаметно соблазнять;
  • научишься пользоваться своим женским обаянием;
  • будешь чувствовать себя раскованно и уверенно;
  • раскроешь свою сексуальность и привлекательность;
  • научишься обольщать настоящих мужчин.

Практикум "Школа стиля"

Пройдя практикум, Ты:

  • найдёшь свой неповторимый стиль;
  • станешь яркой и притягательной;
  • научишься во всём подчёркивать свою индивидуальность;
  • будешь сводить с ума мужчин одним своим внешним видом;
  • научишься быть разной, интересной и непредсказуемой;
  • подчеркнёшь свои достоинства и скроешь недостатки.

Если Ты хочешь к лету 2015 г. стать счастливой женщиной… любимой, единственной, окружённой вниманием интересных Тебе мужчин — пройди всю программу целиком!

Не успела? Да, курс уже стартовал. Но ничего страшного! Это не повод откладывать своё счастье до "следующего раза". Ведь его может и не быть. Присоединяйся сейчас — всё самое интересное ещё впереди!

Предупреждение

"Стервология" — это довольно жёсткий провокационный курс. Это — вызов. Это — Твой выход из привычной зоны комфорта. Это — ломка стереотипов и шаблонов. Будь к этому готова! Такова цена за достижение реальных результатов. И помни — на кону Твоя новая жизнь!

Сделай шаг из зоны комфорта, и мы изменим Твою жизнь, или оставайся в своём комфортном "футляре" со всеми проблемами, сомнениями и пустыми мечтаниями . Или.

Не хочешь дискомфорта? Ок. Оставайся в своей старой жизни со всеми проблемами, комплексами, сомнениями и мечтаниями, которым никогда не суждено сбыться.

Ну что, всё-таки, как обычно, сомневаешься..?

  • "Да, мне страшно рассказывать о своих проблемах перед чужими людьми" .

В группе вместе с Тобой будут работать точно такие же девушки и женщины. Умные, красивые, успешные, но Не счастливые в личной жизни. Они точно так же , как и Ты, привыкли скрывать своё одиночество и делать вид, что всё хорошо. Так что — Тебе нечего их стесняться.

  • "Я не верю, что это работает" .

Наш курс "Стервологии" идёт уже более 15 лет. Его прошли более 24 000 участниц. И вот, что они говорят. Почитай, как изменилась их жизнь.

  • "Это, наверное, не для меня" .

Да, цели и картины личного счастья, каждой участницы индивидуальны и кажется, что единого рецепта нет, но факт остаётся фактом — все выпускницы получают то, что они хотят, и даже больше.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»