Критерии оценивания по химии в рамках фгос. Система оценивания предмета химии по фгос ооо. Требования на выстраивание системы оценивания

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ХИМИИ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

Ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

Ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» :

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

Проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

Работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

В логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

Имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен ная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

Нет ошибок - оценка «5»;

Одна ошибка - оценка «4»;

Две ошибки - оценка «З»;

Три ошибки - оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25-З0 правильных ответов - оценка «5»;

19-24 правильных ответов - оценка «4»;

13-18 правильных ответов - оценка «З»;

Меньше 12 правильных ответов - оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

Соблюдение требований к его оформлению;

Необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

Умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

Способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Cколько баллов дается за каждое задание ЕГЭ по химии. Критерии оценивания ЕГЭ по химии 2019: баллы и оценки, таблица перевода, а также структура экзамена, методика проверки и основные изменения в новом году. В 2019 задания для ЕГЭ по химии стали содержать большее количество математических элементов, расчетов физических величин, более глубокой стала проверка и основного теоретического курса химии. В то же время, количество заданий снизилось, теперь вместо 40 вопросов, учащемуся придется решить 35 (по другим данным 34). Соответственно, изменилась шкала оценки, за ЕГЭ по химии 2019 первичный балл стал ниже – на 4 единицы.

Все задания оцениваются по-разному, за сложные задачи можно заработать до 5 баллов. Поэтому для поступления в профильные ВУЗы необходимо максимально глубоко изучать предмет.

Таблица критериев оценки заданий ЕГЭ 2019 по химии с учетом новых требований:


Номер задания

Максимальный балл

35 3

Оценка заданий осуществляется по установленной методологии, при этом за сложные задания, где требуется логика, баллы выставляются посредством специальных аналитических таблиц. Если ответ максимально соответствует требования анализа, за него можно получить до 5 баллов. Если учащийся развил тему только частично, то количество баллов снижается. За невыполненное задание начисляется 0 баллов.

Проверка сложных заданий осуществляется двумя экспертами. Если есть сильное расхождение баллов, то привлекается третий специалист. Это обеспечивает максимально эффективное и объективное оценивание знаний выпускников.

Таблица перевода ЕГЭ-2019 по химии из баллов в оценки:

Количество баллов

Оценка

Структура заданий ЕГЭ по химии в 2019 году включает 29 вопросов с кратким ответом, а также 5 с развернутым.

Продолжительность экзамена составляет 210 минут, по нормативу на простые вопросы должно уходить около 3 минут, на сложные - до 15. Что касается минимального балла для прохождения в специализированные ВУЗы, то каждое высшее учебное заведение устанавливает свои требования. Например, для поступления на химический факультет МГУ, либо престижного Московского медицинского университета необходимо набрать не менее 50 баллов.

Но обычно общий проходной балл в престижные ВУЗы составляет 400-470 (на химический факультет минимум меньше, на медицинский - больше), и только от химии поступление в то же МГУ не зависит, поэтому если баллов не хватает, можно добрать по математике, биологии, русскому и внутренним вступительным экзаменам.

Значительные изменения в ЕГЭ наблюдаются также и по другим предметам.

Для успешной сдачи химии рекомендуется уделять большую часть времени решению задач и уравнение. Во время сдачи можно пользоваться калькулятором, таблицей Менделеева и растворимости солей. Также разрешен электрохимический ряд напряжения металлов.

Критерии оценивания ЕГЭ по химии 2019 описаны достаточно четко в регламенте, но у каждого выпускника есть право на подачу апелляции.

Таблица переводов баллов в оценки ОГЭ-2019 по химии

Для выпускников 9-х классов предусмотрены свои критерии оценивания. Согласно всем КИМ и ГИА, максимально можно набрать 34 балла. А вот, если выпускник хочет пойти в медколледж, профильный класс или на еще какое-то средне-специальное образование, связанное с химией, фармацевтикой и медициной, ему нужно набрать от 23 баллов и выше.ээ

Таблица переводов баллов по химии для ОГЭ-2019


Вопреки кажущейся простоте, набрать 9 баллов для минимального проходной оценке не так просто. Нужно уметь решать задачи, ориентироваться в формулах, хотя бы минимально владеть теорией. Кто сдал на двойку, останется на второй год, если провалит и пересдачу.

Таблица оценки баллов по заданиям:


Номер задания

2 (1 – если решено частично)

2 (1 – если решено частично)

2 (1 – если верно на 2/3)

2 (1 – если верно на 2/3)

Многие школьники, чтобы перестраховаться, начинают решать сразу со сложных заданий. Если решить их все без ошибок, можно набрать сразу 19 баллов, то есть, на «четверку». Однако, это подразумевает полное решение задания, иначе оно будет оценено в 1 балл, а то и вовсе нет.

Критерии оценивания тестирования по химии каждый год меняются, правила становятся жестче, поскольку среди правительства существует идея о недостаточно качественном образовании. Это, конечно, не имеет под собой оснований, ведь школьники учатся хуже не из-за программы, а по большей части из-за перегруженности.

Что пойдет в аттестат? Что делать, если ЕГЭ по химии написан на двойку?

Если ЕГЭ по химии не сдан, а по математике и русскому нормальные оценки, школьнику просто выдадут аттестат. И еще дадут сертификат ЕГЭ, где химию просто не впишут. При этом экзамен можно пересдать через год. Минус тут один - может не хватить общего балла для поступления, а если ВУЗ требует химию в обязательном порядке, то вообще не примут документы. Соответственно, школьник теряет время, а юношей могут и вовсе в армию забрать, после которой пересдать будет еще сложнее.

Если за год оценка 4 или 5, а ЕГЭ по химии сдан на 3 или 4 (то есть понижение балла), что пойдет в аттестат? Пойдет годовая отметка. Если ЕГЭ сдан на 5, а за год 3, то тоже на аттестат не влияет. Но каждая конкретная школа , где обязали считать среднее арифметическое.

Почему так происходит? Потому что этот подсчет никто потом не проверяет. Исходя из этого - решать вопрос лучше заранее с учителем химии и классным руководителем, обычно в нормальных школах педагоги стараются идти навстречу выпускникам. Если у ребенка 4-ка, но он поднажал и сдал ЕГЭ на 5, почему бы ему не помочь?

Но! Надо помнить, что оценки в аттестате при поступлении никому не нужны, и, особенно, по химии. Смотрят сегодня в 99% случаев только на сертификат ЕГЭ.

В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранных из федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контроля знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни.

Первый уровень - репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

Знание названий отдельных химических элементов, веществ и реакций;

Умение устно или письменно описывать химические факты, понятия или явления (реакции);

Понимание роли, значения или применения отдельных химических веществ или реакций;

Применение химической символики - химических знаков, формул и уравнений;

Знание некоторых используемых в химии приборов, умение собирать простейшие из них и использовать при выполнении химического эксперимента.

Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.

Второй уровень - продуктивный. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

Понимание формулировок важнейших химических понятий, законов, теорий и применение их в аналогичных ситуациях;

Умение устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами химических веществ;

Умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

Умение самостоятельно проводить химический эксперимент по инструкции учебника или по указанию учителя и фиксировать его результаты.

Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на первом уровне.

Третий уровень - творческий. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

Умение прогнозировать свойства химических веществ на основе знания об их составе и строении и, наоборот, предполагать строение веществ на основе их свойств;

Понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями (скоростью, направлением, выходом продукта);

Умение проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты;

Умение ориентироваться в потоке химической информации, определять источники необходимой информации, получать ее, анализировать, делать выводы на ее основе и представлять в соответствующей форме;

Умение осознавать вклад химии в формирование целостной естественнонаучной картины мира.

Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация)

Отметка«5» ставится в случае:

  • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
  • Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка«4»:

· Знание всего изученного программного материала.

· Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

· Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка«3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

· Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

· Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

· Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка«2»:

· Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

· Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

· Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка«1»:

· Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

ФГОС ООО: Подходы к оценке
метапредметных результатов
обучения
Симонова М. Ж. к.п.н., доцент
кафедры химии, экологии и МОХ,
Почетный работник ВПО,
Заслуженный преподаватель ЧГПУ

ЗАЧЕМ МЫ ОЦЕНИВАЕМ?

Для улучшения успехов тех, кого оцениваем;
Для улучшения механизмов оценивания;
Для улучшения методов, средств и стратегий оценивания;
Для сертификации уровня знаний и основных навыков учащихся по
завершении ступеней образования.
Для организации отбора;
Для изучения успехов и прогресса;
Для исправления результатов;
Для формирования навыков самооценки;
Для выявления недостатков или дисфункций и выработки правильной
стратегии;
Для изучения исходной стадии и прогнозирования дальнейших
действий.
Для оптимизации полученных результатов в преподавании, обучении и
оценивании;
Для выработки корректирующих прогрессивных программ в случае
неудовлетворительных результатов.

? ? ?

???
Как мы
оцениваем
?
Каков механизм
оценивания?
По каким
критериям и
шкалам мы
оцениваем?

???

1. Для чего нужна такая работа (диагностика, стимуляция,
коррекция, развитие)?
2. Понимая, что конечной целью оценивания является
ответ на вопрос: « Как дальше улучшить свою
деятельность?», понять – кому он (этот вопрос)
адресован.
3. Попытаться ответить на вопрос: « Зачем мы будем эту
работу оценивать, чего и от кого (каждого ученика, класса
в целом) хотим добиться, какого результата достичь?

ФГОС – это требования к …
РЕЗУЛЬТАТАМ
СТРУКТУРЕ
УСЛОВИЯМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ
… составляет основной результат образования»
Личностные
ценностно-смысловые
установки личностной
позиции,
основы российской и
гражданской
идентичности …
Метапредметные
…универсальные
учебные действия
(познавательные,
регулятивные и
коммуникативные) основа умения учиться
Предметные
опыт
получения,
преобразования и
применения
предметных знаний

ФГОС: новые требования к
СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА
(проверка заявленных действий, умений, а не просто

Объект оценивания

В
соответствии с ФГОС ООО основным
объектом системы оценки результатов
образования, её содержательной и
критериальной
базой
выступают
требования
Стандарта,
которые
конкретизируются
в
планируемых
результатах освоения обучающимися
основной образовательной программы
основного общего образования.

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Умение организовывать
свои дела: ставить цель,
планировать, получать и
оценивать результат
Умение добывать,
преобразовывать и
представлять
информацию
ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение оценивать
свои и чужие
поступки, стремление
к созидательной
деятельности
ДЕЙСТВИЯ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою
позицию, понять других,
договориться, чтобы
сделать что-то сообща
НОВЫЕ СРЕДСТВА - ВСЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА,
ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
Внешняя оценка:
государственные службы
Аккредитация ОУ
Мониторинг системы
образования
Аттестация кадров
ОГЭ,
ГИА
Внутренняя оценка:
учитель,
ученик,
ОУ
Итоговая оценка учащихся строится на основе:
а) результатов внутришкольного мониторинга по предметам и
комплексных работ на межпредметной основе,
б) оценок за итоговые работы по предмету,
в) оценки за подготовку и защиту индивидуального проекта,
г) оценок за работу, выносимую на Государственную итоговую аттестацию

«Достижение метапредметных и предметных результатов,
необходимых для продолжения образования, является
предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования.
При итоговом оценивании учитываются сформированность
умений выполнения проектной деятельности и способность к
решению учебно-практических и учебно-познавательных
задач» (ФГОС ОО, 2010г.).
Диагностика - способ получения измеряемых показателей
обучения, обеспечивающих объективное и всестороннее изучение
условий и результатов учебного процесса.
Педагогическая диагностика включает в себя ряд процедур:
контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных,
их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование
дальнейшего развития.
Цель диагностики - установить соответствие реальных
достижений учащихся запланированным результатам обучения.
Измерителями являются средства и способы выявления по
заранее заданным параметрам качественных и количественных
характеристик достижения учащимися уровня учебной подготовки.

Для оценки динамики формирования метапредметных результатов обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образоват

Для оценки динамики формирования метапредметных
результатов обязательными составляющими системы
внутришкольного мониторинга образовательных
достижений являются материалы:
стартовой диагностики;
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на
межпредметной основе, направленных на оценку сформированности
познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при
решении учебно-познавательных и учебно-практических задач,
основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности
учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и
коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем
и воплощению решений в практику; способности и готовности к
использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к
самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защиты итогового индивидуального проекта.

???:

Подходы к системе оценивания
Методы и приемы оценки метапредметных
результатов

Система оценивания

Под системой оценивания понимается
не
только
та
шкала,
которая
используется при выставлении отметок
и моменты, в которые отметки принято
выставлять, но в целом механизм
осуществления
контрольнодиагностической
связи
между
учителем, учеником и родителями по
поводу успешности образовательного
процесса, равно как и осуществления
самостоятельного определения таковой
учащимся

Основные цели
оценочной
деятельности

Показатели оценки образовательных
достижений
Оценка достижения
планируемых
результатов
Динамика
образовательных
достижений
Инструменты
Итоговая оценка
Внутришкольный
мониторинг
Портфель достижений

Кто оценивает?

Ученик
– самооценка
Ученик и учитель
в диалоге –
совместное оценивание

Умение ставить цель и
добиваться ее
Умение решать проблему
Умение составлять план
действий в разных
ситуациях
Умение общаться
Умение адаптироваться к
ситуации
Умение ориентироваться
в мире
Самостоятельно
добывать и применять
знания
Умение заботиться о других,
быть достойным человеком
Сохранить здоровье …

Оценивание – метапредметный результат:

Регулятивные УУД
Личностные УУД
Навыки рефлексии
Самоанализ
Самоконтроль
Самооценка
Взаимооценка
Самосознание
Готовность открыто
выражать и отстаивать
свою позицию
Готовность к
самостоятельным
действиям и поступкам,
принятию
ответственности за их
результаты
Эффективные
средства
управления своей
учебной
деятельностью

ПОДХОДЫ:

Уровневый: оценка индивидуальных
образовательных достижений ведется «методом
сложения», при котором фиксируются достижение
опорного уровня и его превышение.
Выстраивание индивидуальной траектории движения с
учетом зоны ближайшего развития
Комплексный: оценка предметных, метапредметных
и личностных результатов

ВИДЫ:

Внешняя оценка – осуществляемая внешними по
отношению к школе службами
Внутренняя оценка – оценка, осуществляемая самой
школой (учеником, педагогами, администрацией)
Внутренняя и внешняя оценка выстраиваются на
одной и той же содержательной и критериальной
основе, причем задает общее понимание внешняя
оценка

Виды оценивания:

Стартовая диагностика
входные проверочные работы
Текущее оценивание
процесс оценки учителем результатов, полученных в ходе
наблюдений за деятельностью учащихся,
оценка урочной и внеурочной деятельности,
выполнения проверочных, контрольных, диагностических работ на
протяжении всего периода обучения
Итоговое оценивание
внутришкольный мониторинг по предметам и комплексные работы на
межпредметной основе
итоговые работы по предмету
подготовка и защита индивидуального проекта
ОГЭ

ОЦЕНИВАНИЕ
ФОРМИРУЮЩЕЕ
оценивание
КОГДА?
ОБОБЩАЮЩЕЕ
оценивание
КОГДА?

Определение

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено
на определение индивидуальных достижений
каждого учащегося и не предполагает как
сравнения результатов, продемонстрированных
разными учащимися, так и административных
выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется
потому, что оценка ориентирована на конкретного
ученика, призвана выявить пробелы в освоении
учащимся элемента содержания образования с тем,
чтобы восполнить их с максимальной
эффективностью.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание позволяет учителю:

четко сформулировать образовательный результат,
подлежащий формированию и оценке в каждом
конкретном случае, и организовать в соответствии с
этим свою работу;
сделать учащегося субъектом образовательной и
оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся

может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять, что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют
делать;

Оценка выступает
одновременно и как цель
и элемент содержания, и
как средство обучения и
учения.
Оценка и контрольнооценочная деятельность в
целом выступает как
самостоятельный элемент
содержания образования,
который необходимо
формировать и развивать.

Требования на выстраивание системы оценивания

включение учащихся в контрольно-оценочную
деятельность с тем, чтобы они приобретали
навыки и привычку к самооценке и самоанализу
(рефлексии);
использование критериальной системы
оценивания;
использование разнообразных видов, методов,
форм и объектов оценивания, в том числе:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при
последовательном нарастании объема внешней оценки на
каждой последующей ступени обучения;
субъективные и объективные методы оценивания;
стандартизованные оценки;
интегральную оценку, в том числе – портфолио, и
дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения
(например, формирование правописных умений и навыков,
речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);
самоанализ и самооценку обучающихся;
оценивание как достигаемых образовательных результатов,
так и процесса их формирования, а также оценивание
осознанности каждым обучающимся особенностей развития
своего собственного процесса обучения;
разнообразные формы оценивания, выбор которых
определяется этапом обучения, общими и специальными
целями обучения, текущими учебными задачами; целью
получения информации.

Основной объект итоговой оценки

Основным
объектом,
содержательной
и
критериальной базой итоговой оценки подготовки
выпускников
на
ступени
основного
общего
образования
в
соответствии
со
структурой
планируемых результатов выступают планируемые
результаты, составляющие содержание блоков
«Выпускник научится» всех изучаемых программ.

Система оценки достижения планируемых результатов
Предметные результаты
Объект итоговой оценки
освоения основной
образовательной программы
ООО
Оценка осуществляется в ходе
Мониторинговых исследований
на основе
неперсонифицированных процедур
48
Метапредметные
результаты
Личностные результаты

Оценка
Оценка метапредметных
метапредметных результатов
результатов
Содержание
совокупность способов действий,
которая обеспечивает способность
обучающихся к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса,
т.е. умение учиться.
Объект
сформированность регулятивных,
коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий
а) внутренняя накопленная оценка
б) итоговая оценка
оценки
оценки
Процедуры
оценки

Особенности
Особенности оценивания
оценивания
метапредметных
метапредметных результатов
результатов
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Регулятивные
Коммуникативные
целеполагание речевые средства, в
планирование т.ч. с опорой на ИКТ
способ
действия
контроль
коммуникация при
взаимодействии
коррекция
Оценка в
процессе
выполнения
Оценка по
результатам
выполнения
Чтение
ИКТ
Проектноисследовательская
деятельность
Познавательные
работа с информацией: поиск,
запись, восприятие
в т.ч. средствами
ИКТ
использование
моделей, знаков
и символов,схем
логические операции: анализ,
синтез, сравнение,
сериация, классификация, обобщение, подведение
под понятие, аналогия, суждение
50

Формы оценивания:

Стандартизированные работы (устные,
письменные);
Не стандартизированные работы:
проекты, практические работы,
портфолио, самоанализ, самооценка и
др.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки
может быть оценено достижение таких
коммуникативных и регулятивных действий, которые
трудно или нецелесообразно проверять в ходе
стандартизированной итоговой проверочной работы,
например уровень сформированности навыков
сотрудничества или самоорганизации.
Нестандартизованные – наблюдение, портфолио

Достижение метапредметных результатов

1. может выступать как результат выполнения
Типовые задачи
Учебно-познавательные и
учебно-практические
задачи
Нестандартизованные
виды оценивания
Защита проекта
специально сконструированных
диагностических задач, направленных на
оценку уровня сформированности
конкретного вида универсальных
учебных действий
2. может рассматриваться
как
инструментальная основа и как условие
успешности выполнения учебных и
учебно-практических задач средствами
учебных предметов
3. может проявиться в успешности
выполнения комплексных заданий на
межпредметной основе
4. Как
результат выполнения
индивидуального проекта. Выносится на
итоговую оценку

Оценка предметных результатов

Выполнение
внутренняя
накопленная
оценка
итоговая оценка
(внутренняя или
внешняя)
учебных исследований
и проектов
Решение типовых задач
Текущее выполнение учебнопознавательных и учебнопрактических задач т.д.
Внутренние
комплексные работы
на межпредметной основе
внутришкольный
предметам
мониторинг по
итоговые работы по предмету
ОГЭ, ГИА

Планируемые
Планируемые результаты,
результаты,
выносимые
выносимыена
наитоговую
итоговуюоценку
оценку
Задания повышенного
уровня
перспективные:
зона ближайшего развития
опорный
учебный
материал
актуальные:
исполнительская компетентность
Задания базового
уровня

Задания базового уровня сложности проверяют

сформированность знаний, умений и способов
учебных действий по данному предмету, которые
необходимы для успешного продолжения обучения на
следующей ступени.
Это стандартные учебно-познавательные или
учебно-практические задания, в которых очевиден
способ учебных действий.

Задания повышенного уровня сложности проверяют

-
способность выпускника выполнять такие учебнопознавательные или учебно-практические задания, в
которых нет явного указания на способ их
выполнения.
Учащийся сам должен:
выбрать этот способ из набора известных, освоенных
в процессе изучения данного предмета;
сконструировать способ решения, комбинируя
известные ему способы, привлекая знания из других
предметов или опираясь на имеющийся жизненный
опыт.

Уровни оценки предметных результатов (Заграничная Н.А.)
Превышение базового уровня свидетельствует об высокий уровень достижения планируемых
усвоении опорной системы знаний на уровне
результатов, оценка «отлично» (отметка «5»)
осознанного произвольного овладения учебными
действиями, а также о кругозоре, широте (или
избирательности) интересов.
повышенный уровень достижения планируемых
результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»)
Базовый уровень достижений - уровень, который
демонстрирует освоение учебных действий с
опорной системой знаний в рамках диапазона (круга)
оценка «удовлетворительно» (отметка «3»,
выделенных задач. Овладение базовым уровнем
является достаточным для продолжения обучения на отметка «зачтено»)
следующей ступени образования, но не по
профильному направлению.
Пониженный уровень достижений свидетельствует
об отсутствии систематической базовой подготовки, о
том, что обучающимся не освоено даже и половины
планируемых результатов, что имеются значительные пониженный уровень достижений, оценка
«неудовлетворительно» (отметка «2»)
пробелы в знаниях, дальнейшее обучение
затруднено.
Низкий уровень освоения планируемых результатов
свидетельствует о наличии только отдельных
фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее
обучение практически невозможно.
58
низкий уровень достижений, оценка «плохо»
(отметка «1»)

Система средств диагностики метапредметных
результатов обучения
Средство
Способ использования
Комплексные задания
Включение в учебный процесс.
Проведение диагностических работ.
Дневник проектной
деятельности учащегося
Заполнение рабочих листов,
отражающих действия учащегося во
время работы над проектом.
Оценивание достигнутых результатов
по установленным критериям.
Оценочные листы в журнале Оценивание результатов работы по
руководителя проекта или критериям с учётом: степени
исследования.
самостоятельности, участия в работе
группы, соблюдения правил работы,
проведения презентации и ответов
на вопросы, соответствия выбранных
методов цели и т.п.

Диагностика метапредметных результатов в
процессе освоения содержания учебного
предмета:
общеучебные умения информационной деятельности
(работа с текстом, обработка информации);
общеучебные умения коммуникативной деятельности
(письменная коммуникация);
универсальные логические умения;
умения применять научные методы познания;
некоторые умения деятельности по решению проблем
(определять и формулировать проблему; определять
цель, адекватную проблеме; выбирать и планировать
способ решения проблемы; проводить самооценку и
самоанализ по установленным критериям).

Метапредметный модуль «Методы научного познания»
Содержание модуля.
Понятие о методах познания веществ и явлений в химии:
эмпирических и теоретических. Эмпирический уровень научного
познания. Наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование,
вычисления. Теоретический уровень научного познания. Проблема,
гипотеза, теория, закон.
Приёмы познания: универсальные логические умения - сравнение,
сопоставление, обобщение, классификация, анализ, синтез,
установление причинно-следственных связей.
Способы информационной деятельности. Представления об
источниках химической информации.
Особенности коммуникативной деятельности при изучении химии.
Конспект, реферат, тезисы, доклад, презентация.
Научный подход к решению различных проблем. Способы
деятельности по решению проблем: мотивация, целеполагание,
планирование, организация деятельности, самоконтроль и
самооценка, коррекция.

Конкретизация планируемых
метапредметных результатов обучения
Планируемый результат
Проведение:
наблюдения,
эксперимента (мысленного
или реального),
измерения.
Умения учащегося
(критерии оценивания)
-
Проведение
моделирования.
определять цель, задачи, выдвигать гипотезу;
выбирать способ решения, планировать свои
действия, время, ресурсы;
отразить в протоколе выполненные действия,
их результаты, записать выводы;
анализировать результаты и сделать общий
вывод по итогам эксперимента;
соблюдать правила техники безопасности.
- определять компоненты (составляющие части)
объекта или процесса, их свойства,
пространственные, временные, функциональные
отношения;
- представлять строение, структуру, свойства,
функции объектов, протекание процессов в виде
материальных, аналоговых или знаковых моделей

Структура комплексного задания:

Несколько заданий
(8-10), направленных на
применение
общеучебных умений в
решении различных
проблем на основании
использования
приведённой
информации.
Адаптированный текст
научного содержания

Планируемый результат:
Задание базового уровня
Задание базового уровня
Образец правильного ответа:
Критерий достижения планируемого результата:

Создание примера критериев оценивания

Показатели – это термины, определенные в левой колонке. Они
описывают выполнение, поведение и качество.
Индикаторы описывают каждый показатель по нескольким уровням.

Задание.
Сопоставь известные тебе сведения о чистоте атмосферного
воздуха в вашем регионе и данные таблицы
1.Назови предполагаемую главную причину загрязнения воздуха в
своём районе.
2.Укажи
изменения, которые могут произойти в состоянии
здоровья жителей твоего района из-за загрязнения воздуха.
Главная причина загрязнения воздуха в моём районе:
_________________________
Изменения в состоянии здоровья людей:
____________________________________

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:


достижений
1) учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование и оценку умений и навыков,
способствующих освоению систематических знаний
2) учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование и оценку навыка самостоятельного
приобретения, переноса и интеграции знаний как
результата использования знако-символических средств
и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, интерпретации, оценки и т.д.
3) учебно-практические задачи, направленные на
формирование и оценку навыка разрешения
проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия
решения в ситуации неопределённости
4) учебно-практические задачи, направленные на
формирование и оценку навыка сотрудничества

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых при оценке достижений

Классы учебно-познавательных и учебнопрактических задач, предъявляемых при оценке
достижений
5) учебно-практические задачи, направленные на
формирование и оценку навыка коммуникации,
требующие создания письменного или устного
текста/высказывания с заданными параметрами
6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи,

самоорганизации и саморегуляции
7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи,
направленные на формирование и оценку навыка
рефлексии
8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи,
направленные на формирование ценностно-смысловых
установок
9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи,
направленные на формирование и оценку ИКТкомпетентности обучающихся

Оценочный лист
Оценивание результатов сбора и обработки информации
Объект оценки – консультация. Основание оценки –наблюдение руководителя
проекта.
Критерий «Получение информации из различных источников, целесообразность их
использования»

1
Действия учащегося
Баллы
Представил информацию, большая часть которой не относится
0
к теме работы.
2
Зафиксировал информацию по теме в незначительном объёме
1-2
(с помощью закладок, ксерокопирования, заполнения карточек и
т.п.).
3
Зафиксировал достаточно полную информацию по теме из
1-2
разнообразных источников. Свидетельством может являться
библиография, тематический каталог.
4
Систематизировал сведения в соответствии с целями своего
1-2
информационного поиска
5
Обосновал использование того или иного вида источников 1-2
информации (например, использование данных опроса, а не
газетных статей на тему) в соответствии с целью
Увеличение баллов
связано с последовательным
проявлением большей самостоятельности в
информационного
поиска.
действийях учащихся.
О степени самостоятельности
учащегося учитель - руководитель проекта
может судить только
на
основании
своих
записей
в
Дневнике
консультаций, в которых
фиксируется,
Суммарный максимальный балл
8
какая именно помощь была оказана ученику.

Методы оценки: наблюдение

-метод сбора первичной информации путем
непосредственной регистрации учителем наличия
заранее выделенных им показателей какого-либо
аспекта деятельности всего класса или одного
ученика.
Для фиксации результатов наблюдений используются
специальные формы – листы наблюдений:
именные,
аспектные

Лист наблюдений «Наблюдение за участием в групповой работе»

ученики
Число ответов
(размышлений)
ученика в ходе
дискуссии («+/-»
- логичные/нет)
Число вопросов
ученика в ходе
дискуссии («++++»)
++-+-
+++++
Стиль поведения в
обсуждении
(вежливость,
грубость,
внимание/невним
ание к чужому
мнению)
Действия в конфликтной
ситуации столкновения
мнений и интересов
(реакция на критику
чужого мнения,
проявление способности
к компромиссу,
выработке и признанию
общего решения и т.п.)
Лист наблюдений «Наблюдение за участием в
групповой работе»
Петя М.
Лена С.

Листы наблюдений «листы наблюдений за развитием отдельных групп УУД

«Листок достижений»

Цель: отследить динамику продвижения учащихся в
достижении предметных и метапредметных результатов
Учитывается программа и требования к минимуму
содержания образования
Заполняется после проведения контрольных и
самострельных работ
Листы рассчитаны на год, четверть
Уровень обученности обозначается цветом:
Знания и умения сформированы
Знания и умения сформированы не полностью, имеются ошибки
Знания и умения сформированы слабо
Знания и умения сформированы не сформированы

Проектирование

Учебный проект выполняется обучающимся в рамках
одного или нескольких учебных предметов с целью
продемонстрировать
свои
достижения
в
самостоятельном освоении содержания и методов
избранных
областей
знаний
и/или
видов
деятельности и способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную
деятельность
(учебно-познавательную,
конструкторскую,
социальную,
художественнотворческую, иную)

Результатом (продуктом) проектной деятельности могут быть:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические
материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых
исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области
литературы, музыки, изобразительного искусства,
экранных искусств), представленная в виде прозаического
или стихотворного произведения, инсценировки,
художественной декламации, исполнения музыкального
произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское
изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту,
которые могут включать как тексты, так и мультимедийные
продукты.
Пример

Этапы проектирования или учебного исследования:
oанализ ситуации;
oвыделение проблемы, выдвижение гипотезы;
oформулирование цели, определение задач;
oпланирование этапов работы, времени, ресурсов,
методов, продукта;
oреальное получение продукта;
oсамоконтроль, самооценка, коррекция;
oоформление
результатов,
выводов,
презентация
продукта;
oоценка по установленным критериям.

Деятельность по решению проблем
Диагностика
метапредметных
результатов
в проектной
деятельности
(Заграничная Н.А.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
Умения целеполагания и планирования
Постановка проблемы
Постановка цели, задач
Планирование деятельности, ресурсов
Планирование использования продукта
Рефлексивно-оценочные умения
Самоконтроль
Самооценивание продукта
Самооценка работы над проектом
Самооценка продвижения в проекте
Достижение цели. Соответствие выбранных способов работы
теме и цели проекта
Практическая деятельность
Проведение наблюдения, эксперимента, исследования,
измерения или моделирования
Оформление результатов, выводов
Информационная деятельность
Получение информации из различных источников,
целесообразность их использования
Критическое осмысление информации
Коммуникативная деятельность
1
2
3
Письменная коммуникация.
Оформления письменной части проекта в оостветствии с
требованиям
Устная коммуникация.
Проведение презентации
Ответы на вопросы
Продуктивная групповая коммуникация
Умение соблюдать / выстраивать процедуру группового
обсуждения
Взаимодействие в групповой коммуникации

Система
Система оценки
оценки ФГОС:
ФГОС: основные
основные особенности
особенности
критерии достижения – планируемые результаты;
комплексный подход: оценка предметных, метапредметных,
личностных результатов;
уровневый подход в инструментарии, в представлении
результатов;
оценка способности решать учебно-практические задачи;
использование
стандартизированных работ (устных, письменных);
нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио,
самоанализа, самооценки и др. (накопительная система оценивания)
накопительная система оценки индивидуальных достижений,
выявление динамики личностного развития (по результатам
диагностики личностных качеств на различных этапах
образовательного процесса); ;
сочетание внешней и внутренней оценки;
сочетание персонифицированных и неперсонифицированных
процедур

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по химии

1. Оценка устного ответа

Отметка «5» :

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

Ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

Ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» :

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

В логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

Имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

Отсутствие ответа на задание.

3. Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

Проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

Работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

4. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

Соблюдение требований к его оформлению;

Необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

Умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

Способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

5. Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

Работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

Нет ошибок - оценка «5»;

Одна ошибка - оценка «4»;

Две ошибки - оценка «З»;

Три ошибки - оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

25-З0 правильных ответов - оценка «5»;

19-24 правильных ответов - оценка «4»;

13-18 правильных ответов - оценка «З»;

Меньше 12 правильных ответов - оценка «2».