Конспект занятия для старшей группы на тему: «Обувь. Занятие по рисованию на тему «Одежда, обувь и головные уборы» в старшей группе Нарисованная детская обувь

Воспитанники старшей группы уже имеют достаточно богатый сенсорный опыт, развитое образное мышление и хорошо понимают, что в рисунке можно изобразить самые разные предметы и явления окружающей жизни, например, одежду, обувь и головные уборы. Дошкольники уже обладают целым рядом навыков, позволяющим им создавать красивые и интересные композиции на различные темы. Им легко дается рисование предметов самой разной (округлой и прямоугольной) формы, украшение их затейливыми деталями.

Рисование на тему «Одежда, обувь и головные уборы» в старшей группе: разбираемся в аспектах

Если в среднем дошкольном звене ребята рисовали одежду, обувь и головные уборы преимущественно по готовому шаблону, то в старших группах они сами рисуют и раскрашивают ее силуэт. У детей 5–6 лет уже довольно развито чувство формы, цвета, пропорции. Глядя на предмет гардероба, они быстро определяют его форму и воссоздают ее на листе бумаги. Кроме того, они без труда рисуют вещи по памяти или по представлению.

Дети данного возраста успешно овладевают композиционными умениями: размещают предмет на бумаге согласно его пропорциям: например, если это длинный сарафан или платье, то лист бумаги располагается вертикально, если же предмет вытянут в ширину (пара варежек) – то горизонтально.

У ребят закрепляется знание базовых цветов, они узнают новые цвета (фиолетовый) и оттенки (сиреневый, светло-зеленый и пр.) и активно используют их в своих работах. Дети различают тона темные и светлые, бледные и насыщенные. Отметим, что воспитателю стоит обратить внимание дошкольников на то, что привлекательно выглядят не только разноцветные композиции, но и одноцветные (иногда это может сделать рисунок более выразительным). Однако при рисовании одежды педагог не навязывает детям своего мнения: дает им возможность выразить свои собственные предпочтения.

Рисование одежды, обуви и головных уборов, хотя и относится к предметному, на самом деле очень тесно переплетается с декоративным рисованием: ведь, малыши не просто изображают платья, сапожки, варежки, но и украшают их самыми разными, порой замысловатыми, узорами. Задача педагога - помочь им добиваться ритмичности построения орнамента.

Используемые материалы и основа

При рисовании предметов гардероба используется в основном стандартная основа (листы бумаги формата А4). При рисовании красками она тонируется в бледные пастельные оттенки. Что касается готовых шаблонов, то они предлагаются ребятам лишь в том случае, если акцент на занятии ставится на украшение одежды каким-либо специфическим узором (например, при изображении одежды древних славян или если тема обозначена как «Роспись ткани»). Здесь оцениваются, прежде всего, декоративные умения дошкольников. Отметим также, что работа с шаблонами также более уместна при занятиях с детьми с ЗПР.

Если предполагается коллективная работа, то воспитатель заранее готовит шаблон большого размера и необходимой формы.

Дошкольники раскрашивают элементы по своему вкусу

Заготовка, которую будут заполнять деталями несколько дошкольников

Что касается инструментов для рисования, то в старшем дошкольном звене детям предоставляются не только цветные карандаши и краски (гуашь и акварель) – часто используются восковые мелки и простой графитный карандаш (графические композиции).

Техники и приёмы рисования, которые нужно использовать

В старшей группе происходит дальнейшее совершенствование всех изобразительных навыков. Самые ключевые из них - это различное положение карандаша и кисти в зависимости от приемов рисования. При закрашивании больших деталей инструмент больше наклоняется к бумаге - штрихи получаются более широкими. При прорисовке мелких элементов кисть или карандаш нужно держать практически вертикально, ближе к основанию. Все эти приемы вырабатывают легкость и свободу движений, что дает возможность проявлять творческую фантазию.

Воспитанники старшей группы также отрабатывают навык регулирования нажима на карандаш. Проведение легких линий дает возможность рисовать более точную реалистичную форму, корректируя ее по мере необходимости. С другой стороны четкие линии необходимы для получения интенсивного цвета.

Если в среднем звене дети изображали предметы сложной формы, разделяя их на более простые составляющие части, то теперь педагог учит их рисовать контур одной линией. Для этого умения необходимо отрабатывать свободный поворот руки в процессе изображения (не нужно поворачивать бумагу). Данный навык формируется постепенно (рисование разнонаправленных дуг, волнистых линий, завитков).

При работе с красками дошкольники учатся самостоятельно получать новые цвета и оттенки, высветлять цвет акварельной краски, разбавляя ее водой.

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности при рисовании предметов гардероба, уместность индивидуального подхода

Изображение одежды, обуви и головных уборов - это во многом декоративное рисование, поэтому использование различных дополнительных видов украшения здесь будет очень уместно. Это может быть аппликация как привычными, так нетрадиционными материалами. Например, нарисованную и раскрашенную карандашами шапочку украсят бумажные геометрические фигуры, а к раскрашенному гуашью пальто можно приклеить настоящие пластмассовые пуговицы.

Рисование органично сочетается с аппликацией

Интересно смотрятся на рисунке аппликативные элементы из тканей. Например, нарисованная девочка одета в наклеенную шубку из бархатистого материала, которую украшают бумажные пуговицы.

Шубка из мягкой ткани наклеена на нарисованный силуэт девочки

Для декоративных целей при рисовании одежды вполне можно использовать и пластилин, формируя из него различные элементы узора.

Поскольку дошкольники в старшей группе уже отличаются друг от друга по уровню развития художественных способностей, то им вполне можно индивидуализировать задания по степени сложности. Хорошо подготовленному ребенку можно предложить украсить свой рисунок любым из перечисленных выше способов либо предложить еще одну один лист бумаги или шаблон для создания новой композиции (уже в другом плане).

Конкретные варианты композиций в рамках темы «Одежда, обувь и головные уборы»

В первом полугодии (октябрь) воспитанником старшей группы предлагается рисование на тему «Девочка в нарядном платье». Однако здесь внимание уделяется не столько форме и украшению одежды, сколько передаче правильных пропорций человеческой фигуры. Кстати, чуть позже, в декабре, проводится лепка «Девочка в зимней шубке».

Целесообразно периодически предлагать дошкольникам изображение отдельных предметов одежды. Это должно быть рисование по сезону (например, зимой - варежки, шапка, пальто, осенью - платье, весной - сарафан). Некоторые темы, например, затрагивающие одежду древних славян, уместны в любое время года. Желательно, чтобы рисованию предшествовало соответствующее занятие по ознакомлению с окружающим миром.

Рисованию конкретных предметов одежды в идеале должно предшествовать занятие по декоративной росписи ткани, на котором ребята украшают красивым узором шаблоны платьев, сарафанов, свитеров. Задача такой деятельности в том, чтобы дети уяснили, что материалы бывают не только однотонные, но и декорированные красивым принтом.

Обозначим конкретные варианты занятий в рамках темы:

  • «Дом моделей» (или «Ателье»).
  • «Одежда славян» («В чем на Руси ходили»).
  • «Нарядные сапожки» («Сапожки для куклы»), «Валенки».
  • «Пальто для куклы» («Шубка для куклы»).
  • «Нарядное платье для мамы».
  • «Моя шапка» (или комплект «Шапка и варежки»).
  • «Красивые варежки» («Варежки для снегурочки»).

При желании можно также организовать коллективную работу, например, «Красивый теплый шарф». Дети разделяются на подгруппы примерно по семь человек. Каждой из них воспитатель предлагает большую основу в виде шарфа и отдельные бумажные фрагменты, составляющие его по принципу пазла. Каждый ребенок раскрашивает свой элемент, а затем они приклеиваются к основе - получается оригинальный разноцветный аксессуар.

Аксессуар составлен из отделдьных бумажных фрагментов

Еще один оригинальный вариант

Возможные варианты мотивирующего начала занятия: рассматривание картинок, беседа по вопросам, сказка, стихотворение и прочее

Хотя воспитанники старшей группы уже четко отделяют непосредственно образовательную деятельность от игры, все же для них важное значение имеет игровая мотивация рисования. И педагог не должен забывать об этом при продумывании структуры занятия.

Можно предложить следующие варианты. Например, за дверью раздается плач. Оказывается, это рыдает кукла Катя - она идет в гости и хочет подарить своим подружкам платья, но они некрасивые. Задача детей - украсить однотонные силуэты.

В гости к ребятам может прийти кот в сапогах, с которым случилась неприятность - порвались его любимые сапоги, даже отвалилась подошва. А на улице холодно, лапки мерзнут, и можно простудиться. Малыши с удовольствием изготовят для котика новые красивые сапожки, а перед этим еще и расскажут ему о самых разных видах обуви.

Мягкая игрушка выступает в роли гостя, который приходит к дошкольникам

Еще один пример мотивации - раздается телефонный звонок. Это звонит старичок-лесовичок из леса. Он никак не может найти свои валенки - ни под печкой, ни под лавкой - нигде их нет. Как же ему теперь прогуливаться по лесу, обходить свои владения? У него, конечно, еще есть кроссовки, но лучше, чтобы ребята подарили ему новые красивые валенки.

Детям может прийти письмо от самого Деда Мороза, у которого случилась беда - когда он ехал на санях, шапку сдуло ветром. Теперь дедушка не может выйти из дома, потому что боится застудить уши. Малыши с большой радостью согласятся нарисовать ему теплую шапку.

Воспитатель рассказывает ребятам, что каждый год художники-модельеры устраивают показ своих новых коллекций одежды. Детям предлагается перевоплотиться в дизайнеров и создать свои оригинальные модели, чтобы подарить их куклам. Кстати, перед этим не будет лишним рассказать детям и о других профессиях, связанных с производством одежды: закройщик, швея, гладильщица, художник по тканям.

Занятие по росписи ткани можно начать с того, чтобы дети внимательно рассмотрели свою одежду, а также наряды воспитателя и одногруппников. При этом отмечается, что у кого-то ткань однотонная, у кого-то с орнаментом (полосочка, клеточка, растительные мотивы). После небольшого обсуждения ребята создают свой неповторимый узор на одежде.

Поскольку дети 5–6 лет уже хорошо воспринимают познавательную информацию, ее можно включить в занятие. Например, можно рассказать дошкольникам интересные факты из жизни древних славян. Оказывается, новорожденного они одевали в рубашку, которую шила самая старая женщина в семье. Считалось, что в этом случае ребенок будет жить долго. В качестве пеленок использовались части одежды родителей, чтобы малыш унаследовал их хорошие качества.

Глядя на одежду тех времен, можно было определить, какое положение в обществе занимает человек, каков его возраст, можно было точно сказать, замужем женщина или нет.

Национальная одежда славянских женщин

Ребятам будет интересно узнать об истории валенок - традиционно русского вида обуви (иностранцы приобретают их как сувениры). Их еще называли пимы, катанки, чесанки. Нет лучшей обуви для лютых морозов. Валенки не раз спасали русских людей, например, во время Великой Отечественной войны. Без них трудно представить себе освоение Крайнего Севера. В наши же дни валенки вдохновляют модельеров, и они творят на их основе настоящие произведения искусства.

Отметим, что с темой валенок связано большое число литературных произведений, с которыми можно познакомить дошкольников. Например, это рассказ М. Пришвина «Дедушкин валенок». Герой произведения вспоминает, что его дедушка постоянно ходил в валенках. Мальчику даже кажется, что все на свете имеет конец, кроме них. Однажды у старика сильно заболели ноги. Врач посоветовал ему не ходить больше на рыбалку, потому что нельзя мочить ноги. Но дед не мог отказаться от любимого занятия, и стал надевать в воду валенки. Ломота в ногах от этого прошла, однако валенки потрескались от постоянного трения о водные камушки. Окружающие люди стали говорить деду, что пора выкинуть валенки, но он никого не слушал. Но однажды зимой дед заболел, забыл снять валенки и залез в них на печку. Лед в трешинках порвал шерсть и валенки превратились в труху. Дед с досады выбросил один валенок в кусты, а другой отдал охотнику. Весной, когда птички стали вить гнезда, они разобрали дедушкин валенок на клочки. И еще долго герой рассказа, когда ходил по лесу, встречал птичьи гнездышки с подстилом из войлока. Валенки оказались, действительно, бессмертными.

Иллюстрация к рассказу М. Пришвина

Этот добрый рассказ не только закрепляет знание детей о традиционно русской обуви, но и подводит их к мысли, что все в мире взаимосвязано.

Порекомендуем также современные короткие сказки про валенки и другую обувь. В сказке Лидии Ковалевой «Валенки и калоши» два вида обуви поспорили, стоя в прихожей, кто из них важнее. Когда же валенки пошли гулять, они плюхнулись в лужу, намокли и стали выглядеть неряшливо. А калоши, когда поскользнулись и тоже попали в лужу, стали похожи на старую лодку. Так две вещи поняли, что они должны дополнять друг друга.

Фото служит иллюстрацией к сказке Лидии Ковалевой

В сказке Дмитрия Ушакова «Валенок, Сапог и Туфелька» предметы обуви также не могли решить, кто из них нужнее людям. Валенок был мягким и добрым. Сапог, сшитый из добротной кожи, очень важничал. Туфелька же была легкой, изящной и привыкла, что ею восхищались. И вот пришла холодная зима - и все люди обулись в теплые и практичные валенки. Когда же наступила весна, пришло время сапожек. А летом, когда стало жарко, люди перешли на туфли, босоножки и сандалии. Валенок призадумался, Сапог нахмурился, а Туфелька только развела руками. И только Сапожник, который проходи мимо, разрешил их спор - сказал, что каждый незаменим в свое время года.

После прочтения этой сказки можно предложить детям нарисовать по выбору любой предмет обуви, который там упоминается, и украсить его по своему вкусу.

В начале рисования воспитатель дети могут составить мини-рассказ про какой-нибудь предмет гардероба по определенному плану:

  1. Цвет одежды.
  2. Ткань, из которой она сшита.
  3. Из каких деталей состоит?
  4. Для какого времени года предназначается?
  5. Это вещь для мальчика или девочки?
  6. Как нужно ухаживать за этой одеждой.

Можно поиграть с детьми в словесную игру «Четвертый лишний»: ребенок должен найти слово, не относящееся к одежде:

  • Рубашка, пиджак, тапочки, платье
  • Костюм, шуба, шарф, сапоги
  • Сарафан, юбка, брюки, шляпа
  • Свитер, куртка, туфли, шорты.

Приведем также загадки об инструментах швеи, которые можно использовать на занятии:

  • На пальце одном
  • Ведерко вверх дном. (Наперсток)
  • Я - одноухая старуха.
  • Я прыгаю по полотну,
  • И нитку длинную из уха,
  • Как паутинку я тяну. (Иголка с ниткой)
  • По одежде он плывет,
  • Как горячий пароход.
  • Стало все белье на диво
  • Очень гладким и красивым!
  • Для белья надежный друг
  • Электрический ….. (утюг)
  • Два кольца, два конца,
  • А посредине гвоздик. (Ножницы)

Предлагаем физкульминутки по теме «Предметы гардероба», которые можно использовать на занятии в старшей группе:

Это платье для Наташки – 4 поворота вправо-влево, руки на поясе
Красные горошки 4 прыжка на обеих ногах
А на платье два кармашка «рисуют» на животе два кармашка
Спрячем в них ладошки прикладывают ладошки к животику
Эти брюки для Илюши два раза топают, правой, потом левой ногой
Сшила бабушка из плюша показывают, как бабушка шила
Ходит в них гулять Илья,
Он большой, как ты и я поднимают руки вверх, тянутся на носочках
Вот ботинки для Маринки два раза топают, правой потом левой ногой
Не ботинки, а картинки 4 ритмичных прыжка на обеих ногах
Чтобы в них гулять ходить, идут по кругу, взявшись за руки
Бегать, прыгать и шалить. бегут по кругу, делают 2 прыжка на обеих ногах

Подвижная игра - танец «Ноженьки пляшут»

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Савельева О. «Дом моделей»

Образовательные задачи : познакомить дошкольников с профессией художника-модельера, учить создавать собственные модели одежды, опираясь на шаблоны, украшать ее по своему вкусу.
Развивающие задачи : закреплять знание предметов гардероба.
Воспитательные задачи : воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту в окружающем мире.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: атрибуты для игры «Ателье», «Магазин одежды».
Раздаточный материал: листы тонированной бумаги согласно количеству детей, шаблоны частей одежды, акварель, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель сообщает дошкольникам, что у них в группе открывается дом моделей. Обсуждается специфика профессии художника-модельера, педагог рассказывает о людях, которые еще работают в ателье.
Детям предлагается превратиться в модельеров и создать коллекцию одежды для дома моделей. Это могут быть вещи на все случаи жизни: для работы, отдыха, спортивные или праздничные наряды.
Самостоятельная деятельность дошкольников, после которой организуется показ мод. Воспитатель объявляет имя каждого модельера, а он представляет свой наряд (рассказывает, из какой ткани можно его сшить, как украшен).
После занятия все работы оформляются в журнал мод.

Канарейкина М.Л. «Платье для мамы»
(рисование восковыми мелками)

В начале занятия воспитатель читает стихотворения Г. Демыкиной про маму:

  • Платье у мамы ну прямо не счесть.
  • Синее есть и зеленое есть,
  • Есть голубое с большими цветами-
  • каждое служит по-своему маме.
  • В этом уходит она на работу.
  • В этом в театр и в гости идет,
  • В этом сидит, занята чертежами.
  • Каждое служит по-своему маме.

Дети обсуждают стихотворение, а также вопрос: зачем маме нужны разные наряды.
Педагог предлагает ребятам нарисовать для своей мамы праздничное платье с необычным узором. Идет обсуждение на тему: как должно выглядеть нарядное платье. Дети высказывают различное мнение: пышное, длинное, с ярким рисунком, «как у принцессы». Педагог рассказывает дошкольникам, из каких частей состоит платье: лиф, юбка, воротник, пояс. Обсуждаются возможные элементы узора: полоски, точки, кружки, завитки и пр.

Проводится физкульминутка:

  • Маме нужно отдыхать. (потягиваться)
  • Маме хочется поспать.
  • Я на цыпочках хожу. (Ходьба на носочках)
  • Маму я не разбужу.
  • Я на кухню проскользну, (Семенящий шаг)
  • Подарок мастерить начну.

Дети приступают к раскрашиванию шаблонов платьев. Вначале их нужно обвести, чтобы получился силуэт на листе бумаги. Попутно педагог объясняет, как карандашом изобразить складки на юбке.

В конце занятия воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и представить, как мама обрадовалась такому замечательному подарку.

Лапсакова В. «Сапожки для кота »

В группу к детям приходит игрушечный Кот в сапогах, у которого случилась беда - порвались его любимые сапожки. А на улице холодно. Воспитатель объясняет ребятам, что кот носил свои сапоги и зимой, и летом - вот они и прохудились.
Дети отгадывают загадки про разные виды обуви и знакомят с ними кота:

  • 1. Если дождик не тужим
    Бойко бегаем по лужам.
    Станет солнышко сиять
    Нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги ).
    2. На улицу не ходим ни летом, ни зимой
    Зато без нас ни шагу, когда придешь домой. (Тапки).
    3. Ни ботинки, ни сапожки
    Очень сильно греют ножки
    В них мы бегаем зимой
    Утром в сад, потом домой. (Валенки).
    4. Что же летом на ногах?
    Летом жарко в сапогах ,
    Чтобы рады были ножки
    Я надену … (Босоножки).
    5. Быстро в них ныряет ножка
    Ведь нет ни пятки, ни застежки. (Шлепки).

Обсуждаются следующие вопросы: зачем нужно столько разной обуви? Можно ли маленьким девочкам на праздник надевать туфли на каблуках? Как правильно выбрать обувь?

Проводится танцевальная игра «Ноженьки пляшут».
Дидактическая игра «Ремонтная мастерская» – собрать пазлы с изображением сапожек (4 подгруппы детей).

Воспитатель предлагает ребятам стать модельерами и придумать для котика новые красивые сапожки.
По окончании работы кот благодарит детей и возвращается обратно в сказку.

Моисеева Л.М. «Мы - славяне»

В начале занятия воспитатель беседует с детьми о том, то такое внешность, чем отличаются внешне мальчики и девочки. Рассматриваются картинки с изображением девушки и юноши, мужчины и женщины, бабушки и дедушки.
На одной картинке дети изображены в разных национальных костюмах. Детям предлагается найти русский национальный костюм. Воспитатель сообщает ребятам, что они тоже славяне, и будут сегодня рисовать себя в славянском костюме.
Педагог напоминает детям приемы рисования фигуры человека. Просит ребят представить себя рядом со старинной избой, на зеленой лужайке. Девочки одеты в сарафаны, а мальчики - в широкие штаны и рубахи-косоворотки. На ногах лапти.
Самостоятельная работа детей. Анализ рисунков.

Примеры готовых работ воспитанников с комментариями по выполнению работы

Детям нравится придумывать свои неповторимые узоры. Просто и со вкусом оформлено «Платье с желто-синим орнаментом». Стильно выглядит блузка в этническом стиле (рисунок «Красивая блузка»).

Фотогалерея: Роспись ткани

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Воспитанники старшей группы создают очень оригинальные модели одежды: стильно выглядят топ и бриджи, украшенные золотистым ремешком. Очаровательный наряд – «Платье с рукавом-фонариком». Многие юные «модельеры» разработали красивые модели открытых сарафанов («Модный сарафан», «Сарафан с бахромой»). Покоряют веселенькой расцветкой «Юбка и топ».

Фотогалерея: дом моделей

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

Юные художники всегда очень стараются, когда создают работы в подарок для близких людей. Так, очень ярко и привлекательно выглядит узор из крупных цветов на фотовыставке «Праздничное платье» и «Нарядное платье», а принт «клетка» никогда не выйдет из моды.

Фотогалерея: платье для мамы

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Дошкольники очень любят рисовать рукавички либо раскрашивать их готовые шаблоны. Очаровательный узор составлен в комопзиции «Красивый орнамент»: сочетание полосок, точек, елочек, волнистых линий, цепочек. В новогоднем стиле выдержаны варежки на рисунке «Зимние мотивы» и «Рукавички для Снегурочки». Весенние мотивы представлены в работе «Рукавички с растительным орнаментом».

Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью

Целый ассортимент валенок на любой вкус представлен на фотовыставке «Любимые валенки». Они украшены и снежинками, и колокольчиками, и другими затейливыми цветочками, и вишенками, и даже таким неодиданным рисунком, как светофор. Ребята в полной мере проявили свою творческую фантазию.

А сапоги на фотовыставке «Ай, да сапожки!» выглядят просто сказочными. Мы видим самые замысловатые узоры, включая даже имитацию кружева.

Фотогалерея: обувь

Рисунок акварелью

Рисунок акварелью

Очень реалистичные мужские рубашки в этническом стиле представлены в работах «Мужская рубашка» и «Косоворотка». Очаровательным получился сарафан на рисугке «Одежда славянки». Вариации на тему дымковского сарафана мы видим в композициях «Дымковский сарафан» и «Сарафан дымковской барышни». Очень интересная фотовыставка представлена на стенде «В чем на Руси ходили»: это и роскошные шали, и милые шапочки, и старые добрые валенки.

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок карандашом и фломастером

Рисование в детском саду предметов гардероба - очень увлекательная тема, которая в старшей группе переходит на новый уровень. Дети изображает одежду, обувь и головные уборы очень реалистично, придавая им при этом самую необычную расцветку. Ведь, малыши очень любят перевоплощаться в представителей различных профессий, в частности, в художника-модельера.

Цели:

Расширить знания детей и обогатить словарь по данной теме.

Познакомить детей с понятием «пара», обобщающим понятием «обувь».
Формировать устойчивые представления о цвете, величине, геометрических фигурах.
Совершенствовать навыки рисования красками, наклеивания, лепки.
Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение и понимать смысл услышанного.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Воспитывать бережное отношение к обуви.

Оборудование:

Сундук, кукла, кукольная обувь.
Вырезанные из картона вагончики красного, зеленого, желтого и синего цветов и предметы обуви тех же цветов.
Картонные силуэты сапогов с наклеенными кругами разного цвета и величины, пуговицы, соответствующего цвета и величины.
Силуэтные изображения обуви из плотного картона с отверстиями, разноцветные шнурки.
Картинка и изображением трех медведей разной величины, овалы-обувь соответствующей величины.
Картинки с изображением различной обуви и варежек.
Разноцветные прищепки, силуэты щеток без щетины из плотного картона.
Вырезанные из клеенки силуэты ботинок, вымазанные мелками; влажные губки.
Картонные силуэты сапогов с вырезанными отверстиями в виде геометрических фигур, эти же фигуры.
Скрепки, цветные силуэтные изображения обуви.
Картинка «Сороконожка», пластилин.
Раскраска «Ботинок», кисти, краски.
Вырезанные из цветной бумаги сапоги и картинки (цветочки, рыбки, тучки, солнышки, елочки).
Аудиозаписи: «Сороконожка», «Большие ноги идут по дороге».

Ход занятия:

Приветствие «Как живешь?»

Как живешь? - Вот так!
(Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак)

А плывешь? - Вот так!
(Руками изображают движение пловца)

Как идешь? - Вот так!
(Ходьба на месте)

Как бежишь? - Вот так!
(Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)

Вдаль глядишь? - Вот так!
(Поочередно прикладывать ладони ко лбу)

Машешь вслед? - Вот так!
(Энергичные движения кистями рук)

Как берешь? - Вот так!
(Хватательные движения ладонью)

Как даешь? - Вот так!
(Выставить раскрытую ладонь вперед)

Ночью спишь? - Вот так!
(Ладони под голову)

Как грозишь? -Вот так!
(Покачать указательным пальцем, остальные пальцы собраны в кулак)

А шалишь? - Вот так!
(Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)

Сюрпризный момент «Что в сундуке?»

Детям предлагают открыть сундук и посмотреть, что в нем лежит. (По одному предмету обуви из пары по количеству детей).
Что это? Как назвать одним словом? Это обувь.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Вот у вас в руках кукольная обувь. (По одному предмету из пары). Только кукла-растеряша раскидала всю обувь, вам нужно найти пару. Сосчитайте. Сколько у куклы ног? Две ноги. Значит и обувь должна быть по две. Вот у вас. Как и у куклы, тоже две ноги. А сколько на ваших ногах тапочек? Два тапочка. А пришли вы сюда в двух сапожках. Когда чего-то по два, то говорят - «пара». Запомните это слово и повторите вслух: «пара».
А теперь отправляйтесь на поиски пары к той обуви, что у вас в руках.

Дидактическая игра «Разноцветный паровоз много обуви привез»

Подберите пару каждой обуви и разложите ее в цветные вагончики: желтую обувь - в желтый вагончик, красную обувь - в красный вагончик, зеленую обувь - в зеленый вагончик, а синюю обувь - в синий вагончик.

Дидактическая игра «Заплатки для сапожка»

А вот этот сапожок с дырками. Подберите к каждой дырке подходящие по форме заплатки.

Игра с пуговицами «Укрась сапожок»

А вот этот сапожок нужно украсить разноцветными пуговицами.

Смотрите внимательно. Какого цвета и размера круг на сапожке, такую пуговицу к нему и прикладывайте. На большой синий круг приложите большую синюю пуговицу. А на маленький желтый круг положите сверху маленькую желтую пуговицу.

Аппликация «Красивые сапожки»

Вот ваши сапожки ждут, когда вы сделаете их красивыми, украсите их веселыми картинками. Выберите картинку. Которой будете украшать сапожок. Кто-то украсит его цветочками, а кто-то рыбками.

Динамическая пауза «Большие ноги идут по дороге»

Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
(Ходьба широким шагом)

Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
(Бег мелким шагом)

Дидактическая игра «Подбери ботинки для трех медведей»

А вот наши знакомые медведи. Покажите самого большого медведя, самого маленького, среднего медведя.

Вы уже подбирали им бочки с медом, а сейчас нужно помочь медведям подобрать обувь по размеру и надеть им на лапы. Самые большие ботинки наденьте самому большому медведю, средние ботинки - среднему медведю, а самые маленькие ботиночки - самому маленькому медвежонку.

Дидактическая игра «Найди лишний предмет»

Вот перед вами картинки. Что на них нарисовано, назовите. А что здесь не обувь, что не надевают на ноги? Варежки.

Упражнение «Моем ботинки»

Чтобы обувь носить долго за ней нужно ухаживать, мыть. Вот сейчас мы с вами возьмем влажные губки и вытрем грязь с ботинок.

Игра со скрепками «Подшиваем тапочки»

Когда обувь носят долго, бывает так, что подошва у обуви отклеивается. Тогда подошву подшивают. Вот вы попробуйте надеть скрепки на края тапочка, как будто подшиваете подошву.

Рисование «Раскрась ботинок»

Детям предлагается закрасить ботинок краской.

Лепка «Обувь для сороконожки»

Скатайте из пластилина шарики, приложите к ножке сороконожке и надавите пальчиком - получится обувь для сороконожки.

Музыкальная пауза «Сороконожка»

Дети выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи друг другу и двигаются под музыку по показу взрослого.

Чтение стихотворения «Ботинки»

Купила мама Димке
Отличные ботинки.
Красивые, блестящие!
Из кожи! Настоящие!

Рассматривал их долго.
Он ставил их на полку.
Красивые, блестящие!
Шнурки есть настоящие!

Когда малыш ложился спать,
Ботинки ставил под кровать.
Новые, блестящие!
Из кожи! Настоящие!

Игра-шнуровка «Зашнуруй ботинки»

Детям предлагается вдеть шнурки в отверстия и завязать.

Игра с прищепками «Щетка для обуви»

А вот это щетка для обуви, чтобы начищать ботинки. А вы попробуйте сделать свои щетки. Вот так нужно прикрепить прищепки, чтобы получилась щетка для обуви.

Дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор».


Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на – Дону.
Описание работы : Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор». Данный материал поможет воспитателям, детям и их родителям закрепить знания детей об одежде, обуви и головных уборах в игровой форме.

Дидактическая игра: лото «Одежда».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии одежды, умение различать и находить нужную одежду.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной одежды, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры: Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет одежду, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра: лото «Обувь и головные уборы».


Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии обуви и головных уборах, умение различать и находить нужную обувь и головной убор.
Дидактический материал : Игровое поле (4 шт.), разделённое на 6 квадратов с изображениями различной обуви и головных уборах, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.).






Ход игры : Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет головной убор или обувь, изображённую на карточке. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет картинками все игровое поле.
Дидактическая игра «Одень Таню и Ваню по сезону».
Цель : Формирование представлений детей об одежде, головных уборах и обуви, их связи с сезоном и погодой.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов 30 штук и четыре игровых поля с изображением Вани, Тани и времени года.






Ход игры: Разложить карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов в соответствии с временем года и гендерным признаком (для девочки Тани справа от игрового поля, а для мальчика Вани слева).
Дидактическая игра «Отгадайте одежду, обувь или головной убор»
Цель: Развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать её по описанию.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это головной убор, который носят девочки летом. Он, изготовлен из соломы. (Соломенная шляпа).
Это обувь, которую носят мальчики и девочки весной или осенью после дождя. Она высокая, сделана из резины. (Резиновые сапоги).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель : Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал : Карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.
Например: Платье зелёного цвета – это одежда.
Сапоги желтого цвета, резиновые – это обувь.
Шапка-ушанка серого цвета – это головной убор.
Дидактическая игра «Пятый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать одежду, обувь и головные уборы по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 5 видов одежды, обуви и головных уборов, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятая к другой группе.
Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Например: На карточке изображены сандалии, плащ, кроссовки, сланцы и ботинки. Лишний плащ потому, что это одежда, а остальное – обувь.


Рисование в детском саду Многие родители считают, что уделять особое внимание рисованию стоит лишь, заметя у ребенка особые способности или рвение к этому занятию. Но на самом деле все детки проявляют живой интерес к рисованию буквально после первого года жизни. Стоит только увлечь его этим занятием, например, дать в руку карандаш или фломастер, и вы увидите, как ваш кроха начнет производить замысловатые закорючки и черточки. К тому же занятие рисованием полезно для всестороннего развития малыша, не смотря на талант, проявленный ребенком. Поэтому вполне логично, что рисование в детском саду преподают, начиная с самых маленьких деток. Азы рисования в ясельной и младшей группах детского сада В ясельной группе находятся малыши двух – трех лет, в таком юном возрасте они имеют различные навыки рисования: кто-то рисование в детском саду испробовал впервые, а кто-то уже уверенно держит карандаш и вырисовывает четкие каракули. В самом начале перед преподавателем стоит задача уровнять умения деток, то есть доходчиво объяснить и показать, что из себя представляют карандаш, кисточка, фломастер, краски, и как их правильно использовать. Конечно, первый навык, который придется освоить малышу на первых уроках рисования, это умение правильно держать карандаш или кисть в руке. Подбирая инструменты для рисования нужно учесть, что крохе удобнее будет рисовать толстым карандашом или фломастером. Кисти для красок также не должны быть слишком тонкими, ведь дети такого возраста еще недостаточно умеют управлять своей рукой. В последующем дети обучатся самым разнообразным навыкам рисования: выполнять мазки гуашью, проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии, рисовать фломастером, а после и гуашью. Со временем они смогут рисовать замыкающиеся фигуры – овал, круг, абстракции (но это ближе к 3 годам). Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, малыш должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование в детском саду начинается с рассказа воспитателя о явлении или предмете, который нужно изобразить. Ведь маленькому ребенку интересно рисовать хорошо знакомые вещи, а не что-то непонятное. Поэтому пусть первые уроки будут простыми. Для «начинающих художников» воспитатель может предложить следующие темы для рисования в детском саду: «Стол» (сочетание горизонтальной и вертикальных прямых линий), «Тарелка» (замкнутый контур в виде круга со штрихами гуаши в середине), «Дождик» (синие точки гуаши на листке), «Снежок» (белые точечки гуаши на заранее подготовленном голубом листе бумаги). В младшую группу поступают новые детки от 3 до 4 лет, поэтому вначале повторяют знания, пройденные в ясельной группе. Рисование в детском саду продолжает выполняться теми же инструментами (гуашь, карандаши, фломастеры), но добавляется понятие границ, нужно не вылизать за рамки изображения. Ребенок в таком возрасте легко изображает элементарные фигуры. Темы для рисования в детском саду могут быть следующими: «Мячик», «Луна» - тренировка умения рисовать замкнутый контур, «Колобок» - закрашивание круга, «Дерево» - вертикальная прямая линия и замкнутый контур вверху линии. Примерно это может выглядеть так: Рисование в средней и старшей группах детского сада В средней группе детского сада навыки рисования деток примерно одинаковые. Так как малыши стали более усидчивы и наблюдательны, можно добавлять в предметы больше дополнительных деталей небольшого размера. Внимание уделяется и цветовому решению, вводится использование нескольких цветов, для реалистичности рисунка. В одном рисунке появляется несколько отдельных предметов, например, не одно дерево, а целый лес, еще и солнышко в небе. На этом этапе дети учатся рисовать дом, начиная от корпуса и заканчивая многоэтажным домом со всеми необходимыми элементами. Малыши осваивают умение рисовать разные овощи и фрукты, и пейзажи в различные поры года. Темы для рисования в детском саду для детей 4-5 лет предлагаются следующие:«Лето», «Зима» - нарисованные гуашью деревья с подходящим цветом листвы (закрашенный овальный контур), «Яблоко» (круг, закрашенный красным или зеленым цветом и тонкий хвостик (прямая линия) сверху), «Дом» (корпус дома с окошками), «Дельфин» - соединение овальных форм. В дошкольном возрасте старшей группы дети хорошо владеют рукой, их познания возросли, поэтому в возрасте 5-6 лет осваивают рисование карандашом и штриховку. Можно выполнять очертания карандашом, а закрашивать гуашью. Под силу им и несложные сюжеты, и рисунки на различном расстоянии. Воспитатель детализирует предметы и располагает их на различном отдалении. Продолжается обучение рисования животных и людей, соблюдая пропорции частей тела. Можно предложить нарисовать, прочитанную перед этим сказку, так развивается воображение и фантазия детей. Темы для рисования в детском саду в старшей группе могут быть такими: «Морковка» - ребенок рисует контур и заштриховывает карандашом, «Зайчик - побегайчик» - по прочитанной сказке, «Пляж у реки» - композиция из речки, песка, людей, мячиков и прочих деталей. Техника рисования в детском саду Конечно, в некоторых детских садах экспериментируется нестандартная техника рисования в детском саду, в этом есть свой плюс, ведь тогда дети легче удерживают внимание и приобретают уникальный опыт. Но техники и приемы должны выбираться исходя из их простоты и эффективности. При ее использовании у ребенка не должно возникать затруднений и сложностей. При применении такой техники процесс создания изображения и получение конечного результата должны быть интересными и привлекательными для ребенка. Техника рисования в детском саду, в рассмотренных нами возрастных группах проходит несколько изобразительных этапов. В начале – это «марание», да, это тоже своего рода техника. Подразумевает оно ритмичное движение руки с нестандартной композицией пятен и мазков, с размазыванием краски. В последствии дети осваивают штриховку и каракули – это уже начальная графика, с использованием карандаша и мелков. Под этим подразумевается ритмичное и хаотичное нанесение прямых и кривых линий. В дальнейшем детей обучают технике рисования замкнутых контуров, различных форм. Учат сопоставлению отдельных фигур, для достижения конечного результата (рисунок «Рыбка»). Пусть ваш малыш с удовольствием растет в навыках рисования и получает от этого большую пользу!

Задачи:

Называть обобщающее слово, закреплять умение подбирать антонимы, употреблять в речи качественные прилагательные, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать память, фонематический слух. Воспитывать желание проявлять заботу о своем здоровье.

Виды интеграционно - образовательных областей:

Познание: расширять знания о разновидностях обуви.

Коммуникация: поощрять высказывания детей, желание поддержать беседу.

Социализация: учить детей тактично выслушивать собеседника и дополнять его.

Здоровье: проведение физминутки и самомассажа кистей и пальцев рук по системе Су-Джок.

Материал: сказочный персонаж «Кот в сапогах», карточки с заданием «Подбери обувь» - по количеству детей, разрезные картинки на тему: «Обувь», загадки.

Организационный момент.

Входит в группы грустный «Кот в сапогах», здоровается с детьми.

Кот. Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам за помощью. Беда у меня: сапоги мои порвались, даже подошва отвалилась, а на улице зима, холодно, лапы мерзнут, болят. Где мне взять новые сапоги?

Ответы детей. В обувном магазине, на рынке.

Воспитатель. Ты, кот, и зимой и летом, в одних сапогах ходишь, поэтому у тебя и лапы болят и сапоги быстро износились. А ведь обувь разная бывает.

Кот. Какая разная?

Воспитатель. Я ребятам загадки загадаю, а ты внимательно слушай и узнаешь и даже увидишь, какая бывает обувь.

(На столе лежат карточки с изображением обуви – отгадки. Отгадывая, дети размещают картинки на магнитной доске).

1. Если дождик не тужим

Бойко бегаем по лужам.

Станет солнышко сиять

Нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги).

2. На улицу не ходим ни летом, ни зимой

Зато без нас ни шагу, когда придешь домой. (Тапки).

3. Ни ботинки, ни сапожки

Очень сильно греют ножки

В них мы бегаем зимой

Утром в сад, потом домой. (Валенки).

4. Что же летом на ногах?

Летом жарко в сапогах,

Чтобы рады были ножки

Я надену …… (Босоножки).

5. Быстро в них ныряет ножка

Ведь нет ни пятки, ни застежки. (Шлепки).

Кот. Так много обуви. Но зачем? Ведь можно всегда и везде ходить в одних сапогах.

Воспитатель. Нет, это вредно для здоровья. Обувь надо тщательно выбирать, чтоб ноги были здоровы, не уставали и не болели. Вот, например, ребята подскажут.

Зимой мы носим какую обувь? (Зимнюю)

Летом …….

Осенью ……

Мужчины носят – мужскую.

Женщины ……..

Дети ……….

Спортом занимаются в …….

Дома, в квартире …….

На улице …….

Кот. А на праздник девочки ходят в нарядной обуви на высоченных каблуках, да?

Ответы детей. Нет. Детям нельзя ходить на высоких каблуках. Это вредно. Можно ногу подвернуть, упасть и т.д.

Воспитатель. Ребята, расскажите Коту, как правильно выбрать обувь, какая она должна быть.

Ответы детей. Обувь должна быть удобная, нужного размера, для спорта – спортивная, для холода – теплая, для жары – легкая.

Воспитатель. Понял?

Кот. Да, все понял. Я побежал в магазин.

Воспитатель. А пока наш кот бегает по магазинам, мы разомнем наши ножки.

Физминутка.

Вот они сапожки

Это с левой ножки

Это с правой ножки

Если дождик пойдет

Наденем калошки

Это с правой ножки

Это с левой ножки

Вот как хорошо!

Воспитатель. А теперь, ребята, присаживайтесь. На свои места поможем нашим сказочным героям выбрать обувь.

Игровое упражнение «Помоги героям сказок»

Воспитатель. Молодцы! А теперь, поиграем в игру «Скажи наоборот».

Появляется Кот.

Кот. Купил, купил, все купил! Еле – еле в сумку запихнул коробки с обувью.

Воспитатель. Ну, показывай покупки.

Кот. Вот смотрите……. Ой, помялись коробки, и обувь развалилась на части, наверное, сильно утрамбовал. Опять беда. (Плачет).

Воспитатель. Не расстраивайся. Мы ведь друзей в беде не бросаем. Раздавай детям свои коробки с обувью, будем собирать ее из частей.

Ребята, придется потрудиться руками. Давайте, мы их разомнет перед работой.

Пальчиковая гимнастика – массаж, с использованием шариков и колечек Су – Джок.

Пришел ежик на ладошку

Погулял по ней немножко

Каждый пальчик обошел

На ладошку вновь пришел

В руку правую возьмем

В кулачок его зажмем

1-сжимаем, 2-сжимаем

Шарик мы не отпускаем

Кулачок мы разожмем

И следы мы там найдем.

Воспитатель. А теперь приступаем к работе. (Дети собирают целое из частей).

Молодцы! Какую красивую обувь мы собрали. Назовите ее ласково. (Ответы детей по очереди).

Дорогой, Кот! А я вот от всех детей и от себя хочу подарить тебе вот такие новенькие, красивые, зимние сапоги.

Кот. Спасибо! Я всю жизнь мечтал о таких. До свидания ребята! Я вас никогда не забуду. Буду приходить к вам в гости.