История дома 18 по дворцовой набережной. Где жили романовы. е, отпечаток на альбуминовой бумаге

Ново-Михайловский дворец предназначался для молодой семьи – великого князя Михаила и его супруги, принцессы Ольги Федоровны. Под строительство было приобретено несколько участков на набережной Невы, рядом с Петропавловской крепостью. Знаменитый архитектор А. Штакеншнейдер разработал проект здания в стиле эклектики.

В 1857 году состоялась закладка первого камня Ново-Михайловского дворца. Строители использовали при возведении здания стропила из металла – уникальная технология по тем временам.

Парадный фасад Штакеншнейдер украсил балюстрадами, лепниной, вазонами и статуями кариатид работы скульптора Д. Иенсена. Здание было завершено в 1862-ом году – на его возведение потратили около миллиона рублей.

Сразу после открытия и освящения нового дома, в него въехали счастливые новоселы – великий князь с супругой. Современники описывали Ново-Михайловский дворец как один из самых роскошных в Петербурге. Огромные светлые залы поражали высотой потолка и красотой убранства.

Первый этаж был отдан под личные покои семьи великого князя, включая спальни, будуар, кабинет, ванную. На втором этаже располагался Зимний сад, на третьем – домашняя церковь. Все помещения были богато украшены лепниной, статуями, картинами, огромными люстрами.

Великий князь Михаил не смог вдоволь насладиться жизнью в новом дворце: зимой 1862 года император назначил его своим представителем на Кавказе. Эта командировка затянулась на несколько десятилетий.

В 1905 году князь вернулся в Петербург, и снова поселился в Ново-Михайловском. Петербуржцы рассказывали, что ежедневно они видели Михаила Николаевича сидящим у окна на первом этаже. Старик радовался, когда ему отдавали честь, и в ответ подносил руку к седому виску.

В 1909 году, сразу после смерти князя, во дворце был создан музей, посвященный его жизни и служению Отечеству. В огромной экспозиции были представлены фотографии, коллекции ружей и сабель, награды, иконы, рукописи и личные вещи Михаила Николаевича.

После революции во дворце размещалась Коммунистическая академия. В 1930-ом году здание передали Институту востоковедения, занимавшему почти все помещения вплоть до 1951 года, когда учреждение переехало в Москву.

Сейчас в Ново-Михайловском дворце находятся филиал Института востоковедения, Электрофизический институт и Институт по изучению материальной культуры.

Ново-Михайловский дворец – архитектурно-исторический памятник федерального значения, объект культурного наследия России.

Главная набережная Петербурга оправдывает свое название: здесь находится почти десяток крупных дворцов, в которых жили важнейшие деятели русской истории XVIII - XIX веков: отпрыски дома Романовых, крупные вельможи, деятели культуры. Мы выбрали самые интересные для гостей CP HOSTEL. От нас до всех этих дворцов можно дойти пешей прогулкой минут за 15! Спрашивайте удобный маршрут у администратора CP HOSTEL.

Летний дворец Петра Первого

Очень скромный двухэтажный дворец в Летнем саду, где Петр Первый жил с мая по октябрь в течение двенадцати лет, с 1712 по 1725 годы. Во времена Петра от Фонтанки до входа во дворец прорыли небольшой канал, так что царская резиденция находилась на полуострове. Император любил, когда гости прибывали к нему на лодках. Скромность вообще была присуща петровским постройкам. Например, во дворце Марли вовсе не было главного зала, а Летний дворец мало чем напоминал резиденцию императора огромной страны. Роскошь - это у Меншикова. Петр старался избегать излишеств и пользовался только самым необходимым. Вот и получались все дворцы тех времен небольшими и тесноватыми. Формально дворец прописан в Летнем саду, но находится в нескольких метрах от Дворцовой набережной.

Адрес: Летний сад, 2

Дворец принца Ольденбургского (Дом Бецкого, Университет культуры и искусств)

До 1770-х годов тут находилось здание театра, в котором постоянно выступала итальянская труппа: на ее выступления, как правило, ходили придворные Елизаветы Петровны. После смерти императрицы и отъезда итальянцев здание работы Растрелли снесли, а в 1784 - 1787 годах тут построили дом для Ивана Бецкого, который тут проводил занятия для воспитанников своих учебных заведений, а также постепенно собирал коллекцию произведений искусства. Там же жил Иван Крылов, который открыл в здании типографию и печатал свои журналы. Второе название дом получил, когда в него в 1830 году заселился принц Петр Ольденбургский. При нем архитектор Стасов надстроил и реконструировал здание. Его сын, Александр Ольденбургский, продал здание Временному правительству за крупную по тем временам сумму (1,5 миллиона рублей). В 1962 году здесь разместили Ленинградский библиотечный институт, а здание Дома Бецкого соединили с соседним Домом Салтыковых. Теперь тут находится Университет культуры и искусств, знаменитый «кулек».

Адрес: Дворцовая набережная, 2

До того, как по проекту архитектора Ринальди здесь начали строить дворец для фаворита Екатерины Второй Григория Орлова, здесь сперва находился почтовый двор, потом - зверовый, где недолго жил первый петербургский слон, потом здание сгорело, а тут расчистили место для площади. Граф подарка царицы не дождался, а та выкупила дворец у потомков Орлова и отдала его внуку Константину Павловичу. После чего он до 1918 года оставался резиденцией для членов Дома Романовых. Потом тут был Российская Академия истории материальной культуры, затем открыли филиал Ленинского музея, а с 1992 года Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, где проводятся в основном выставки современного искусства (Уорхолл, музей Людвига и т. п.).

Адрес: Миллионная улица, 5/1

Третий дворец, построенный Штакеншнейдером для детей Николая Первого (после Мариинского и Николаевского). Его проектирование началось после свадьбы Михаила Николаевича. Для возведения здания было снесено несколько более старых построек по соседству. Сам дворец представляет собой прекрасный образец ранней эклектики и совмещает в своем облике черты самых разных архитектурных стилей: барокко, рококо, классицизма. Кроме того, в строительстве Ново-Михайловского дворца применяли редкие по тем временам металлические конструкции. Михаил Николаевич не успел сразу насладиться красотой дворца, потому как буквально после заселения в 1862 году был вынужден отправиться наместником на Кавказ. Вернулся он домой только в 1881 году, когда его назначили председателем Государственного совета. В последние годы он обычно никуда не выходил из дворца и задумчиво сидел у окон первого этажа. Прохожие порой замечали его и отдавали честь. После его смерти здание перешло в руки его сына Николая Михайловича. А теперь тут находится библиотека восточных рукописей.

Адрес: Дворцовая набережная, 18

Владимир Александрович - третий сын в семействе императора Александра Второго. Архитектором дворца выступил Месмахер, который вскоре построит еще один великокняжеский дворец (будущий Дом музыки на Мойке). Получилось скромное эклектичное здание, из-за своей кладки немного не вписывающееся в ансамбль Дворцовой набережной. Впоследствии, решением Петроградского совета, дворец великого князя превратили в Дом ученых. Здесь бывал Герберт Уэллс, здесь работал (в качестве председателя совета) академик Вавилов. Во время Блокады тут размещался госпиталь. В настоящий момент здесь находятся десятки разнообразных научных секций по самым разным направлениям.

Адрес: Дворцовая набережная, 26

Несмотря на то, что это здание работы Фельтена и Валлен-Деламота является самым маленьким в эрмитажном ансамбле, именно тут находятся одни из самых знаменитых экспонатов Эрмитажа: в том числе, и Павильонный зал, Часы с павлином, а также знаменитые Висячие сады. Сперва там находился «Зимний сад», но потом, когда из домашней резиденции здание превратилось в музей, концепцию пришлось сменить. Смотреть на этот сад можно только из окна.

Адрес: Дворцовая набережная, 30

Зимний Дворец

Главный петербургский дворец, один из важнейших музеев мира, хранилище сотен шедевров художественной культуры - уже пятый по счету. Первый построили при Петре, второй - тоже, третий повелела возвести Анна Иоанновна, четвертый - временный - построил Растрелли, пока возводил новый для Елизаветы Петровны. В нынешний заселилась только Екатерина Вторая: Елизавета не дожила до окончания строительства, Петра Третьего свергли незадолго до сдачи дворца. Зимний дворец стал свидетелем практически всех главных событий истории России после XVIII века. Вокруг него строились памятники главным военным победам страны, здесь жили почти все российские императоры, именно здесь было совершено одно из самых громких покушений на императора (Халтурин взорвал бомбу прямо под столовой, Александр Второй не пострадал), возле него расстреляли мирную демонстрацию в «Кровавое воскресенье», здесь заседало Временное правительство и здесь же его свергли большевики. Наконец, возле Зимнего дворца проходили одни из самых массовых митингов 1991 и 1993 годов за демократию. Теперь рядом с Эрмитажем чаще проходят концерты и фестивали уличных видов спорта.

Адрес: Дворцовая набережная, 32

Императорские Дворцы Санкт- Петербурга

Дворцовая набережная, 18

Когда мы были в Питере последний раз, Новомихайловский дворец был на реставрации, поэтому снимать было нечего.Однако не упомянуть об одном из главных зданий по Дворцовой набережной, нельзя. Пока только старые виды дворца…

Использование материалов сайта только с согласия автора.

Фасад по Дворцовой набережной

1880-е, отпечаток на альбуминовой бумаге

Парадная лестница

Большой Банкетный зал

Дворец выстроен на месте размещавшегося тут "Миллионного дома" князей Черксасских, затем выкупленного в начале XIX века в казну, и переделанного(в основном внутри) под Департамент уделов, с покоями для приезжающих в Петербург важных персон. В этом доме в 1830-м году в должности писца работал Николай Васильевич Гоголь. В 1857 году здесь началось строительство великокняжеского дворца, предназначавшегося для сына Императора Николая I Великого князя Михаила Николаевича, и приурочено было к предстоящей свадьбе его с баварской принцессой Цецилией-Августой, ставшей после перехода в православие Ольгой Федоровной. Строил дворец выдающийся архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Более подробно о хозяевах дворца я расскажу тогда, когда получится хорошо отснять дворец самому…


(прекрасный портрет работы Серова)

Вверху и внизу — Зеленый зал

Комната со стенной живописью в античном вкусе

Во второй половине 1895 года газета "Неделя Строителя" сообщала о том, что дворец Великого Князя Михаила Николаевича капитально отремонтирован.

Кабинет Великого Князя. (1915-й год). Слева видна витрина с миниатюрами из коллекции Великого князя. Она же крупнее на фото внизу

Кабинет Великого Князя. (1915-й год)

Великий Князь Николай Михайлович в своем кабинете в Новомихайловском дворце.(1900 -е годы)

Великий Князь Николай Михайлович — последний владелец дворца, сын Михаила Николаевича. Впрочем об этом персонаже у меня нет особого желания рассказывать…

Библиотека

Ново-Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле эклектики, построенное по проекту А. И. Штакеншнейдера в 1857-1862 годах для великого князя Михаила Николаевича. В настоящее время в залах дворца размещаются различные институты Российской академии наук.

Дворец предназначался для великого князя Михаила Николаевича, сына императора Николая I, но поскольку в Санкт-Петербурге к тому времени уже имелся один Михайловский дворец, здание было решено назвать Ново-Михайловским дворцом.

До появления Ново-Михайловского дворца на этом участке поочередно располагались палаты сподвижника Петра I майора В. Д. Корчмина, канцлера А. М. Черкасского, «Миллионный дом» графов Шереметевых. Позже здания и земли были выкуплены казной, и на этом месте было решено построить великокняжескую резиденцию.

До строительства Ново-Михайловского дворца, когда здесь располагались государственные учреждения после выкупа участка казной, в Департаменте уделов в течении одного года простым чиновником работал Н. В. Гоголь.

При возведении Ново-Михайловского дворца использовались передовые по тем временам строительные технологии, в частности, металлические стропила и балки, кроме того, здание одним из первых в городе оборудовали водопроводом и отоплением.

Отделка фасада, как и характерно для стиля эклектика, изобилует смешением разных архитектурных стилей и направлений, здесь можно найти отдельные детали в стилистике рококо, барокко и ренессанса. Выходящий на Неву фасад имеет особенно парадное оформление, в отделке использован каррарский мрамор, сам фасад разделен на три ризалита, фронтоны которых декорированы скульптурными композициями, а венчает все здание декоративная балюстрада. На уровне третьего этажа ризалиты оформлены фигурами кариатид, а на уровне второго — колоннами коринфского ордера. Центральный вход украшен тройным ажурным навесом с кованными решетками и фонарями.

Внутреннее убранство дворца также отличается пышностью своего оформления. Главный вестибюль, парадная лестница, анфилада второго этажа, кабинет, банкетный зал, танцевальный зал, столовая, многочисленные покои богато украшены лепниной, мрамором и паркетом. В здании была даже сделана специальная комната с бассейном. На третьем этаже дворца прямо по середине фасада была устроена домовая церковь Архангела Михаила, но до наших дней она не сохранилась.

На Миллионную улицу со стороны дворца выходит Шталмейстерский корпус, где находились покои Георгия Михайловича, сына великого князя Михаила Николаевича, а также квартиры прислуги и свиты.

С 1911 года, после смерти великого князя, часть помещений дворца были отданы под музей, посвященный государственной деятельности Михаила Николаевича.

Ново-Михайловский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Ново-Михайловского дворца будет интересно туристам, интересующимся архитектурой середины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — , доходными домами Глинки-Маврина и , особняками Гинзбург и Барятинской, .

Согласно книге Т. А. Соколовой "Дворцовая набережная" в 1710-х годах на этом участке Дворцовой набережной стояли дома управляющего Монастырским приказом графа И. А. Мусина-Пушкина и генерал-фельдмаршала князя В. В. Долгорукова . В. С. Измозик в книге "Пешком по Миллионной" указывает, что в петровское время здесь обитал майор Василий Дмитриевич Корчмин. Первый автор "отправил" его на соседний участок дома №12-16. Второй автор запутывает историю ещё больше, причисляя В. В. Долгорукова к владельцам той же соседней территории.

В середине XVIII века участком владели генерал-поручик М. Я. Волков, генерал-аншеф А. И. Ушаков . Согласно второму источнику А. И. Ушаков жил на соседней территории (дом №12-16). При владении участком князем А. М. Черкасским его особняк в 1736-1746 годах возводил архитектор П. М. Еропкин . Дочь Черкасского Варвара в 1743 году вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, после чего участок перешёл их семье.

Автор книги "Санкт-Петербург XVIII века" К. В. Малиновский сообщает, что в 1745-1750 годах для П. Б. Шереметева здесь было построено два трёхэтажных дворца на погребах (один со стороны Дворцовой набережной, другой - по Миллионной улице), соединённых двумя надворными флигелями. Он приводит ссылку на документ, согласно которому эти здания строил архитектор С. И. Чевакинский , причём использовал он для этого оставшийся после смерти князя Черкасского проект Еропкина. Начинал эту работу скончавшийся в 1746 году Г. Д. Дмитриев .

К началу XIX века здесь располагался каменный дом "на 84 покоя". Особняк П. Б. Шереметева часто называли "Миллионным домом". Возможно это название дало повод дать такое же имя и Миллионной улице , на которую выходит противоположная берегу Невы сторона участка.

Здесь проводились любительские спектакли. 21 февраля 1766 года в одной из представленных в доме Шереметева пьес роль главного героя сыграл великий князь Павел Петрович (будущий Павел I). Четыре исполнителя того представления были украшены драгоценностями стоимостью более чем в два миллиона рублей.

После смерти в 1767 году жены, а на следующий год дочери, граф П. Б. Шереметев переселился в Москву.

В 1800 году дом Шереметевых и соседние здания банкира Ливио и Городского ведомства были приобретены Департаментом уделов. Перестройка зданий была осуществлена по проекту А. Н. Воронихина . Здесь появились апартаменты для приёма приезжающих в Санкт-Петербург особо важных персон. Внутреннее убранство здания Департамента уделов отличались богатством. Только на меблировку помещений было потрачено 114 000 рублей. Дворовые флигели были заняты типографией, архивом и землемерным училищем.

Здесь, в Департаменте уделов, с апреля 1830 года около года работал Николай Васильевич Гоголь. Его рабочий день начинался в 9 часов утра и заканчивался в 3 часа дня. Сначала он был писцом, а затем помощником столоначальника. Работа чиновником будущего писателя не привлекла.

После свадьбы 18 августа 1857 года великого князя Михаила Николаевича и принцессы Цецилии-Августы Баденской (Ольги Фёдоровны) стало необходимым создать официальную резиденцию для новой великокняжеской семьи. Первоначально Михаил Николаевич должен был жить в одном дворце со стоим старшим братом Николаем. Для их общего дворцового комплекса был выбран участок у нового Благовещенского моста . Архитектором А. И. Штакеншнейдером уже был составлен проект, но великий князь не побоялся попросить у отца-императора жить отдельно от брата. В результате на Благовещенской площади был построен Николаевский дворец , а дом для младшего брата здесь - на берегу Невы, напротив Петропавловской крепости . 20 июля 1857 года состоялась торжественная закладка Ново-Михайловского дворца.

Для постройки Ново-Михайловского дворца кроме здания Департамента уделов были приобретены соседний дом княгини Н. С. Голицыной и дом О. А. Зубовой, располагавшийся между Миллионной улицей и рекой Мойкой. Впоследствии дом княгини был полностью разобран, а стены здания Департамента уделов были использованы для строительства дворца. Общая стоимость всех работ составила 993 525 рублей.

Ново-Михайловский дворец стал одним из первых зданий в Петербурге, при строительстве которого использовались металлические балки и стропила. Здесь был оборудован местный водопровод (городской был сооружён только в 1863 году).

Главный Фасад здания Штакеншнейдер оформил в модном тогда стиле эклектика, выбрав за основу барочные формы. Полностью следовать правилам "псевдобарокко" зодчему здесь не удалось, так как было необходимо использовать стены старого здания. А это не позволило активно использовать характерную для барокко игру объёмов, выступы ризалитов. Фасад Ново-Михайловского украшен балюстрадой с декоративными вазами. Его скульптурное оформление создал Д. И. Иенсен.

Ново-Михайловский дворец был торжественно освящён 9 декабря 1861 года. Приставка "ново" стала говорить об его отличии от "старого" Михайловского дворца .

Парадный вход Ново-Михайловского дворца через Главный вестибюль и Парадную лестницу вёл на второй этаж к анфиладе парадных помещений. Здесь располагались двусветные Банкетный, Танцевальный, Зелёный залы, а также Гостиные, Приёмная и Дубовая столовая. На первом этаже находились жилые помещения и личные комнаты великокняжеской семьи. Среди них: Кабинет, Будуар, Ванная комната, Баня. На третьем этаже была создана домовая церковь во имя архангела Михаила. Под ней на уровне первого и второго этажей был Зимний сад. Живописные украшения парадных залов создали модные в середине XIX века художники М. А. Зичи и Н. И. Тихобразов.

Дом Зубовой был приспособлен для проживания служащих великокняжеской резиденции. На Миллионную улицу вышел фасад Шталмейстерского корпуса . Через его арку можно было попасть в построенный в 1877 году Манеж, располагавшийся в центре участка. В 1889 году Ново-Михайловский дворец был оснащён электричеством.

В декабре 1862 года великий князь Михаил Николаевич был назначен наместником на Кавказ, куда он и уехал на почти двадцать лет. Александром III он был поставлен на должность председателя Государственного совета. В 1905 году Михаил Николаевич уже не мог занимать этот пост. К этому времени великий князь вновь поселился в Ново-Михайловском дворце.

В последние годы жизни великий князь любил сидеть у окна первого этажа и был очень доволен когда прохожие его замечали и отдавали честь.

После смерти Михаила Николаевича в Ново-Михайловском дворце был создан музей, где проходили выставки предметов, связанных с жизнью великого князя. Историк Т. А. Соколова в книге "Дворцовая набережная" указывает год начала работы музея как 1909-й, а В. С. Измозик в книге "Пешком по Миллионной" пишет, что музей начал работать в 1911 году. Экспозиции заняли четыре зала. В бывшей Приёмной устроили "Общий зал", где выставили портреты и портретные группы сподвижников великого князя. Здесь же находились коллекция оружия, макетов и фотографий крепостей, рукописи и служебные документы великого князя. В "Зале личной жизни" можно было увидеть святые иконы, ордена и регалии, среди которых был и фельдмаршальский жезл. На стенах висели портреты, а в витринах - личные документы, детские учебные тетради. Кабинет был оставлен в первозданном виде. В "Зале последних дней жизни" были представлены вещи, связанные с болезнью и смертью Михаила Николаевича. Музей принимал посетителей по вторникам и четвергам.

Следующим и последним владельцем Ново-Михайловского дворца стал старший сын Михаила Николаевича - великий князь Николай Михайлович.

После 1917 года некоторые помещения Ново-Михайловского дворца занимало Петроградское отделение Коммунистической академии. В 1930 году здесь разместился Институт востоковедения. В 1951 году его почти полностью перевели в Москву. С 1956 года в Ново-Михайловском дворце работает его отделение, с 1991 - филиал института. В настоящее время здесь располагаются Институт истории материальной культуры, Институт востоковедения и Институт проблем электрофизики.