Гимназия К.И.Мая. История школы карла мая Гимназия карла мая

Раздел сайта "Музейистории школы Карла Мая" содержит информацию об истории возникновения и развития музея, его текущей работе, проблемах, событиях и о . Жизнь музея отражена так же в альбомах на страницах сайта . В этом же разделе Вы можете познакомиться с , экспозицией и экспонатами музея, альбомами фотографий учеников и педагогов школы

В подразделе сайта можно узнать о недавних и наступающих событиях в жизни музея, размещенной на страницах сайта новой информации, знаменательных датах и новых контактах.

В подразделе сайта мы говорим о своих проблемах, размещаем информацию о поиске информации, книг, фотографий, журнальных статей. Музей всегда с радостью отзовётся на любое предложение о сотрудничестве. Нам постоянно нужны добровольные помощники для обработки фондов, подготовки и ввода информации на сайт, работ в архивах, реставрации экспонатов, обновления экспозиции и решения многих других проблем музейной жизни.

В подразделе сайта Вы можете узнать о расписании и тематике планируемых экскурсий, порядке посещения музея. При необходимости можно оставить заявку в .

В подразделе сайта приводится информация о книгах, журналах, аудио и видео дисках, которые можно приобрести в нашем музее.

В подразделе сайта мыпубликуем слова благодарности своим добровольным помощникам, дарителям и спонсорам музея.

В подразделе сайтап риводится информация о людях, благодаря помощи и энтузиазму которых музей был создан и существует поныне.

История возникновения и развития музея.

Музей истории школы Карла Мая расположен в историческом здании гимназии и главной своей целью видит сохранение исторической памяти о славном учебном учреждении. Когда-то, более полутора веков назад, благодаря воле и энергии немецкого Учителя Карла Мая возникла уникальная Школа человеческого духа и творчества. Спустя много лет благодаря энергии нескольких энтузиастов история этого педагогического шедевра не канула в Лету и стала нашим бесценным достоянием. Видимо, настолько сильна была энергетика первого импульса, что Школа сохранила себя в памяти благодарных потомков и смогла выжить пусть в своем новом скромном воплощении – Музее ИсторииШколы Карла Мая. Слово «выжить», к сожалению, не является в данном случае красивой метафорой – что бы понять насколько хрупкой является субстанция музейной жизни достаточно вспомнить историю первого музея Школы, созданного руками и инициативой педагогов и учеников 5-ой школы в середине 60-х годов ХХ века. Конечно, первый музей во многом носилидеологическую печать своего времени, но именно тогда, впервые в новой истории, была отдана дань не только советскому, но и дореволюционному периоду школы, приведены фотографии Карла Мая, майский жук (эмблема школы), альбом интерьеров школы 1914 года. Однако, чрезмерное на взгляд вышестоящих инстанций «увлечение вопросами краеведения» не пришлось по вкусу руководителям РОНО и директору школы. Завуч школы, Антонина Степановна Батурина, которой совместно с пионервожатой Н.В. Чувашовой принадлежала идея создания школьного музея, была снята с должности. Вынуждена была уйти и пионервожатая. Школьный музей пришёл в упадок, встречи выпускников выпали из разряда школьных приоритетов, экспозиция не развивалась и не пополнялась. Окончательный удар по музею был нанесен в 1976 году при катастрофическом переезде школы в новое здание на 13 линии. Почти все экспонаты музея были утеряны или уничтожены.

В 1990 г. с благословения академика Д.С. Лихачёва будущим директором музея, Н.В. Благово, в соавторствес Д.С. Лихачёвым была написана первая скромная книга об истории школы . Маленькая синяя книжка в мягком переплете не прошла незамеченной для всех ценителей отечественной истории. Для многих «майцев» она стала поддержкой и ориентиром в сложное и трудное время.Благодаря счастливому стечению обстоятельств эта книга попала в руки Рафаэля Мидхатовича Юсупова, руководителя Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской академии наук (следует отметить, чтос 1978 г. и поныне СПИИ РАН занимает историческое здание школы на 14 линии). Рафаэль Мидхатович предложил Никите Владимировичу бескорыстную помощь в организации музея. В ясный прохладный день 12 мая 1995 г. старейший ученик школы академик Д.С. Лихачёв открыл мемориальную доску, барельеф майского жука, возрождённый скульптором С.Н.Смирновым, и музей. Группе активистов создания музея были вручены памятные знаки «Майский жук», специально изготовленные по этому случаю Б.К.Чесноковым. Знак номер один был вручен академику Д.С.Лихачеву. Через два дня на здании появилась ещё одна доска, увековечившая память о пребывании здесь 6‑й Специальной артиллерийской школы

Ковремени открытия экспозиция музея представляла собойнесколько скромных стендов и витрин в маленьком огороженном участке комнаты. Трудно сейчас представить какой объем работы пришлось проделать группе энтузиастов во главе с Н.В. Благово для того, чтобы вдохнуть жизнь в музейное пространство, наполнить его свидетельствами времен ушедших, собрать и подготовить к экспонированию бесценные фотографии, книги, личные вещи, школьную атрибутику. Каждый предмет, который сейчас находитсяна витринах музея, может рассказать свою долгую и трудную историю. Личные вещи третьего директора школы А.Л. Липовского, подлинник исторической фотографии четырех директоров гимназии, отреставрированный лабораторный шкаф, подлинные приборы из кабинетов химии и физики.

Благодаря постоянной поддержке руководства СПИИ РАН и энтузиазму хранителей «майских» традиций в музее произведен фундаментальный ремонт, воссоздающий исторический интерьер зала заседаний Педагогического совета и кабинета директора школы, фасаду здания возвращён первоначальный вид с исторической надписью «ГИМНАЗ I Я И РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ К.МАЯ».

Хочется поблагодарить главных хранителей школьной истории – Н.В. Благово,Р.М. Юсупова, А.М. Буха­лову, бывших учеников и их потомков, таких как С.А. Кожин, А.П. Просандеева (выпускники 1935 г.), Б.Ф. Янус (вып.1929 г.), Т.С. Блецко, М.Т. Валиев, Н.Б. Валиева, В.Н. Звездина, Т.К. Кудрявцева, Т.А. Лазарева (Ли­повская), А.П. Минина и О.П. Минина, Т.Л. Модзалевская, Б.Ю. Мосенжник, И.В. Но­вожилова, А.В. Тяжелов, Е.В. Петровская, А.О. Поляков, Д.К. Поляков, О.К. Поляков, М.И. Фо­мина, Т.А. Дробышева (Шимкевич), М. Лачинова и Н. Лачинова, Ю. Тавастшерна, А. Клебанова, волонтеров И.Л. Лейнонен, В.П. Каганер, О. Краснослободцева, а также сотрудников СПИИРАН – Д.В. Бакурадзе, Л.М. Горскую,Н.Д.Горского, В.Е. Мар­лея, А.Ф. Ткача, Б.К. Чеснокова. Их стараниями создана экспозиция из 15 витрин и 25 стендов, отражающая все основные этапы 150-летней истории школы. Численность фондов музея составляет теперь более 4000 единиц хранения - предметов, документов, фотографий, аудио- и видеокассет, компакт-дисков. К 10-летию музея в 2005 г. художественное училище им. Н.К.Рериха подарило музею бюст К.И. Мая, воссозданный скульптором И.В. Волле. В 2006 г. в отдельном помещении создана специальная экспозиция, посвященная академикам Н.К.Рериху и Д.С.Лихачеву, воспитанникам школы, деятельность которых была направлена на сохранение и развитие отечественной и мировой культуры. Здесь, в частности, представлена модель памятника Н.К. Рериху (скульптор В.В. Зайко) и бюст Д.С. Лихачева (скульптор М.В. Семенова). На разных этапах важную помощь в совершенствовании экспозиции оказали также Санкт-Петербургский Научный Центр РАН, Государственный музей истории Петербурга, Институт «Открытое общество», фонд имениД.С.Лихачева.

В музее постоянно ведётся работа по подготовке новых изданий –подготовлены семь выпусков буклетов, содержащих информацию о развитии музея. Многолетние поиски в архивах, проработка сохранившихся школьных документов, общение с выпускниками и их потомками, собирание по крупицам мемуаров и газетных вырезок позволили Н.В. Благово к 2005 г. закончить работу над посвященной дореволюционному периоду истории Гимназии и Реального училища К. Мая. В 2006 г. издана удостоенная Международной премии имени Н.К.Рериха. В 2009 г.издана отражающая послереволюционный период истории школы . Количество журнальных и газетных публикаций с трудом поддаётся учёту.

В музее проводится большой объём экскурсионной работы. За 16 лет свыше 1000 групп, состоящих из школьников, педагогов, учёных, представителей различных объединений, просто жителей Петербурга и других городов России, а также гости из Берлина, Киля, Линца, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Сеула, Софии, Турина, Улан-Батора и даже австралийских Сиднея и Брисбена познакомились с историей школы, оставив в книге отзывов благодарные записи. Приведём некоторые из них.

Лауреат Нобелевской премии, вице-президент РАН академик Ж.И. Алфёров:

“Очень хорошо, что в наше жестокое время Академия Наук показывает реальный пример сохранения наших замечательных традиций в самой важной области – образовании и воспитании. Музей школы К. Мая – прекрасный пример, и я надеюсь, что ещё придет время, когда он, не поменяв адреса, будет Музеем в действующей школе К. Мая, а связи Института информатики и автоматизации РАН и школы сохранятся навсегда, и укреплять их будут выпускники школы.”

Ректор Университета, академик РАО Л.А. Вербицкая:

“Огромное спасибо всем, кто создал и сохраняет этот прекрасный музей. Школа даёт нашим детям самое главное - любовь к своему Отечеству и к наукам, одну из которых они уже в университете делают главным делом своей жизни. Эта удивительная гимназия Карла Ивановича Мая связана с Университетом тесными узами: без гимназии не было бы многих прекрасных наших выпускников.

Как бы хотелось, чтобы основные принципы, которыми руководствовались основатели гимназии, их последователи, учителя, стали бы основными принципами всех российских школ.

Образование и наука - должны стать приоритетными сферами деятельности руководства нашей страны, а История, в частности история этой гимназии, учит очень многому.

Спасибо большое за большую радость видеть, с какой любовью сохраняется память о прекрасных людях, прославивших Родину. Наверное, они были бы другими, если бы учились в другой гимназии”

Директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент РАН М.Б. Пиотровский:

“Спасибо большое всем, кто сберег и сберегает память об этой замечательной школе. В её истории - великий урок того, как добротой и заботой создаётся гордость нации. Это - та память, которую все мы должны передавать следующим поколениям. Успехов музею и всем его друзьям. Прошу числить Эрмитаж в числе этих друзей.”

Пришло-таки время мне сделать полноценный пост про Школу Карла Мая. Надо сказать, долго же я откладывала. Ну зато теперь...
Начинаю, как обычно, с начала:
Как прилежная ученица, всегда имевшая 5 по немецкому языку, я в 11 классе сдавала экзамен по немецкому языку рефератом.
Моя учительница сказала мне: "Вот тут в брошюре есть статья про какую-то гимназию К. Мая. Попробуй что-нибудь узнать по этой теме и бери её для реферата".
Это было в 2008 г. Я перерыла весь интернет, нашла несколько упоминаний о гимназии и недоделанный сайт, на котором были только адрес и телефон, всё остальное "в разработке". Ко всему прочему телефон не работал. После тщетных попыток склепать реферат из тех обрывков информации, которые я нашла, я решила заявиться по адресу (14 линия В.О. , д.39).Шла я туда фактически наугад.
Подхожу, смотрю - две таблички: СПИИРАН и Музей Школы К. Мая. Определив, что там всё-таки есть музей, я решилась зайти. Что вы думаете? Мне там обрадовались, как долгожданному гостю! Меня посадили смотреть фильм про школу на огромном экране, совершенно неподходящем для небольшой плотно заставленной комнаты. Меня провели по музею с экскурсией, мне разрешили фотографировать, с меня не взяли денег, меня подробно расспрашивали, откуда я взялась и для чего мне всё это надо, а потом посадили вырезать визитки. Когда я сказала, что пишу реферат, мне дали книжку "Школа на Васильевском" со словами "Может, что-нибудь почерпнёшь".Я вцепилась в книгу и стала судорожно выписывать цитаты, фамилии, даты, события. Тогда мне предложили книгу купить. Думаете, я сомневалась хоть секунду?
За реферат я получила 5. Наверное потому что безнадёжно влюбилась в выбранную тему. =)
Теперь поясняю, что же это за школа, и почему я так подробно о ней пишу. Знакомые знают, что когда я о ней говорю, у меня загораются глаза, я сыплю датами и именами и становлюсь похожа на фанатика, который хочет всех перетащить в свою веру.

Школа Карла Мая - уникальная по своему устройству гимназия, существовавшая в Санкт-Петербурге с середины ХIХ века до начала ХХ-ого.
Выпускниками этой гимназии были Н.К. Рерих, Д. С. Лихачёв, Л. В. Успенский, А.Н. Бенуа, Д.В.Философов, К.А.Сомов,В.А.Серов и ещё многие известные учёные и деятели культуры.
Эта школа действительно была уникальна.Она давала высочайшего уровня образование и воспитание. Созданная система предусматривала взаимное уважение учеников и учителей, взаимосвязь с семьёй, развитие нравственных качеств. Но основным отличием от других школ (как того времени, так и нынешних) являлось стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить.К каждому ученику был свой подход, и в то же время один ко всем. По словам выпускника Д. В. Философова, гимназия была «государством в государстве, отделённом бесконечным океаном от казёнщины».
Система образования, атмосфера, "майский дух" несомненно были заслугой основателя гимназии - Карла Ивановича Мая. Э.Блессинг, выпускник, написал о нём "В своём отношении ко всем он был одинаков и справедлив, никто не мог похвастать его предпочтением или пожаловаться на пренебрежение". Другой выпускник Г. Гадд сказал: "Карл Иванович прекрасно постиг душу своих молодых питомцев и сумел внушить им любовь к правде, уважение к себе и преподавателям".

Почти год назад - 27 мая 2009 я создала группу в контакте, посвящённую ШКМ. Мне очень хотелось хоть как-то привлечь внимание к этой всеми забытой гимназии. Примерно полгода в ней участвовало 17 человек, из которых 15 - мои друзья, которые вступили только чтобы меня не обижать. Но я продолжала бороться - оставляла сообщения во всяких группах, схожих по теме или направлению (попросту пиарилась). Где-то полгода назад мне стало везти: о группе узнали сотрудники музея Рерихов, администратор оф. сайта М. Колодин, а также выпускники школы №5, которая находилась в здании ШКМ в советское время. На каникулах, когда я была в Питере, я встретилась с теми, кто узнал об истории школы через мою группу и посетила с ними музей.
Мне было безумно приятно познакомиться лично с директором музея Никитой Владимировичем Благово. Именно он написал ту книгу "Школа на Васильевском", о которой шла речь в первом абзаце.

Всем, кто увлекается историей этой школы, очень хочется её возрождения, создания новой современной Школы К. Мая. Однако, пока это невозможно, мы просто стараемся рассказать историю этого уникального заведения как можно большему количеству людей. На мой взгляд, это действительно была идеальная школа, совмещавшая образование, воспитание и творческое развитие.

Контакты музея ШКМ:

Адрес: 14 линия В.О., д.39
телефон: 323 37 10
Директор - Никита Владимирович Благово. О визитах лучше договариваться заранее.
Можно нагрянуть, как я, неожиданно, но не факт, что будет открыто.

I этап До 1917 г.
1856 В доме № 56 по 1 линии В. О. открыта частная мужская школа.
1861 Школа переехала по адресу: 10 линия, д. 13.
1863 Первый выпуск реального отделения.
1865 Первый выпуск гимназического отделения.
1881 Отмечено двадцатипятилетие школы.
1882 Школе присвоены права учебных заведений Министерства народного просвещения. Введено преподавание на русском языке.
1890 К.И. Май вышел в отставку и продолжил деятельность в качестве почётного попечителя. Директором утвержден В.А. Кракау.
1895 Кончина К.И. Мая. Учреждена стипендия им. К.И. Мая.
1906 В.А. Кракау вышел в отставку. Директором избран А.Л. Липовский. Отмечено пятидесятилетие школы.
1910 Школа переехала в новое здание по адресу: 14 линия, д. 39 .
1914 Открыт лазарет им. Гимназии и реального училища К. Мая в память императора Александра I.

II этап 1918-1937 гг.
1918 Образована Советская Единая Трудовая школа I и II ступени (девятилетка).
1919 Присвоено наименование: 15 Советская Единая Трудовая школа (девятилетка).
1920 Присвоено наименование: 12 Советская Единая Трудовая школа (девятилетка).
1922 Присвоено наименование: 217 Советская Единая Трудовая школа (девятилетка).
1931 Присвоено наименование: 217 Фабрично-заводская семилетка.
1933 Присвоено наименование: 17 Фабрично-заводская девятилетка.
1935 Присвоено наименование: 17 средняя школа десятилетка.

III этап 1937-1944 гг.
1937 Образована 1 Ленинградская специальная артиллерийская школа (1ЛСАШ).
1939 1ЛСАШ переименована в 6-ю специальную артиллерийскую школу (6САШ).
1942 6САШ эвакуирована в Тобольск.

IV этап С 1944 г.
1944 1 сентября. Открыта 5 мужская средняя школа.
1948 Первый послевоенный выпуск, 20 юношей.
1949 Второй послевоенный выпуск.
1954 Восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Присвоено наименование - 5 средняя школа.
1955 Последний выпуск мужской школы.
1962 Присвоено наименование: 5 неполная средняя (восьмилетняя) школа.
1967 Присвоено наименование: 5 средняя школа.
1976 Присвоено наименование: 5 неполная средняя (восьмилетняя) школа. Коллектив переведен по адресу 13 линия, дом № 28.
1978 В здании школы № 5 (14 линия, д. 39) размещен Ленинградский Научно-исследовательский вычислительный центр АН СССР, с 1992 г. - Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН
1990 Опубликована книга "Школа на Васильевском". Авторы: Д.С. Лихачев, Н.В. Благово, Е.Б. Белодубровский.
1995 В доме №39 по 14 линии открыт Музей истории школы К. Мая. На фасаде этого дома установлены две мемориальные доски.
1999 Присвоено наименование: 5 средняя (одиннадцатилетняя) школа.
2005 Опубликована монография Н.В. Благово "Школа на Васильевском острове". Часть I 1856-1918 г.г.
2006 Торжественно отмечено 150-летие школы. Опубликованы книги: В.Г. Рожкова "Шестая специальная артиллерийская школа" и Н.В. Благово "Семья Рерихов в гимназии К.И. Мая".
2007 Отремонтирован фасад школы (14 линия, д. 39) с воссозданием первоначального декора и надписи на фронтоне "ГИМНАЗIЯ И РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ К.МАЯ". Режиссёром телестудии канала "Культура" Е.Г. Плугатырёвой снят и показан 21 ноября 2007 г. фильм "Время майских жуков". Ведущий - народный артист России В.А. Дегтярь.
(С моими сокращениями)

Музей истории школы Карла Мая более двадцати лет собирает информацию, документы, экспонаты, связанные со знаменитой немецкой петербургской школой, основанной по инициативе немецкой общины в середине XIX века. Адрес: г. Санкт-Петербург, Васильевский Остров, 14 линия, д. 39

Общество друзей школы Карла Мая →

Подробности:

Частная немецкая мужская школа открылась в 1856 г. на 1-ой линии Васильевского острова Санкт-Петербурга в квартире основателя и первого директора школы, талантливого педагога Карла Ивановича Мая (1820–1895). Основным девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить - потом учить», в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоящий из людей, обладавших высокими нравственными и профессиональными качествами.

В течение шестидесяти лет многие немецкие семьи отдавали своих детей "к Маю", нередко два-три поколения мальчиков учились в этой школе.

Подробнее:

В первые годы школа была начальной, но уже в 1860 г. получила официальное название «Реальное училище на степени гимназии», что отражало усиленную по сравнению с казёнными учебными заведениями прикладную направленность образования. Преподаватели подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости. Созданная К.И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить. Всё это, в сочетании с высоким качеством образования, позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества. Состав учащихся, как по социальному положению, так и по национальному признаку, был весьма разнообразен. Без какой-либо дискриминации здесь учились дети крестьянина и швейцара, сыновья князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, баронов Корф, Тизенгаузенов и Штакельбергов, представители семей предпринимателей Шлиссеров, Беккелей, Дурдиных, Шиттов, Елисеевых, Торнтонов и потомки либеральной интеллигенции - Бенуа, Гриммов, Добужинских, Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тян-Шанских, причём, во многих случаях эта школа давала образование нескольким поколениям одной фамилии.

Первые двадцать пять лет школа была чисто немецкой, так как уроки по всем предметам, кроме русского языка, литературы и истории, а также некоторых реальных дисциплин, велись на языке Гёте.

В период 1856 - 1918 гг. в школе обучалось около 3800 петербургских юношей, 1300 из них получили аттестаты. За отличные успехи в учебе 15% окончивших гимназистов были награждены золотыми медалями и 17% - серебряными.

Осенью 1918 г. частное учебное заведение К.И. Мая было национализировано и преобразовано в Советскую единую трудовую школу I и II ступени. В экспозиции музея нашёл отражение и советский период школы. С осени 1937 г. в здании находилась 6-я Специальная артиллерийская школа, которую в 1938-1941 гг. окончили не менее 600 «спецов». Выпускники 6САШ доблестно сражались на фронтах Великой Отечественной войны, защищали и освобождали родной Ленинград.

За долгую историю школы её выпускники достигли больших успехов в различных отраслях науки и культуры. Свыше 160 выпускников школы стали докторами наук, 41 - удостоены академического звания. Среди учившихся в школе члены Государственного совета - ректор Университета Д. Д. Гримм, губернатор Петербурга А.Д. Зиновьев и министр внутренних дел, позднее - министр юстиции А.А. Макаров; ректор Университета Э.Д. Гримм, военачальники - генералы и адмиралы Н.А. Епанчин, П.Н. Вагнер, А.И. Варнек, Н. Фогель И.В. Коссович, П.В. Римский-Корсаков, деятели культуры – члены объединения «Мир искусства» художники А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, В.А.Серов, К.А. Сомов, А.Е. Яковлев.

С 1978 г. по настоящее время здание бывшей школы занимает Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН), руководство которого, в лице директора, члена-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки и техники РФ, доктора технических наук, профессора Р.М. Юсупова, оказывает постоянную и бескорыстную помощь музею.


Музей был открыт 12 мая 1995 г. старейшим учеником школы, академиком Д.С. Лихачёвым. С тех пор бессменным директором музея и главным собирателем и хранителем «майской» истории является Никита Владимирович Благово, стараниями которого за двадцать лет своего существования музей превратился в значимое явление культурного ландшафта Санкт-Петербурга. В 2005 и 2009 г.г. увидела свет монография Н.В. Благово «Школа на Васильевском острове» (в двух частях).

В трёх залах музея создана экспозиция, отражающая все основные этапы 150-летней истории школы. Посетители имею возможность ознакомиться с предметами школьного быта, учебниками, личными вещами бывших учеников и педагогов школы. Сохранены элементы обстановки и оборудования кабинетов школы, воссоздана атмосфера учебного заведения. На стендах представлена информация об истории школы. В отдельном помещении развернута специальная экспозиция, посвященная академикам Н.К. Рериху и Д.С. Лихачеву, воспитанникам школы, деятельность которых была направлена на сохранение и развитие отечественной и мировой культуры.

В 2006 году был разработан и запущен сайт «Общество друзей школы К.Мая » и группа «Общество Друзей Школы Карла Мая ». Кроме того, желающие могут подписаться на рассылку новостей о жизни музея и сайта.

Нагрудные знаки с барельефом майского жука — знаки отличия выпускников гимназии разных годов. Фото с сайта zin.ru

Блестящий ученик

Образ школьной учительницы — властной и непрощающей — настолько вошел уже в наше сознание, что кажется, иных учителей и нет, и никогда не было. К сожалению, это проблема не только нашего времени. Добрых, светлых, мудрых педагогов всегда не хватало, они всегда ценились на вес золота, были исключениями, а не правилом. Одним из таких исключений был петербургский педагог Карл Май.

Карл Иванович Май родился в 1824 году в Санкт-Петербурге, в бедной семье, как в то время говорили, инородцев, немца и шведки. Семейство проживало в бедности, а в четырнадцатилетнем возрасте Карл и вовсе остается без средств к существованию — один за другим ушли из жизни его отец и дядя. С тех пор Карл вынужден был сам зарабатывать себе на жизнь. Он, тем не менее, нашел в себе силы окончить Петершуле — пансион, популярный среди выходцев из немецких семей. Карл был настолько выдающимся учеником, что сам директор помог ему с поиском приработка — нашел частные уроки.

После Петершуле — Санкт-Петербургский университет и совершеннейшая удача — служба гувернером у сына министра юстиции Дмитрия Дашкова. И дело тут было не столько в деньгах — Дашков-старший обладал прекраснейшей библиотекой.

Затем — путешествия по европейским столицам, в которых он, в отличии от большинства своих сверстников, интересовался вовсе не трактирами и видами, а музеями, библиотеками и студенческими аудиториями.

Но, как говорится, где родился, там и пригодился. И Карл Май возвращается на родину. Где снова встает вопрос заработка. И приятели-немцы, решив поучаствовать в судьбе юноши, отдают ему в обучение своих детей. Таким образом в 1856 году на квартире у Мая, на 1-й линии Васильевского острова, образуется нечто наподобие частной гимназии. Гимназистов поначалу было десять человек.

«Карл Иванович твердо верил в то, что от юного существа можно всего добиться посредством высказывания к нему доверия. Понятно, что среди нас было немало мальчиков, которые злоупотребляли добротой Карла Ивановича и даже за спиной издевались над этой доверчивостью. Но большинство уважало, любило своего директора, нежное чувство возникало сразу с момента первого контакта с ним самим. Во всяком случае, я Карлушу полюбил в первый же день, а затем остался верен этому чувству до конца» .

Это воспоминание одного из выпускников гимназии Карла Мая, Александра Бенуа. А «Карлуша» — не тайное прозвище. Так его совершенно открыто называли ученики. И Карл Иванович не обижался. Наоборот — радовался тому, что между ним и гимназистами установилась подобная доверительность.

Карл Иванович Май, фото 1890- х гг. Фото: jabberwoker.livejournal.com

Май был последователем принципа: «сперва любить, потом учить». Он писал: «ребенок — тоже человек, хотя и маленький, у него такая же душа и такое же тело, как и у других людей, у него есть своя воля, свои желания, свое мнение» .

И наставлял родителей:«Влияние школы на ваших детей ограничено. Много условий должно содействовать, чтобы достичь намеченной вами цели — нравственного и умственного развития детей. Одно из главных влияний — семья; где она не помогает, там вся наша работа напрасно потраченный труд» .

Вообще у Карла Мая была целая система тезисов.

«Воспитание имеет целью не сломить волю ребенка, а образовать ее» .

«Дисциплина - еще не воспитание» .

«От учеников надо требовать только то, что они в состоянии исполнить, что не превышает сил класса и каждого ученика в отдельности» .

«От юного существа можно добиться всего посредством высказывания к нему доверия» .

Доверие — наряду с любовью — было одним из двух главных коньков Карла Мая. Когда отец одного из учеников спросил, какое наказание предусмотрено в гимназии за ложь, тот вообще не сразу понял, о чем речь.«Ложь? У нас в гимназии не лгут. Иначе Карлуша расстроится» .

1885 г. Осень. 5 класс гимназии К.Мая. Стоят: Альберт Гейслер, Фридрих Бем, Александр Морс, Константин Сомов, Эрнст Гизе, Эдмунд Нувель, Дмитрий Куломзин, Глеб Семичев, Николай Гирс, Дмитрий Философов, Стефаниц, Александр Бенуа, … Сидят: Альфред Карр, Арчибальд Карр, Вальтер Нувель, Владимир Иванов. Фото с сайта kmay.ru

Гимназисты так же любили Мая, как и он их. При том, что внешне Карл Иванович не был классическим кумиром молодежи. Александр Бенуа писал: «Мне сразу понравилась вся его своеобразная, я бы даже сказал курьезная внешность. Это был маленький, щупленький, очень согбенный старичок, неизменно одетый в черный долгополый сюртук. В своей старчески исхудалой, точно дряблой руке он всегда вертел табакерку, которой нередко пользовался, а из заднего кармана сюртука у него торчал большой красный с желтым платок. Все это “отодвигало” Карла Ивановича во времени куда-то далеко и придавало его облику какую-то поэтическую старинность… Подслеповатые, несколько воспаленные глаза были вооружены золотыми очками. Двигался Карл Иванович быстро, не совсем ровно семеня своими старческими ножками» .

Любовь же компенсировала все.

Кстати, это была чуть ли ни единственная гимназия, в которой не то, чтобы не поощрялись доносы на товарищей, но, напротив, доносчики всячески порицались. И, естественно, ни один донос не принимался к рассмотрению.

Блестящий педагог

Открытка с видом на фасад дома 39 на 14-й линии Васильевского острова Санкт-Петербурга. 1917 год. Фото с сайта wikipedia.org

Первое здание гимназии Карла Мая размещалось на 10-й линии Васильевского острова. Занятия в нем начались в 1861 году. Александр Бенуа писал: «с наружного вида это был самый обыденный, безличный, старый, солидный петербургский дом в три этажа. От своих соседей этот дом ничем особенным не отличался и выкрашен был в такую же, как они, светло-сероватую краску. Построен он был, вероятно (без какой-либо заботы о стиле), в начале XIX века» .

Одннако этому «обыденному» дому довелось войти в историю, войти в легенду. А. Бенуа писал о гимназии:«Я нашел в ней нечто очень ценное: я нашел известный уют, я нашел особенно мне полюбившуюся атмосферу, в которой дышалось легко и в которой имелось все то, чего не было в казенном учреждении: умеренная свобода, известная теплота в общении педагогов с учениками и какое-то «несомненное уважение к моей личности»» .

Гимназия пользовалась бешеной популярностью. Через нее прошли семьи Семеновых Тян-Шанских, Римских-Корсаков, Рерихов, Бенуа.

Критик Д. Философов, тоже выпускник этой гимназии, писал: «Когда я спрашиваю своих сверстников о гимназических годах, они вспоминают их с ненавистью. Я почти никогда не встречал, кто бы вспоминал с любовью казенную гимназию восьмидесятых годов. «Майские жуки» — счастливое исключение. Гимназия Мая была каким-то государством в государстве, таинственным островом, отделенным бесконечным океаном от казенщины».

«Майские жуки» — это почти официальное прозвище учащихся и выпускников гимназии. Однажды, на одном из ученических спектаклей (а подобные спектакли здесь любили) на сцену вышли герольды, которые несли стилизованные изображения майских жуков. Эта аллегория настолько растрогала Карла Ивановича, так ему понравилась, что сразу вошла в обиход. А на фасаде нового гимназического здания, там, где обычно помещают герб, был укреплен картуш с майским жуком.

Это здание было построено в 1910 году на 14-й линии Васильевского острова одним из «майских жуков» — архитектором Германом Гриммом.

Сам Карл Иванович преподавал географию — он считал, что она «развивает в детях наблюдательность относительно окружающих явлений природы, ее гармонии, показывает тесную связь человека с ней и зависимость его от природы» .

Не удивительно, что именно по географии лучше всего успевали учащиеся. А один из них — Константин Рерих — добился на этом поприще высот невероятных. Он писал: «В гимназии К. И. Мая чертили карты Азии. Желтой краской отмечали пески Гоби. Боком мягкого карандаша наносили хребты Алтая, Тарбагатая, Алтын-Тага, Кунь-Луня… Белили ледники Гималайские… Не только чертились богато расцвеченные карты, но и лепились цветными пластилинами рельефные изображения со всеми, так милыми нам горами… Но проходят десятилетия; через полвека вспоминаются эти будто бы различные предметы в одном общем укладе. Именно они своими убедительными зовами сложили многие возможности. Не даром опытный географ предлагал нам не только заучивать названия, но именно запечатлеть иероглифы земли и линиями, и красками, и рельефами. В этом делании пробуждалась и любовь, и внимательность, и соизмеримость земных начертаний. Художество вносилось в эти прикасания к земле. А там, где знание будет сочетаться с искусством, — там останется особенная убедительность».

Подбору педагогов Карл Иванович уделял самое пристальное внимание. Он прекрасно понимал, что именно они — лицо гимназии, именно от них в первую очередь зависит, как в результате повернется дело.

Писатель Лев Успенский вспоминал: «У Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей «в футлярах», чиновников в виц-мундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одаренности».

При том нельзя сказать, чтобы все преподаватели были нежничали и миндальничали. Вот, например, воспоминание о господине Мальхине, преподавателе по древним языкам: «Самым характерным для внешности Мальхина была его недлинная, но густая огненного цвета борода, а также «злой» , пронизывающий взгляд его зеленых, искрящихся глаз… Он не скрывал своего презрения к тупицам и бездарным зубрилам — хотя бы они отвечали на пять по заданному уроку. Некоторых же учеников он прямо ненавидел, одних за безнадежную глупость, других за лень и бездарность».

Да, преподаватель тоже имел право быть личностью.

Майский дух и академик Лихачев

Барельеф на фасаде здания гимназии, над входом, сбитый в 1929 г. и восстановленный в 1995 г. Фото с сайта wikipedia.org

Ученики здесь были самые разнообразные. И по национальности, и по социальной принадлежности. Здесь обучался даже сын швейцара. А. Бенуа писал о нем: «Ничего не в наружности, ни в манерах, ни в мышлении не выдавало того, что Гриша принадлежит к разряду «выскочек из низов…» Нравилось же нам в Калине то, что он отличался редкостным остроумием, что он отлично и самостоятельно изучил великое множество литературных произведений, как русских, так и в переводе иностранных. У него была исключительная память, и он знал бесконечную массу стихов наизусть… Влекли Калина к углубленному изучению литературы и личные творческие побуждения. Он обладал несомненным даром излагать свои мысли и серьезно готовился стать писателем».

Кстати, занятия стоили дорого. И швейцар смог отдать своего отпрыска к Карлу Ивановичу только лишь после того, как неожиданно, притом по-крупному выиграл в лотерею. Тогда он реализовал сразу же две своих мечты — купил дом, в которым с безденежные годы служил швейцаром и дал сыну достойное образование.

Правда, писателем Гриша Калин не стал — пошел по юридическому направлению.

Май отошел от руководства гимназии в 1890 году (впрочем, оставив за собой преподавание географии), и спустя пять лет тихим образом скончался. Его похоронили на Смоленском лютеранском кладбище, а над могилой установили обелиск с надписью на латыни:«Он был вождем к свету для путников, ищущих его.  Самому дорогому учителю от учеников.  Его девизом было: «Сначала люблю — потом учу»».

Но дух гимназии, как говорили «майский дух» здесь сохранялся еще долго — об этом заботились как преподаватели, так и гимназисты. В какой-то мере сохранялся он и после революции. Все закончилось только в 1929 году, когда после разгромной статьи в «Ленинградской правде» было уволено все руководство и большая часть педагогического коллектива. В том же году с фасада сбили майского жука.

В музее истории гимназии

Впрочем, в 1995 году один из выпускников этой школы, академик Дмитрий Лихачев торжественно открыл мемориальную доску и восстановленного к этому случаю жука. В школе действует музей истории гимназии. Жизнь продолжается.