Гимназия и реальное училище К. Мая. Гимназия К.И.Мая Карл май школа

Гимназия К. И. Мая

В 1856 году по инициативе нескольких немецких предпринимателей на 1-й линии Васильевского острова была открыта частная мужская школа. Возглавил ее педагог-практик Карл Иванович Май, который избрал в качестве основного девиза изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского: «Сперва любить — потом учить», в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоявший из людей с высокими нравственными и профессиональными качествами. В дальнейшем школа получила название «Гимназия и реальное училище К. И. Мая», а ученики и педагоги школы стали называть себя «Майскими жуками».
В 1861 году гимназия переехала с 1-й на 10-ю линию Васильевского острова в купленный трехэтажный дом под № 13. Вскоре она заняла перестроенное для нее трехэтажное здание, которое находилось во дворе этого дома. Благодаря возникшей в этом учебном заведении особой атмосфере, школу К. И. Мая, по меткому выражению ее выпускника Д. В. Философова, называли «государством в государстве, отделенном бесконечным океаном от казенщины». В ней была создана система воспитания и образования, основанная на взаимном уважении и доверии, постоянном взаимодействии с семьей, стремлением учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика. Чаще других в эту школу отдавали своих детей представители русской интеллигенции. Срок обучения был рассчитан на 9 лет. На гимназическом отделении обучались дети склонные к гуманитарным наукам, а на реальном — дети склонные к естественным наукам.
С 1883 по 1893 годы в гимназии К. И. Мая учился Николай Константинович Рерих. Любимым уроком была история, увлекала география. В течение гимназических лет он несколько раз принимал участие в постановках пьес Островского и Гоголя, им были нарисованы портрет К. И. Мая, программы и эскизы к спектаклям. В эти же годы Николай Рерих участвовал в раскопках курганов с известным археологом Л. К. Ивановским. Часть находок передал в гимназию. Увлекался охотой, собирал различные коллекции, много рисовал. В 1891 году появились его первые публикации в «Охотничьей газете» и журнале «Русский охотник».
Также в гимназии К. И. Мая, в здании на 10 линии, учились младшие братья Н. К. Рериха: Владимир (1891-1902) и Борис (1894-1903).
В 1909-1910 годах по проекту выпускника гимназии академика архитектуры Г. Д. Гримма было построено новое учебное здание в стиле модерн, на участке № 39 по 14 линии Васильевского острова. Над входом в него был установлен барельеф — «Майский жук». В четырех этажах дома помимо классов для 600 учеников были размещены 8 предметных кабинетов, библиотека, спортзал, столовая, столярная мастерская. В этом здании гимназии К. И. Мая учились дети Н. К. Рериха и Е. И. Рерих: Юрий (1914-1917) и Святослав (1916-1917)*.
Осенью 1918 года частное учебное заведение К. И. Мая было национализировано и преобразовано в Советскую единую трудовую школу. С 1937 по 1942 годы в здании располагалась 6-я специальная артиллерийская школа, а с 1944 по 1976 годы эти классы занимала 5-я средняя общеобразовательная школа. С 1978 года в здании находится Институт информатики и автоматизации Российской академии наук. По инициативе его директора был создан Музей истории школы К. И. Мая, который весной 1995 года открыл старейший ученик — академик Д. С. Лихачев. Благодаря активной поддержке многих бывших учеников и их потомков в музее была создана экспозиция, отражающая все этапы развития школы.
Современный адрес дома: 14 линия, 39.

*В беседе С.А. Кожиным, бывшим учеником школы, С.Н. Рерих вспоминал, что посещал гимназию в здании на 10 линии,

д. 13. Данных подтверждающих это пока не найдено, возможно, в то время там находился подготовительный класс.

I этап До 1917 г.
1856 В доме № 56 по 1 линии В. О. открыта частная мужская школа.
1861 Школа переехала по адресу: 10 линия, д. 13.
1863 Первый выпуск реального отделения.
1865 Первый выпуск гимназического отделения.
1881 Отмечено двадцатипятилетие школы.
1882 Школе присвоены права учебных заведений Министерства народного просвещения. Введено преподавание на русском языке.
1890 К.И. Май вышел в отставку и продолжил деятельность в качестве почётного попечителя. Директором утвержден В.А. Кракау.
1895 Кончина К.И. Мая. Учреждена стипендия им. К.И. Мая.
1906 В.А. Кракау вышел в отставку. Директором избран А.Л. Липовский. Отмечено пятидесятилетие школы.
1910 Школа переехала в новое здание по адресу: 14 линия, д. 39 .
1914 Открыт лазарет им. Гимназии и реального училища К. Мая в память императора Александра I.

II этап 1918-1937 гг.
1918 Образована Советская Единая Трудовая школа I и II ступени (девятилетка).
1919 Присвоено наименование: 15 Советская Единая Трудовая школа (девятилетка).
1920 Присвоено наименование: 12 Советская Единая Трудовая школа (девятилетка).
1922 Присвоено наименование: 217 Советская Единая Трудовая школа (девятилетка).
1931 Присвоено наименование: 217 Фабрично-заводская семилетка.
1933 Присвоено наименование: 17 Фабрично-заводская девятилетка.
1935 Присвоено наименование: 17 средняя школа десятилетка.

III этап 1937-1944 гг.
1937 Образована 1 Ленинградская специальная артиллерийская школа (1ЛСАШ).
1939 1ЛСАШ переименована в 6-ю специальную артиллерийскую школу (6САШ).
1942 6САШ эвакуирована в Тобольск.

IV этап С 1944 г.
1944 1 сентября. Открыта 5 мужская средняя школа.
1948 Первый послевоенный выпуск, 20 юношей.
1949 Второй послевоенный выпуск.
1954 Восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Присвоено наименование - 5 средняя школа.
1955 Последний выпуск мужской школы.
1962 Присвоено наименование: 5 неполная средняя (восьмилетняя) школа.
1967 Присвоено наименование: 5 средняя школа.
1976 Присвоено наименование: 5 неполная средняя (восьмилетняя) школа. Коллектив переведен по адресу 13 линия, дом № 28.
1978 В здании школы № 5 (14 линия, д. 39) размещен Ленинградский Научно-исследовательский вычислительный центр АН СССР, с 1992 г. - Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН
1990 Опубликована книга "Школа на Васильевском". Авторы: Д.С. Лихачев, Н.В. Благово, Е.Б. Белодубровский.
1995 В доме №39 по 14 линии открыт Музей истории школы К. Мая. На фасаде этого дома установлены две мемориальные доски.
1999 Присвоено наименование: 5 средняя (одиннадцатилетняя) школа.
2005 Опубликована монография Н.В. Благово "Школа на Васильевском острове". Часть I 1856-1918 г.г.
2006 Торжественно отмечено 150-летие школы. Опубликованы книги: В.Г. Рожкова "Шестая специальная артиллерийская школа" и Н.В. Благово "Семья Рерихов в гимназии К.И. Мая".
2007 Отремонтирован фасад школы (14 линия, д. 39) с воссозданием первоначального декора и надписи на фронтоне "ГИМНАЗIЯ И РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ К.МАЯ". Режиссёром телестудии канала "Культура" Е.Г. Плугатырёвой снят и показан 21 ноября 2007 г. фильм "Время майских жуков". Ведущий - народный артист России В.А. Дегтярь.
(С моими сокращениями)

Биография

В течение первых десяти лет после окончания университета К.Май преподавал историю и немецкий язык в различных частных и государственных школах Санкт-Петербурга, накапливая опыт преподавания и проверяя на практике свои педагогические идеи. В году К. И. Май возглавил частную мужскую школу, впоследствии ставшую известной как «Гимназия Мая» или "Петербургская школа Карла Мая".

История гимназии К. Мая

По инициативе нескольких немецких семейств, стремившихся дать детям хорошее образование на немецком языке, в надворном флигеле дома № 56 по 1-й линии Васильевского острова в году была открыта частная немецкая мужская школа.

Её возглавил талантливый педагог-практик, последователь передовых педагогических взглядов Карл Иванович Май ( -).

В первые годы школа была начальной, но затем с года получила официальный статус как «Реальное училище на степени гимназии», что отражало усиленную по сравнению с казёнными учебными заведениями прикладную направленность образования.

Основным девизом школы было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить - потом учить» , в соответствии с которым был создан коллектив педагогов, состоящий только из людей, обладавших высокими нравственными и профессиональными качествами.

Выпускник школы года писатель Лев Успенский отмечал в воспоминаниях:

«У Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей „в футлярах“, чиновников в виц-мундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости».

Созданная К. И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учитывать и развивать индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить.

Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества. Благодаря возникшей в этом учебном заведении особой атмосфере, именовавшейся «майским духом», школа К. Мая, по меткому выражению её выпускника года Д. В. Философова, была «государством в государстве, отделённом бесконечным океаном от казёнщины».

Состав учащихся как по социальному положению, так и по национальному признаку, был весьма разнообразен, без какой-либо дискриминации, здесь учились дети швейцара и сыновья князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, представители семей предпринимателей Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонов и потомки либеральной интеллигенции Бенуа, Гриммов, Добужинских, Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских, причём во многих случаях эта школа давала образование нескольким поколениям одной фамилии; своеобразным рекордсменом среди таковых является династия Бенуа: 25 членов этого семейства учились «у Мая».

С самого начала школа состояла из двух отделений. Дети, обнаружившие гуманитарные способности, в первые годы назывались латинистами и обучались на отделении, позже названным гимназическим. Здесь, помимо немецкого и французского, преподавались древние языки - латынь и греческий. Гимназисты, как правило, готовились к продолжению образования в Университете.

Юноши, склонные более к естественным наукам, именовались нелатинистами: на реальном отделении они получали в большем объёме знания по точным наукам и готовили себя к инженерной деятельности.

Существовало также небольшое коммерческое отделение, где вместо французского изучался английский. Благодаря такой структуре, официальным названием этого среднего учебного заведения стало «Гимназия и реальное училище К. Мая».

Первые двадцать пять лет школа была немецкой, так как уроки по всем предметам, кроме русского языка, литературы и истории, а также некоторых дисциплин реального отделения, велись на языке Гёте.

С года школа располагалась в доме № 13 по 10 линии. Первый выпуск реального отделения состоялся в г., а гимназического - в г. В г. К. И. Май передал бразды правления Василию Александровичу Кракау ( -), выпускнику года, преподававшему в своей школе историю. При нём была усовершенствована методика преподавания, развито реальное отделение, улучшено оборудование кабинетов.

В году, после отставки В. А. Кракау, новым директором был избран Александр Лаврентьевич Липовский ( -). В период его руководства учебным заведением произошли два важных события. Во-первых, школа отметила своё пятидесятилетие, выпустив по этому случаю юбилейный сборник воспоминаний бывших учеников. Во-вторых, в связи с тем, что вследствие растущей популярности школы помещений стало не хватать, в году был приобретён участок № 39 по 14 линии, где по проекту академика архитектуры Г. Д. Гримма, выпускника года, было построено новое здание с барельефом майского жука над аркой входной двери.

При большом стечении народа 31 октября г. состоялось освящение нового здания школы епископом Гдовским и Ладожским Вениамином (в будущем - митрополит Петроградский).

На четырёх этажах школы, помимо классов для 600 учащихся, были устроены 8 прекрасно оснащённых предметных кабинетов (три из них имели аудитории в виде амфитеатра), а также столярная мастерская, библиотека, насчитывающая 12 тысяч книг на русском, немецком, французском, английском, латинском и греческом языках, спортивный зал, столовая.

Широко известна школа Карла Мая в Санкт-Петербурге. Здесь учились целые поколения Римских-Корсаковых, Семёновых-Тян-Шанских, Бенуа (25 членов этой фамилии учились «у Мая»). Выпускники школы достигли больших успехов в различных отраслях науки и культуры. Более 100 из них стали докторами наук, 29 избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук. Из Школы Мая вышло немало художественно одаренных людей: Александр Бенуа, Николай и Святослав Рерихи, Валентин Серов, Константин Сомов, Лев Успенский, учился в ней и Дмитрий Сергеевич Лихачев.Тёплые воспоминания о школе сохранил её бывший ученик - дважды Герой Советского Союза, доктор физико-математических наук космонавт Г. М. Гречко (в 2012 году в вестибюле школы открыта памятная доска, посвященная воспитанникам школы космонавтам Г.М.Гречко и А.И Борисенко).

Мы коснемся истоков этой школы, которая выпустила столь много знаменитых людей. Ее создатель - талантливый педагог Карл Иванович Май (1820-1895). Он происходил из небогатой семьи петербургских немцев.

В своё время он с отличием окончил Главное немецкое училище Св. Петра (1838 г.) и историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского Университета (1845 г.).

По окончании университета он был домашним учителем в семье Дашковых, а позже преподавал географию в Лесном институте. К 30 годам он уже имел репутацию отличного педагога.

Александр Бенуа застал Карла Ивановича уже в преклонном возрасте и описал свои первые впечатления от встречи с ним: «Мне сразу понравилась вся его своеобразная, я бы даже сказал курьезная внешность. Это был маленький, щупленький, очень согбенный старичок, неизменно одетый в черный долгополый сюртук. В своей старчески исхудалой, точно дряблой руке он всегда вертел табакерку, которой нередко пользовался, а из заднего кармана сюртука у него торчал большой красный с желтым платок. Все это «отодвигало» Карла Ивановича во времени куда-то далеко и придавало его облику какую-то поэтическую старинность…Подслеповатые, несколько воспаленные глаза были вооружены золотыми очками. Двигался Карл Иванович быстро, не совсем ровно семеня своими старческими ножками». Все годы с момента основания школы К.И.Май был ее директором.

По убеждению Карла Мая, на первом месте - воспитание, и только затем - образование, причем во главу им ставилось развитие умственных способностей.

Школа Мая - частная немецкая мужская школа - была открыта в Санкт-Петербурге 22 сентября 1856. 160 лет назад. Первые занятия проходили в квартире К.И. Мая по адресу Васильевский остров, 1линия, дом 56 (Дом Борисова). Школа первоначально была начальной, а с 1861 г. получила официальное название «Реальное училище на степени гимназии», что отражало усиленную прикладную направленность образования: содержания и методы ориентировались на тесную связь с основами других наук и с жизнью. Девизом школы было изречение основоположника педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить - потом учить».

Первые годы существования школы К. Май сам преподавал арифметику, всеобщую историю, древние языки и географию. С развитием училища часть уроков Май передавал другим учителям, но со своей любимой географией Карл Иванович не расстался и преподавал ее почти 40 лет.

В младших классах он начинал с того, что просил детей начертить план их класса. От плана комнаты переходили к плану школы, ее двора, затем к планам Петербурга и, наконец, к географическим картам. Ученики часто рисовали карты наизусть. Николай Рерих вспоминал о том, что они не только рисовали карты, но лепили из пластелина рельефные изображения. Особенно поощрялись большие размеры и новые комбинации ярких раскрасок. К.Май часто спрашивал уроки, уже давно сданные, так ученики привыкали к обобщению текущего материала. Даже покинув пост директора, К.И. продолжал преподавать географию.

С самого начала школа состояла из двух отделений. Дети, обнаружившие гуманитарные способности, в первые годы назывались латинистами и обучались на отделении, позже названным гимназическим. Здесь, помимо немецкого и французского, преподавались древние языки - латынь и греческий. Гимназисты, как правило, готовились к продолжению образования в Университете. Юноши, склонные более к естественным наукам, именовались нелатинистами: они, на реальном отделении, получали в большем объёме знания по точным наукам и готовили себя к инженерной деятельности. Существовало также небольшое коммерческое отделение, где вместо французского изучался английский. Благодаря такой структуре, официальным названием этого среднего учебного заведения стало «Гимназия и реальное училище К. Мая».

Соответственно был создан коллектив одарённых педагогов. В 1860-е годы самой оригинальной личностью был математик Эмиль Шнейдер, гроза учеников. Несмотря на строгость, он был прекрасным преподавателем и в первую очередь следил за тем, чтобы ученики усваивали доказательства и правила, а не зубрили их без толку. Шнейдер часто посылал кого-нибудь из учеников на кухню за репой или картофелем и вырезал из них разные конусы и пирамиды, чтобы доходчивее объяснить ученикам правила геометрии. Шнейдер был вспыльчив и горяч, но не злопамятен. Однажды он пришел в класс, сел на стул и рухнул на пол вместе со стулом под общий хохот класса. От души смеялся и сам Шнейдер. Сторож принес новый стул, Шнейдер хватил его мощной рукой - стул вдребезги. Наконец нашелся стул таких солидных размеров, что даже молодой слон мог бы сидеть на нем без опасности провалиться. Наконец, все в классе успокоились, урок начался, но вдруг один из учеников опять захихикал. "Это что такое?"- крикнул Шнейдер, - все мы смеялись как благородные люди, а теперь ты, негодяй, осмелился опять засмеяться. Это пахнет улицей. Вон из класса. Не будь я Эмиль Шнейдер, если опять войдешь". Следом за дверь полетели и книги несчастного хохотуна. На следующий день гнев прошел, и все было забыто. Шнейдер терпеть не мог, когда ученики оспаривали оценку. Однажды кто-то спросил его обиженным тоном: "Как, только четверку?" "Что-о-о? - крикнул грозный математик, - тройку, двойку, единицу - вон из класса!".

Лучшим учителем древних языков в школе Мая был Ф.Уртель. Этот молодой, но чрезвычайно знающий и способный филолог был выписан из-за границы в 1866 (7) году. Приехав в Россию, он очень скоро изучил русский язык и стал интересоваться русской литературой. На уроках латыни он любил ссылаться на русских писателей и особенно на Пушкина, которого высоко ценил.

Свой пост Карл Иванович Май передал выпускнику школы Василию Александровичу Кракау. (1857-1935) В.А. Кракау родился 7 декабря 1857г. в семья крупного петербургского архитектора Александра Ивановича Кракау (1817-1888). Василий был направлен по стопам старшего брата Александра «к Маю» в 1866 году. Он хорошо учился во всех классах и 14 июня 1876 года первым по выпуску окончил школу. В 1881 он, как в свое время и Май, окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета «кандидатом». Первые годы после окончания учебы В.А. Кракау преподавал историю и географию во 2-ой прогимназии (Фонтанка, 40). Однако в 1886 году он подает прошение о преподавании истории в частной школе К. Мая. В своей сердечной напутственной речи основатель школы так отозвался о своем преемнике: «Я достаточно узнал Вашу склонность к педагогическому призванию, Вашу способность к неустанному труду. От Вас, Василий Александрович, я могу надеяться и ожидать, что дух школы останется неизменно старым. Я могу поэтому спокойно и с чистой совестью доверить Вам дорогое мне дело». В.А. Кракау ввел в школе уроки музыки, танцев, фехтования (по желанию). Он ввел разделение класса на языковых уроках на 2 группы «сильных» и «слабых» учеников, но этот опыт не дал ожидаемого результата – улучшение знаний у слабых учеников, т.к. там были ленивые дети, которые своими ответами не давали преподавателю сосредоточить свое внимание на отстающих.

Третьим (и, как оказалось впоследствии, последним) директором гимназии стал Александр Лаврентьевич Липовский (1867-1942). На этот пост он был избран тайным голосованием на заседании педагогического совета гимназии в 1906г. В отличие от предшественников он не был урожденным петербуржцем, а родился в Ташкенте, окончил там гимназию с золотой медалью. Потом окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета в 1890г. Через год был зачислен сверхштатным преподавателем истории и географии в гимназию Мая. Помимо уроков Липовский читал еще лекции ученикам старших классов по истории мировой литературы от древнейших времен до современных писателей. Доброта для А.Л Липовского была принципом. Но эта черта не мешала ему быть последовательным и настойчивым в заботах о дальнейшем улучшении деятельности своей школы, конечно, в духе «майских» традиций.
Первые двадцать пять лет школа была немецкой, так как уроки по всем предметам, кроме русского языка, литературы и истории, а также некоторых реальных дисциплин, велись на языке Гёте.

Созданная К. И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить. Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества.
Состав учащихся как по социальному положению, так и по национальному признаку, был весьма разнообразен: здесь учились дети швейцара и сыновья князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, представители семей предпринимателей Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонов и потомки интеллигенции Бенуа, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских.

В конце 1850-х годов один из школьных спектаклей открылся шествием герольдов с флагами, на которых был изображен майский жук; этот символ очень понравился директору и всем присутствующим. С тех пор учившиеся в этой школе на протяжении всей жизни называли себя «майскими жуками». А особая атмосфера доверия и взаимоуважения именовалась «майским духом».

Нужно сказать, что школа К.Мая имеет большую и интересную историю, с основными этапами которой можно познакомиться на ее персональной страничке в инете:

Http://www.kmay.ru/hist.phtml

Условно историю Школы можно поделить на четыре крупных периода:
- дореволюционный 1856 – 1918 (гимназия и реальное училище)
- предвоенный 1918 - 1937 (советская школа)
- военный 1937 - 1944 (6-я специальная артиллерийская школа)
- послевоенный 1944 – настоящее время (5-я средняя школа).

…Только в 1960-х годах имя Карла Мая впервые упомянули в созданном в стенах прежней гимназии музее трудовой и боевой славы. Однако вскоре «низовую» инициативу пресекли – музей закрыли. Имя Карла Мая вернулось только в середине 1980-х годов во многом благодаря учившемуся здесь Дмитрию Лихачеву. Именно он в 1995 году открывал музей в бывшей гимназии. Создавался музей по инициативе директора института члена-корреспондента РАН Рафаэля Юсупова. На фасаде здания была открыта мемориальная доска и воссоздан барельеф майского жука.

В 2010 году на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга в честь 190 летия со дня рождения выдающегося педагога открылся возрожденный памятник Карлу Ивановичу Маю – основателю и первому директору знаменитой гимназии на Васильевском острове. Надписи на обелиске воспроизвели в точности те, что были и на прежнем обелиске. Две из них, по-латыни, в переводе гласят: «Он был путником к свету ищущих его» и «Благодарные ученики – учителю». Еще одна эпитафия, по-немецки: «Сперва любить – потом учить».

2016
Фото: почтовая открытка с видом на фасад дома 39 на 14-й линии Васильевского острова Санкт-Петербурга.
Архитектор Г.Гримм (1909-1910).

Публикация в газете Новые земляки
https://www.neue-semljaki.de/-/--/200----.html

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

ГАВРИЛИН А. В.

ГИМНАЗИЯ К. МАЯ:

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

В сентябре 1856 года в Санкт-Петербурге молодой педагог, поклонник Я. А. Коменского, пропагандист идей К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова, Карл Иванович Май открыл частную школу для мальчиков. На этот шаг его толкнула неудовлетворенность состоянием учебного процесса в гимназиях и реальных училищах, но кроме этого К. Май, как он сам писал позднее, «чувствовал потребность применить некоторые теоретические вопросы педагогики к делу, некоторые опыты, произведенные ранее, при одиночном обучении, произвести в более широких размерах». Школа быстро завоевала популярность, и в 1860 году она при официальном утверждении (аккредитации) получила необычное, но соответствующее ее сути название «Реальное училище на правах гимназии». Это объяснялось тем, что в первый период ее существования, до 1864 года, большинство предметов, в том числе и греческий язык, преподавалось на немецком языке, по-русски излагались грамматика, словесность, история, реальные предметы. Естественным наукам в учебных программах отводилось значительно больше времени, чем в казенных гимназиях, ибо К. И. Май считал необходимым развивать прикладную направленность в обучении, расширяя тем самым кругозор учеников и обеспечивая этим лучшую подготовку к практической деятельности. С первого года в учебный план гимназии как предмет входила гимнастика.

В 1868 году выпускники частных гимназий получили право на поступление в университет. При этом за частными гимназиями сохранялась свобода в составлении учебных программ и распределении учебного материала по классам, в общей организации педагогического процесса. В училище К. И. Мая было два отделения. Школьная программа в начальных классах была общей для будущих реалистов и гимназистов. Начиная с пятого класса, по желанию родителей или по желанию самих учеников, одни из них начинали изучать древние языки – латинский и греческий, другие же в эти часы посещали уроки естественной истории, рисования, в большем объеме изучали математику и новые языки – немецкий, французский, английский (последний по желанию). Кроме этого, несколько позже, было образовано коммерческое отделение, непосредственно готовившее учеников к коммерческой деятельности. Им кроме остальных предметов читался курс купеческой арифметики.

В 1882 году школе были присвоены права гимназии министерства народного просвещения, а к 1885 году права казенных реальных училищ получило реальное отделение.

Душой школы с момента ее образования был К. И. Май, Он разработал и постоянно развивал педагогическую концепцию своей школы, заложил многие ее традиции, которых единый воспитательный коллектив придерживался более полувека. Основной целью воспитания К. И. Май считал гармоничное развитие всех сил и природных данных человека. В качестве девиза педагогического коллектива школы он провозгласил изречение основателя современной педагогики, чешского просветителя Я. А. Коменского: «Сперва любить – потом учить». Сам Май всю свою долгую самоотверженную жизнь неукоснительно следовал этому девизу. В 1906 году, на юбилейном вечере, последний директор гимназии А. Л. Липовский, бывший выпускник Мая, назвал его «добрым гением школы» и отметил, что «Карл Иванович создал особую среду в школе, в которой так легко дышалось, так светло, несмотря на все жизненные невзгоды, верилось в будущее».

День гимназии начинался с того, что директор лично за руку приветствовал всех учеников, и только провинившийся вчера воспитанник не удостаивался рукопожатия. Важной личностной чертой Мая как воспитателя был беспристрастный подход к разным ученикам. «В своем отношении ко всем он был одинаков и справедлив, никто не мог похвастаться его предпочтением или пожаловаться на пренебрежение», – отмечал один из воспитанников.

В 1860 году в журнале «Воспитание» К. И. Май провозглашает основную, в его понимании, цель, которую должен ставить перед собой каждый педагог: «Главная задача наставника – приготовить юношу к труду, полезному для общества». Одним из наиболее важных Май считал суждение Н. И. Пирогова о том, что «нельзя всех и каждого стричь под один гребень, а действовать разумно, применяясь к свойству предмета, личности, степени развития учеников и учителя», и всегда следовал этому завету. Недаром Д. И. Семенов, выпускник 1872 года, вспоминал, что он «умел всегда встать в такие простые и откровенные отношения с каждым воспитанником, что они, хотя, конечно, безусловно слушали своего директора, но чувствовали себя с ним гораздо свободнее, чем с некоторыми из преподавателей». Он сумел внушить своим питомцам любовь к правде, уважение к себе и преподавателям. Школа стала своеобразной общиной со своим «духом».

Помощник попечителя Санкт-Петербургского учебного округа В. А. Латышев в своем выступлении по поводу пятидесятилетия школы выделил следующие педагогические принципы К. И. Мая, составившие основу концепции развития гимназии, следовать которым считал своим нравственным долгом и его преемник В. А. Кракау. Эти принципы и сегодня остаются крайне современными:

Пусть пути будут различны, смотря по индивидуальности учителя, но образование и воспитание ученика во всяком случае должно оставаться конечной целью преподавания;

Не объектное отношение к воспитанию и преподаванию, а субъектное;

Пример преподавателя – самое действенное воспитательное средство;

Работая неусыпно, мы тем самым исполняем одну из важнейших задач школы: мы приучаем воспитанников к труду.

Далее Латышев продолжает: «Карл Иванович стремился воспитать в своем ученике всесторонне развитого человека. Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье питомцев вызывали одинаковые заботы со стороны Карла Ивановича».

В организации внеклассной, внеурочной жизнедеятельности большую роль играли пешеходные экскурсии в окрестности Санкт-Петербурга. Во время таких прогулок и походов учащиеся, собирая ботанические, зоологические и минералогические коллекции, пополняли и систематизировали на практике свои знания в этих предметах, расширяли исторический и общекультурный кругозор. Это было время неформального общения с элементами некой романтичности и загадочности благодаря переходам через таинственный лес, ночлегам на сене, вечернему костру.

Еще более важное значение в развитии и воспитании учащихся имели школьные праздники, проводимые по традиции 29 октября, в день рождения Карла Мая. Они отмечались новыми спектаклями школьного театра, специальной праздничной программой. Приготовления к спектаклю, выбор того или иного действия из намеченной пьесы, репетиции, хозяйственные хлопоты, создание декораций и разработка сценария вечера способствовали сближению воспитанников, развитию в них творческих способностей, углубленному изучению искусств, реализации их интересов и формированию «духа» школы.

Однажды в представлении участвовали герольды со знаменами, на которых в виде герба был изображен майский жук. С этого времени за воспитанниками школы утвердилось и стало почти официальным необычное прозвище «Майские жуки», или «Майцы», которое они чтили и очень гордились им как символом своей принадлежности к некому сообществу, которое представляли выпускники гимназии Мая.

Состав же учеников этой гимназии, пожалуй, самый яркий во всей истории России. Среди ее выпускников – ученые, писатели, артисты, художники, педагоги, путешественники, но главное, что все они – достойные граждане. Достаточно назвать фамилии академика Н. А. Бруни и писателя Л. К. Успенского, академика Д. С. Лихачева и архитектора В. О. Мунца, художников P. M. и В. М. Добужинских и В. А. Серова. Здесь учились целыми семьями Бенуа, Гримм, Римские-Корсаковы, Гагарины, Семеновы-Тянь-Шанские, Голицыны. Эту гимназию закончили глава знаменитой российской торговой фирмы Г. Г. Елисеев и капитан крейсера «Паллада» И. В. Коссович, а также многие и многие другие воспитанники, составившие впоследствии славу и гордость России.

Всех их объединяла не только гимназическая скамья, не только бережно сохраняемые «майские» традиции. Их объединяла уверенность в том, что именно в гимназические, школьные годы окончательно сложились их духовные убеждения, научные и художественные пристрастия, верность избранному пути и идеалам. «И быть может, более других званий, которых они достигли в гордом и терпеливом служении обществу, звание «Майского жука», «Майца» было для них едва ли не самым высоким, ибо за ним, как правило, следовали прежде всего интеллигентность, духовное благородство».

В 1890 году К. И. Мая, ушедшего в отставку по состоянию здоровья, сменил на посту директора Василий Александрович Кракау. Тот же В. А. Латышев отмечает, что в своей деятельности он руководствовался следующим положением: «Ученикам следует давать как можно больше свободы. Необходимо давать исход естественной живости ребенка: нормальный, не искалеченный условиями воспитания ребенок – всегда живой. Мальчик, сдерживаемый требованиями излишней внешней дисциплины, уходит в себя, делаясь скрытным, часто апатичным, или ищет исхода своей живости, вопреки воспитателю, за спиной его, становится сердитым и грубым».

Продолжая развивать воспитательную систему гимназии, В. А. Кракау вводит уроки музыки, танцев, фехтования. Была организована столярная мастерская. Регулярными стали литературные вечера в день рождения Кракау 7 декабря. Особое внимание было уделено развитию метода преподавания, с целью сделать его более творческим, самодеятельным и носящим прикладной характер.

В 1900 году В. А. Кракау на одном из заседаний педагогического совета выступил с обстоятельным докладом, в котором проанализировал состояние преподавания в школах того времени и разработал основные предложения по его совершенствованию. С его точки зрения, школа должна была обеспечить, чтобы за годы учения воспитанник:

Усвоил полностью программный курс каждого предмета;

Развил свои мыслительные способности: память, логическое рассуждение, способность владеть и перерабатывать учебный материал;

Получил умственные интересы к вопросам жизни, науки, литературы, сознательно и живо относился к экономической и социальной жизни;

Расширил бы дома свой кругозор и свои познания внеклассным чтением книг;

Занимался бы музыкой и другими искусствами, ручным трудом, ремеслами;

Выработал способность к труду,

Выработал характер.

Чтобы обеспечить выполнение этих позиций, ученик не должен быть перегружен занятиями. Поэтому домашние задания в начальных классах были отменены, для старших классов были выработаны основные принципы организации учебного процесса:

Центр тяжести учебной работы перенести на классное время, а не на домашнюю работу, которая может служить повторением и освоением пройденного в классе;

Необходимо задавать только то, что разобрано, разъяснено и выучено в классе;

Классная работа должна захватывать весь класс, а не отдельных учеников;

Классная работа должна вестись строго систематически и методически – учитель должен в точности знать, на что он обратит внимание при опросе, что пройдет и задаст;

Проходить новое, лишь убедившись, что пройденный раздел выучен и усвоен;

Данные принципы свидетельствовали о том, что гуманистический подход в гимназии не только провозглашался, но и реализовывался на практике.

Оценки выставлялись ученику только за четверти, и то лишь для того, чтобы выдать ему итоговые документы или документы для перехода в другую школу. Взамен текущих отметок применялись характеристики, в которых по специально разработанной форме отмечался личностный рост воспитанника.

Последним директором школы стал ее бывший выпускник Александр Лаврентьевич Липовский, избранный на этот пост тайным голосованием педсовета в сентябре 1906 года. Свое педагогическое кредо он изложил в напутственной речи на выпускном акте 29 октября 1908 года.

«Воспитывая вас, мы прежде всего стремились сообразоваться с вашей природой. Мы признавали ваше право на настоящее, на ваше детство и юность, которые вы должны были пережить именно как детство и юность, независимо от того, чем вы будете впоследствии... В обучении вашем мы прежде всего имели в виду развитие вашей личности, а не какие-либо посторонние цели. Человек не как средство, а как самоцель. Не идеал гражданина, прежде всего, не профессиональный работник и т. п. специальные задачи преследовали мы, а выработку в вас широкого и глубокого понимания жизни. Вспомните, сколько говорилось о красоте человеческих переживаний и ощущений, о правде истины и познания, о правде справедливых общественных отношений... И теперь, когда вы ушли из-под нашего влияния, а школы, в которые вы поступили, не ставят задач воспитания, вспоминайте наши слова; воспитание ваше не закончено, продолжайте воспитывать сами себя в духе той человечности, зерна которой старались взрастить мы... Никто не может, кроме вас самих, определить смысл вашей жизни. Будьте же людьми, и радость вашей жизни будет радостью для нас, свидетелей невозвратной поры вашего детства и юности!».

В этот период в гимназии организованы предметные комиссии, занимавшиеся изучением и коррекцией учебных программ. В школе развивается самоуправление. Была разработана и утверждена школьная конституция. Педсовет и подотчетные ему совет классных наставников и совет воспитателей главное внимание в своей работе, наряду с традиционными учебно-воспитательными формами, уделяли индивидуализации воспитания, развитию самодеятельности учащихся, усилению наглядности в преподавании и организации досуга.

Такие успехи школы были возможны только потому, что ее педагоги образовывали коллектив единомышленников, преданных своему делу и знающих его. Подбору учителей в Майской гимназии всегда уделялось первостепенное значение. Приглашались, как правило, люди, обладающие не только высокопрофессиональным знанием предмета, но и непременно талантом воспитателя. Они выступали в роли духовных наставников своих воспитанников, а главным наставником всегда был директор.

Довольно разнообразно была организована внеклассная работа, сориентированная в основном на познавательную деятельность, которая являлась системообразующей, и на развитие индивидуальных способностей. Среди кружков особо следует отметить первый в России авиапланерный и литературный. «Для помещения самостоятельных опытов учащихся литературного и научного характера» было организовано собственное издание «Майский сборник». Все это подтверждает главный закон школы: уважение к личности ученика, индивидуальный подход в развитии способностей, предоставление максимальных возможностей для самореализации.

Майская гимназия может служить примером гуманистической воспитательной системы школы, успешно сформировавшейся, постоянно поддерживавшей свои традиции и развивавшей особое, интегративное качество, своеобразный «дух» школы, который стал мощным воспитывающим фактором и позволил системе сохраниться не только при смене педагогических лидеров, но и в обстановке окружающей антигуманистической среды, когда другие заведения превращались в школы зубрежки и муштры.

Бывший воспитанник гимназии публицист Д. В. Философов вспоминал: «Я окончил гимназию в 1889 г., следовательно, провел в ней восьмидесятые годы, пожалуй, самые тяжелые времена в жизни русских гимназий...

Когда я спрашиваю своих сверстников о гимназических годах, они все вспоминают их с ненавистью. Я почти никого не встречал, кто бы вспомнил с любовью казенную гимназию восьмидесятых годов. «Майские жуки» – счастливое исключение. Гимназия Мая была каким-то государством в государстве, таинственным островом, отделенным бесконечным океаном от казенщины» 8 .