Эрмитажный мост или мостик лизы. Эрмитажный мост или мостик лизы Чем знаменит Эрмитажный мост

Через Зимнюю канавку. Эрмитажный мост через Зимнюю канавку. Санкт Петербург. Эрмитажный мост (Зимне дворцовый; Верхненабережный), через Зимнюю канавку по Дворцовой набережной, близ Эрмитажа. Построен одновременно с гранитными набережными Большой… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (Зимне дворцовый; Верхненабережный), через Зимнюю канавку по Дворцовой набережной, близ Эрмитажа. Построен одновременно с гранитными набережными Большой Невы в 1763 66 на месте существовавшего здесь с 1718 20 подъёмного деревянного моста,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Зимний мост. Зимний мост № 1 … Википедия

Координаты: 59°56′29.25″ с. ш. 30°19′07.12″ в. д. / 59.941458° с. ш. 30.318644° в. д … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Зимний мост. «Зимний мост № 2» … Википедия

Координаты: 59°56′27.38″ с. ш. 30°19′10.21″ в. д. / 59.940939° с. ш. 30.319503° в. д … Википедия

ЗИМНЕДВОРЦОВЫЙ мост - ныне ЭРМИТАЖНЫЙ мост … Почему так названы?

В 2005 году … Википедия

Запрос «Эрмитаж» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Национальная галерея. Координаты: 59°56′26″ с. ш. 30°18′49″ в. д … Википедия

Книги

  • Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж , Домбровский Алексей Викторович. Мы открываем новую серию изданий о Санкт-Петербурге под общим названием "Центр Империи" . Книги построены в форме рассказов-прогулок по главным достопримечательностям Северной столицы. В этих…
  • Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж. Прогулки по Петербургу , Домбровский А.. Мы открываем новую серию изданий о Санкт-Петербурге под общим названием&171;Центр Империи&187;. Книги построены в форме рассказов-прогулок по главным достопримечательностям Северной столицы.…

Мост через Зимнюю канавку в Санкт-Петербурге. Впервые деревянный подъемный мост был построен на этом месте в 1718-1720 годах. Позже, в 1763-1766 годах на его месте построили однопролетный гранитный арочный мост с каменными парапетами по проекту Ю. М. Фельтена, который в 1934 году укрепили дополнительным железобетонным сводом взамен кирпичного, сохранив внешнее оформление моста.

Первое название моста, данное ему в 1738 году — Верхненабережный, в честь Верхней набережной, как тогда называлась Дворцовая набережная. Однако, к середине XVIII века мост чаще называли Зимнедворцовым, в честь находящегося поблизости Зимнего дворца. Наконец, в конце XVIII века появилось название Дворцовый мост, но и оно не стало окончательным. И только в 1828 году мост получил свое нынешнее имя по названию построенного рядом с ним Эрмитажного театра.

После того, как в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» появилось действие, когда Лиза бросается с Эрмитажного моста в воды Зимней канавки, у моста появилось обиходное название «Мостик Лизы».

С появлением в 1763-1766 годах у Эрмитажного моста гранитной конструкции, он стал первым каменным мостом в Санкт-Петербурге.

Вид Эрмитажного моста вместе с арочной галереей поверх него со стороны Миллионной улицы считается одним из символов Санкт-Петербурга, его часто фотографируют и изображают на туристических открытках.

Длина моста — 22,1 м, ширина — 15,2 м.

Туристу на заметку:

Посещение Эрмитажного моста будет интересно туристам, интересующимся архитектурой XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

Эрмита́жный мост (ранее Зимнедворцо́вый, Верхнена́бережный) - мост через Зимнюю канавку, соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова в Центральном районе Санкт-Петербурга. Это старейший каменный мост Санкт-Петербурга.

Расположение

Расположен по линии Дворцовой набережной между зданиями Эрмитажного театра (дом № 32) и Большого (Старого) Эрмитажа (дом № 34). Ближайшие станции метрополитена - «Адмиралтейская» (1,0 км), «Невский проспект» (1,2 км), «Гостиный двор» (1,2 км).

Первый деревянный подъёмный мост на этом месте был перекинут в 1718-1720 годах, сразу после прорытия канала у Зимнего дворца Петра I. Проект моста составил Харман ван Болес. Мост был балочным трехпролетным на свайных опорах. Средний разводной пролет состоящий из двух полотен, раскрывался в разные стороны вокруг горизонтальных осей. На протяжении почти полувека мост периодически перестраивался. Постоянный каменный мост был построен в 1763-1766 гг., одновременно с возведением гранитных набережных Невы, став первым каменным мостом в городе. Мост имел однопролётное строение в виде свода из кирпича и известняка с прокладными рядами и фасадными арками из гранита. Береговые опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой, ограждение - сплошные гранитные парапеты. В 1934 году кирпично-плиточный свод моста был заменён на железобетонный (монолитный бесшарнирный) с выносными пятами и внутренним очертанием по эллипсу. При этом внешний облик моста был сохранён. Проект переустройства Эрмитажного моста был составлен сотрудниками Ленмосттреста инженером А. Д. Саперштейн и архитектором К. М. Дмитриевым. Около 1950 года в ходе реконструкции был восстановлен архитектурный декор пандусов.

Конструкция

Мост однопролетный арочный со сплошным железобетонным бесшарнирным сводом. Опоры на свайном основании, облицованы гранитными плитами. Толщина железобетонного свода в замке - 25 см, у пят - 45 см; размеры свода эллиптической формы в свету составляют 9,73 м, при стреле подъема его внутреннего очертания 3 м. В качестве ограждений использованы глухие гранитные парапеты. Тротуары моста и набережных сопряжены ступенями.

Примечания

Литература

Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда. - Л.: Стройиздат, 1986. - 280 с. Кочедамов В. И. Мосты Ленинграда. - Л.: Искусство, 1958. - 60 с. Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. - М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. - 298 с. Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. - Л.: Лениздат, 1971. - 192 с. Петров А. Н. Памятники архитектуры Ленинграда. - Л.: Стройиздат, 1972. - 498 с. Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. - Л.: Лениздат, 1991. - 320 с. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. - 3-е изд., испр. и доп. - Л.: Лениздат, 1985. - С. 446. - 511 с. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении…

КУЧУМОВ Василий Никитович (1888-1959)

Картон, масло. 67 х 78 см.
Частное собрание.
«Пейзаж с изображением Лебяжьей канавки и вида на набережную Петербурга». Вторая треть XX в. Авторское повторение картины «Карета переезжает Эрмитажный мост».
Холст, масло. 93 х 80,5 см.
Частное собрание.



Холст, масло. 80 х 60 см.

Бумага, акварель. 56 х 62 см.



Первая переправа через Зимнюю канавку в месте её впадения в Неву была сооружена инженером Германом ван БОЛЕСОМ (1689-1764) в 1718-1720 годах при оборудовании деревянных береговых стенок Дворцовой набережной. Она состояла из двух крыльев, разводящихся при помощи рычагов и зубчатых колёс. 20 апреля 1738 года мосту присвоили официальное название - Верхне-Набережный. С середины XVIII века горожане чаще именовали его Зимнедворцовым - по Зимнему дворцу Петра I, находящемуся тогда на месте здания Эрмитажного театра. Мост был нешироким, рассчитанным на проезд одной телеги или коляски.

При сооружении гранитной Дворцовой набережной была перестроена и эта переправа. В 1763-1766 годах здесь был сооружён каменный мост, облицованный гранитными плитами. Его отличительной чертой стала «горбатость» - высокий дугообразный подъём над Зимней канавкой.

С конца XVIII века до 1828 года переправа называлась Дворцовым мостом. С 1829 года благодаря соседству со зданиями Эрмитажа, переправа получила соответствующее название - Эрмитажный мост.

К 1933 году мост пришёл в аварийное состояние. В 1934 году по проекту инженера А.Д. САПЕРШТЕЙНА и архитектора К.М. ДМИТРИЕВА была проведена его реконструкция. Ширина переправы увеличилась на 1,44 метра в сторону Невы. Планировалось уменьшилась высоту мостового пролёта на 0,5 метров, благодаря чему уменьшилась бы его «горбатость». Это не было поддержано архитектурным комитетом, который рекомендовал лишь убрать подставки для фонарей, установленные здесь в XIX веке. Таким образом, после капитального ремонта Эрмитажный мост полностью сохранил свой узнаваемый облик. Длина моста составляет 22,1 метра, ширина - 15,2 метров.

Эрмитажный мост является одним из любимых мест петербургских фотографов и художников. Вид на него со стороны Миллионной улицы является одним из символов Санкт-Петербурга. Мост является и одним из самых грустных и романтичных мест города. По сюжету оперы Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО «Пиковая дама», в третьем действии Лиза бросается с Эрмитажного мостика в воды Зимней канавки, после того как от неё убегает Герман. Этот поворот сюжета отсутствует в повести ПУШКИНА, и появился под влиянием реального факта самоубийства некой Юлии Перовой, совершенного на этом месте на почве несчастной любви, и описанного в одной из петербургских газет 1868 года. В 1890 году П. И. Чайковский пересылает вырезку из газеты своему брату Модесту с просьбой включить самоубийство Лизы в либретто оперы.

ВИКТОРОВ Сергей Павлович (1916-1977) «Александр Блок. Двенадцать».
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«...И опять идут двенадцать,
За плечами - ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица...

Всё быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее -
Не оправится никак...

Что, товарищ, ты не весел?
- Что, дружок, оторопел?
- Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?

Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил...
Ночки чёрные, хмельные
С этой девкой проводил...

Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах!

- Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
- Верно душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
- Поддержи свою осанку!
- Над собой держи контроль!

Не такое нынче время,
Что бы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

И Петруха замедляет
Торопливые шаги...

Он головку вскидавает,
Он опять повеселел...

Эх, эх!
Позабавиться не грех!

Запирайти етажи,
Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!..»


Несколько фотографий Эрмитажного моста и Зимней канавки:

Эрмитажный театр. Фотограф Бертон Холмс. 1901 г.

Дворцовая набережная. 1913-1914 гг.

Фотограф Эдвард Кларк. 1955 г.

Эрмитажный мост через Зимнюю канавку соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова в Центральном районе Санкт-Петербурга. Это старейший каменный мост Санкт-Петербурга. Расположен по оси Дворцовой набережной у истока Зимней Канавки. Его длина — 12,2 метра, длина по задним граням устоев - 24,8 метра, ширина — 28,1 метров, ширина по карнизам - 16,5 метров.

Переправа представляет собой однопролетную арочную конструкцию со сплошным железобетонным сводом в виде бесшарнирной арки, очерченной по эллипсу. Толщина свода в замке — 25 см, в пяте - 65 см, размеры свода в свету — 9,73 м. Устои моста - из бутовой кладки на свайном основании, облицованы гранитом. Перильные ограждения выполнены в виде сплошных гранитных парапетов.

Тротуары выложены гранитными плитами, открылки моста имеют гранитные лестничные спуски для перехода на уровень набережных.

История моста

В 1720 году через канал перекинули деревянный разводной мост, построенный по проекту голландского мастера Хармана ван Болеса. Мост был трехпролетным балочным на свайных опорах. Средний разводной пролет — двукрылый, раскрывался вокруг горизонтальных осей при помощи рычагов-«журавлей» и зубчатых колёс.

20 апреля 1738 года мост получил название Верхний Набережный по набережной канала, которая тем же указом была наименована Верхней Набережной улицей. Однако это название почти не употреблялось, и мост, как и канал, по-прежнему называли Зимнедворцовым. Переправа была узкой, рассчитанной на проезд одной телеги или коляски.

Проектирование и строительство широкого каменного моста у истока Зимней канавки велось в 1762-1766 годы в рамках создания гранитной Дворцовой набережной. Зимнедворцовый мост стал первым каменным мостом в Петербурге. Имена строителей переправы до нас не дошли, однако известно, что проектированием Дворцовой набережной занимался архитектор С.А. Волков.

Переправа имела однопролётное арочное строение в виде «горбатого» свода из кирпича и известняка с прокладными рядами, гранитными фасадными арками и гранитным ограждением. Мост гармонично сочетается с массивной стенкой Дворцовой набережной, составляя с ней единое архитектурное целое.

На рубеже XVIII и XIX веков Зимнедворцовый мост иногда называли просто Дворцовым, а в 1829 году за ним закрепилось современное название - Эрмитажный, по расположенным рядом зданиям Эрмитажа и Эрмитажного театра.

В 1934 году из-за повреждения кирпичного свода мост был реконструирован по проекту инженера «Дормостпректа» А.Д. Саперштейн и архитектора К.М. Дмитриева. Кирпичный свод был заменен на железобетонный. Ширину моста увеличили на 1,4 метра в сторону Невы, высоту пролетного строения уменьшили на 0,5 метра, что позволило смягчить уклоны спуска к Зимнему дворцу. Мост стал менее «горбатым». Булыжное покрытие на проезжей части заменили на асфальтобетонное.

В 1979 году был произведен ремонт моста: выправлены гранитные плиты на тротуарах, отремонтировано булыжное покрытие на подходах к мосту, отпескоструена гранитная облицовка фасадов моста и устоев.

Дополнительная информация

Переправа получила мировую известность после выхода в 1887 году оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Авторы ввели в либретто эпизод, которого не было в пушкинской повести: в третьем действии героиня оперы Лиза бросается в воду Зимней канавки с Эрмитажного моста. В петербургском фольклоре за мостом закрепилось неформальное название «Мостик Лизы».

Сегодня Эрмитажный мост принадлежит к числу любимых мест у туристов, фотографов и художников. Вид на него со стороны Миллионной улицы — один из узнаваемых символов Северной Столицы.