Церковь св марии на конюшенной концерты. Церковь святой марии. Часы работы музея

С момента своего основания Санкт-Петербург стал городом «веротерпимым», еще при Петре I здесь возводились храмы для иностранных общин.

Собрания общины шведско-финской начали проводиться с 1703 года в частном доме пастором Яковом Мейделином. В 1734 году община получила в дар участок земли в районе современного Невского проспекта, где был построен молитвенный дом.
В 1745 году общины разделились и шведы построили на соседнем участке собственную церковь, а молитвенный дом полностью перешел в распоряжение прихожан финнов. Со временем деревянный молитвенный дом обветшал и на его месте была построена каменная Реформаторская финская церковь Св. Марии.
Строительство велось с 1803 по 1805 годы по проекту архитектора Г.-Х. Паульсена (ученика Ю.М. Фельтена). Церковь осветили 24 декабря 1805 года. Главный западный фасад храма обращен на улицу Большую Конюшенную. Его украшает колонный портик,завершенный треугольным фронтоном. Венчает церковь небольшой сферический купол.
Портик фасада фланкируют ниши в которых первоначально были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Затем их заменили вазы, стоявшие ранее на парапете. Здание Мариинской церкви органично вписалось в застройку улицы, а так же оно замкнуло перспективу Волынского переулка.

Во второй половине XIXвека некоторые изменения в облик фасадов и интерьеров были внесены архитектором К.К.Андерсеном, а позднее архитектором Л.Н.Бенуа.
Приходу так же принадлежала часовня на финском участке Митрофаниевского кладбища и молитвенный дом в Лахте. Мариинская церковь всегда оставалась культурно религиозным центром многочисленной финской общины в Петербурге.
Финны в Петербурге делились на две группы: финляндцев из автономного Великого княжества Финляндского и ингерманландцев –«чухон» , которые принадлежали к коренному населению Приневских земель. В Петербурге к 1881 году проживало финнов более, чем в Турку - около 20000 человек. Женщины работали прачками, прислугой, кухарками, няньками. Мужчины - рабочими на фабриках, сапожниками, портными, трубочистами и легковыми извозчиками. Чухонцы приезжали из губернии, откуда привозили для продажи овощи, сено, дрова и пр.
Элиту финляндцев составляли финские шведы, которые по социальному статусу стояли выше. Это были ремесленники, в том числе ювелиры, которых нанимал Фаберже. Они приезжали как подмастерья, обучались и, скопив денег часто возвращались на родину. Именно эти финны, включая пасторов, составляли ядро колонии, которая объединилась вокруг Мариинской церкви на Большой Конюшенной. Община была выразителем интересов всей колонии. В 1844 году при ней открылась начальная финская школа.
Столичные финны были консервативны и религиозны, но революционная болезнь не миновала и их. Через финскую таможню в Белоострове эсеры и социалисты привозили в Петербург оружие, деньги, революционную литературу. После гражданской войны большевики благоволили к ингерманландцам, финляндцы были репатриированы. С середины 1930–х положение ухудшилось. Закрывались школы и церкви. В 1938 году была закрыта и Мариинская церковь на Большой Конюшенной. С 1970 в здании храма открылся «Дом природы». В 1979 году в Ленинграде проживало всего 3000 финнов, из них три четверти понимало по фински.

Возрождение финской общины началось в конце XX века при щедрой поддержке Финляндии. В 1988 году возникло общество «Инкерин лиитто» (Ингерманландский союз).

В 1990 году Мариинская церковь была возвращена финской общине, проводилась серьезная реставрация здания.

Церковь вновь осветили 19 мая 2002 года в присутствии президента Финляндии Тарья Халонена. Сегодня храм является центром самостоятельной Евангелическо- лютеранской церкви Ингрии. Здесь проводятся службы, а так же фольклорные праздники и концерты.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Антонов В.В.Петербург неизвестный,забытый,знакомый.ЗАО Центрполиграф.,М.,2007; Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 ; Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

© Е. А. Паршина, 2010

В Санкт-Петербурге, на улице Большой Конюшенной в доме под номером 8-а располагается евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии. В настоящее время этот действующий приход является и кафедральным собором Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (ЕЛЦИ) и главным финским приходом Петербурга.

Начало общине было положено в середине 17 века в Ниеншанце. Тогда она находилась под юрисдикцией шведской церкви. После окончания Северной войны и передачи Ингерманландии Российской империи жители тех земель переселились в Санкт-Петербург. На новом месте собрания и службы проходили в частном доме. Вел их пастор Яков Майделин.

В царствование Анны Иоанновны, в 1734 г. общине подарили участок земли неподалеку от того места, где ныне расположен Невский проспект. Там была заложена церковь Святой Марии. После того, как в 1745 г. финская и шведская общины разделились, за финской было оставлено прежнее место. Изначально здесь был сооружен деревянный храм, который, когда он обветшал, заменили каменным. В церкви было два приюта, касса для бедных, богодельня, школа. К приходу относились молитвенный дом в местечке Лахта и часовенка на финском участке на Митрофаниевском кладбище.

Церковь Святой Марии всегда была центром финской общины Санкт-Петербурга. Петербургские финны делились на две группы – чухон-ингерманландцев, коренных жителей приневских земель и финляндцев, приехавших из княжества Финляндского. Согласно переписи населения, в 1881 г. финнов в Петербурге было порядка 20 тысяч. Женщины в основном трудились прачками, прислугой, няньками, кухарками, а мужчины – извозчиками, сапожниками, трубочистами, портными. В число элиты входили финские шведы, среди них были ювелиры и ремесленники, которые, получив необходимые знания и скопив денег, возвращались на родину. Из этих кругов происходили и пасторы церкви. После революции и гражданской войны большевики с большим доверием относились к ингерманландцам, поскольку они помогали завозить в Петербург оружие и революционную литературу. Финляндцы в подавляющем своем большинстве были высланы.

Здание церкви в нынешнем виде было возведено по проекту архитектора Г. Паульсена в 1803 г., а освящено в декабре 1805 г. Реконструкция 1871 года проходила под руководством известного зодчего К. Андерсона, а 1890 года – Л. Бенуа.

Фасад храма, обращенный на ул. Большую Конюшенную, украшен портиком с треугольным фронтоном. Над церковью – сферический купол. На портике фасада – ниши, в которых некогда были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Позже они были заменены вазами парапета.

В 30-е годы 20 века церковь закрыли, а здание отдали под общежитие. С 70-х годов там был «Дом Природы». Возрождение общности финской общины города было положено в 1988 г. с открытием общества «Инкерин лиитто» (Ингерманландский союз). В постперестроечный период, в 1990 г. церковь передали ЕЛЦИ. Повторное освящение состоялось в 2002 г. На церемонии присутствовал президент Финляндии Т. Халонен и 1-й губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев.

В 2010 г. в церкви был установлен 27 регистровый необарочный духовой орган с механическими игровой и регистровой трактурами. В декабре того же года орган был освящен и инаугурирован. В этом мероприятие участвовали Марина Вяйзя, главный органист церкви св. Марии, профессоры Сибелиус-академии (Финляндия) К. Хямяляйнен, О. Портан, К. Юссила. На следующий день состоялся концерт, посвященный Дню независимости Финляндии.

В настоящее время пастором прихода является Михаил Иванов. Сейчас в приходе Святой Марии проводятся разного рода торжественные собрания, фольклорные праздники и концерты.

Около Невского проспекта, на Большой Конюшенной улице скромно спряталась простая, невыразительная постройка. Это и есть церковь святой Марии.

Что интересно, недалеко есть Шведская церковь Святой Екатерины , история и судьбы которых тесно переплетены.

Если убрать дворовые дома, то они окажутся в 50 шагах, но их фасады обращены против друг друга, - таков уж архитектурный итог многовекового соперничества соседних народов.

Участок, который в 1733 году по указу императрицы Анны Иоановны был отдан под строительство, принадлежал шведско-финской общине.

Сначала там появился молитвенный дом, первыми прихожанами которого стали торговцы и ремесленники шведской и финской национальностей.

Саму церковь начали строить в 1803 году.

Архитектор Паульсен стремился создать по-домашнему уютный приход. В результате, получилось строгое, лишенное изысков здание, единственным украшением которого стали арочные окна и портик с четырьмя колоннами.

В 1805 году её освятили во имя святой Марии. Долгое время она оставалась единственным местом для прихожан финской национальности в Санкт-Петербурге.

Ее закрыли в 1937 году, а в 1970 году в здании открыли «Дом природы». Так ее до сих пор и называют многие горожане.

Вернули церковь святой Марии финской общине лишь в 1990 году, а в конце 90-х ее начали реставрировать.

За пять лет был возвращен не только прежний внешний вид, но и историческое внутреннее убранство.

Весной 2002 года её заново освятили в присутствии президента Финляндии.

Сейчас здесь проводятся регулярные службы и действует воскресная школа.

Вообще, этот уголок Санкт-Петербурга – большая скандинавская вотчина. Здесь Шведское консульство, шведская школа, шведский бизнес-центр и бизнес-клуб. А что скрыто в глубине двориков знают только в местном ЖЭКе…

Адрес:

Санкт-Петербург, улица Большая Конюшенная, дом 8-а.

Как добраться:

От метро Гостиный двор (выход на канал Грибоедова) легко прогуляться пешком по Невскому до Большой Конюшенной, где повернуть на эту улицу, и через 200 метров Вы окажетесь у дверей.

По указу Анны Иоанновны была построена деревянная церковь Святой Анны. Она была возведена на участке шведско-финской общины. Прихожанами молитвенного дома стали финские и шведские торговцы, жившие в этом районе ремесленники.

С 1769 года после постройки Шведской церкви святой Екатерины этот храм остался за финским приходом.

К концу XVIII века старое здание обветшало. В 1803-1805 годах здесь была выстроена новая каменная Финская церковь святой Марии. Её архитектор - Г. Х. Паульсен, зять и ученик Ю. М. Фельтена , строившего похожие культовые сооружения. Освящение церкви произошло 12 декабря 1805 года во имя святой Марии в честь императрицы Марии Фёдоровны, вдовы императора Павла I . По сторонам портика, в нишах, были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Позже их заменили вазы, стоявшие первоначально на парапете.

Фланкирующие храм жилые дома №6 и 8 были построены для финской общины в 1840-х годах. Финская церковь находится за красной линией улицы, отделена от неё чугунной оградой. Пилоны ворот сложены из ракушечника, их цоколь - из гранита. В литых розетках оригинальной ограды читалась датировка её создания - "ANNO 1844". Сейчас она заменена новоделом.

В 1871 году интерьер церкви реконструировал архитектор К. К. Андерсон. Боковые окна главного фасада были превращены в двери, внутри здания были установлены хоры на чугунных столбах.

Пастором финской церкви в 1912-1918 годах являлся Ю. Сааринен, отец известного финского архитектора Э. Сааринена.

Здание Финской церкви святой Марии пострадало от холодов зимы 1919-1920 годов, после было отремонтировано. В 1938 году отношения между СССР и Финляндией расстроились. Храм был закрыт, пастора прихода Салима Ялмари Лауриккала выслали из страны, а его преемника пастора Пека Бракса расстреляли.

Здание стало общежитием. Его внутреннее пространство было разделено на три этажа, подвал стал складом. В 1970 году оно было передано "Дому Природы", открывшемуся здесь спустя два года. Первый этаж занимал выставочный зал, другие два - Ленинградский областной и городской совет Всероссийского общества охраны природы.

Возвращение храма финской общине состоялось в 1990 году, после чего здесь возобновили богослужения. Реставрация церкви прошла после переезда Дома Природы, в 1997-2002 годах. Средства на эти работы выделили финны, проект составили архитекторы Э. Лонка и С. Иванов. Пространство храма было освобождено от межэтажных перекрытий. Фундамент здания укрепили монолитным бетоном, устроили автоматическую дренажную систему, установили новые стропила из современных сплавов. Интерьер был создан заново. Образ "Вознесения Христа" написал художник А. Степанов. 19 мая 2002 года состоялось освещение обновлённой Финской церкви святой Марии епископом евангелической лютеранской церкви Ингрии на территории России Арри Кугаппи. При этом событии присутствовали президент Финляндии Тарья Халонен и губернатор Петербурга Владимир Яковлев. В том же году храму был присвоен статус кафедрального собора церкви Ингрии.

Церковь Святой Марии – исторический приход Пиетари Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Один из старейших храмов города, построенный в начале XIX века. Финская Церковь Святой Марии — памятник архитектуры регионального значения. Здесь регулярно проходят концерты классической музыки.

История храма

За 500 лет до того, как Петр I основал Петербург, в шведском городе Ниен была построена лютеранская церковь. Северная война разрушила город, и многие шведы стали переселяться в новое поселение. С 1703 году собрания для лютеранской общины начал проводить пастор Якоб Майделин. Люди собирались в обычном жилом доме.

Через 30 лет количество желающих послушать проповеди превысило 1 500 человек. Императрица Анна Иоанновна подарила общине участок на Большой Конюшенной улице . Там был построен первый деревянный храм, который освятили 19 мая 1734 года в честь Святой Анны. Здание было небольшим, а убранство скромным. Долгое время он был единственным финским храмом.

Финская община росла, и в 1803 году началось строительство новой каменной церкви на 2 400 мест

12 декабря 1805 года церковь освятили в честь Богородицы. Началась новая, местами трагичная, история.

На попечительстве прихода Святой Марии находились :

  • дома сирот
  • приют для бедных
  • касса взаимопомощи
  • общеобразовательные школы
  • часовня на Митрофаньевском кладбище
  • молитвенный дом Святой Марии в Лахте

В 1918 году на церковь начались гонения. Власти отобрали все социальные сооружения и за здание храма назначили арендную плату. В 1938 году пастор Церкви Святой Марии был расстрелян, здание закрыли и передали Эрмитажу . Но прихожане продолжали собираться тайно и сохранили традиции.

В 1940 году церковь перестроили под общежитие для рабочих

С 1970 года в здании находился «Дом природы» . Здесь проводились выставки животных, насекомых и мероприятия по природоохранной деятельности.

В 1990 году, благодаря усилиям пастора Арво Сурво, появилась возможность снова проводить богослужения. Сначала они проходили на ступенях храма, а потом в маленькой комнате на верхнем этаже здания.

К середине 90-х годов Приход Святой Марии вернули прихожанам . Центр зарубежной помощи Финляндии и Музейное ведомство Санкт-Петербурга начали проводить масштабную реставрацию церкви. Лютеране из Финляндии собрали почти 7 млн. рублей пожертвований.

В сентябре 2002 года Церковь Святой Марии стала епископальной церковью, что соответствует кафедральному собору

В 2010 году в церкви установили барочный духовой орган , который сопровождает все службы.

Сейчас в Церкви Святой Марии проводятся богослужения , мессы и проповеди на двух языках: русском и финском.

В храме проходят:

  • библейский час для прихожан
  • воскресная школа для детей
  • собрания для молодежи
  • концерты духовной музыки для всех желающих

Настоятель церкви — главный секретарь Церкви Ингрии пастор Михаил Иванов

Архитектура

Приход Святой Мариипостроили по проекту архитектора Г. Х. Хаульсена в классическом стиле. С начала XIX века внешний вид здания почти не изменился . Церковь Святой Марии — это прямоугольное здание, увенчанное куполом на барабане. Главный западный фасад храма, украшенный портиком из четырёх колонн тосканского ордера, выходит на Большую Конюшенную улицу. Отдельные части композиции — это вазы и треугольный фонтан.

В 1871 году архитектор К. К. Андерсон провел небольшую перестройку. Количество прихожан росло, и необходимо было увеличить вместимость церкви. Это сделали за счет сооружения вторых хоров на чугунных столбах внутри здания. Для свободного передвижения окна главного фасада переделали в двери.

Реставрация 1999 года по проекту С. И. Иванова и Э. Лонка вернула храму первоначальный вид. Но были внесены изменения. Массивный алтарь заменили на более легкий, оставив только алтарную решетку.

Церковный интерьер

Приход Святой Марии уютный и светлый. Внутри все лаконично – белые стены, потолок, деревянная крашеная мебель, яркие люстры, звуковое оборудование. Из религиозной атрибутики, как во многих лютеранских церквях, только алтарь.

Алтарная картина в Церкви Святой Марии создана по проекту художника Альберта Степанова

Церковный орган имеет 27 регистров и около 1 500 труб. Каждую неделю в храме проводятся органные вечера , концерты классической и религиозной музыки. Выступают российские, зарубежные исполнители, играют симфонические оркестры, поют хоры, приезжают детские коллективы. Все это за символические пожертвования. Вход открыт для всех. Иногда посетителей больше 700 .

Перед каждым концертом в церкви проходит проповедь

Режим работы и расписание богослужений 2019

  • Понедельник, вторник с 10:00 до 20:00
  • Среда с 10:00 до 22:30
  • Четверг, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 20:00

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте прихода

Пастор Аннекирхе утверждал, что в церкви на Конюшенной стоит уникальный инструмент.
Нужно сходить и проверить звук на ламповость.