Архитектурные здания трезини и воронихина. Биография. Приглашение из России

Доменико Андреа Трезини фотография

Родился в швейцарском городке Астано (близ Лугано, в италоязычном кантоне Тичино) ок. 1670 в небогатой дворянской семье. Учился в Венеции. В поисках заработка приехал в Копенгаген. Заказов при датском королевском дворе не получил, но здешний русский посол А.Измайлов пригласил его в Россию – «служить в городовом и палатном строении» (1703).

В том же году приехал к месту строительства новой российской столицы через Архангельск. Первым его крупным сооружением был форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (впрочем, кронштадтские укрепления этого времени не сохранились и известны лишь по гравюрам). В 1704 обновлял поврежденные фортификации Нарвы. Наконец, в 1706 приступил к главному своему труду – строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 крепость как таковая – с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами (украшенными рельефными аттрибутами воинской доблести и аллегорической композицией Низвержение Симона-волхва апостолом Петром работы скульптора К.Оснера) – была в значительной своей части уже построена. В 1712–1733 над ней вознесся Петропавловский собор – трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (в целом вся высота колокольни со шпилем 112 м, на 32 м больше «Ивана Великого» в Московском Кремле). Этот собор стал самым масштабным из тех стилистически рубежных памятников петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу, преобразив в нем не только внешнее декоративное убранство (как это было в «московском» или «нарышкинском» барокко), но всю архитектонику, размеченную здесь декоративно-скупым, но мощным ритмом пилястр и волют.

«Канцелярия городских дел», созданная для надзора над сооружением Петропавловской крепости, вскоре стала архитектурным штабом всей новой столицы (Трезини же был правой рукой главы Канцелярии У.А.Сенявина). Здания и целые комплексы по проектам швейцарского мастера возводились в ключевых точках Петербурга. Из них сохранились: Летний дворец Петра в Летнем саду (1710–1714), Благовещенская церковь с Духовским корпусом в Александро-Невской лавре (1717–1722), здание 12 коллегий на стрелке Васильевского острова (ныне университет; 1722–1734), последнее выделяется своей особой протяженностью (фронтальная ширина 383 м). Внеся в зодчество совершенно новые для России параметры высоты и длины, Трезини в то же время тонко дифференцировал стилистику, исходя из назначения здания. Если его церковные образы, более «южные» по духу, подчеркнуто величавы и масштабны, то образы светские (Летний дворец и 12 коллегий), напротив, подчинены, прежде всего, принципу практического удобства и компактности, характерного для северного, голландского барокко. Постоянно работая по личным указаниям Петра, зодчий внес также решающий вклад в регулярную планировку города на Неве в целом (в первую очередь на Васильевском острове) и составил «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для размещения разных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых»).

Дом Трезини функционировал как домашняя школа: из числа его помощников-«гезелей» вышел целый ряд видных зодчих, в том числе архитекторы Пьетро Антонио Трезини (сын Доменико; р.1710 – год смерти неизвестен), строивший в Александро-Невской лавре, и М.Г.Земцов.

Доменико Андреа Трезини был не только архитектором Петропавловского собора — на протяжении почти тридцати лет он фактически руководил строительством новой российской столицы - Санкт-Петербурга.

Доменико Андреа Трезини архитектор и известная историческая .

Доменико Трезини родился (около 1670 года) и вырос в швейцарском селении Астано близ Лугано, преимущественно населенном итальянцами. В этих краях с давних лет существовало большое количество художественных и ремесленных школ, где молодые люди получали общее и профессиональное образование. Одну из них и закончил молодой Доменико Трезини.

После этого он отправился в Венецию, где обучался архитектуре, а в 1699 году приехал в Данию для работы при дворе короля Фредерика IV. Там его заметил русский посол Андрей Измайлов и пригласил зодчего в Россию. В июне 1703 года Трезини отправился на службу . Государь удостоил его аудиенцией.

Доменико Трезини архитектор Санкт-Петербурга

Итальянец царю настолько понравился, что тут же получил чин управляющего Канцелярией от строения Петербурга. Петру I требовался именно такой человек: строитель-практик, инженер и фортификатор.

С Трезини заключили договор, назначив ему жалование 1000 рублей в год, что являлось огромными деньгами для того времени. Архитектор предполагал проработать в России один год, в договоре специально оговаривалось, что если петербургский воздух окажется «зело жесток здравию его», то он будет волен «ехать куда он похощет». Судьба, однако, распорядилась так, что Трезини остался в России до конца своих дней.

Первое строение Доменико Трезини в России — — до наших дней не сохранилось, но известно, что укрепление смогло выдержать непрерывную бомбардировку шведской эскадры летом 1704 года.

Вскоре Петр вызвал Доменико Трезини в Нарву, где необходимо было быстро укрепить крепостные стены и бастионы, построить казармы для солдат и погреба для воинских припасов.

Спустя год архитектор вернулся в Петербург и приступил к строительству Петропавловской крепости и — главных своих творений.

В 1710 году Доменико Трезини занялся первым , который располагался на месте нынешнего Эрмитажного театра. О внешнем виде этого трехэтажного здания мы можем судить, увы, лишь по старинным гравюрам. Оно было довольно просторно, сложено из плоского кирпича и напоминало своей планировкой — нижний этаж отводился под склады и комнаты прислуги, а в верхних жил император с семьей. Петр хотел подплывать к дворцу по воде, но здание отстояло от Невы на некоторое расстояние, и тогда между Невой и Мойкой прокопали канал, получивший название Зимней канавки.

Первый Зимний дворец очень скоро стал тесен для государя, и в 1716 году началось строительство нового дворца. Главным архитектором назначили Г. И. Маттарнови, но он — за смертью — не успел закончить работу. Это сделал за него Доменико Трезини.

Несколькими годами ранее зодчий разработал модель, по которой принялись возводить , однако полностью замысел Трезини воплощен не был — по его чертежам построили только правое крыло монастыря и Благовещенскую церковь. Одновременно с этим архитектор разработал и типовые — «образцовые» — проекты жилых домов: для именитых, зажиточных и простых людей.

В 1720-х годах Трезини приступил к застройке , ставшей для него не менее значимой работой, чем строительство Петропавловской крепости.

Главное детище зодчего на — здание Двенадцати коллегий. Трезини предложил остроумную композицию — он расположил корпуса «в линию» длиной без малого 383 метра, соединив их общим коридором и открытой галереей внизу. Каждый корпус отмечен выступающим ризалитом, что придает всему зданию эффект «движения», и перекрыт собственной кровлей с фронтоном. Архитектор смог построить здание, которое без лишней пышности обладало внушительным и, вместе с тем, торжественным видом.

Трезини продолжал активную деятельность и после смерти Петра I. Правда, при , занявшей российский трон в 1730 году, его положение заметно ухудшилось. В моду вошло пышное барокко, и стиль, в котором работал архитектор, уже не был столь востребован. Возведением дворцов Трезини больше не занимался, на его долю осталось строительство казенных зданий.

Умер Трезини в Петербурге 19 февраля 1734 года. Похоронили архитектора на кладбище у , но могила его, к сожалению, не сохранилась.

Династия Трезини

Фамилия Трезини в России широко известна. Итальянец из Швейцарии Доменико Трезини был первым архитектором новой Северной столицы. Он заложил основы европейской школы в русской архитектуре. Среди его детищ Летний дворец Петра I, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, часть регулярной планировки Васильевского острова, проекты Кронштадта и Александро-Невской лавры и многое другое.

Его зять Карло Джузеппе оказался менее удачливым и в России себе славы не сыскал. Доменико, а в России его звали Андреем Якимовичем был женат три раза. Первую жену он оставил в Швейцарии, в этом браке было рождено две дочери: Фелиция Томазина и Мария Люсия Томазина. Фелиция всю жизнь так и прожила на родине, Мария же с мужем Карло Джузеппе отправились в Россию. Вторая жена Доменико, имя которой история не сохранила, родила ему в 1710 году сына - Пьетро Антонио, Петра Андреевича. Мальчик был крестником императора Петра I и в 1725 году волей императора был отправлен на учение за границу.

В Россию сын Доменико не вернулся. Но был и другой Пьетро Антонио Трезини, который приходился Доменико дальним родственником, жил и работал в Петербурге, а в 1742-1751 годах также стал главным архитектором столицы. Эти две персоны часто путают, вследствие полного совпадения имен.

Доменико Трезини умер в 1734 году будучи русским помещиком и потомственным дворянином, наследство свое он завещал детям от третьей супруги Марии-Шарлотты: Джузеппе, Джоакино, Марии, Екатерине и Маттео. Судьба и потомство первых четырех детей неизвестны, а вот потомки Маттео Трезини живы и носят фамилию «Чернов» и «Леман», о чем повествует «Генеалогический вестник» №7 от 2002 года, издание Санкт-Петербург.

Доменико Трезини считается первым архитектором Петербурга. Он сумел долгие годы работать в теснейшем контакте с Петром I, выполняя его волю и реализуя его идеи. Сформировавшееся Петровское барокко - это творческий стиль Трезини.

Доменико Трезини родился в 1670 году в Швейцарии в селении Астано недалеко от города Лугано. Фамилия Трезини принадлежит к старинному итальянскому дворянскому роду. В современном городе Астано сохранился трехэтажный каменный дом семьи Трезини с гербом на фасаде. В окрестностях Лугано издавна существовало огромное количество художественных и ремесленных школ, так называемых «академий», где молодые люди проходили обучение и получали профессиональные навыки. Одну из таких школ и закончил Доменико Трезини. Затем он продолжил образование в Италии, выбрав для этого Венецию. Возвратившись домой, Трезини женился, у него родились дочери.

Семью надо было кормить, но работу архитектора в Швейцарии найти было очень трудно. Доменико решил поехать в Данию. При дворе датского короля Фридриха IV и началась профессиональная деятельность Трезини в качестве архитектора-фортификатора. Дания была союзником России в войне со Швецией, и посол Петра I при дворе датского короля Андрей Измайлов постоянно искал специалистов разных профессий для работы в России. Молодому фортификатору было обещано жалованье в 1000 рублей в год, что являлось для него сказочным богатством. Это и на самом деле были огромные по тем временам деньги. К слову сказать, жалованье самого царя Петра в должности капитан-бомбардира было почти в три раза меньше. В последних числах июня 1703 году вместе с другими специалистами, нанятыми Измайловым, Трезини отплыл в Россию. Он не предполагал тогда, что контракт, подписанный им на год, продлится до конца его жизни, а Россия станет его второй родиной.

Условия военного времени требовали возведения оборонительных сооружений, и первым заданием, которое царь Петр поручил Трезини, было строительство форта Кроншлот в Финском заливе у берегов острова Котлин. Там же архитектор возвел массивные и торжественные триумфальные ворота. К сожалению, до сегодняшних дней они не сохранились. Быстрый и энергичный Трезини хорошо знал свое дело. С первых же лет он зарекомендовал себя с самой хорошей стороны и в дальнейшем неизменно пользовался доверием Петра I. В 1705 году архитектор возвращается на берега Невы, где интенсивно идет строительство Петербурга. Ему поручено создать главную защиту города - Петропавловскую крепость, которую царь Петр повелел перестраивать в камне. Помимо каменных стен в ней также возводились казармы, пороховые погреба и другие постройки. Под защитой каменных стен крепости началось строительство и первого каменного собора в Петербурге - Петропавловского, строить который Петр I тоже повелел Трезини.

Размах городского строительства был так велик, что потребовалось специальное учреждение, которое занималось организацией и снабжением такой грандиозной стройки строительными материалами. Для своевременного исполнения всех этих надобностей по указу царя была создана Канцелярия городовых дел. Во главе ее Петр поставил Ульяна Акимовича Сенявина. Брат знаменитого адмирала был прекрасным организатором, а Трезини стал его первым помощником. Позже канцелярия станет ведать не только строительством, но и всей планировкой Петербурга. Вскоре после основания Петербурга у царя Петра возник замысел основать неподалеку от города монастырь в честь князя Александра Невского. Место для монастыря выбрал сам царь. Доменико Трезини выполнил модель монастыря, которую Петр утвердил, и в 1712 году приступили к работам. И сейчас малиново-красные с белым декором корпуса и Благовещенская церковь являются украшением Александро-Невской лавры. Но не только крепости и соборы являлись заботой архитектора. В 1711 году начали строить новый Зимний дворец. Этот дворец еще называли «Свадебные палаты», так как в нем состоялась свадебная церемония Петра I и Екатерины. До наших дней этот дворец не дошел, не сохранились также его чертежи и модель, выполненные Трезини. Только по документам о строительстве дворца можно судить о требованиях царя и возможностях архитектора. Царский дворец был построен осенью 1712 года, и Трезини вновь угодил императору.

Трезини был не просто архитектором при Канцелярии городовых дел - он стал правой рукой царя по всем строительным делам Петербурга. А с 1714 года архитектор фактически вел все строительство города, ставшего новой столицей России. Идея создания «регулярного города» выразилась в разработке типовых проектов жилых зданий и определенных правил застройки улиц и площадей. Трезини разработал проекты домов для разных сословий: для «подлых» людей, из низкого сословия, зажиточных и именитых. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца начали забивать сваи и под строительство Летнего дворца. Трезини построил его по типовому проекту домов для именитых. Здание, сохранившееся до наших дней, и сейчас является украшением Летнего сада. Ярким памятником архитектуры Петровской эпохи является здание Двенадцати коллегий - первое каменное правительственное сооружение в новой столице. Для лучшего архитектурного решения царь даже объявил первый в России конкурс. В результате были приняты проекты Трезини и Швертфегера, а руководство строительством было поручено Трезини.

Завершить строительство Трезини не успел. Он умер 19 февраля 1734 году и был похоронен на Сампсониевском кладбище в Петербурге. А здание Двенадцати коллегий достраивал его лучший ученик Михаил Григорьевич Земцов. В 1995 году площадь на съезде с моста Лейтенанта Шмидта, между 5-й и 6-й линиями была названа его именем — площадь Доменико Трезини. Здесь, на Университетской набережной, под № 21, находился его собственный дом, возведенный в 1723-1727 годах.

Прославленный архитектор Доменико Трезини, проектировавший Петербург в эпоху правления императора Петра Великого, скончался 282 года назад. Творца не стало 2 марта 1734 года.

Архитектор, получивший образование в Италии, приехал на службу в Россию из Дании без каких-либо рекомендаций. Однако спустя короткое время Трезини благодаря своим личностным и профессиональным качествам добился расположения императора и стал основоположником так называемого «петровского барокко».

сайт подобрал пять самых известных проектов швейцарца, доживших до наших дней.

Петропавловский собор

На берега Невы Трезини прибыл в феврале 1704 года. На тот момент там не было практически ничего - болота, вода и древесина. Петропавловская крепость возвышалась тогда в своем первоначальном варианте - из глины и дерева.

Доменико Трезини сперва направили на укрепление Кронштадтской крепости. Вернувшись, специалист стал главным архитектором новоиспеченной Канцелярии городовых дел. Петр I задумывал, что новое ведомство будет руководить перестройкой одной только Петропавловской крепости - из земляной в каменную. Это было главным занятием Трезини в течение четырех последующих лет.

Каменный Петропавловский собор был заложен в мае 1712 года. На сегодняшний день он является одним из самых значительных и знаменитых творений швейцарца.

Самая примечательная часть собора - устремленная вверх колокольня. Она увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как доминанта в ансамбле строящегося города.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещен во временной часовне внутри еще строящегося на тот момент собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764-м Ивана VI, место захоронения которого неизвестно до сих пор.

Работа над Петропавловским собором стала для Трезини одной из первых в России. Фото: www.globallookpress.com

Здание Двенадцати коллегий

В период с 1722-го по 1733 год Трезини создал еще одно свое знаменитое сооружение, известное сегодня во всей стране - здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, оно имеет двенадцать секций. Каждая из них оформлена как самостоятельный дом.

Здание расположено на Университетской набережной Васильевского острова. В XVIII веке его занимали высшие органы государственного управления. Когда петровские коллегии расформировали, их сменили Главный педагогический институт и Санкт-Петербургский университет.

Здание Двенадцати коллегий строилось для государственных нужд. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin

Летний дворец Петра I

Одно из старейших зданий Петербурга, сохранившееся и по сей день, проектировалось архитектором в течение четырех лет - с 1710-го по 1714 год. Трезини сделал Летний дворец Петра I весьма скромным - 14 комнат и две кухни. Это, прежде всего, было связано с тем, что здание предполагалось использовать лишь в теплое время года. Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером. Петр I посещал дворец до самой смерти.

В годы Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, но затем провели масштабную реставрацию. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею. В настоящий момент оно вновь закрыто на реставрацию и должно открыться в следующем году для посетителей.

Петр I любил проводить летние месяцы в своём дворце. Фото: www.globallookpress.com

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Трезини руководил и разработкой проекта архитектурного комплекса Александро-Невской лавры в 1715 году. Архитектор видел монастырь как симметричный ансамбль каменных строений, занимающих участок между Невой и Черной речкой. По мере возведения монастыря у его стен вырос городок, были разбиты огород и сад. Появились здесь кузница, столярная мастерская, конюшенная и скотный двор.

Впоследствии в стенах Невской лавры было подготовлено не одно поколение архиереев. Многие представители епископата Русской церкви XVIII-XIX вв. в то или иное время служили в этом монастыре.

Император Петр Великий впервые посетил монастырь, спроектированный Трезини, 29 мая 1723 года. Царь повелел перенести мощи князя Александр в Петербург из владимирского Рождественского монастыря. Останки прибыли в новую столицу 30 августа 1724 года. В память об этом в РПЦ ввели праздник Перенесения мощей благоверного князя Александра.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - место, куда Петр I попросил перенести мощи князя. Фото: www.globallookpress.com

Дом Трезини

По адресу: Университетская набережная, 21, находится здание, именуемое как дом Трезини. Именно здесь, согласно открытым данным, жил известный архитектор.

Император Петр I отдал место для возведения дома для градостроителя, которому доверял настолько, что стал крестным его сына. Утверждается, что проект здания выполнил сам Трезини. Дом представлял собой образец того самого «петровского барокко».

Возведение шло достаточно медленно: фундамент был заложен в 1723 году, но в 1726 году дом еще не был подведен под крышу. В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьей. В двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того как архитектор в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове и детям.

В течение веков здание неоднократно перестраивалось. В 2005 году дом расселили и провели реконструкцию. Теперь здесь размещена гостиница. Два года назад перед домом установили памятник Доменико Трезини, еще раз увековечив архитектора в истории города.

Дом Трезини сегодня является гостиницей. Фото: Commons.wikimedia.org / Надежда Пивоварова

Share

Доменико Андреа Трезини родился в швейцарском городе Астано в 1670 году, в небогатой дворянской семье. В краях, где он родился, издавна существовало большое количество художественных и ремесленных школ, где молодые люди получали общие и профессиональные знания. Одну из них закончил молодой Доменико Трезини.

Архитектурному делу Доменико учился в Венеции . Возвратившись домой 30 января 1698 года он венчался с Джованной ди Вентис, но был вынужден отправиться на заработки в Данию бросив семью. Найти работу архитектора в Швейцарии было трудно. Датскому же королю Кристиану V было необходимо соорудить мощные укрепления вокруг своей столицы. Однако, по прибытию Трезини в Копенгаген власть в королевстве сменилась, троном завладел Фредерик IV, который от услуг архитектора отказался. Тем не менее, Доменико Трезини стал числиться начальником в строении крепостей.

Дания являлась союзником России в войне со Швецией. В связи с этим, русский посол Андрей Измайлов имел возможность, находясь при дворе датского короля, искать молодых специалистов для работы в России.

В 1703 году он пригласил Доменико Трезини. 1 апреля был заключён договор с жалованием 1 000 рублей в год (для того времени очень большие деньги). В июне 1703 года Трезини вместе с другими молодыми специалистами отправился на службу Петру I . Архитектор предполагал работать в России один год. Затем, ежели воздух окажется «зело жесток и здравию его вредный», то он волен будет ехать «куда он похощет» [Цит. по 1, с. 25].

Александро-Невская лавра

В августе 1703 года Доменико Трезини прибыл в Москву . В середине февраля следующего года он отправился в Петербург.

Первой работой Доменико Трезини в России был форт Кроншло т близ острова Котлин в Финском заливе, построенный уже к маю 1704 года. Летом этот форт выдержал атаки шведской эскадры, не пустив вражеские корабли к молодому Санкт-Петербургу. До сего дня форт не сохранился.

После взятия русскими войсками Нарвы в 1704 году Трезини работал там над восстановлением фортификационных сооружений. Он воссоздавал разрушенные крепостные стены, построил триумфальные ворота.

В конце лета 1705 года Трезини было велено вернуться в Петербург. Его первым адресом стал дом на левом берегу Мойки, напротив Греческой слободы. Первая жена Трезини осталась в Швейцарии. В 1708 или в 1709 году он женился второй, а затем и третий раз.

В 1706 году Доменико Трезини была поручена перестройк а земляной Петропавловской крепости в каменную. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. Здесь же архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора , Петровских ворот , строил казармы, погреба и другие постройки.

Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Он применил здесь принципиально новые для России того времени принципы строительства фортификационных сооружений.

В начальный период строительства Петербурга Доменико Трезини стал главным архитектором Канцелярии строений. Канцелярия эта изначально была создана для надзора над строительством Петропавловской крепости, а затем стала отвечать за развитие города в целом.

В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен первый Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра ).

Петропавловский собор

Для исполнения работ в срок мастеру необходимы были ученики. По приказу Петра I ими могли быть только русские, именно русских будущих архитекторов Трезини и стал обучать в своём доме на берегу Мойки. Одним из его учеников стал архитектор Михаил Григорьевич Земцов . Доменико Трезини стал первым преподавателем архитектуры в России.

Доменико Трезини стал автором проектов мазанковых (фахверковых) зданий, которые строились в Петербурге 1710-х годах. В то время весь кирпич шёл на строительство укреплений Адмиралтейства , Петропавловской крепости, острова Котлин. Поэтому гражданские здания Пётр I решил строить по североевропейски, фахверковым способом. Проектирование таких домов он доверил швейцарцу. Архитектор построил мазанковые здания на Троицкой площади , таким же был Почтовый двор на месте нынешнего Мраморного дворца .

В 1712 году Доменико Трезини выполнил модель, по которой начал строиться монастырь в честь князя Александра Невского . Полностью замысел зодчего воплощён не был. По его чертежам возвели правое крыло монастыря (если смотреть от Невы) и замыкающую его Благовещенская церковь.

Доменико Трезини создал проект застройки Васильевского острова . Здесь архитектор спланировал главную городскую площадь, ограниченную с запада протяжённым зданием Двенадцати коллегий . Впоследствии Трезини строил здесь как это здание, так и Мытный (позже ставший Гостиным) двор. В западной части Васильевского острова по чертежам архитектора была создана Галерная гавань.

По чертежам архитектора была построена партикулярная верфь на берегу Фонтанки. Она располагалась в районе, планировку которого в виде сетки паралельных и перпендикулярных Неве улиц создал Трезини. Архитектор определил направления современных Кирочной , Фурштатской , Чайковского , Захарьевской, Шпалерной улиц.

В 1715 году Пётр I повелел Трезини строить каменный госпиталь на Выборгской стороне.

Трезини первым в России внёс функциональность в архитектурный стиль. Трезини вместе с французским архитектором Леблоном разработал типовые планы жилых домов для размещения разных слоёв населения: для именитых, зажиточных и «подлых» (слово «подлый» тогда имело несколько другое значение, нежели сейчас).

Здание Двенадцати коллегий

В 1717 году Пётр I приказал архитектору выстроить «образцовый» дом для зажиточных, и поселиться в нём, «для примеру». Место для дома царь указал на 12-й линии Васильевского острова, там он и был построен. Однако поселился в нём не Трезини, а барон Остерман. К 1718 году Доменико Трезини жил в своём доме на 2-й линии Васильевского острова (вероятно, участок дома №45). Также ему принадлежал и один из домов на 5-й линии.

Когда границей Петербурга была река Фонтанка, Пётр I придумал обустроить её берега за частный счёт. В 1721 году он начал раздавать береговые участки своим соратникам, которые должны были устроить здесь свои усадьбы. Проекты таких усадеб разарабатывал Трезини. В Центральном государственном военно-историческом архиве сохранились 10 чертежей загородных домов с автографом архитектора. Среди таких усадеб — Летний сад с Летним дворцом Петра I , где работал швейцарец в конце 1710-х — начале 1720-х годов.

Трезини — самый востребованный архитектор петровской эпохи. Сохранились записи, из которых видно чем ему было поручено заниматься, к примеру, в 1720 году [Цит. по 1, с. 143]:

  • Больверк Царского Беличества и другие места в крепости.
  • Строение церкви Петра и Павла там же.
  • Шпиц для колокольни церкви Петра и Павла.
  • Подъёмный мост при фортеции.
  • Установка на крепостных воротах большого двуглавого орла.
  • Строение каменного госпиталя.
  • Большой пороховой погреб на Васильевском острове.
  • Над старыми государевыми хоромами, что на городовом острове, сделать сарай с крышей (имеется в виду домик Петра I ).
  • На острове против Екатерингофа строить государевы хоромы и бить под них сваи (Подзорный дворец).
  • В казармах форта Кроншлот поставить новые печи и оконные рамы.
  • На острове Котлин ставить магазины (имеются в виду амбары).

В 1722 году Трезини через князя Меншикова обращался к Петру I с просьбой увеличить себе жалование. За такое посредничество Меншиков уговорил архитектора надсматривать за работами по обустройству его дворца. Официально строительными работами в Меншиковском дворце руководил архитектор Иоганн Готфрид Шедель. Он был отличным каменщиком, но плохим зодчим. Спустя несколько лет Трезини уже не скрывал, что руководит работами в доме князя. Причём в перечень своих работ эту деятельность он не включал, а значит не получал от Меншикова вознаграждения. Прибавку к жалованию от Петра I Трезини тоже так и не получил.

В том же году Меншиков обращался к Трезини с упрёками, почему он не проявляет должного радения к возведению Кунсткамеры. На это швейцарец отвечал, что «Строение каменной библиотеки и кунст каморы приказано после смерти Матерновия достраивать архитектору Гербелю, а не мне…»

С 1722 по 1724 год Доменико Трезини достраивал второй Зимний дворец Петра I, при этом полностью следовал проекту архитектора Маттарнови . Итальянец не успел завершить строительство до своей смерти. В 1726 году Трезини возводил дворовые корпуса здания, застроив двор со всех четырёх сторон.

В 1723-1727 годах для Доменико Трезини был построен дом на берегу Невы (Университетская наб. 21 ). Здесь архитектор никогда не жил. Но в 1995 году площадь перед этим домом была названа площадью Трезини.

Только после смерти Петра I Доменико Трезини получил прибавку к жалованию. Екатерина I задабривала верных слуг своего супруга. Канцелярия от строений решила назначить архитектору жалование размером в 1 700 рублей в год. Меншиковым эта сумма была скорректирована — 1 500 рублей в год. 1 января 1726 года Доменико Трезини «за его труд и прилежность» было дано звание инженера-полковника. Согласно табелю о рангах это давало право на титул «ваше высокоблагородие» и российское потомственное дворянство. Ещё через год жалование архитектора всё таки было доведено Екатериной I до 1 700 рублей в год.

Супругу Петра I на престоле сменил малолетний Пётр II. Меншиков поселил его в своём дворце, рядом с которым затеял строительство резиденции нового императора. Автором проекта дворца Петра II стал Доменико Трезини. Правда, Пётр II здась никогда не жил, и само здание позже было достроено уже не как дворец.

При взошествии на престол Анны Иоанновны положение архитектора ухудшилось. Доменико Трезини продолжал быть активным строителем, но от фаворита императрицы генерал-губернатора Петербурга Христофора Миниха в его сторону начались сыпаться упрёки. По всей видимости, всесильный фаворит решил прибрать к себе всю славу строителя Петропавловской крепости. Он потребовал передачи всех чертежей в своё ведомство, где их сжёг.

4 апреля 1728 года Верховный тайный совет потребовал от Канцелярии от строений ведомость всех домов, которые строил за последний год Трезини. Такой документ был составлен архитекторами Михаилом Земцовым и Иваном Мордвиновым. 23 пункта включили: Зимний дворец, дом придворной певицы Краморши на Большой Морской улице , конюшни при доме Меншикова, покои для придворной дамы мадам Яган, новую каменную паперть у Воскресенской церкви, канал перед зданием Коллегий… и даже нужники на пристанях. В этот перечень не вошла работа Трезини в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге, Кроншлоте, Кронштадте. Всего архитектор одновременно занимался 49 проектами.

При Анне Иоанновне в моду вошло пышное барокко, стиль в котором работал Франческо Бартоломео Растрелли . Когда Трезини представлял свои чертежи новой императрице в Москве, ему было доверена лишь постройка западных врат с колокольней при мужском Донском монастыре. С 1730 по 1733 год велась работа по их сооружению, которая не была завершена из-за прекращения финансирования со стороны Анны Иоанновны. Доменико Трезини не было доверено строительство дворцов, но другие казённые строения продолжали оставаться за ним.

21 июля 1730 года стареющий архитектор написал императрице прошение о передаче ему «в Ингерманландии, в Копорском уезде мызою Зарецкую с принадлежащими к ней деревнями с людьми и со крестьяне, с пашней и с сенным покосом и со всеми к тому угодьи — в вечное и потомственное владение». И это было сделано — уникальный случай в русской истории, когда иностранный зодчий за свою работу получил в награду поместье.

В августе 1731 года Доменико Трезини было поручено перенести Почтовый двор на новое место — участок близ Исаакиевской церкви . Освободившийся участок Миних приказал застроить кавалергардией и конюшнями лейб-гвардии Конного полка. После передачи Меншиковского дворца Кадетскому корпусу Трезини составлял смету на переустройство дворцовых помещений для новых нужд. Исполнял он и заказы дочери Петра I Елизаветы, переделывая для неё галерею и печи в доме Нарышкина на Большом луге (ныне Марсово поле ).

Архитектурный стиль, в котором работал Трезини, называют «петровским барокко». Его отличает сдержанность при архитектурном оформлении зданий, что так по душе было Петру I. Трезини ввёл в Петербург петровской поры североевропейскую архитектуру, свойственную протестанской культуре. При этом она применялась лишь для казённых строений, тогда как русские богачи требовали вычурной пышности. Исключением был лишь сам царь, который только к концу своего правления поселился в по настоящему богатом дворце. Но то здание было спроектировано уже не швейцарцем Трезини, а итальянцем Маттарнови.

Умер Доменико Трезини в Петербурге, 19 февраля 1734 года. На шестой день его похоронили на кладбище у Сампсониевского собора , могила не сохранилась.

24.11.2013